развивающая:формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.
воспитательная:воспитывать трудолюбие, культуру поведения, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.
Задачи урока
Обучающие:
изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.
Развивающие: способствовать развитию умения работать в коллективе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.
Последовательность изложения нового материала
Магнитный поток.
История открытия явления электромагнитной индукции.
Демонстрация опытов Фарадея по электромагнитной индукции.
Практическое применение явления электромагнитной индукции.
Оборудование
Разборный трансформатор, гальванометр, постоянный магнит, реостат, амперметр, магнитная стрелка, ключ, соединительные провода, модель генератора, мультимедийный проектор,аудиозапись, презентация по теме.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
На предыдущих занятиях мы рассмотрели магнитное поле и характеристику магнитного поля, его действие на проводник с током и на движущийся заряд.
1. Что является источником магнитного поля?
2.Какая физическая величина является характеристикой магнитного поля?
3.Какие существуют правила для определения направления вектора магнитной индукции?
Сегодня тема нашего занятия « Магнитный поток. Открытие явления электромагнитной индукции»
Нам предстоит рассмотреть вопросы:
1.Магнитный поток.
2.История открытия явления электромагнитной индукции.
3.Демонстрация опытов Фарадея по электромагнитной индукции.
4.Значение открытия явления электромагнитной индукции.
3. Изучение нового материала
(Используются слайды презентации, интерактивная доска, оборудование для демонстрации опытов, аудиозапись).
1.Магнитный поток (определение, способы изменения , размерность, формула). Повторение 9 класса. Закрепление с помощью слайдов презентации.
1. Изучение электромагнитных явлений показывает, что вокруг электрического тока всегда существует магнитное поле . (Демонстрация опыта Эрстеда). Электрический ток и магнитное поле связаны друг от друга.
Но если электрический ток «создаёт» магнитное поле, то не существует ли обратного явления? Нельзя ли с помощью магнитного поля «создать» электрический ток? Такую задачу в 1821 году поставил перед собой английский учёный М. Фарадей.
На экране портрет М. Фарадея (1791 - 1867).
Учитель на фоне музыки знакомит с жизнью и деятельностью Фарадея.
Над поставленной перед собою задачей Фарадей работал 10 лет. Он открыл электромагнитную индукцию – новое явление, которое подробно исследовал и описал в ряде статей. Открытие Фарадея было новым шагом в изучении электромагнитных явлений.
2. Чтобы понять, как Фарадею удалось «превратить магнетизм в электричество», выполним некоторые опыты Фарадея, используя современные приборы. ( Демонстрируются и анализируются опыты)
а)Фарадей обнаружил, что если взять две проволочные обмотки (мы возьмём две катушки) и в одной из них менять силу тока, например, замыкая или размыкая цепь первичной катушки, то во вторичной катушке возникает ток, несмотря на то, что катушки изолированы друг от друга. Явление возбуждения электрического тока в замкнутом проводнике с помощью магнитного поля называют электромагнитной индукцией. Возбуждённый таким образом ток назвали индукционным током.
Демонстрирую опыты:
- возникновение индукционного тока в замкнутой катушке при включении и выключении тока во второй катушке;
- возникновение индукционного тока в замкнутой катушке при изменении силы тока с помощью реостата во второй катушке;
- возникновение индукционного тока при перемещении катушек друг относительно друга.
Далее оказалось, что обмотку (катушку) с током можно заменить магнитом и ток в катушке возникает либо при перемещении катушки относительно магнита, либо, наоборот, при перемещении магнита в катушке.
Выполняем опыт с приборами: катушка, соединённая с гальванометром, магнит.
Вывод: во всех рассмотренных случаях индукционный ток возникал при изменении магнитного потока, пронизывающего охваченную проводником площадь катушки.
Выполняем рисунок по проведённым опытам. ( Рисунки на доске).
Закрепление изученного материала и контроль знаний.
Выполняется тестовая работа
Рефлексия.
У учащихся на столах смайлики ( улыбающийся , равнодушный и грустный). Учитель просит поднять в руках тот, который больше соответствовал настроению каждого ученика на уроке.
Сегодня мы с вами познакомились с явлением электромагнитной индукции, которое используется во всех современных генераторах, преобразующих механическую энергию в электрическую. Это явление, открытое М. Фарадеем в 1831 году, сыграло решающую роль в техническом прогрессе современного общества. Оно является физической основой современной электротехники, обеспечивающей промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, быт людей электрической энергией.
Спасибо всем за активную работу на уроке. Оценки.
Домашнее задание
§ 8, 9 №838 ( Рымкевич)
Приложение
Задание. Ознакомьтесь с биографией М. Фарадея и заполните таблицу, отражающую вклад учёного в открытие явления электромагнитной индукции. Используйте учебники, энциклопедии, книги, электронные издания, ресурсы Интернета, другие источники.