kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок- конференция "Магнитное поле Земли и других планет".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок имеет форму устного журнала "Магнитное поле", но затрагивает только один аспект: о магнитосферах планет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок- конференция "Магнитное поле Земли и других планет".»

Интегрированный урок-конференция

«Магнитное поле Земли и других планет»


Этот урок подготовлен усилиями трех преподавателей разных учебных дисциплин: физики, географии, биологии. Он имеет форму устного журнала «Магнит­ное поле», но затрагивает только один аспект: о магнитосферах планет. Рассчи­тан он на учащихся VIII класса.

Цели урока: знакомство с новы­ми понятиями: магнитное поле Зем­ли, магнитная аномалия, магнитная буря, магнитные полюса Земли и др.;

информация с передних рубежей на­уки;

формирование умений самостоя­тельно работать.

План занятия

  1. Вступление: о чем мы говорим сегодня.

  2. Устный журнал.

    1. Первая страница: «Компас указывает на ...» (о компасе).

    2. Вторая страница: «Загадоч­ный невидимка» (о магнитном поле Земли и его природе).

    3. Третья страница: «Магнит­ное поле Земли и климат».

    4. Четвертая страница: «Будь здо­ров» (о влиянии на человека и жи­вотных магнитного поля Земли).

    5. Пятая страница: «Космиче­ские аппараты рассказывают ...» (об исследовании магнитных по­лей Земли и других планет с по­мощью космических аппаратов).

  3. Заключение (шестая страница: «Подумай!»)

Самостоятельная работа учащихся:

1. Ответы на вопросы.

2. Работа с тестом.

IV. Домашнее задание, включающее составление кроссворда.

Содержание урока-конференции

Вступление

Учитель физики. Наш сего­дняшний урок пройдет в виде устного журнала о магнитном поле Земли и пла­нет. Его подготовили для вас ваши од­ноклассники и 3 педагога. Речь пойдет о земном и космическом магнетизме.

Хочется, чтобы, слушая выступле­ния, вы составляли план, который помог бы вам потом вспомнить все то, о чем мы будем говорить. Внимание! Приготовились слушать. Откройте свои рабочие тетради.

Первый ученик. Магнит — это камень из Магнесии — древнего города в Малой Азии, тело, обладающее намаг­ниченностью. Магнитные явления из­вестны людям с очень давних времен. В 1600 г. Уильям Гильберт выпустил книгу под названием «Новая физиоло­гия о магнитах, магнитных силах и ве­ликом магните — Земле», в которой привел факты, доказывающие, что наша планета — магнит: ведь верти­кально стоящие оконные железные решетки с течением времени намаг­ничиваются (очевидно, под влиянием этого магнита); известно, что кусок маг­нитного железняка, будучи подвешен­ным, ориентируется в пространстве осо­бым образом (опять-таки, видимо, под влиянием этого магнита). Последний факт — основа одного из величайших изобретений человека — компаса.

Ведущий. Первая страничка на­шего устного журнала называется «Компас указывает на ...». Ее ведет ученик ... (оглашает его фамилию).

Второй ученик. Из истории компаса. Удивительная способность магнита притягивать железо была из­вестна еще в древности. Свойство магнита указывать на юг и север Зем­ли было открыто позже. Но уже в III в. изготавливали особые «югоуказатели» в виде маленького человечка с вытянутой рукой. Эта фигурка — древнейший компас — укреплялась на магните, который мог вращаться. Значительно позже (в VIII—IX вв.) арабы стали применять компас для мореплавания. Европейские море­плаватели пользовались компасом примерно с IX в., но не знали (так же, как китайцы и арабы), почему один конец стрелки указывает на юг, а другой — на север.

Первые компасы представляли со­бой небольшие кусочки намагничен­ного железа, прикрепленные к проб­ке, плавающей в глиняном сосуде с водой. Такие примитивные приборы применяли кочевники при переходах через пески бескрайних пустынь. Эти компасы были настолько ценны для кочевников, что их держали в специ­альных ящичках между горбами верб­людов.

Шло время, менялся внешний вид компаса. К стойке для стрелки стали прикреплять карточку си нанесенными обозначениями частей света. Потом ввели 4 промежуточных румба: севе­ро-восточный, северо-западный, юго- восточный, юго-западный. Все на­правления изображали в виде лучей, расходящихся из центра круга в разные стороны, как лепестки цветка. Рисунок получил название «роза ветров».

Устройство простейшего сегодняш­него компаса такое: в плоской цилин­дрической пластмассовой коробочке на острие стальной иглы находится магнитная стрелка. Один конец стрел­ки окрашен в синий цвет, он указыва­ет направление на север; другой ок­рашен в красный, он указывает на юг; на дне коробочки расположено гра­дусное кольцо.

Компасы бывают разные. Напри­мер, в маршрутах геологов и геогра­фов сопровождает горный компас, у которого есть приспособление для измерения еще углов наклона поверх­ности Земли и горных пластов.

Учитель географии. Рассмо­трим внимательно компасы, лежащие на ваших столах.

Задание № 1. Определите: в каком направлении расположена классная доска.

Задание № 2. На столах перед вами три металлических цилиндра (из на­бора калориметрических тел). Опре­делите с помощью компаса: какой из них изготовлен из стали.

Всем известно, что магнитная стрелка компаса ориентируется в дан­ном месте пространства всегда опре­деленным образом. Как вы думаете: почему?

Ведущий. Попытаемся дать от­вет, прослушав материал со второй страницы нашего устного журнала. Она носит название «Загадочный не­видимка». Ее ведет ученик ...

Третий ученик. Моя тема — «Магнитное поле Земли и его природа».

Сегодня ученые знают, что одна из особенностей Земли как планеты — наличие у нее магнитного поля. Имен­но благодаря ему мы можем пользо­ваться компасом.

Что же является источником этого магнитного поля? По современным воззрениям первая причина — это про­цессы, происходящие в недрах Земли. Ядро Земли является жидким и состо­ящим из железа; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное магнитное поле: вокруг токов всегда есть магнитное поле.

В 1958 г. при помощи космических аппаратов российские и американские ученые открыли существование вокруг Земли двух «поясов», которые распо­ложены в экваториальной плоскости. Эти «пояса» (их называют радиацион­ными) состоят из движущихся потоков заряженных частиц — протонов и элек­тронов, которые создают кольцевой ток. Таким образом, радиационные пояса — вторая причина существова­ния у Земли магнитного поля. В пер­вом (грубом) приближении на не слишком больших расстояниях от по­верхности планеты ее магнитное поле напоминает поле знакомого нам поло­сового магнита. Северный полюс это­го магнита находится в Южном полу­шарии и не на поверхности Земли, а на некоторой глубине, а Южный маг­нитный полюс — в Северном полуша­рии и тоже в недрах планеты. Если мы мысленно соединим эти полюсы пря­мой, то полученный отрезок диамет­ром Земли не будет. Это — первая особенность магнитных полюсов Земли.

Есть еще одна интересная особен­ность этих полюсов: они постепенно смещаются. На основе изучения намаг­ниченности извергнутых из глубин Земли и осадочных пород на морском дне получены данные, говорящие о том, что магнитное поле Земли неког­да имело почти противоположное на­правление по сравнению с нынешним.

Учитель географии. На карте и глобусе обозначены полюсы Земли.

Что такое полюс? (Выслушивает ответ: «Полюс — точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью».

На Земле — два полюса: Северный и Южный.)

Найдите полюса на глобусе, назо­вите их координаты (90° северной широты, 90° южной широты).

Как вы думаете: на какие два полю­са — географический или магнит­ный — показывает стрелка компаса? (Выслушивает ответы.)

Третий ученик (продолжает). Итак, Земля обладает свойствами, поз­воляющими считать нашу планету маг­нитом с двумя полюсами — Северным и Южным. Магнитные полюса не совпа­дают с географическими: Южный маг­нитный полюс находится в Северном полушарии, Северный — в Южном.

Координаты магнитных полюсов (по данным на 1980—1985 гг.):

Южный — 77° северной широты, 102° западной долготы (Северная Аме­рика, Канадский Арктический архи­пелаг, п-ов Бутия);

Северный магнитный полюс — 65,5° южной широты, 39,5° восточной дол­готы (Антарктида).

Найдите эти полюсы на глобусе, обо­значьте флажками: синий флажок по­ставьте в Антарктиде (Северный магнит­ный полюс), красный — в Северной Америке (Южный магнитный полюс).

Если соединить магнитные полюсы линией по поверхности Земли, то по­лучится магнитный меридиан. Магнит­ные меридианы — это силовые линии, идущие от одного магнитного полюса к другому. Магнитные меридианы не совпадают с географическими. Меж­ду ними образуется угол, называемый магнитным склонением.

Магнитное склонение бывает вос­точным (положительным) и западным

(отрицательным). Чтобы определить точное направление на север, надо знать показания компаса и магнитное склонение, которое дается на топогра­фических картах.

Магнитное склонение медленно изменяется, поэтому карты земных магнитных полей сохраняют свою точность лишь на несколько лет, и их составляют каждые 5 лет.

Четвертый ученик (продол­жает сообщение). Магнитное поле Земли образует магнитосферу нашей планеты. Она простирается на рассто­яние 70—80 тыс. км в направлении на Солнце и на многие миллионы ки­лометров — в противоположную сто­рону. Это поле имеет магнитный шлейф, или магнитный «хвост»', он направлен на ночную сторону пла­неты. Земной магнитный шлейф тя­нется очень далеко и «заходит» за орбиту Луны. Советские космические аппараты «Марс-2» и «Марс-3» обна­ружили следы этого шлейфа на рас­стоянии ~ 20 млн км от Земли.

Пятый ученик. В некоторых районах Земли величина, характери­зующая ее магнитное поле (напряжен­ность), всегда резко отличается от средних значений. Эта ненормаль­ность (аномалия) может охватывать большие региональные площади или малые. Большинство аномалий объяс­няется залеганием под поверхностью Земли горных пород, содержащих железные руды. Примерами могут слу­жить такие места, как Криворожский бассейн, Горная Шория. В районе Курской магнитной аномалии напря­женность магнитного поля в 5 раз больше средней.

Кратковременные изменения маг­нитного поля Земли, называемые маг­нитными бурями, вызывают вспышки на Солнце и сопровождающие их вы­бросы потоков заряженных частиц. Особенно сильные магнитные бури возникают в том случае, когда такой поток охватывает всю Землю, менее сильные порождаются потоками час­тиц, проходящих мимо Земли.

Магнитное поле Земли оказывает влияние на процессы, происходящие в атмосфере, например, на возникно­вение Полярных сияний, которые наблюдаются в высоких широтах на высотах до 1000 км. Сияние вызыва­ют потоки заряженных частиц, иду­щих из космоса; в магнитном поле Земли в условиях разреженного воз­духа так светятся обычно атомы кис­лорода и молекулы азота.

Ведущий (учитель географии). Переворачиваем вторую страницу на­шего журнала. Теперь мы — на тре­тьей. Она называется «Магнитное поле Земли и климат».

Шестой ученик. В последние годы в исследовании изменений зем­ного климата большую роль играют физические методы. С их помощью была, в частности, установлена связь серьезных климатических измене­ний, происходивших на Земле в те­чение миллионов лет, с изменения­ми концентрации радиоактивных изотопов и напряженности магнит­ного поля Земли. На первый взгляд, эта связь кажется странной. Климат зависит, прежде всего, от притока лучистой солнечной энергии и от со­става газов в земной атмосфере. Но это — поверхностное мнение. Про­цессы, происходящие в недрах Зем­ли, порождают земное магнитное поле; оно изменяется от эпохи к эпохе. Это поле препятствует про­никновению заряженных частиц и космических лучей в атмосферу. Чем оно сильнее, тем препятствия зна­чительнее.

В 80-е гг. XX в. ученые разработали методы определения напряженности магнитного поля, которую Земля име­ла тысячи и миллионы лет назад. Было установлено, что вулканическая лава, остывая, фиксирует магнитное поле, которое Земля имела во время извер­жения. Изучая образцы лав разных эпох, ученые находят значения оста­точных магнитных полей и по ним определяют дату остывания лавы и восстанавливают историю магнитно­го поля Земли.

Ученые обратили внимание на то, что в последние миллионы лет маг­нитное поле Земли возрастало. В то время когда на Земле случались круп­ные оледенения, оно было наиболее сильным. Первые признаки оледене­ния Гренландии и Антарктиды про­явились практически вместе с прояв­лением магнитного поля Земли: око­ло 3—4 млн лет назад. С тех пор на­пряженность магнитного поля Земли возросла в 6—10 раз; особенно высо­кой она была примерно 380 тыс. лет назад, тогда и происходил активный процесс оледенения континентов и океана, шло понижение температуры Мирового океана.

Интересны такие данные: конец последнего оледенения (около 12 тыс. лет назад) совпал с периодом резкого усиления магнитного поля Земли; пе­риод же очень теплого климата (быв­ший 608 тыс. лет назад) совпал с пе­риодом очень слабого магнитного поля Земли (оно было в 2—3 раза сла­бее современного, хотя последнее от­носят к полям относительно слабым).

Эти совпадения не случайны, а сви­детельствуют о том, что процессы, происходящие на Земле, связаны с космическими процессами.


Сейчас считают, что изменения климата нашей планеты, по-видимо­му, связаны с изменениями магнитно­го поля Земли. Дальнейшие исследо­вания океана, атмосферы и особенно космического пространства помогут специалистам более полно выявить связь магнитного поля Земли и кли­мата на ней.

Ведущий (учитель биологии). Теперь мы знаем, что живем в магнит­ном поле Земли. Замечает ли наш организм это магнитное поле или нет? А если замечает, то в чем это прояв­ляется? Надеемся это узнать из чет­вертой страницы нашего устного жур­нала. Она называется «Будь здоров». Будем говорить о влиянии магнитного поля Земли на человека и животных.

Шестой ученик. Магнитное поле Земли (геомагнетизм) — еще один фактор воздействия среды оби­тания на человека и живые существа; его относят к геофизическим факто­рам. Действие геомагнетизма на здо­ровье человека может быть благопри­ятным и неблагоприятным в зависи­мости от силы воздействия.

У истоков изучения этого явления стоял наш выдающийся соотечествен­ник биолог А.Л.Чижевский (1897— 1964). Это был достойный восхище­ния исследователь, мужественный, не жалевший себя, никогда не жаловав­шийся на трудности ученый, предан­ный науке. 16 лет жизни он провел в заключении — в лагерях ГУЛАГа. В день освобождения обратился к ко­менданту с просьбой: оставить его в лагере на месяц для завершения науч­ной работы. Свою книгу «Физические факторы исторического процесса» он издал в 1924 г. на собственные деньги, которых хватило лишь на 300 экземп­ляров. В ней молодой ученый утверж­дал, что происходящие на Земле

природные «буйства» (землетрясения, извержения вулканов и др.) и многие социальные события (эпидемии, вой­ны, голодные моры) в значительной степени зависят от 11-летнего цикла солнечной активности и солнечных бурь, вызывающих на Земле бури маг­нитные. В беседах с К.Э.Циолковским он доказывал, что магнитные бури влияют на состояние нервной систе­мы, которая является их своеобраз­ным «приемником». И нервы, и голо­вной мозг — очень чувствительные «приемники» и реагируют с большой быстротой. Нет никого, кто был бы свободен от воздействия геомагнитно­го поля. Открытия ученого опередили науку почти на столетие.

В наше время все знают о неблаго­приятных днях (когда сильны магнит­ные возмущения), о том, что кровать или диван, на котором спят, надо ста­вить изголовьем на север, чтобы маг­нитные силовые линии геомагнитно­го поля шли параллельно телу, тогда мозг и нервная система отдыхают бо­лее продуктивно.

Влияние магнитных бурь на орга­низм человека, и особенно на боль­ных сердечно-сосудистыми заболева­ниями, было выявлено французскими медиками в 1915—1919 гг. Они устано­вили, что во время таких бурь боль­ных охватывают продолжительные приступы болей, длящиеся 2—3 дня.

Исследования показали, что реак­ция организма человека на магнитные бури зависит от его возраста, пола и реактивности нервной системы, со­стояния здоровья. У людей пожилого возраста в эти дни учащается пульс и повышается артериальное давление.

