3.Усвоение новых знаний. | Если перефразировать слова в стихотворении В. Маяковского с точки зрения физических понятий: работа и энергия, оно будет звучать примерно так: Работа и Энергия - Близнецы сёстры. Мы говорим Работа Подразумеваем Энергия. Мы говорим Энергия, Подразумеваем Работа. Слайд 5 Наша следующая задача будет выяснить, почему эти понятия так тесно связаны. Слайд 6,7 Запись в рабочей тетради числа и темы урока. 1. Предположим, что снаряд, летящий с некоторой скоростью, попадает в доску, пробивает ее насквозь и вылетает. Слайд 8
Учитель: Против каких сил совершил работу снаряд? Какой энергией обладал снаряд? 2. Другой пример. Автомобиль, движущийся с выключенным двигателем, останавливается через некоторое время под действием сил трения. В начале торможения он тоже обладал энергией. Учитель: За счет чего автомобиль совершил работу? Энергию, которой обладает тело вследствие своего движения, называют кинетической энергией. Выясним, от чего зависит кинетическая энергия. Слайд 9, 10 В механике энергия системы тел определяется положением тел и их скоростями. Сначала найдем, как энергия тел зависит от их скоростей. Вычислим работу силы F, действующей на тело массой m, в простом случае, когда тело движется прямолинейно, сила постоянна и ее направление совпадает с направлением скорости. При перемещении тела на величину S его скорость меняется от v1 до v2. Выберем ось Ох так, чтобы векторы силы, скоростей и перемещения были сонаправлены с этой ось. Тогда работа силы A=F*S (1) Согласно формуле Галилея S=(v22-v12)/2*a (2) Но согласно второму закону Ньютона F=m*a , m=F/a (3) Следовательно, объединив эти три формулы, мы получим следующее выражение: A=F*(v22-v12)/2*a = m/2* (v22-v12)= mv22/2-mv12/2= Ek2-Ek1=ΔEk Учитель: как называется выражение в правой части формулы? Полученное равенство носит название теоремы об изменении кинетической энергии. Учитель: попробуйте прочитать словесно полученное равенство. Учитель: скажите, пожалуйста, в каких случаях работа положительна, а в каких – отрицательна? Ребята, я хочу обратить ваше внимание и на тот факт, что эта теорема справедлива и для случаев, когда на тело действуют переменные силы и оно движется по криволинейной траектории.
Приведите примеры механической работы, совершенной движущимися телами. Вспомните слайды вначале нашего урока.
И, наконец, как вы думаете, каков физический смысл кинетической энергии? | Ученики слушают учителя. Снаряд совершил работу против силы трения, следовательно, он обладал энергией вследствие своего движения. Именно за счет этой энергии автомобиль совершил работу против сил трения Ученики: это выражение называется изменением кинетической энергии. Ожидаемый ответ: Изменение кинетической энергии материальной точки равно совершенной в соответствующем движении механической работе равнодействующих сил. Ожидаемый ответ: Если Ек увеличивается, то работа положительна. В противном случае – отрицательна. Массы движущегося воздуха приводят в действие ветряные мельницы, ветряные электростанции, парусные суда; Ураганы производят существенные разрушения, морские волны выбрасывают на берег огромные камни. Физический смысл кинетической энергии: кинетическая энергия тела, движущегося со скоростью υ, показывает, какую работу должна совершить сила, действующая на покоящееся тело, чтобы сообщить ему эту скорость. |
6. Подведение итогов урока и рефлексия. | Ребята у вас на партах лежат желтые, зелёные и красные флажки. Красный – тема очень сложная и мне нужна дополнительная работа с учителем по этой теме. Жёлтый – тема сложная, но мне достаточно ещё раз самому сесть и прочитать параграф учебника. Почитать конспекты. Выполнить вдумчиво домашнее задание. Зелёный – тема несложная. Я легко справлюсь с домашним заданием. Поднимите тот, который ближе всего отражает ваше настроение в конце урока. Слайд 11, 12 Спасибо за урок! До свидания! | Поднимают флажки согласно настроению. |