kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок физика + биология в 7 классе. Тема: "Влияние атмосферного давления и давления в жидкости на рыб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении учебного занятия учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи. На занятие прослеживается влияние атмосферного давления на живые организмы. Учащиеся проводят самостоятельно  ряд практических заданий. При проведении занятия можно разделить учащихся на две группы биологов и физиков. Каждая группа выполняет заданияпо своему направлению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока»


Тема: Влияние атмосферного давления и давления в жидкости на рыб

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

Расширить представления об атмосферном давлении и давлении в жидкости как физическом явлении; использовать полученные знания для объяснения факторов, влияющих на формирование приспособленности у рыб.


- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

Воспитывать в себе умения вести диалог, слушать других, культуру общения, навыки работы в группах.


- развивающие (формирование регулятивных УУД)

Развивать умения наблюдать, видеть проблему, ставить цель, соотносить свою точку зрения с мнением других.


  1. Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.


  1. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.


  1. Необходимое техническое оборудование: компьютер. Стакан с водой, бутылка, сваренные вкрутую два яйца, свеча, монетка, блюдце, спички, присоски, насос для нагнетания воздуха, банка с водой и рыбками.



  1. Технологическая карта урока



Ход урока

Деятельность учителя
Методы и формы

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Этап 1. Организационный момент.

«Добрый день!»
Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником:"Скажи мне, – спросил юноша, – почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что для тебя осталось столь много неясных вопросов?"
В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

Диалог:
учитель – класс

Сегодня на уроке мы попытаемся увеличить круг наших знаний

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполагание

Умение настраиваться на занятие

Этап 2. Постановка цели и задач урока (целеполагание)

Физик: Вопрос.
Как мы пьем воду?
Мы приставляем стакан с жидкостью ко рту и «втягиваем» в себя содержимое. Почему жидкость устремляется в рот? 
Почему ?

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет. А что воздух не имеет веса? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗА, груженного кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса? Биолог: Поясните ответ с биологической точки зрения. Сегодня на занятии мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления, которое объяснит факторы, влияющие на формирование приспособленности у рыб.

.

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя.
Ответы:
Причина в том, что при питье мы расширяем грудную клетку и разрежаем воздух во рту, под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство где давление меньше, т.е. проникает в рот.

Мы пьем не только ртом, но и легкими, т.к.расширение легких – причина того, что жидкость устремляется в рот.

Выдвигают предположения о теме урока «Влияние атмосферного давления и давления жидкости на рыб».
Записывают тему учебного занятия в технологические карты, ставят цели и задачи к уроку.

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушают учителя и ребят, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Этап 3. Актуализация полученных знаний

Физик: «Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить предыдущий материал, и выполнить задание №1 в технологической карте.

1. Каковы причины давления газа на стенки, дно и крышку баллона в котором он находиться?
4. Объясните наличие атмосферы вокруг Земли. ( работа с текстом)

Можно ли рассчитать атмосферное давление по формуле давления жидкости?

Почему? (работа у доски)

Почему у глубоководных рыб и других морских организмов причудливая форма тела?

Почему разнообразие живых организмов на большой глубине мала?

Большое значение для движения рыб имеет форма их тела. Она очень разнообразна. Но какой бы ни была эта форма она чаще всего обтекаемая. Почему в процессе эволюции тело рыбы приобрело обтекаемую форму?

Какую роль играют чешуя и слизь, покрывающая тело рыбы?

(работа с текстом)





Какой вывод вы можете сделать на данном этапе учебного занятия о влияние атмосферного давления и давления жидкости на рыб.

Даёт задания обучающимся. Следит за выполнением заданий.









Биолог: В нутрии жидкости существует давление в связи с этим форма тела морских обитателей так разнообразна.

С погружением на глубину морей, океанов, давление увеличивается.

Обтекаемая форма уменьшает силу сопротивления среды.

Вывод: Организмы живущие в воде испытывают давление которое складывается из атмосферного давления и давления воды.

