Интегрированный урок (физика + география+ ОБЖ) по теме "Вздохи Земли"
Интегрированный урок (физика + география+ ОБЖ) по теме "Вздохи Земли"
Сформировать целостное представление учащихся о природном явлении: землетрясении с точки зрения естественных наук: географии, физики, ОБЖ Землетрясение относится к числу наиболее опасных сейсмических бедствий. Внезапность, огромная разрушительная сила землетрясений часто приводят к большому числу жертв и уничтожению огромных материальных ценностей. Когда происходит землетрясение, минуты и даже секунды могут быть решающими. От знания и умения действовать в такой ситуации зависит ваша судьба. Землетрясение относится к числу наиболее опасных сейсмических бедствий. Внезапность, огромная разрушительная сила землетрясений часто приводят к большому числу жертв и уничтожению огромных материальных ценностей. Когда происходит землетрясение, минуты и даже секунды могут быть решающими. От знания и умения действовать в такой ситуации зависит ваша судьба.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (физика + география+ ОБЖ) по теме "Вздохи Земли"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15»
Интегрированный урок (физика + география+ ОБЖ)
по теме "Вздохи Земли"
Составители
Учитель физики Т.М. Черникова
Учитель географии и ОБЖ Н.Н.Иванова
Ленинск-Кузнецкий
2016 г.
Интегрированный урок (физика + география)
по теме "Вздохи Земли"(7 класс)
Цели:
Образовательная: Сформировать целостное представление учащихся о природном явлении: землетрясении с точки зрения естественных наук: географии, физики, ОБЖ
Развивающая: развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с текстом учебника, с картой; продлить работу над формированием установления причинно-следственных связей над развитием логического мышления.
Воспитательная: Развитие способностей учащихся и их реализация. Приобретение веры в себя, развитие навыков общения при работе в группах. Воспитание материалистического мировоззрения.
Задачи:
ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.
научить применять знания в реальной жизни.
продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов
Формы и методы:
Объяснительно иллюстративный, частично поисковый; работа в группах, самостоятельная работа с текстом учебника, с дополнительной литературой, беседа, сообщения учащихся, работа с картой.
Оборудование: атласы, настенная карта “строение земной коры и полезные ископаемые мира”; учебники, дополнительная литература, раздаточный материал
Ход урока
I. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя
1. Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием “яркое пятно”. Зачитывается отрывок из дневника американского журналиста: – Ребята я сейчас зачитаю вам отрывок, а вы должны ответить, о чём пойдёт сегодня речь на уроке.
1 отрывок из дневника американского журналиста:
“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”. Вопросы для обсуждения:
– Кто догадался, о чем пойдет речь? (О землетрясении)
– Что в тексте вас навело на эту мысль? (Земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).
Показ слайдов
Вы задаетесь вопросом: Что такое землетрясение и почему оно происходит? (учащиеся высказываются)
Подводим к понятию, что в природе где – то происходит землетрясение и оно приближается к вам.
Итак, мы вычленили проблему, что это землетрясение. Как защитить себя? Что это такое? Как оно происходит?
II. Учитель: обращает внимание детей на слайд, где
написано обращение губернатора нашей области А.Г.Тулеева
Землетрясение относится к числу наиболее опасных сейсмических бедствий. Внезапность, огромная разрушительная сила землетрясений часто приводят к большому числу жертв и уничтожению огромных материальных ценностей. Когда происходит землетрясение, минуты и даже секунды могут быть решающими. От знания и умения действовать в такой ситуации зависит ваша судьба.
III.Далее идет изучение понятия землетрясение: идет работа с картой физической или тектонической, заслушиваются сообщения учащихся (работа в группах)
1. “Общее понятие о землетрясениях. Сейсмические территории”
2. “Бывают ли землетрясения на территории Кемеровской области”
3. “Как происходят землетрясения как они влияют на окружающую среду”: разрушения, выделение газов
4. “Можно ли предсказать землетрясения”
5. “Как фиксируются землетрясения”
6. “Лунные землетрясения”
Итак, в прошлом землетрясения вызывали у людей суеверный страх, т. к. они не знали их причин. В настоящее время известно, что землетрясенияпроисходят в результате образования разрыва и быстрого смещения по немуучастков земной коры в ее глубинах. Место, где на глубине образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения. Место над очагом – эпицентр, волны расходящиеся от очага – сейсмические волны.
Что же такое сейсмические волны, продольные, поперечные с точки зрения физики?
Вопросы:Продольные волны
Поперечные волны
Сейсмические волны
Скорость перемещения волн U = 7,3 км/сек
Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы —сейсмографы. Одни сейсмографы чувствительны к горизонтальным движениям, другие — к вертикальным волнам. Волны регистрируются вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте. Существуют и электронные сейсмографы (без бумажной ленты).
Для оценки и сравнения землетрясений используются шкала магнитуд (шкала Рихтера)
Сила землетрясений изменяется в очень широких пределах : от самых слабых до катастрофических
IV. Мы выяснили что такое землетрясения, как они влияют на окружающую среду.
Вопрос: Ваше поведение в данной ситуации.
V. Практическая работа
1. Землетрясение бывают……
На партах у ребят подготовлено два вида карточек, на одних интенсивность землетрясения по шкале Меркали, а на других – их краткая характеристика. Задача учащихся – правильно сопоставить хаотически разложенные карточки (например, незаметное землетрясение, отмечается только сейсмическими приборами)
2. Действия в ЧС
Учащимся раздаются карточки в которых описаны фрагменты действий в случае возникновения землетрясения, необходимо найти ошибки и предложить правильный вариант действий
Например
а) при первых толчках следует быстро покинуть здание школы. Выбежав на улицу следует сразу отойти от школы и встать около соседнего здания или забора. Необходимо сохранять спокойствие и выдержку в случае падения опор линий электропередачи
б) Если землетрясение застало вас на лестничной площадке первого этажа многоэтажного дома, то немедленно выбегаете на улицу. Если вы находитесь в многоэтажном здании, то немедленно выбегаете на улицу. . Если вы находитесь в многоэтажном здании, то выйдите на балкон и зовите на помощь, включите телевизор и радио.
в) Если землетрясение застало вас на улице, то сразу бегите в сторону своего дома. Нельзя заходить в поврежденные здания. Слушайте сообщения по радио.
г) землетрясение застало вас дома. С началом землетрясения нельзя пользоваться газовой плитой. Для приготовления пищи пользуйтесь примусом, для освещения используйте спички и керосиновую лампу.
Практически показать ваши действия во время землетрясения, если вы не успели покинуть кабинет
3. Составьте кроссворд
По горизонтали
1.Канал по которому поднимается магма
5. Мера общей энергии сейсмических волн
6. одна из внутренних оболочек планеты Земля
7. Форма рельефа Земли, где наиболее частые землетрясения.
8. Чашеобразное углубления на вершине горы вулканического происхождения
По вертикали
2..Области тектонического разлома (разрыва)
3.Высокая волна на море
4.Участок поверхности Земли, где происходят наибольшие разрушения
6.Вещество мантии
Ответы
1 жерло
5 магнитуда
6 мантия
7 горы
8 кратер
2 очаг
3 цунами
4 эпицентр
6 магма
VI.Ребята, сегодня на уроках вы изучили понятие “землетрясение”. Из каких научных областей вы брали знания?
VII. Рефлексия.
Составить синквейн к слову землетрясение
Первая строка СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Вторая строка ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Что нового узнали на уроке, понравился ли вам урок, что бы еще хотели узнать
VII1 . Д/з найти факты о крупных землетрясениях на территории Российской федерации.
Приложение
Шкала оценки силы землетрясения
От 1 до 2 баллов – незначительной силы толчки, которые можно определить лишь с помощью специальных приборов. Землетрясения в 2 бала также иногда можно определить и человеку, если в этот момент он находится в неподвижном состоянии.
От 3 до 4 баллов – толчки ощущаются более сильно в высотных зданиях, возможны раскачивания люстры, небольшие смешения предметов и ощущение легкого головокружения.
От 5 до 7 баллов – толчки начинают достаточно сильно ощущаться на земле, возможны незначительные разрушения зданий, начинают, например, появляться трещины на стенах, ломаться окна, крошится штукатурка.
8 баллов – землетрясение вызывает возникновение глубоких трещин на домах, земле и даже склонах.
9 баллов – толчки становятся такой силы, что способны разрушить стены домов и даже некоторые подземные коммуникационные сооружения.
От 10 до 11 балов – землетрясение такой силы вызывает сильное разрушение многих зданий, мостов, обвалы, оползни.
12 балов – сила разрушения подобной силы толчков способна значительно изменить поверхность земной коры, практически раскрошить здания и даже поменять движение воды в реках.
Виды землетрясений
Природные. К природным воздействиям относится внутренние изменения планеты Земля, влияние космических бурь, солнца, а также некоторых других явлений Космоса.
Искусственные. Искусственным воздействие на побуждения возникновения землетрясения является Человек и его влияние на окружающую среду. Такими действиями могут быть взрывы, раскапывание земных пород для добычи полезных ископаемых и тому подобное.
В зависимости от причины возникновения различаются следующие виды землетрясений:
Тектонические землетрясения. Этот вид является наиболее распространенным явление, которое возникает по причине подвижек, разломов и столкновений тектонических плит. Проявляются такие землетрясения по-разному. Это могут быть возникновение огромных трещин на поверхности земли, различных обвалов и оползней или же при малой силе землетрясения могут совсем никак не выявить себя.
Обвальные землетрясения. Эти землетрясения возникают по причине воздействия на земную кору оползней и обвалов. Подобные явления чаще всего возникают по причине возникновения пустот под землей и внутри гор. Чаще всего обвальные землетрясения не имеют большой силы.
Вулканические землетрясениявызываются вследствие извержения вулкана. Их особенностью является то, что они не вызывают никаких существенных разрушений и могут повторяться некоторое количество раз.
Искусственные землетрясения. Этот вид возникает в результате большого количества одновременных взрывов, ядерных взрывов, а также подземных испытаниях различного вида оружия.
Техногенные землетрясения возникают при непосредственном воздействии человека на окружающую среду. Оно может возникнуть в результате искусственного изменения ландшафта при строении дамб или новых сооружений, поисках нефтяных скоплений, добыче различных видов ископаемых, при разрушении человеком гор и равнин.
Природные явления
По результатам многочисленным наблюдений перед возникновением многих землетрясений происходят следующие природные явления:
Большие и продолжительные ливневые дожди.
Появление в воздухе переизбытка таких газов, как урановые соединения, радона, гелия, аргона.
Сильное беспокойство и необычное поведение домашних и диких животных, считается, например, что собаки могут предугадывать землетрясения.