kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок (физика + археология) по теме: «Определение плотности твёрдого тела» для обучающихся 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа №5

«Определение плотности твёрдого тела».

Цель работы: научиться определять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки) и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование: весы рычажные с разновесами, мензурка, образцы экспедиционных находок, плотности которых надо определить.

Актуальность:

Плотность тела это не абстрактное понятие. Именно она определяет качественные характеристики предмета. Зная плотность человек, выбирает тот материал для изготовления орудия, постройки жилища и т.д., который наиболее полно отвечает запрашиваемым параметрам: твердость, эластичность, устойчивость к физическим нагрузкам. В далеком прошлом люди не умели измерять плотность, но знали, что есть камни с более высокой плотностью, которые наилучшим образом подходят для изготовления орудий труда и охоты.

Введение.

В нашей школе проводились полевые профильные летние экспедиции, в ходе которых обучающиеся проводили изыскания, направленные на изучение древнейшей истории Приангарья и повседневной жизни деревни. В результате  изысканий были выявлены предметы, которыми человек пользовался много тысячелетий назад, они были выполнены из кремня, кремнистого сланца, халцедона, глины и т.д. Не зная плотности твердого тела человек интуитивно, по определенным признакам, выбирал нужный ему материал, из которого можно было сделать орудие, выдерживающее определенные физические нагрузки.

Для лабораторной работы вам предоставляется археологические находки этого года с различной плотностью.

Данная работа содержит план урока, приложение (блак ответов для обучающихся), компьютерную презентация, которая дает наглядное представление по данному уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока»


Жигулов А.И., учитель физики МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина, г.Братска



Интегрированный урок (физика + археология) по теме:

«Определение плотности твёрдого тела»


Цель урока: интеграция краеведения в классно-урочное занятие (физика).

Задачи урока:

образовательные:

научить практически определять плотность веществ;

учить работе с таблицами (физика);

передать обучающим информацию об археологическом прошлом Приангарья, рассказать о последних археологических изысканиях; ознакомить ребят с оригинальными артефактами (археология).

воспитательные:

на конкретных примерах воспитывать в обучающихся любовь и уважение к прошлому родного края, чувство гордости за древнейшее прошлое родного края;

научить уважительно относиться к историко-культурному наследию

Приангарья.

развивающие:

развить навыки определения подлинности археологических находок

(археология);

развивать навыки групповой работы (физика).


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, весы с разновесами, мензурки, образцы - археологические артефакты, раздаточный материал.


Предварительно класс делится на творческие группы по 4 человека, в состав которых входят:

руководитель группы (получение задания, определение цели работы, планирование работы группы, подведение итогов работы),

теоретик (определение цели работы, планирование эксперимента, теоретические вопросы работы),

лаборант (получение образцов - археологических артефактов, проверка оборудования),

специалист по технике безопасности (соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы членами группы).


План урок.


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация.

  3. Введение.

  4. Инструктаж по технике безопасности.

  5. Практическая часть лабораторной работы.

  6. Подведение итогов.


  1. Приветствие. Ребята готовятся к работе в группе (на экране - слайд 1).

Учитель физики: Сегодняшний урок у нас пройдёт не совсем обычно – нас ждет лабораторная работа, в ходе которой мы познакомимся с археологическими находками нашего края. (слайд 2).

  1. Учитель физики: На прошлых уроках мы познакомились с понятием «плотность вещества», с её единицами измерения, научились рассчитывать плотность по известным величинам. Цель нашего урока: научиться на практике определять плотность веществ. Вы уже знаете, что плотность тела это не абстрактное понятие. Именно она определяет качественные характеристики предмета. Зная плотность человек, выбирает тот материал для изготовления орудия, постройки жилища и т.д., который наиболее полно отвечает запрашиваемым параметрам: твердость, эластичность, устойчивость к физическим нагрузкам. В далеком прошлом люди не умели измерять плотность, но знали, что есть камни с более высокой плотностью, которые наилучшим образом подходят для изготовления орудий труда и охоты.

  2. Учитель физики: Инструктаж по технике безопасности.

  3. Учитель физики: Для лабораторной работы вам предоставляется археологические находки этого года с различной плотностью и прежде, чем вы приступите к работе – внимание на экран (слайд 2- клик, слайды 3,4,5). Руководитель группы получает бланк для выполнения работы, лаборант – образцы, и группы приступают к выполнению работы.


Лабораторная работа №5.

«Определение плотности твёрдого тела».

Цель работы: научиться определять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки) и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование: весы рычажные с разновесами, мензурка, образцы экспедиционных находок, плотности которых надо определить.

Указания к работе.

  1. Измерьте массу тела с помощью рычажных весов.

  2. Измерьте объём предложенного образка с помощью мензурки.

  3. Рассчитайте по формуле: плотность образца.

