14
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 6 г. Могилёва»
Урок физики по теме
«Использование и экономия электроэнергии.
Режим «stand-by»
(8 класс)
Автор: Светлана Викторовна Кривёнок,
учитель физики ГУО «Средняя школа № 6 г. Могилёва»
Могилёв, 2017
Введение
В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость оптимизации затрат, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, соблюдения принципов экономии и бережливости в целях обеспечения максимально эффективного и рационального использования природных и топливно-энергетических ресурсов.
Дежурный режим считается экономичным, но энергия при этом все же потребляется. Многие из устройств, оснащенных режимом «stand-by» работают «просто так», хотя каждый ватт их мощности в длительном режиме работы приводит к напрасному расходу электроэнергии.
Проведение занятия по данной теме позволит углубить знания учащихся в области энергосбережения, сформировать правильное понимание смысла режима ожидания, а также проводить непосредственные количественные расчеты энергетических потерь, связанных с использованием режима «stand-by».
Данная методическая разработка может быть использована в практике работы учителей физики, в частности при изучении темы «Использование и экономия электроэнергии» (8 класс).
Цель урока:
создать условия для углубления знаний учащихся в области энергосбережения, формирования правильного понимания смысла режима ожидания, его положительных и отрицательных сторон.
Задачи урока.
Образовательные:
познакомить учащихся с особенностями работы радиотелевизионной аппаратуры в режиме «stand-by»;
формировать практические навыки по расчёту потерь энергии приборами в режиме ожидания;
установить взаимосвязь между экономией энергетических ресурсов и улучшением состояния окружающей среды.
Развивающие:
способствовать формированию научного мировоззрения учащихся;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивать у учащихся умение работать с учебной информацией, анализировать и систематизировать изучаемый материал, делать выводы.
Воспитательные:
формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат;
способствовать воспитанию культуры энергопользования;
воспитывать познавательная активность учащихся.
Оборудование: 2 персональных компьютера, имеющим доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией по теме урока.
Ход урока
(Рекомендуется учащихся класса разбить на две группы).
Вступительное слово учителя.
Использование электричества позволило человечеству создать устройства и приборы, радикально изменившие его жизнь.
Потребность в энергии постоянно увеличивается. Зачастую в пустующих помещениях горят электрические лампы, бесцельно работают конфорки электроплит, светятся экраны телевизоров. Установлено, что 15-20% потребляемой в быту электроэнергии пропадает из-за небережливости потребителей.
Простота и доступность электроэнергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости ее экономии.
Между тем, цены услуги на электроснабжения постоянно растут. В связи с этим экономное расходование электроэнергии должно стать нормой жизни для каждой белорусской семьи, каждого человека.
Многие приборы, даже будучи, выключенными, остаются под напряжением и без всякой пользы потребляют электроэнергию. Иногда мы даже не подозреваем, что это происходит – ведь мы выключили прибор не пультом, а используя его основной выключатель. В качестве примера таких приборов можно назвать копировальные аппараты и активные акустические системы.
Электроэнергия практически всегда «просачивается» через те приборы, которые какое-то время не используются, но остаются подключенными к сети, чтобы:
их было удобнее включать через пульт дистанционного управления (телевизоры);
они автоматически включались через реле времени (электроплиты, кофеварки, музыкальные центры и т.д.);
принимать сигналы из внешней сети (факсы);
проще и быстрее переходить из режима в режим.
Этот вид работы вхолостую, который называют режимом готовности «stand-by», первоначально был задуман как «экономная схема» с сокращенным энергопотреблением.
Учитель: Ребята, а как вы считаете, в каких случаях полезен режим ожидания?
Ответы учащихся:
- Когда человек частично или полностью ограничен в движении.
- Когда необходимо включить прибор (микроволновую печь, стиральную машину, музыкальный центр и др.) в отсутствие хозяина.
Учитель. Расход электроэнергии приборами, находящимися в режиме ожидания, представлен в таблице 1.
Таблица 1. Затраты электроэнергии приборами находящимися в режиме ожидания
Устройство | Устаревшие модели | Новейшие модели |
В час | В месяц | В час | В месяц |
Персональный компьютер | 80 Вт | 57,6 кВт | 3-5 Вт | 2,1-3,6 кВт |
Ноутбук | 3 Вт | 2,1 кВт | 1,5 Вт | 1,1 кВт |
Лазерный принтер | 50 Вт | 36 кВт | 4-5 Вт | 2,9-3,6 кВт |
Телевизор | 10 Вт | 7,2 кВт | 0,1-0,3 Вт | 0,07-0,2 кВт |
Приемник спутниковой антенны | 11 Вт | 7,9 кВт | 0,5-1,0 Вт | 0,3-0,7 кВт |
Музыкальный центр | 6-8 Вт | 4,3-5,7 кВт | 0,5-1,0 Вт | 0,3-0,7 кВт |
База беспроводного телефона | 5 Вт | 3,6 кВт | 0,5-1,5 Вт | 0,3-1,1 кВт |
Мобильный телефон | 7 Вт | 5 кВт | 0,5-1,5 Вт | 0,3-1,1 кВт |
Электроплита с таймером | 6 Вт | 4,3 кВт | 2-4 Вт | 1,4-2,8 кВт |
СВЧ-печь с таймером | 3 Вт | 2,1 кВт | 3 Вт | 2,1 кВт |
Учитель. Используя таблицу, необходимо определить приборы, потребляющие в режиме ожидание наибольшее количество электрической энергии; наименьшее количество.
