Просмотр содержимого документа
«I закон термодинамики. Применение I закона термодинамики к изопроцессам»
Проект урока по физике
в 10 классе по теме:
«I закон термодинамики.
Применение I закона термодинамики к изопроцессам.»
Симонова Т.А., учитель физики.
муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 29
г. Георгиевска Ставропольского края
г.Георгиевск
Тема урока. I закон термодинамики. Применение I закона термодинамики к изопроцессам.
Цель урока. 1.Рассмотреть и сформулировать I закон термодинамики. Выяснить его физический смысл.
2. Дать понятие об адиабатном процессе. Показать применение I закона термодинамики к изопроцессам.
3. Показать единство закона сохранения энергии для различных явлений в природе.
Развивающая
Развить умение применять полученные знания при решении расчетных и качественных задач.
Привить интерес у учащихся к творческой исследовательской работе.
Продолжить развивать логическое мышление.
Продолжить работу по формированию навыков экспериментальной работы и умения анализировать источники информации.
Воспитательная
Развивать научное мировоззрение на примере единства проявления закона сохранения энергии в механике, электростатике, термодинамике.
Развивать информационные УУН
Воспитывать добросовестное отношение к труду.
Развивать коммуникативные умения и навыки при работе в классе.
По информатике
Образовательные:
Обеспечить применение практических навыков для работы с программой, папкой и файлом: открыть программу (графический редактор Paint), открыть файл, папку.
Закрыть окно программы, сохраняя изменения в файле.
Развивающие:
Развивать аналитико – синтезирующее мышление, формировать умение выделять существенные признаки и свойства объекта, делать выводы.
Развивать умение применять знания на практике при решении задач и работе в редакторе Power Point.
Развивать общетрудовые и политехнические умения (операционно – контрольные умения, умение пользоваться мышью, клавиатурой; оценивать результаты выполненных действий; регулировать и контролировать свои действия).
Тип урока:урок получения новых знаний с интегрированием знаний, умений и навыков по физике и информатике.
I.Организационная часть
II.Актуализация знаний учащихся
Внутренняя энергия
Задача №623.сборник задач А.А. Рымкевич
Физический диктант.
Напиши формулы
I вариант II вариант
1. Закона Гей- Люссака 1. Закона Шарля
2. Закона Бойля- Мариотта 2. Закона Менделеева-Клапейрона
3. Закона Клапейрона 3. Внутренней энергии
4. Работы в термодинамике 4. Количество теплоты на нагревание
5. Количество теплоты на плавление 5. Количество теплоты на парообразование
6. Сгорает топливо 6.КПД тепловой машины
III. Беседа с демонстрацией опытов, выводом I закона термодинамики и исследовательской работой учащихся по его применению к изопроцессам.
Одним из основных законов природы является закон сохранения энергии. Который формулируется так:
Ответ учащихся. Энергия ни откуда не берется и бесследно не исчезает, она переходит из одного вида в другой от одного тела к другому.
Открыт этот закон был Гельмгольцем, Мейером, Джоулем и связывает все явления природы воедино.
Этот закон распространяется и на тепловые явления. При изменении температуры механическая энергия не меняется. А что происходит с внутренней энергией?
Что называется внутренней энергией.
Может ли меняться внутренняя энергия.
Как узнать о изменении внутренней энергии тела.
Вывод учащихся:внутренняя энергия может меняться при изменении агрегатного состояния вещества и при изменении температуры. Об изменении внутренней энергии можно судить по показаниям термометра.
Опыт:на спиртовке нагревается вода в пробирке, температура воды измеряется с помощью термометра.
Что произошло с внутренней энергией воды? Каким способом изменилась внутренняя энергия?
Фронтальный эксперимент.
Цель работы: определить как меняется внутренняя энергия тела при совершении работы. Приборы и материалы: алюминиевая проволока, термометр.
Задание: измерить температуру проволоки. Сгибать и разгибать проволоку 15 - 20 раз. В месте сгиба измерить температуру и сделать вывод.
Каким способом изменилась внутренняя энергия?
Вывод учащихся из опыта и экспериментальной работы. Внутренняя энергия изменилась при совершении работы и теплопередаче.
Пусть имеется термодинамическая система, которая обменивается энергией с окружающей средой. Этот обмен происходит с получением энергии при теплообмене и при совершении газом или над газом работы
Обмен энергией между термодинамической системой и окружающими телами в результате теплообмена
Первый закон термодинамики является обобщением закона сохранения и превращения энергии для термодинамической системы. Он формулируется следующим образом:
Изменение внутренней энергии системы при переходе её из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты переданного системе.
ΔU= A+ Q
Соотношение, выражающее первый закон термодинамики, часто записывают в другой форме:
Q = ΔU + A
Количество теплоты, полученное системой, идет на изменение ее внутренней энергии и совершение работы над внешними телами.
Работа газа всегда отрицательна (-) на (-) дает (+). Из I закона термодинамики вытекает невозможность создания вечного двигателя, который должен совершать работу без затрат энергии топлива.
В законе речь идет об изменении внутренней энергии.
Работа и количество теплоты характеризуют этот процесс изменения.
Применение законов термодинамики к изопроцессам:
Работа учащихся на доске.
∆U = 3/2ν R∆T A =-p (V2 – V1)
Визохорном процессе (V = const) газ работы не совершает, A = 0. Следовательно,
Q = ΔU = U (T2) – U (T1).
Здесь U (T1) и U (T2) – внутренние энергии газа в начальном и конечном состояниях. Внутренняя энергия идеального газа зависит только от температуры (закон Джоуля). При изохорном нагревании тепло поглощается газом (Q 0), и его внутренняя энергия увеличивается. При охлаждении тепло отдается внешним телам (Q
Исследовательская работа учащихся.
(По вариантам.)
Цель работы. Вывести какой вид будет иметь I закон термодинамики для изотермического процесса Т – постоянная величина(1 вариант) и изобарного процесса р- постоянная величина
(2 вариант).
Выводы учащихся.
В изобарном процессе (p = const) работа, совершаемая газом, выражается соотношением
A = p (V2 – V1) = p ΔV.
Первый закон термодинамики для изобарного процесса дает:
Q = U (T2) – U (T1) + p (V2 – V1) = ΔU + p ΔV.
При изобарном расширении Q 0 – тепло поглощается газом, и газ совершает положительную работу. При изобарном сжатии QAT2T1; внутренняя энергия убывает, ΔU
В изотермическом процессе температура газа не изменяется, следовательно, не изменяется и внутренняя энергия газа, ΔU = 0.
Первый закон термодинамики для изотермического процесса выражается соотношением
Q = A.
Газ совершает работу за счет получения количества теплоты.
Учитель подводит итог.
Но существует ещё один процесс - адиабатный.
4.Адиабатный процесс - это процесс без теплопередачи.
При быстром сжатии работа совершается над газом. Внутренняя энергия и температура – увеличивается.
При быстром расширении газ совершает работу. Внутренняя энергия и температура уменьшается.
Применение: в двигателях Дизеля, при работе компрессоров, для получения сжиженных газов, в грандиозных масштабах в атмосфере Земли. Получение облаков, выпадение осадков.
Модель. Адиабатический процесс
В адиабатическом процессеQ = 0; поэтому первый закон термодинамики принимает вид
A = –ΔU,
т. е. газ совершает работу за счет убыли его внутренней энергии
IV. Закрепление.
1. Чему равно изменение внутренней энергии газа если ему передана 300 Дж количество теплоты и внешние силы совершили работу 500 Дж.
2. При адиабатным расширением совершена работа 200 Дж. Найти изменение внутренней энергии.
3. Р, Па. 103
6 1 2
4
2
2 4 6 V,м3
Найти работу при переходе из состояния 1-2
4. Какой процесс если 1) А=0;
2) ∆U = 0
Ответ: 800 Дж; 200 Дж; 16.103 Дж; Vпостоянная; Т постоянная
Первичная проверка усвоения знаний
Рефлексия. (Самоконтроль учащихся)
1. Как изменилась внутренняя энергия идеального газа при изотермическом расширении.
Ответ: a) ∆U =0; б)∆U0; b)∆Uг)∆U=A; д)∆U =А'.
2. Как изменилась внутренняя энергия газа, если ему передано количество теплоты 200 Дж и внешние силы совершают над ним работу 600 Дж.
Ответ: а)0; б)400Дж; в)500Дж; г)800Дж; д)200Дж.
3. Какую работу совершает газ при переходе из состояния 1 в состояние 2?
Р,Па
300 1 2
Ответ: а)0; б)300Дж; в)600Дж;г)900Дж
200
100
0 1 2 3 V,м3
4. Переход газа из состояния М в состояние N совершается различными способами:
1, 2, 3, 4. В каком случае работа газа максимальная?
Р М 1
Ответ: а)1; б)2; в)3; г)4; д) при всех
V
процессах одинакова
5. Выделяется или поглощается теплота при конденсации водяного пара?
Ответ: а) выделяется; б) поглощается; в) не выделяется и не поглощается; г) процесс может идти как с выделением, так и с поглощением теплоты.
Ответы: 1 -А, 2 - Г, 3- В, 4 - А, 5 – А
Учащиеся анализируют какие задания вызвали трудности, заполняют таблицу и ставят себе оценку.
Вопрос
Знаю, умею, понимаю
Сомневаюсь
Не понимаю, не знаю
1.
2. 3. 4.
5.
Учитель разбирает все вопросы, которые возникли у учащихся в ходе работы. А затем предлагается аналогичная работа ученикам, чтобы проверить и сравнить, как оценивают себя учащиеся и их реальные знания.
Самостоятельная работа
Вариант I
Как изменится внутренняя энергия идеального газа при адиабатном расширении,
a) U = 0; б)Ub) U0; г) любое; д) внутренняя энергия равна нулю.
В каком процессе изменение внутренней энергии системы равно количеству переданной теплоты.
изохорном; б) изобарном; в) изотермическом; г) адиабатном; д) нет ответа.
Газу передано 100 Дж количество теплоты и внешние силы совершили над ним работу 300 Дж. Чему равно изменение внутренней энергии. а) нулю; б) 100 Дж; в) 200Дж; г)300Дж; д) 400Дж.
Чему равна работа, совершенная газом при переходе из состояния 1 в состояние2.
Р,Па
100 1 2
50
V,м3
1 2 3 4
а) 0; б) 300Дж; в)200Дж; г) 900Дж; д) нет ответа.
Ответ: 1-б; 2-а; 3-д; 4-б.
Вариант 2
1. Как изменится внутренняя энергия идеального газа при изотермическом сжатии.
a) U = 0;6) Ub) U0; г)любое; д) внутренняя энергия равна нулю.
2. Какой процесс произошел при сжатии идеального газа, если работа совершенная внешними силами над газами равна изменению внутренней энергии газа?