Технологическая карта Дата______________
Тема урока: _____________________________________________________________________
Цель: ____________________________________________________________________________.
Задание №1: внимательно прочитайте текст, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.
Мы знаем, что газы в отличие от твердых тел и жидкостей заполняют весь сосуд, в котором они находятся (например, стальной баллон для хранения газов, камеру автомобильной шины и т. д.). При этом газ оказывает давление на стенки, дно и крышку баллона или камеры, в которых он находится. Чем обусловлено это давление?
Молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ. Газ состоит из огромного количества молекул, поэтому и число их ударов очень велико. Например, в комнате, в которой вы сейчас находитесь, на каждый квадратный сантиметр за 1 с молекулами воздуха наносится столько ударов, что их количество выражается двадцатитрехзначным числом. Хотя сила удара отдельной молекулы мала, но действие всех молекул о стенки сосуда приводит к значительному давлению.
Вопросы
№1
Каковы причины давления газа на стенки, дно и крышку баллона в котором он находиться?______________________________________________ 1 балл
№2
Объясните наличие атмосферы вокруг Земли. ( работа с учебником) 1 балл
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№2
Почему у глубоководных рыб и других морских организмов причудливая форма тела?
Задание №3
Снаружи кожа рыб покрыта чешуёй – тонкими полупрозрачными пластинками. Чешуи своими концами налегают друг на друга, располагаясь черепицеобразно. Это обеспечивает прочную защиту тела и вместе с тем не создает препятствий движению. Чешуи образуются специальными клетками кожи. Размер чешуек бывает разный: от микроскопических у угрей до нескольких сантиметров у индийского усача. Наблюдается большое разнообразие чешуи: по форме, прочности, составу, количеству и некоторым другим характеристикам. Наверное, всем приходилось слышать выражение «скользкий, как рыба». В нём подмечена такая особенность кожи рыб, как наличие большого количества слизи. Слизь облегчает скольжение в воде, предотвращает попадание в организм паразитов и бактерий, ускоряет заживление в случаях ранений, способствует выведению веществ из организма, регулирует проникновение воды и солей, осаждает муть и выделяет специфический видовой запах, необходимый для узнавания особей своего вида.
Какую роль играют чешуя и слизь, покрывающая тело рыбы? Работа с текстом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое применение полученных знаний.
Опыт №1
Оборудование: кефирная бутылка, яйцо, сваренное в крутую, спички, бумага.
Лист бумаги сверните в гармошку, подожгите и опустите в бутылку. На горлышко бутылки положите сваренное в крутую и очищенное яйцо.
Запишите, что вы увидели. Заполните пробелы в предложение.
Яйцо проваливается, так как в бутылке создаётся область ……………….. давления, а с наружи давления …………………..
Опыт №2
Оборудование: присоска.
Прикрепите присоску к доске.
Объясните принцип действия присоски.
Заполните пробелы в предложение.
Нажатие руки приводит к вытеснению …………. из – под неё. Под присоской давление …………….. , а атмосферное давление ……………….., что приводит к ………………………присоски к гладкой поверхности.
Биологические задачи.
Задание №3
Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?
Рассмотрите на примере скатов.
Известно, что рыбы могут изменять окраску и рисунок кожи в зависимости от цвета грунта, на котором они находятся. Какое значение имеет эта особенность в жизни рыб? Приведите примеры.
Итоговое закрепление
Какова причина существования атмосферного давления?
А. Подвижность молекул.
Б. Их взаимодействие.
В. Вес воздуха.
Г. Его трение о землю.
2. Направление течения и давления воды рыба определяет:
А. Органами зрения и осязания.
Б. Органами слуха.
В. Боковой линией.
Г. Всей поверхностью тела.
3. Как изменяется плотность воздуха с изменением высоты над поверхность Земли?
Увеличивается при подъёме
Б. Не изменяется.
Уменьшается с возрастанием высоты.
4. Большое разнообразие форм тела рыб зависит
А. От их активного передвижения.
Б. От способа питания.
В. От развития органов чувств.
Г. От многообразия условий жизни.
5. Атмосферное давление измеряют в паскалях и в….
А. …..миллиметрах.
Б. …сантиметрах.
В. …миллиметрах и сантиметрах ртутного столба.
Г. …ньютонах на квадратный метр.
6. Чешуя рыб
А. обеспечивает защиту от механических воздействий
Б. отражает солнечный свет
В. способствует захвату пищи
Г. предохраняет от кожных паразитов
Критерии оценки за урок :
« 5» - 23 и более балла;
«4» -20-22 баллов;
«3» -12-12 баллов
«2» - менее 12 баллов.
Оценка за урок________________________________________
Что мы узнали на уроке.
Выводы: Самоанализ
Оцените свою работу на уроке в баллах:
«5» - все понял, было интересно;
«4» - не все успел понять;
«3» - кое-что понял;
«2» - ничего не понял – ТАКОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
самооценку урока. С помощью смайликов
- урок понравился
- урок заставил задуматься
- урок не понравился.
Приложение 6
Домашнее задание.
Мы знаем, что газы в отличие от твердых тел и жидкостей заполняют весь сосуд, в котором они находятся (например, стальной баллон для хранения газов, камеру автомобильной шины и т. д.). При этом газ оказывает давление на стенки, дно и крышку баллона или камеры, в которых он находится. Чем обусловлено это давление?
Молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ (рис. 87). Газ состоит из огромного количества молекул, поэтому и число их ударов очень велико. Например, в комнате, в которой вы сейчас находитесь, на каждый квадратный сантиметр за 1 с молекулами воздуха наносится столько ударов, что их количество выражается двадцатитрехзначным числом. Хотя сила удара отдельной молекулы мала, но действие всех молекул о стенки сосуда приводит к значительному давлению.