  4. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 1.

таблица 1.

№ опыта

масса образца, г

начальный объём воды в мензурке, см3

объём воды и образца, см3

объём образца, см3

плотность образца






























  1. Повторите опыт с первым образцом, изменив начальный объём воды в мензурке.

  2. Проделайте два подобных опыта с другим образцом.

  3. Сравните полученные результаты с данными справочника (см. таблица 2) и сделайте вывод.

  4. Вывод: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


таблица 2.

вещество

плотность

кремнистый сланец

2,536

2536

кварцитовая галька

3,013

3013

керамика

2,75

2750

халцедон

1,8

1800

кремень

3,6

3600

керамика

1,52

1520


Учитель физики, используя мультимедийный проектор, поясняет ребятам, какие орудия труда выполняли наши предки из тех или иных материалов (данная информация размещена в таблице бланка лабораторной работы на обратной стороне, таблица 3).

  1. Руководитель группы сдаёт заполненные бланки работы, лаборант совместно со специалистом по технике безопасности сдают образцы и лабораторное оборудование.

Учитель физики: Таким образом, сегодня на уроке вы научились определять плотность веществ, используя в качестве образцов археологические артефакты, узнали, какие материалы использовались для изготовления тех или иных орудий труда в первобытном мире.

Всем спасибо за работу.

3

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1. бланк»

Приложение 1.

« » ____________ 20___г.


Для лабораторной работы вам предоставляются археологические находки комплексной археологической экспедиции, с различной плотностью. Все эти находки хранятся в нашем школьном музее.


Лабораторная работа №5.

«Определение плотности твёрдого тела».

Цель работы: научиться определять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки) и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование: весы рычажные с разновесами, мензурка, образцы экспедиционных находок, плотности которых надо определить.


Указания к работе.

  1. Измерьте массу тела с помощью рычажных весов.

  2. Измерьте объём предложенного образка с помощью мензурки.

  3. Рассчитайте по формуле: плотность образца.

  4. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 1.

  5. Переведите вычисленное значение плотности образца в .

таблица 1.

№ опыта

масса образца, г

начальный объём воды в мензурке, см3

объём воды и образца, см3

объём образца, см3

плотность образца






























  1. Повторите опыт с первым образцом, изменив начальный объём воды в мензурке.

  2. Проделайте два подобных опыта с другим образцом.

  3. Сравните полученные результаты с данными справочника (см. таблица 2 на обороте) и сделайте вывод.

  4. Вывод: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Состав творческой группы:

руководитель группы _______________________________

(фамилия, имя)

теоретик _______________________________

лаборант _______________________________

ответственный за приборы _______________________________

специалист по технике

безопасности _______________________________



оценка ___________________________________________________


обратная сторона бланка

таблица 2.


вещество

плотность

кремнистый сланец

2,536

2536

кварцитовая галька

3,013

3013

керамика

2,75

2750

халцедон

1,8

1800

кремень

3,6

3600

керамика

1,52

1520




таблица 3.

вещество

период

орудия труда, где и как использовались.

кремнистый сланец

мезолит

Орудия из этого материала были достаточно прочными. Рабочий край орудия при функциональном использовании просто тупился, но не ломался. Из кремнистого сланца изготавливались различные долотовидные и тесловидные орудия (фото 6,7). А также топорики с ушками, в которых первобытный человек отражал свои мировозренчиские взгляды (фото 8).

кварцитовая галька.

палеолит

Из этого материала в основном изготавливали рубила и скребла, рабочий край такого орудия подходил для очистки шкур и рубки мяса и дерева. Качественные характеристики материала позволяли быстро его обрабатывать и доводить до нужной формы (фото 1, 2, 3).

керамика

неолит

Именно в этот период времени человек научился обрабатывать и обжигать глину. Так люди стали делать керамические сосуды, в которых они варили пищу и хранили различные продукты (фото 9,10).

халцедон

палеолит

Этот материал обладает качествами, которые позволяли путем направленных ударов создать очень острый рабочий край. Из халцедона в основном изготовляли ножевидные пластины, которые использовались первобытными людьми для разделки мяса и обработки дерева, точно также мы используем современный нож (фото 4), так же из этого материала изготавливали наконечники стрел (фото 5).

кремень

палеометалл.

Из этого материала изготавливали практически все орудия труда. Так как технические характеристики кремня сочетают в себе качества халцедона и кремнистого сланца - наконечники стрел (фото11), наконечники копий (фото 12), тесловидные орудия (фото13) и многое другое.

керамика

палеометалл.

В древнеметаллическом периоде первобытные люди развевали технику производства керамических сосудов. На стенки сосуда наносились различные украшения в виде полукруглых и круглых отверстий, волнистых линий, геометрических фигур и т.д. (фото 14, 15).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жигулов Александр Иванович

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128221


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства