Интегрированный урок по физике в 9 классе на тему "Отражение звука. Эхо."
Интегрированный урок по физике в 9 классе на тему "Отражение звука. Эхо."
Интегрированный урок на тему "Отражение звука.Эхо". проводился с целью показать красоту этого явления природы, как это отражается в поэзии. надо прививать детям чувство прекрасного и арзваивать физическое мировоззрение. И конечно же показать и описать это явление с точки зрения науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по физике в 9 классе на тему "Отражение звука. Эхо." »
Урок физики в 9 классе.
( физика и поэзия)
Цели и задачи: Познакомить учащихся с образованием эха, с его использованием и применением в животном мире; показать красоту этого явления природы и отражение в поэзии. Прививать учащимся понимание прекрасного и развивать мировоззренческие принципы.
Проверка домашнего задания.
Теоретический опрос по материалу пар. 37-38., карточки с заданием 4 учащимся. ( прилагаются).
Объяснение нового материала.
На доске написано стихотворение :
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом –
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг…
А.С.ПУШКИН.
Эти стихотворные строки описывают интересное физическое явление – эхо. Все мы знакомы с ним. Мы слышим эхо, находясь на лесной поляне, в ущелье, плывя по реке между высоких берегов, путешествуя высоко в горах.
Его физическая природа хорошо известна – оно возникает в результате отражения волн от каких-либо препятствий.
У древних греков была лесная нимфа Эхо. Послушаем о ней одну из легенд.
Сообщение: легенда о нимфе Эхо -.
Этот образ иногда веселый, а иногда грустный, можно встретить в стихотворениях поэтов различных эпох.
Римский поэт 4 века Децима Магна Авсоний писал:
В ваших ушах я, Эхо, живу, проходящая всюду,
Хочешь меня написать – голос возьми напиши.
А.А.Фет:
Та же птичка, что певала,
Ночью песнь свою поет,
Но та песнь грустнее стала,
Радость на сердце нейдет.
Эхо тихо простонало:
Да, нейдет…
Образ нимфы Эхо встречается в одном из стихотворений А.А.Блока:
Листва кружевная!
Осеннее злато!
Зову – и трикраты
Мне издали звонко
Ответствует нимфа, ответствует Эхо …
Современный читатель, знающий об отражении звука от препятствий, обычно не видит здесь ничего удивительного. По его мнению, нимфа Эхо может представлять интерес лишь для поэтов. На самом же деле в явлении эха немало удивительного. Замечали ли вы, сколь разным может быть эхо? Вы стоите на лесной полянке и аукаете; в ответ вы слышите громкое эхо. Вы повернулись в другую сторону и эхо стало тише. А вот вы еще раз повернулись - и теперь явственно можете слышать не одно, а два эха: одно громче другого. Большое впечатление производит многократное эхо. Такое эхо встречается часто в скалистых местностях, горных районах, в каменных замках.
В Олимпии (Греция) в храме Зевса сохранился до наших дней «Портик Эхо». В нем эхо повторяется 5-7 раз. В Сибири, нга реке Лене, севернее Киренска есть удивительное место. Рельеф скалистых берегов там таков, что эхо гудков идущих по реке теплоходов может повторяться до 10 и даже 20 раз. Такое эхо подчас воспринимается, как постепенно затухающий звук, а иногда, как звук, порхающий с различных направлений. Многократное эхо можно слышать так же в горах Алтая на Телецком озере.
В зависимости от рельефа местности, места и ориентации наблюдателя, погодных условий, времени года, суток, эхо изменяет свою громкость, тембр, длительность, меняет число повторений. Кроме того может измениться и частота звукового отклика.
Мы живем в мире звуков. Везде – в окружающем нас воздухе, в воде, в земле – распространяются различные по частоте, громкости, тембру звуковые волны.
Рассмотрим звуковую волну в воздухе. Она представляет собой регулярно чередующиеся сжатия и разрежения среды, распространяющиеся от источника звука. (см. рис.)
Такие волны продольные.
Источники звука необычайно многообразны.
Сообщение о природных источниках звуков -
(см. рис. «Образование эха».)
Условия, при которых образуется эхо:
промежуток времени между воздействием на ушную перепонку произнесенного и отраженного звука должен составлять не менее
1/15 с;
малое количество поглощающих звук предметов;
действие рупора – образование узконаправленного пучка, за счет чего мощность звука увеличивается, и он распространяется на большее расстояние.
Решение задач.
1. В поле звук распространяется на значительно болеьшее расстояние, чем в лесу. Почему?
2. Почему даже на открытой местности, где нет препятствий для распространения звуковых волн, звук становится все слабее по мере удаления от источника его создающего?
3. С какой скоростью распространяется звук в атмосфере Венеры, если эхолот спускаемого аппарата космического корабля на высоте h=1км принял сигнал, отраженный от поверхности Венеры, через 8с после излучения?
Расстояние до преграды, отражающей звук5, 136м. Через сколько времени человек услышал эхо?
По одной из легенд, она влюбилась в прекрасного юношу Нарцисса. Но тот не обращал никакого внимания на нимфу, он был всецело занят тем, что без конца глядел в воду, любуясь своим отражением. Бедная нимфа от горя окаменела, от нее остался лишь голос, который мог повторять только окончания произнесенных поблизости слов.
Согласно другой легенде, нимфа Эхо была наказана Герой – супругой всемогущего Зевса. Дело в том, что Эхо пыталась своими речами отвлечь внимание Геры от Зевса, который в это время ухаживал за другими нимфами. Заметив это, Гера разгневалась и сделала так, чтобы Эхо не могла говорить, когда другие молчат, и не могла молчать, когда другие говорят.