Было отмечено также, что мужчи­ны более подвержены воздействию магнитных бурь, чем женщины. В магнитоактивные дни инфаркты ми­окарда случаются на 4,5 % чаще, чем в магнитоспокойные дни.

Почему организм человека реагиру­ет на магнитные бури?

Известно, что магнитное поле дей­ствует на движущиеся электрические заряды, электрические токи, магниты. В биологических системах, в том чис­ле в организме человека, существуют упорядоченные движения электриче­ских зарядов (электронов и ионов), определяющие все основные процес­сы жизнедеятельности клеток. Кроме токов и зарядов, в живом организме имеются маленькие «магнитики»; это — молекулы различных веществ, прежде всего молекулы воды. Извест­но, что магниты взаимодействуют. Именно поэтому меняющееся магнит­ное поле вызывает переориентацию маленьких «магнитиков» в организме, располагая их иначе, чем прежде. От­клоняясь от обычного направления, они перестают нормально выполнять свои функции, отчего начинает стра­дать весь организм. В организме че­ловека возникают дополнительно к существующим в нем биотокам иные электрические токи, что еще больше нарушает его нормальную жизнедея­тельность. Наибольшей чувствитель­ностью обладает нервная система.

А.Л.Чижевский считал, что физика может помочь оградить человека от такого рода вредных влияний природ­ной среды. По его мнению, в роли спасителя выступает металл. Ученый предлагал помещать больных на пе­риод магнитных бурь в экранирован­ные металлом палаты. В реальных же условиях люди в периоды магнитных бурь остаются незащищенными. По­этому большое значение имеют забла­говременные прогнозы магнитоактив- ных дней: люди могут заранее принять лекарства.

За многие годы эволюции организ­мы человека и животных адаптирова­лись к существованию магнитного поля Земли и его некоторым колеба­ниям. Так, в нем есть электромагнит­ный «регулятор».

Электромагнитные свойства крови имеют существенное значение для ее движения; если бы кровь не обладала этими свойствами, то нагрузка на серд­це значительно бы возросла и оно долж­но было бы иметь большие размеры.

Магнитное поле Земли — своеоб­разный щит, оберегающий нас и весь органический мир. Не будь у Земли магнитного поля, защищающего ее от солнечной радиации, наша планета превратилась бы в выжженную пусты­ню, а живые существа погибли бы.

Ведущий (учитель физики). Ис­следования ученых продолжаются. Многие данные о магнитных полях Земли и планет получены с помощью автоматических межпланетных стан­ций (АМС).

Как вы думаете, существуют ли маг­нитные поля у других планет Солнеч­ной системы? Современная наука дает ответы на этот вопрос.

Переворачиваем очередную страни­цу нашего устного журнала и оказы­ваемся на странице «Космические ап­параты рассказывают...».

С помощью космических аппаратов было установлено наличие у Марса магнитного поля. Оно обнаружено маг­нитометрами советских АМС «Марс-2» и «Марс-3» (1972 г.). Значение его ин­дукции и направление в разных местах планеты получены с помощью советских АМС «Марс-5» (1974 г.) и «Фобос-2» (1989 г.). Оказалось, что Марс обладает собственным полем, направление кото­рого подобно земному: Северный маг­нитный полюс находится в южном по­лушарии. Значение индукции магнит­ного поля на участке экваториальной поверхности Марса слабее, чем на Земле, и не превышает 1/800 значения индукции магнитного поля на поверхнос­ти Земли.

О существовании магнитного поля у Юпитера было известно ранее из радиоастрономических наблюдений, но лишь полеты американских аппа­ратов «Пионер-10» (1973 г.) и «Пионер-11» (1974 г.) позволили обнару­жить некоторые особенности магни­тосферы этой планеты: магнитная ось Юпитера направлена на север, т.е. для этой планеты Северный географичес­кий полюс совпадает с Северным магнитным, но полюса не лежат на одной прямой; магнитное поле планеты очень сильное; оно, как и земное, имеет «хвост» (или «шлейф»), протянувшийся очень далеко: за пределы орбиты следующей планеты — Сатурн. Явления, наблюдаемые на дневной стороне планеты, похожи на явления в ее магнитном хвосте.

Магнитное поле у Сатурна есть; оно сильнее земного, но слабее, чем у Юпитера. Это выяснилось благодаря пролету американского космического аппарата «Пионер-11» (1979 г.) вблизи планеты — на расстоянии -21,4 тыс. км от нее.

В 1974 г. была открыта магнитосфе­ра Меркурия во время пролета око­ло него американской АМС «Маринер-10». Оказалось, что магнитное поле этой планеты вблизи ее поверхности примерно в 100 раз слабее, чем на поверхности Земли. Этого поля едва достаточно, чтобы повлиять на поток солнечного излучения.

Единственный из пролетевших око­ло планеты Уран (на расстоянии 81,2 тыс. км) космический аппарат «Вояджер-2» (США, запущен в 1977 г.) вы­яснил, что эта планета тоже имеет магнитное поле, причем более сильное, чем у Сатурна.

«Встретившийся» с Нептуном (на расстоянии ~ 5 тыс. км) в 1989 г. американский КА «Вояджер-2» обна­ружил магнитное поле у этой плане­ты и то, что линия, соединяющая маг­нитные полюса, отклонена от оси вра­щения на 50°.

Единственной, насколько пока из­вестно, планетой, у которой нет соб­ственного магнитного поля, является Венера.

Почти похожа на Венеру в этом от­ношении Луна — естественный спут­ник Земли. Запущенный в 1959 г. со­ветский космический аппарат «Луна-2» обнаружил, что Луна практически не имеет магнитного поля. На высоте 55 км над лунной поверхностью его на­пряженность очень мала. Но некоторые образцы лунного грунта имеют слабую остаточную намагниченность. Ученые считают, что она могла возникнуть либо под влиянием магнитного поля Солн­ца или Земли, либо того поля, которое было у Луны ранее.

Ведущий. Итак, мы с вами по­знакомились поближе с земным и кос­мическими магнитными полями. Те­перь послушаем вас. Открываем шес­тую страницу устного журнала. Ее название «Подумай!»





Часть первая: ответы на вопросы

1. В книге «Пятнадцатилетний капи­тан» Жюля Верна есть такие строки:

«... По палубе скользнула какая-то тень.

Это был Негоро.

Подкравшись к компасу, судовой кок подложил под нактоуз какой-то тяжелый предмет, который он держал в руке. Несколь­ко секунд он смотрел ..., а затем бес­шумно исчез.

Если бы Дик Сэнд, сменивший по­утру Тома, заметил предмет, положен­ный Негоро под нактоуз, он поспешил бы убрать его.

Это был железный брусок».

Кто читал роман Жюля Верна, тот помнит, что корабль попал вместо Америки в Африку.

Как вы думаете: могло ли случить­ся такое под влиянием железного бру­ска или это фантазия автора? (Ответ. Да, могло. Железо намагничивается в магнитном поле Земли и стрелка ком­паса с ним взаимодействует; показа­ния ее искажаются.)

  1. Куда указывает стрелка исправ­ного компаса? (Синее острие обраще­но к Южному магнитному полюсу и находящемуся неподалеку Северному географическому.)

  2. Куда направлено острие синей стрелки компаса вблизи Северного географического полюса? (На Южный магнитный полюс.)

  3. Стальные пластины и рельсы, ле­жащие на складе, с течением времени оказываются намагниченными. Поче­му? (Они находятся под влиянием магнитного поля Земли.)

Часть вторая — тест

Ведущий. Теперь проверим, на­сколько вы были внимательны и как усвоили основные понятия, о которых шла речь. Предлагаем тест. В листках, которые лежат перед вами, необходи­мо дописать фразы.

Тест по теме «Магнитное поле Земли»

Вариант I

    1. Источник магнитною поля Земли ...

    2. Южный магнитный полюс Зем­ли находится вблизи ... географичес­кого полюса.

  1. Области на земном шаре, где направ­ление магнитной стрелки всегда образует большой угол с направлением магнитных силовых линий Земли, называют ...

  2. Магнитная аномалия объясняет­ся ...

  3. Стальной кожух печи (рис.), на­ходящейся в северном полушарии Земли, имеет в своей верхней части ... полюс, так как ...



Вариант II

    1. Магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направ­лении потому, что ...

    2. Северный магнитный полюс Зем­ли находится у ... географического полюса.

    3. Кратковременный «всплеск» из­менения магнитного поля Земли на­зывают ...

    4. Причина магнитной бури ...

    5. Все стальные и железные пред­меты намагничиваются в магнитном поле Земли. Стальной кожух печи (рис.), находящейся в северном полу­шарии Земли, имеет в нижней своей части ... полюс.

Ответы на тест

Вариант 1

1 — Круговые токи в ядре Земли; радиационные пояса. 2 — Северного географического полюса. 3 — Магнит­ной аномалией. 4 — Залежами желез­ной руды. 5 — Северный магнитный полюс.

Вариант II

1 — У Земли существует магнитное поле. 2 — Южного географического полюса. 3 — Магнитной бурей. 4 — Солнечная активность, выброс Солн­цем заряженных частиц. 5 — Южный магнитный полюс.

  • Ведущий (учитель физики). Окончили работу? Поменяйтесь тес­тами и проверьте труд соседа; под­черкните неверно данные окончания фраз волнистой линией. Выполнили? Поменяйтесь листочками в обратном направлении. Поднимите руки, кто в тесте не сделал ни одной ошибки. Ваша оценка «5». Поднимите руки, кто сделал одну ошибку. Ваша оценка «4». Прошу поднять руки тех, кто сде­лал две ошибки. Ваша оценка «3».

IV. Домашнее задание

  • Ведущий (учитель физики). Теперь запишем задание на дом. Про­честь в учебнике тему «Магнитные явления». Кроме того, нужно соста­вить на отдельных листах по этой теме кроссворд. Алгоритм выполнения за­дания даю вам на листочке; возьмите его с собой.


Алгоритм составления кроссворда

    1. Выберите форму кроссворда: тра­диционный, диагональный, дуговой, циклический.

    2. Определите тему, которой будет посвящен кроссворд.

    3. Выберите слова по теме. Помни­те, что они в кроссворде могут быть только именами существительными в именительном падеже, единственном числе. (Не имеющие единственного числа слова, например, «очки», также могут быть использованы.)

  1. Цифры в сетке пишите аккурат­но и четко в верхнем углу клетки, что­бы оставалось место для буквы.

  2. Порядковые номера проставляют последовательно в клетках, предназ­наченных для первой буквы слова, независимо от его горизонтального или вертикального положения. Если слова в горизонтальном и вертикаль­ном рядах образуют прямой угол и начинаются с общей буквы, они «идут» под одним номером.

  3. Придумайте «вопросы», давая каждому слову научно правильное, ла­коничное толкование (определение).

  4. Желательно, чтобы «вопросы» кроссворда содержали дополнитель­ную информацию, а не только взятую из учебника.

  5. Свободное поле на листе укрась­те различными рисунками по теме.

  6. Запишите кроссворд и ответы к нему на отдельных листах.

  7. Помните: кроссворд на отличную оценку должен состоять из 13—15 слов.

  8. Укажите список литературы, которой вы пользовались.

  9. Не забудьте написать свою фа­милию и имя, класс.

Для подготовки к опросу по мате­риалу урока учащиеся получают уменьшенную ксерокопию краткого опорного конспекта, выполненного на листе ватмана



Опорный конспект

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ




Источники

круговые токи в недрах планеты

радиационные пояса


Виды изменений

магнитная аномалия

(залежи железной руды)

магнитная буря


(выбросы Солнцем заряженных частиц)

Обнаружение

по влиянию на магнитную стрелку

Действия

защита от космического излучения

влияние на климат Земли

влияние на жизнедеятельность живых организмов




ЛИТЕРАТУРА

1.Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. — М.: Аванта+, 2002. - С. 507-570.

2.Космонавтика: Энциклопедия. — М., 1985.

3.Кугер ТВ., Колпощикова И.Ф. Меди­цинская география. — М.: Просвещение, 1996.

4.Дубинин Э.М., Подгорный И.М. Маг­нитное поле небесных тел. — М.: Знание, 1980.

5.Гальперин Ю.И. Полярные сияния в маг­нитосфере. — М.: Знание, 1975. — С. 58.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Интегрированный урок- конференция "Магнитное поле Земли и других планет".

Автор: Ушаков Александр Емельянович

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380962


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства