Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Реостаты" (8 класс)»
Конспект урока на тему: «Реостаты»
Цель урока: Познакомить учащихся с реостатом и сформировать практические навыки его использования.
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с реостатом и сформировать практические навыки его использования. Повторить такие элементы знаний, как сила тока, напряжение, сопротивление.
Развивающая: Формирование умения выделять причину, влияющую на результат, умения логически мыслить. Способствовать развитию умений точно измерять силу тока, напряжение, пользоваться физическими приборами.
Воспитательная: Развитие самостоятельности и внимания учащихся. Способствовать формированию у учащихся чувства ответственности, бережного отношения к приборам.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ползунковый реостат, презентация Microsoft Power Point на тему "Реостат".
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала.
4. Закрепление изученного материала
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие, фиксация отсутствующих проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.
Актуализация опорных знаний.
Делаю проверку домашнего заданию, путем небольшого пятиминутного теста.
Учитель: Прежде чем приступать к новой теме давайте с вами вспомним в чем заключается закон Ома и запишите формулу для закона Ома для участка цепи?
Ученик:Закон Ома гласит: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивления, .(слайд 1)
Учитель: Что такое электрическое сопротивление?
Ученик:Электрическое сопротивление – это физическая величина, характеризующая свойства проводника препятствовать прохождению электрического тока и равная отношению напряжения на концах проводника к силе тока, протекающего по нему.
Учитель: А запишите формулу для нахождения электрического сопротивления из закона Ома и скажите в чем оно измеряется?
Ученик: , измеряется электрическое сопротивление в омах, обозначается (Ом).(слайд 2)
Учитель: Как можно определить сопротивление через длину проводника и площадь поперечного сечения, запишите формулу на доске?
Ученик:Сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его сечения и зависит от вещества проводника, . (слайд 3)
Учитель: Что такое удельное сопротивление и запишите на доске формулу?
Ученик:Удельное сопротивление – это физическая величина, которая определяет сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м2, . (слайд 4)
Изложение нового материала
На практике часто приходится менять силу тока в цепи, делая ее то больше, то меньше. Так, изменяя силу тока в динамике радиоприемника, мы регулируем громкость звука. Изменением силы тока в электродвигателе швейной машины можно регулировать скорость его вращения.
Учитель: Как создать устройство для регулирования силы тока?
Ученик:Нужно выяснить отчего зависит сила тока.
Учитель: А отчего зависит сила тока?
Ученик:Из закона Ома можно сделать вывод что сила тока зависит от напряжения и сопротивления.
Учитель: Если напряжение в цепи мы можем поменять, поменяв источник, то что нужно сделать чтобы изменить силу тока в цепи? мы можем изменив сопротивление проводника.
Ученик:Нужно изменить сопротивление проводника.
Учитель: А какие же параметр проводника следует изменять, чтобы изменить его сопротивление, а, следовательно, и силу тока в электрической цепи?
Ученик:Нужно изменить параметр длины проводника.
Приборы, используемые для регулирования силы тока в электрических цепях, называются реостатами.
И так темой нашего сегодняшнего урока является "Реостат".
Запишем определение реостата в тетрадь.
Запись в тетради:Реостат – это прибор для регулирования силы тока в электрической цепи.(слайд 5)
Обратите внимание на следующий слайд. На нем представлены основные виды реостатов. (слайд 6)
Остановимся подробнее на ползунковом реостате и рассмотрим принцип его работы. В этом реостате стальная проволока намотана на керамический цилиндр. Проволока покрыта тонким слоем не проводящей ток окалины, поэтому витки ее изолированы друг от друга. Над обмоткой расположен металлический стержень, по которому может перемещаться ползунок. Своими контактами он прижат к виткам обмотки. Ток, поступая на клемму 2, соединенной с одним из концов спирали, проходит по обмотке, касается контактов ползунка и по стержню попадает на клемму 1. (слайд 7)
Перемещая подвижной ползунок, можно изменять длину проволоки, расположенной между зажимами реостата, и тем самым изменять его сопротивление. Сделаем вывод, чем больше длина проводника, тем меньше сила тока в цепи. И наоборот, чем меньше длина проводника, тем больше сила тока в цепи.
Устройство следующего реостата, представленного на слайде 8, аналогично предыдущему. У нас имеется устройство, внутри которого находится так же проводник, конца этого проводника выведены на клеммы A и B, клемма W отвечает за снятия электрического тока с любой точки проводника, вращая по часовой и против часовой стрелки ползунок, мы уменьшаем и увеличиваем длину проводника. В зависимости откуда у нас течет электрический ток.
На следующем слайде вы увидите как обозначают реостат в электрической цепи. (слайд 9)
Закрепление изученного материала.
Выводим на слайд
Каким прибором регулируют силу тока в электрической цепи?
Амперметром.
Вольтметром.
Реостатом.
Гальванометром.
Предположим, что нужно изготовить реостат и есть медный провод, нихромовый, вольфрамовый и алюминиевый. Какой вы выбрали провод?
Медный.
Нихромовый.
Вольфрамовый.
Алюминиевый.
В какой из цепей, амперметр измеряет силу тока в реостате?
№ 1.
№ 2.
№ 3.
П о каким участкам реостата в цепи, изображенной на рисунке, проходит электрический ток?
1–4, 4–3, 3–5.
1–4, 4–6, 6–5.
1–2, 2–3, 3–5.
1–4, 4–3, 3–2.
С помощью клемм А и С реостат включают в цепь. Влево или вправо следует сдвинуть ползунок В, чтобы увеличить сопротивление в цепи?
В лево.
Вправо.
Однозначно сказать нельзя.
В какую сторону нужно сдвинуть ползунок реостата, чтобы увеличить силу тока в цепи, показанной на рисунке?
В правую.
В левую.
При любом перемещении ползунка сила тока в цепи будет уменьшаться.
Для подведения итогов проделаем лабораторную работу №5 "Регулирование силы тока реостатом". Записываем в тетради название лабораторной работы, цель лабораторной работы и оборудование.
Запись в тетрадях:
Лабораторная работа №6
Регулирование силы тока реостатом
Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи.
Приборы и материалы: источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.