kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра эрудитов. Физический лабиринт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету физика. Определить уровень подготовки учащихся по данному предмету.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить учебный материал по основным разделам общей физики.
  • Выявить межпредметные связи физики с биологией, географией, экологией, математикой.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
  • Продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения  товарища, умение уважительного отношения к мнению других и т. п.)

Развивающие

  • Продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов эксперимента;
  • Продолжить развитие мышления, творческих  исследовательских способностей учащихся.

Методы обучения:

  • Словесные: беседа
  • Наглядные: видео, интерактивные модели
  • Практические: физический эксперимент

Межпредметные  связи:  биология, математика, география, экология.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра эрудитов. Физический лабиринт. »







Игра эрудитов.

ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

(интегрированный урок-игра )

























Цель урока: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету физика. Определить уровень подготовки учащихся по данному предмету.



Задачи:

Образовательные:

  • Повторить учебный материал по основным разделам общей физики.

  • Выявить межпредметные связи физики с биологией, географией, экологией, математикой.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;

  • Продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению других и т. п.)

Развивающие

  • Продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов эксперимента;

  • Продолжить развитие мышления, творческих исследовательских способностей учащихся.

Методы обучения:

  • Словесные: беседа

  • Наглядные: видео, интерактивные модели

  • Практические: физический эксперимент

Межпредметные связи: биология, математика, география, экология.





Игра эрудитов. (слайд из презентации №1)



ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

Люди никогда не обнаруживали

большего остроумия чем

в изобретении игры.

Г.Лейбниц

(слайд из презентации №2)

















О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг, и случай – бог изобретатель.

М. Ломоносов.

I.

Представление членов жюри.

II.

Представление команд.

(Название, эмблема, девиз).

Максимальная оценка 3 балла (слайд из презентации №3).

III.

Разминка.

Конкурс загадок.

Условия конкурса: Участники должны дать правильный ответ после того как ведущий задаст вопрос. Команда, правильно ответившая первой, получает 1 балл (слайд из презентации №4) .

- Стучит, гремит, вертится, ничего не боится. Ходит весь век, а не человек. (Часы).

- Языка нет, а правду скажет. (Зеркало).

- Мигнет, моргнет, в пузырек нырнет, в пузырек под потолок – ночью в комнате денек. (Лампочка).

- Я под мышкой посижу и что делать укажу: или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Термометр).

- Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (Ракета).

- Хоть весь день гоняйся за ней - не поймаешь. (Тень).

- В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде. (Волны).

- Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга).

- Летит огненная стрела, ни кто ее не поймает. (Молния).

- Чего в комнате не видишь? (Воздуха).

- Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, а по мне все стук и стук. (Гвоздь).

- То, как арбузы, велики, то, словно яблоки, мелки. Они не могут говорить, но могут всё определить. (Гири).

- Дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, реки, моря есть – плавать нельзя. (Географическая карта).

- Стоит дуб, на дубу двенадцать ветвей, на каждой ветви четыре поросли, на каждой поросли по семь желудей. (Год).

- Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди, он все будет впереди. (Горизонт).

- На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – у нее теперь ангина. (Град).

- Сперва – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Молния, гром, дождь).

IV.

Мистер Икс

Условия конкурса: Командам поочередно предлагается догадаться о каком ученом идет речь в приведенных ниже описаниях. Текст разбит на 3 части. Если команда дает правильный ответ после прослушивания 1-ой части, то получает 3 балла, после прослушивания 2-х частей – 2 балла, 3-х частей – 1 балл. Если команда не имеет ответа, то соперники могут предложить свой вариант ответа и получить 1 балл (слайд из презентации №5).





Задание №1.

Центральное место в творчестве этого ученого занимают работы в области атомистики и кинетической теории.

Диапазон научных интересов этого человека был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Г.Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики.

Этот «мистер Х» родился 19 ноября 1711 г. В семье крестьянина-помора в деревушке, расположенной недалеко от Архангельска. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских учебных заведениях.

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов (слайд из презентации №6).



Задание №2.

Он родился 14 июля 1736 г. во Франции. Вопрос о том, как взаимодействуют электрические тела, интересовал ученых издавна. Но честь обоснования этого закона принадлежит этому «мистеру Х», инженеру и физику.

Основой в работе по электричеству и магнетизму стал прибор – крутильные весы.

В честь этого «мистера Х» названа единица количества электричества.

Ответ: Шарль Огюстен Кулон (слайд из презентации №7).

V.

Физика живого

Условия конкурса: Каждой команде предлагается по 2 задания, в которых описаны биологические процессы, протекающие в живых организмах. Необходимо объяснить с позиции физики данные явления. На подготовку к ответу дается 2 минуты. Максимальная оценка за каждое задание 2 балла (слайд из презентации №8).





Задание №1.

Все птицы – теплокровные животные. Температура тела у них постоянна и выше, чем у млекопитающих ( примерно 42о С, а у некоторых видов до 45,5о С). Тело покрыто перьями, а передние конечности превратились в орган полета – крылья. Какую роль играет сезонное изменение длины и густоты оперения?(слайд из презентации №9)

Ответ: Таким образом, регулируется температура тела.



Задание №2.

Некоторые рыбы, например, хаулидовые и рыбы-мичманы, снабжены светящимися органами, которые они могут зажигать и гасит в зависимости от обстановки. Для чего этим рыбам такая светомаскировка?(слайд из презентации №10).

Ответ: Днем, когда пронизывающие воду солнечные лучи делают заметными их силуэты снизу, рыбы «включают фары», направленные в глубину, визуально растворяя свои очертания. Такая биолюминесценция связана с химической реакцией, происходящей в тканях.



Задание №3.

В самые сухие и жаркие дни пчелы на верхних стенках в улье развешивают капельки воды. Каково их назначение?(слайд из презентации №11)

Ответ: При испарении воды температура в улье понижается, а влажность воздуха повышается.



Задание №4.

Ёж-рыба длиной до 90 см – самый крупный вид семейства двузубых, близкого к иглобрюхим. Водятся все они в тропиках. Какую тактику применяют эти рыбы в целях безопасности?(слайд из презентации №12)

Ответ: При малейшем намеке на опасность ёж-рыба превращается в мяч, покрытый острыми шипами. Эти шипы – видоизмененные чешуи, обычно прижатые к телу, но встающие дыбом, когда оно раздувается.

VI.

Конкурс капитанов

Условия конкурса: В конкурсе принимают участие только капитаны. Конкурс состоит из 3-х этапов (слайд из презентации №13).

Этап №1: Разминка.

Задание: Расположите следующие физические понятия в логической последовательности от общего к частному:

Условия: Время выполнения задания 1 минута, максимальная оценка 2 балла (слайд из презентации №14)

- неметалл, вещество, кислород;



- измерительный прибор, динамометр, прибор;



- сила, сила тяжести, сила всемирного тяготения;



- сила трения, сила, электромагнитная сила;

Этап №2: Физика неживого.

Условия: Необходимо дать объяснение физических явлений в приведенных ниже текстах. Время выполнения задания 2 минуты. Максимальная оценка 2 балла. Задания поочередно получает каждый капитан. Если капитан дал неправильный ответ, то соперник имеет право предложить свой вариант ответа и получить за него свои 2 балла (слайд из презентации №15).

Задание №1.

Динарские горы, расположенные на восточном побережье Адриатического моря, являются классическим примером карстовых пещер. В пещере и днем и ночью темно. Уникальные земноводные, живущие в пещерах, пауки, скорпионы и даже рыбы лишены органов зрения. Почему?(слайд из презентации №16)

Ответ: Они адаптировались к темноте.



Задание №2.

Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Череповец, Нижний Тагил являются самыми экологически неблагополучными городами России. Тяжелая промышленность отравляет атмосферу этих городов. Людям приходится вдыхать отравленный воздух, потреблять загрязненную пищу и воду, работать во вредных условиях. Как ядовитые вещества попадают в пищу, воздух, воду и распространяются на большие расстояния? (слайд из презентации №17)

Ответ: Вследствие диффузии и конвекции.

Задание №3.

Какой континент на Земле самый пожароопасный, и почему?(слайд из презентации №18)

Ответ: Австралия. Из за большого количества лесов и жаркого климата.

VII.

Физическая цепочка

Условия конкурса: Команда должна за 3 минут составить цепочку слов, каждое из которых начинается на последнюю букву предыдущего термина для заданного слова. Каждое слово оценивается 0.5 балла (слайд из презентации №19).

Вольт, ток.

VIII.

Домашнее задание - Пантомима.

Условия конкурса: Каждая команда подготовила пантомиму физического явления по 3-м темам: Электричество, Механика, Молекулярно-кинетическая теория. Участники команды показывают пантомиму, а соперники определяют какое физическое явление представлено. На обсуждение команде соперников дается 2 минуты. Максимальная оценка 2 балла (слайд из презентации № 20).



IX.

Домашнее задание – Физические опыты.

Условия конкурса: Команда представляет физический эксперимент, а команда соперников должна дать физическое объяснение увиденному. Максимальная оценка 2 балла. Время обсуждения 2 минуты (слайд из презентации №21).



  • К надутому до размеров кулака воздушному шарику прижимают два пластиковых стаканчика. После этого шарик надувают до нормальных размеров, стаканчики отпускают, но они прилипают к шарику.

Почему прилипают стаканчики?



  • Показывают два одинаковых стеклянных стакана. Зажигают свечу, помещают ее в стакан. Вырезают из газеты прокладку с круглым внутренним отверстием, смачивают ее в воде, накладывают ее на стакан со свечей и ставят сверху второй, перевернутый стакан. Когда свеча потухнет, плотно прижимают верхний стакан к нижнему. Через 1-2 мин осторожно поднимают всю «сборку» за верхний стакан.

Почему прилипает нижний стакан?



  • Если бросить на стол монетку с небольшой высоты, то иногда она подпрыгивает достаточно долго, а иногда успокаивается практически сразу.

Почему?

X.

Конкурс. Блицтурнир.

Условия: Каждому капитану предлагается ответить на вопросы в течение 30 секунд. За каждый правильный ответ капитан получает 0.5 балла.

- Как изменяется внутренняя энергия колеса при движении автомобиля? (Увеличивается)

- Какая обувь больше подходит, что бы ни мерзли ноги: Просторная или тесная? (Просторная)

- Какие почвы прогреваются солнечными лучами лучше: светлые или черноземы? (Черноземы)

- Можно ли термос использовать для хранения холодных напитков, льда, мороженого? (Да)

- Какую скорость показывает спидометр автомобиля?

- В каких случаях вес тела численно равен силе тяжести?

- Какую форму имеет крупная капля дождя при падении в безветренную погоду?

- Кто чаще машет крыльями – муха или жук?

- В какой воде быстрее растворится соль – в горячей или холодной?

- Может ли КПД двигателя быть больше 100%?

- Что в переводе с латинского означает слово «вакуум»?

- Где масса тела больше – на полюсе или на экваторе?

- При распиливании бревна, какой предмет нагреется больше – пила или дерево?

- Какая сила является проявлением силы всемирного тяготения на земле?



XI.



Подведение итогов и награждение участников игры

(слайды из презентации №22,23,24)







Приложение к игре эрудитов «ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ»





















Список используемой литературы:

А. И. Сёмке. Игры на уроках физики и после. Москва. «Чистые пруды» 2007 год.

К. А. Коханов. Экспериментальные физические загадки. Москва. «Чистые пруды» 2007 год.

С. Н. Крюков. Физика: третий вопрос в экзаменационных билетах. Москва. «Чистые пруды» 2007 год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра эрудитов. Физический лабиринт.

Автор: Седова Лариса Валентиновна

Дата: 19.09.2015

Номер свидетельства: 231792


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства