Министерство образования и науки Республики Казахстан
школа-гимназия №40 имени Алпамыс батыра г.Шымкент
Южно-Казахстанская область
«Интерактивные модели в преподавании уроков естественно-математического цикла в старших классах»
(на примере урока формирования новых знаний в 11 классе общественно-гуманитарного направления или 10 классе естественно-математического направления для мультимедийного кабинета)
Подготовил: учитель физики Грязнов Юрий Петрович |
Цели урока:
развивающие:
развитие репродуктивного воображения учащихся;
развитие наглядно-образного мышления;
развитие умений анализировать текст, выделять главное в тексте и формулировать к нему вопросы;
дальнейшее развитие навыков логического мышления при решении качественных и количественных задач;
дальнейшее развитие интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы)
образовательные:
сформировать представление учащихся о работе электрического тока, законе Джоуля–Ленца: определении зависимости количества теплоты, выделяющейся в проводнике с током, сопротивления силы тока и времени прохождения тока;
сформировать понимание учащимися физического смысла изучаемых понятий.
воспитательные:
Оборудование: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, листы с описанием практической работы, электронное пособие урока, установленное на рабочие места учащихся, компьютерная программа «Начала электроники», интерактивные модели, сетевое оборудование, программа сетевого администрирования и рабочее место ученика.
План урока:
Организационный момент.
Проверка остаточных знаний учащихся по темам пройденным на предыдущих уроках.
Изучение нового материала.
Закрепление темы через решение задач.
Домашнее задание. Итоги урока.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель приветствует детей и напоминает о том, что они продолжают изучение темы «Электрический ток», знакомит с темой урока. Описывает методику работы с учебным материалом, применяемым на уроке, рассказывает об этапах урока.
Для реализации урока используется электронное пособие в виде Web-страницы, составленное автором урока. Пособие прилагается к каждому рабчему месту учащегося. В качестве оболочки может использоваться любой браузер ( Internet Explorer, Opera, Google Chrom и т.д.). Для запуска программы необходимо запустить ярлык . В зависимости от выбранного браузера, ярлык может выглядеть по-разному. Пособие оснащено кнопками перехода для поэтапной навигации.
Для выбора неоходимого этапа урока нажимается соответствующая кнопка.
Контроль за действиями учащихся во время урока осуществляетяс с помощью одной из программ администрирования, например SynchronEyes Teacher .
Опрос класса
Проверка знаний осуществляется с помощью тестовой программы. Тест на 5 вопросов, ограничен временными рамками. Для тех, кто справится быстрее, имеются дополнительные задачи. Максимальное количество баллов за тест и задачи – 8. Баллы вносятся в оценочный журнал урока.
Тестовая программа представляет собой вопрос с радиоточками. Для отметки варианта ответа достаточно кникнуть по нему левой кнопкой мыши. Результат выводитяс в виде сообщения, указывающего количество правильных ответов и оценки.
Для оценивания результатов деятельности ученика применяется оценочный лист, выполненный в программе Excel. Во время урока его лучше сразу запустить и не закрывать до окончания урока. Итоговая оценка выставляется только после заполнения последнего этапа урока.
Если учащийся справляется с зажаниями тестовой программы и остается время, можно получить дополнител ьные баллы выполнив расчетные задачи.
Для вызова дополнительных задач еобходимо кликнуть по кнопке «дополнительно».
Дается возможность три раза ввести свой ответ для проверки. После трех неверных вводов активизируетяс кнопка «Правильный ответ».
Переход к следующей задаче возможен после нажатия кнопки с соответствующим номером.
Результаты вносятся в оценочный журнал. Максимальное количество дополнительных баллов – 4.
Изучение нового материала
Учащиеся работают с учебным материалом, представленным в электронном пособии, составляют его краткий конспект и записывают в рабочую тетрадь.
Примерный конспект:
Работа и мощность электрического тока
Прохождение электрического тока по проводнику представляет собой процесс упорядоченного движения зарядов в электрическом поле, существующем в проводнике. При этом силы электрического поля, действующие на заряды, совершают работу. Назовем эту работу “работой тока” (Aэл.) и рассчитаем ее на участке цепи 1-2, содержащем сопротивление R (см. рисунок).
Из электростатики известно, что Aэл. = q*(φ1-φ2)
Из раздела “постоянный ток” мы знаем, что
q = I*t; U = I*R; U = φ1-φ2
где
| t - время прохождения тока, |
| q - заряд, прошедший от точки с потенциалом f1 до точки с потенциалом f2. |
Следовательно, работу тока можно вычислить с помощью следующего соотношения:
Aэл. = I*U*t = I2*R*t = U2*t/R .
При расчетах работы электрического тока часто применяется внесистемная кратная единица работы электрического тока: 1 кВт*ч (киловатт*час)
1 кВт*ч = 3600000 Дж
В каждой квартире для учета израсходованной электроэнергии устанавливают специальные приборы – счетчики электроэнергии, которые показывают работу электрического тока, совершенную за какой-то промежуток времени при включении различных бытовых электрических приборов.
Эти счетчики показывают работу электрического тока (расход электроэнергии) в «кВт*ч»
Мощностью (Pэл.) называется работа, совершаемая током за единицу времени:
Рэл. = Аэл./t .
Следовательно,
Pэл. = I*U = I2*R = U2/R .
Мощность электрического тока на опыте определяется с помощью амперметра и вольтметра или специального прибора – ваттметра.
Закон Джоуля-Ленца
Если по активному сопротивлению (проводнику) течет постоянный ток, то работа тока на этом участке идет на преобразование электрической энергии во внутреннюю. Увеличение внутренней энергии проводника приводит к повышению его температуры (проводник нагревается).
По закону сохранения энергии количество теплоты (Q), выделяющееся в проводнике при прохождении электрического тока, равно работе тока: Q = Aэл.
Следовательно,
Q = I*U*t = I2*R*t = U2*t/R .
закон Джоуля-Ленца для однородного участка цепи.
Для наглядного представления механизма выделения энергии при прохождении тока по металлическому проводнику используется интерактивная модель.
Управление осуществляется с помощью кнопок и .
Выполнение практической работы
Используя компьютерную программу: «Начала электроники», учащиеся выполняют практическую работу «Вычисление количества теплоты, выделяемое проводником».
Порядок работы
Запустите программу «Начала электроники»
Соберите на монтажном столе электрическую цепь по схеме на рисунке
Установите параметры элементов цепи:
Для источника тока – ЭДС -12В, внутреннее сопротивление – 0,3 Ом
Параметры реального проводника –
1) алюминий, l=5м, S=0,1 мм2
2) висмут, l=12м, S=0,1 мм2
3) вольфрам, l=15м, S=0,1 мм2
4) железо, l=30м, S=0,1 мм2
5) золото, l=45м, S=0,1 мм2
6) константан, l=37м, S=0,1 мм2
7) латунь, l=100м, S=0,1 мм2
8) медь, l=150м, S=0,1 мм2
9) молибден, l=25м, S=0,1 мм2
10) никель, l=44м, S=0,1 мм2
(Параметры выбираются из предоставленного списка по вариантам.)
4. Вычислите количество теплоту, выделяемое проводником за время 10 мин.
Результаты записываются в рабочую тетрадь и оцениваются учителем. Баллы вносятся в журнал оценивания. Максимальное количество баллов – 5.
Закрепление темы через решение задач
Закрепление проводится в виде кратковременной самостоятельной работы на 2 варианта с помощью компьютера.
Учащиеся в тетради решают задачи, ответы проверяются на компьютере. Переход к следующей задачи происходит автоматически только после ввода правильного ответа. При этом счетчик показывает общее количество набранных баллов.
Результаты вносятся в оценочный журнал. Максимальное количество баллов – 3.
Домашнее задание. Итоги урока.
Домашнее задание § 10,11 упр 6
Итоговая оценка выставляется автоматически по итогам внесенных баллов.