Выполняют самостоятельно задание. 
Отвечают на вопросы учителя.
Давление газа на стеки сосуда вызывается ударами молекул газа.
Газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково.

Компетенция обучающихся в области физики и биологии.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимоконтроль выполнения задания в парах.
Самоконтроль.

Регуляция учебной деятельности.

Этап 4. Практическое применение полученных знаний.








Сейчас вы проведёте опыты, доказывающие существование атмосферного давления. И попробуете объяснить их.



Групповая работа.
У каждой группы на столе карточка-задание.

Надо загнать яйцо в бутылку, не разрушая его. Опыт № 1 Как достать монетку не замочив пальцев.

Опыт №2 принцип действия присоски

Биологические задачи

Слушают учителя, отвечают на вопросы .
Групповая работа:
Теплый воздух из бутылки выходит, расширяясь, а яйцо под действием атмосферного давления проникает в бутылку.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.
Записывают в тетради определение. Составляют

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний.

Этап 5. Итоговое закрепление

Тесты по физике +биология.

Формулировка условий заданий.


Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку своих товарищей, выполняющих задание

Закрепляют знания, полученные на уроке.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

 

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля.

Этап 6. Домашнее задание

Обязательный уровень: § повышенный уровень:

творческое задание:

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

Этап 7. Итог урока

«Ребята, вспомните цель нашего урока.

Выставляются оценки учащимся.

Формулирует вопрос

Отвечают на вопросы.
Подсчитывают свой рейтинг за урок и выставляют оценку в соответствии с таблицей перевода рейтинга в оценку.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Этап 8. Рефлексия

– Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
– Как вы усвоили пройденный материал?
– Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
– Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
– Оцените, как прошел урок.

«Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени»

Проводит рефлексию, анализирует.

Рефлексируют.

Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция



Просмотр содержимого документа
«технологическая карта учащихся»

Технологическая карта Дата______________


Тема урока: _____________________________________________________________________



Цель: ____________________________________________________________________________.

Задание №1: внимательно прочитайте текст, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Мы знаем, что газы в отличие от твердых тел и жидкостей заполняют весь сосуд, в котором они находятся (например, стальной баллон для хранения газов, камеру автомобильной шины и т. д.). При этом газ оказывает давление на стенки, дно и крышку баллона или камеры, в которых он находится. Чем обусловлено это давление?

Молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ. Газ состоит из огромного количества молекул, поэтому и число их ударов очень велико. Например, в комнате, в которой вы сейчас находитесь, на каждый квадратный сантиметр за 1 с молекулами воздуха наносится столько ударов, что их количество выражается двадцатитрехзначным числом. Хотя сила удара отдельной молекулы мала, но действие всех молекул о стенки сосуда приводит к значительному давлению.

Вопросы

№1

Каковы причины давления газа на стенки, дно и крышку баллона в котором он находиться?______________________________________________ 1 балл

№2
Объясните наличие атмосферы вокруг Земли. ( работа с учебником) 1 балл

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№2

Почему у глубоководных рыб и других морских организмов причудливая форма тела?



Задание №3

Снаружи кожа рыб покрыта чешуёй – тонкими полупрозрачными пластинками. Чешуи своими концами налегают друг на друга, располагаясь черепицеобразно. Это обеспечивает прочную защиту тела и вместе с тем не создает препятствий движению. Чешуи образуются специальными клетками кожи. Размер чешуек бывает разный: от микроскопических у угрей до нескольких сантиметров у индийского усача. Наблюдается большое разнообразие чешуи: по форме, прочности, составу, количеству и некоторым другим характеристикам. Наверное, всем приходилось слышать выражение «скользкий, как рыба». В нём подмечена такая особенность кожи рыб, как наличие большого количества слизи. Слизь облегчает скольжение в воде, предотвращает попадание в организм паразитов и бактерий, ускоряет заживление в случаях ранений, способствует выведению веществ из организма, регулирует проникновение воды и солей, осаждает муть и выделяет специфический видовой запах, необходимый для узнавания особей своего вида.