Ответы учащихся.
Учитель. Пожалуй, самым «популярным» прибором в каждой семье является телевизор. В среднем время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов. Определить мощность, потребляемую телевизором в режиме ожидания, можно используя паспорт прибора или руководство пользователя.
Давайте, рассчитаем энергопотери, связанные с работой телевизора в режиме «stand-by» за год и сравним эти потери для телевизоров устаревшей модели и современной модели.
(
Учащиеся решают задачи 1 и 2 по группам, каждой группе достается по одной задаче). З
адача 1.
Рассчитать среднее годовое потребление электроэнергии телевизором марки Горизонт 42AF в режиме «stand-by», учитывая, что потребляемая мощность в режиме ожидания равна 11Вт. (Среднее время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов). Решение.
Потребление энергии телевизором в режиме «stand-by» за одни сутки составляет
11Вт·19ч=209Вт·ч.
За один год потери энергии составят
209Вт·ч·365=76285 Вт·ч ≈ 76,3 к Вт·ч.
Ответ: 76,3 кВт·ч.
З
адача 2.
Рассчитать среднее годовое потребление электроэнергии телевизором марки Samsung UE42F5500 в режиме «stand-by», учитывая, что потребляемая мощность в режиме ожидания равна 0,3Вт. (Среднее время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов). Решение.
Потребление энергии телевизором в режиме «stand-by» за одни сутки составляет
0,3Вт·19ч=5,7Вт·ч.
За один год потери энергии составят
5,7Вт·ч·365=2080,5 Вт·ч ≈ 2,1 к Вт·ч.
Ответ: 2,1 кВт·ч.
Учитель. Таким образом, из расчётов видно, что потребление энергии в режиме холостого хода для телевизора устаревшей модели отличается почти в 35 раз.
Для расчета потерь энергии различными приборами, применяемыми в домашнем хозяйстве и в офисах, можно использовать калькулятор режима ожидания (http://www.technopark.by/iccee/calculator/366.html), который также поможет рассчитать стоимость потребленной энергии и соответствующие выбросы в атмосферу парникового газа СО2.
(Учащиеся в группах производят расчёт потерь энергии приборами, используемыми в их семьях с помощью калькулятора «stand-by»).
Учитель. В среднем количество энергии, растраченными всеми приборами квартиры в режиме «stand-by», составляет около 600 кВт·ч в год. Если принять, что в Могилёве около 120 тысяч квартир, то получим, что перерасход электроэнергии по городу составит 75960000 кВт·ч.
Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и других природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема.
Произведем расчёт количества сжигаемого топлива, необходимого для обеспечения работы приборов в режиме «stand by» в городе Могилёве на протяжении одного года.
(
Учащиеся решают задачи 3 и 4 по группам, каждой группе достается по одной задаче).
Задача 3. Рассчитать массу сухих дров, при сжигании которых выделяется такое же количество энергии, которое необходимо для обеспечения работы приборов в режиме «stand-by» в городе Могилёве на протяжении одного года.
Решение.
Для решения задачи примем во внимание, что удельная теплота сгорания сухих дров составляет 8,3.
75 960 000 кВт·ч=75 960 000 000Вт·3600с=273456000МДж.
Для нахождения массы дров воспользуемся формулой , где Q – количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива, q – удельная теплота сгорания топлива.
=33кт.
Ответ: 33кт сухих дров.
Задача 4. Рассчитать массу природного газа, при сжигании которого выделяется такое же количество энергии, которое необходимо для обеспечения работы приборов в режиме «stand by» в городе Могилёве на протяжении одного года.
Решение.
Для решения задачи примем во внимание, что удельная теплота сгорания сухих дров составляет 35,5.
75 960 000 кВт·ч=75 960 000 000Вт·3600с=273456000МДж.
Для нахождения массы дров воспользуемся формулой , где Q – количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива, q – удельная теплота сгорания топлива.
=7,7кт.
Ответ: 7,7кт природного газа.
Учитель. Следует также учесть, что при сжигании даже самого экологичного топлива – природного газа, выбросы в атмосферу из-за расхода энергии в режиме «stand-by» составят более 91 млн. м3 СО2.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Надеясь, советы, полученные вами сегодня, помогут вам и вашей семье в уменьшении энергетических затрат и тем самым в экономии семейного бюджета.
Подведение итогов.
Оценивается работа учащихся в группах учителем и руководителем группы.
Домашнее задание.
Составить план экономии по приборам в своей квартире.
Рефлексия.
Список использованных источников
1. Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства: Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 146, 1/8668).
2. Тематический буклет «Холостой ход: как избежать ненужных потерь энергии?» / Могилёвский информационно-консультационный центр по энергосбережению.
3. Энергосбережение и возобновляемые источники энергии: учебно-методическое пособие / О.И. Родькин [и др.]; под общ. ред. С.П. Кундаса. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2011. – 160 с.
4. Затраты электроэнергии приборами находящимися в режиме ожидания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://my-ekonomy.info/table_electro.htm. Дата доступа: 04.01.2016. 5. Режим ожидания “stand-by”: большая экономия без инвестиций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.technopark.by/iccee/eschool/presentations/3. Дата доступа: 04.01.2016.
Приложение
Приложение представляет собой эскизы слайдов презентации к уроку.