Какую роль играют чешуя и слизь, покрывающая тело рыбы? Работа с текстом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________









Практическое применение полученных знаний.

Опыт №1

Оборудование: кефирная бутылка, яйцо, сваренное в крутую, спички, бумага.

Лист бумаги сверните в гармошку, подожгите и опустите в бутылку. На горлышко бутылки положите сваренное в крутую и очищенное яйцо.

Запишите, что вы увидели. Заполните пробелы в предложение.

Яйцо проваливается, так как в бутылке создаётся область ……………….. давления, а с наружи давления …………………..



Опыт №2

Оборудование: присоска.

Прикрепите присоску к доске.

Объясните принцип действия присоски.

Заполните пробелы в предложение.

Нажатие руки приводит к вытеснению …………. из – под неё. Под присоской давление …………….. , а атмосферное давление ……………….., что приводит к ………………………присоски к гладкой поверхности.





Биологические задачи.

Задание №3

Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

Рассмотрите на примере скатов.



Известно, что рыбы могут изменять окраску и рисунок кожи в зависимости от цвета грунта, на котором они находятся. Какое значение имеет эта особенность в жизни рыб? Приведите примеры.



Итоговое закрепление

  1. Какова причина существования атмосферного давления?

А. Подвижность молекул.

Б. Их взаимодействие.

В. Вес воздуха.

Г. Его трение о землю.

2. Направление течения и давления воды рыба определяет:

А. Органами зрения и осязания.

Б. Органами слуха.

В. Боковой линией.

Г. Всей поверхностью тела.

3. Как изменяется плотность воздуха с изменением высоты над поверхность Земли?

  1. Увеличивается при подъёме

Б. Не изменяется.

  1. Уменьшается с возрастанием высоты.

4.  Большое разнообразие форм тела рыб зависит

А. От их активного передвижения.                         

Б. От способа питания.

 В. От развития органов чувств.                                  

Г. От многообразия условий жизни.

5. Атмосферное давление измеряют в паскалях и в….

А. …..миллиметрах.

Б. …сантиметрах.

В. …миллиметрах и сантиметрах ртутного столба.

Г. …ньютонах на квадратный метр.

6. Чешуя рыб

 А. обеспечивает защиту от механических воздействий  

 Б. отражает солнечный свет

 В. способствует захвату пищи                            

Г. предохраняет от кожных паразитов

Критерии оценки за урок :

« 5» - 23 и более балла;

«4» -20-22 баллов;

«3» -12-12 баллов

«2» - менее 12 баллов.

Оценка за урок________________________________________

Что мы узнали на уроке.

Выводы: Самоанализ

Оцените свою работу на уроке в баллах:

«5» - все понял, было интересно;

«4» - не все успел понять;

«3» - кое-что понял;

«2» - ничего не понял – ТАКОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!

самооценку урока. С помощью смайликов

- урок понравился



- урок заставил задуматься

- урок не понравился.

Приложение 6

Домашнее задание.













































Мы знаем, что газы в отличие от твердых тел и жидкостей заполняют весь сосуд, в котором они находятся (например, стальной баллон для хранения газов, камеру автомобильной шины и т. д.). При этом газ оказывает давление на стенки, дно и крышку баллона или камеры, в которых он находится. Чем обусловлено это давление?

Молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ (рис. 87). Газ состоит из огромного количества молекул, поэтому и число их ударов очень велико. Например, в комнате, в которой вы сейчас находитесь, на каждый квадратный сантиметр за 1 с молекулами воздуха наносится столько ударов, что их количество выражается двадцатитрехзначным числом. Хотя сила удара отдельной молекулы мала, но действие всех молекул о стенки сосуда приводит к значительному давлению.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Арчвадзе Л.Е., Рябинина Л.В.

Дата: 21.02.2015

Номер свидетельства: 177023


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства