Цель урока: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету физика. Определить уровень подготовки учащихся по данному предмету.
Задачи:
Образовательные:
Повторить учебный материал по основным разделам общей физики.
Выявить межпредметные связи физики с биологией, географией, экологией, математикой.
Воспитательные:
Продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
Продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению других и т. п.)
Развивающие
Продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов эксперимента;
Продолжить развитие мышления, творческих исследовательских способностей учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Игра эрудитов. Физический лабиринт. »
Игра эрудитов.
ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ
(интегрированный урок-игра )
Цель урока: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету физика. Определить уровень подготовки учащихся по данному предмету.
Задачи:
Образовательные:
Повторить учебный материал по основным разделам общей физики.
Выявить межпредметные связи физики с биологией, географией, экологией, математикой.
Воспитательные:
Продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
Продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению других и т. п.)
Развивающие
Продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов эксперимента;
Продолжить развитие мышления, творческих исследовательских способностей учащихся.
О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг, и случай – бог изобретатель.
М. Ломоносов.
I.
Представление членов жюри.
II.
Представление команд.
(Название, эмблема, девиз).
Максимальная оценка 3 балла (слайд из презентации №3).
III.
Разминка.
Конкурс загадок.
Условия конкурса: Участники должны дать правильный ответ после того как ведущий задаст вопрос. Команда, правильно ответившая первой, получает 1 балл (слайд из презентации №4) .
- Стучит, гремит, вертится, ничего не боится. Ходит весь век, а не человек. (Часы).
- Языка нет, а правду скажет. (Зеркало).
- Мигнет, моргнет, в пузырек нырнет, в пузырек под потолок – ночью в комнате денек. (Лампочка).
- Я под мышкой посижу и что делать укажу: или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Термометр).
- Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (Ракета).
- Хоть весь день гоняйся за ней - не поймаешь. (Тень).
- В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде. (Волны).
- Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга).
- Летит огненная стрела, ни кто ее не поймает. (Молния).
- Чего в комнате не видишь? (Воздуха).
- Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, а по мне все стук и стук. (Гвоздь).
- То, как арбузы, велики, то, словно яблоки, мелки. Они не могут говорить, но могут всё определить. (Гири).
- Дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, реки, моря есть – плавать нельзя. (Географическая карта).
- Стоит дуб, на дубу двенадцать ветвей, на каждой ветви четыре поросли, на каждой поросли по семь желудей. (Год).
- Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди, он все будет впереди. (Горизонт).
- На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – у нее теперь ангина. (Град).
- Сперва – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Молния, гром, дождь).
IV.
Мистер Икс
Условия конкурса: Командам поочередно предлагается догадаться о каком ученом идет речь в приведенных ниже описаниях. Текст разбит на 3 части. Если команда дает правильный ответ после прослушивания 1-ой части, то получает 3 балла, после прослушивания 2-х частей – 2 балла, 3-х частей – 1 балл. Если команда не имеет ответа, то соперники могут предложить свой вариант ответа и получить 1 балл (слайд из презентации №5).
Задание №1.
Центральное место в творчестве этого ученого занимают работы в области атомистики и кинетической теории.
Диапазон научных интересов этого человека был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Г.Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики.
Этот «мистер Х» родился 19 ноября 1711 г. В семье крестьянина-помора в деревушке, расположенной недалеко от Архангельска. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских учебных заведениях.
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов (слайд из презентации №6).
Задание №2.
Он родился 14 июля 1736 г. во Франции. Вопрос о том, как взаимодействуют электрические тела, интересовал ученых издавна. Но честь обоснования этого закона принадлежит этому «мистеру Х», инженеру и физику.
Основой в работе по электричеству и магнетизму стал прибор – крутильные весы.
В честь этого «мистера Х» названа единица количества электричества.
Ответ: Шарль Огюстен Кулон (слайд из презентации №7).
V.
Физика живого
Условия конкурса: Каждой команде предлагается по 2 задания, в которых описаны биологические процессы, протекающие в живых организмах. Необходимо объяснить с позиции физики данные явления. На подготовку к ответу дается 2 минуты. Максимальная оценка за каждое задание 2 балла (слайд из презентации №8).
Задание №1.
Все птицы – теплокровные животные. Температура тела у них постоянна и выше, чем у млекопитающих ( примерно 42о С, а у некоторых видов до 45,5о С). Тело покрыто перьями, а передние конечности превратились в орган полета – крылья. Какую роль играет сезонное изменение длины и густоты оперения?(слайд из презентации №9)
Ответ: Таким образом, регулируется температура тела.
Задание №2.
Некоторые рыбы, например, хаулидовые и рыбы-мичманы, снабжены светящимися органами, которые они могут зажигать и гасит в зависимости от обстановки. Для чего этим рыбам такая светомаскировка?(слайд из презентации №10).
Ответ: Днем, когда пронизывающие воду солнечные лучи делают заметными их силуэты снизу, рыбы «включают фары», направленные в глубину, визуально растворяя свои очертания. Такая биолюминесценция связана с химической реакцией, происходящей в тканях.
Задание №3.
В самые сухие и жаркие дни пчелы на верхних стенках в улье развешивают капельки воды. Каково их назначение?(слайд из презентации №11)
Ответ: При испарении воды температура в улье понижается, а влажность воздуха повышается.
Задание №4.
Ёж-рыба длиной до 90 см – самый крупный вид семейства двузубых, близкого к иглобрюхим. Водятся все они в тропиках. Какую тактику применяют эти рыбы в целях безопасности?(слайд из презентации №12)
Ответ: При малейшем намеке на опасность ёж-рыба превращается в мяч, покрытый острыми шипами. Эти шипы – видоизмененные чешуи, обычно прижатые к телу, но встающие дыбом, когда оно раздувается.
VI.
Конкурс капитанов
Условия конкурса: В конкурсе принимают участие только капитаны. Конкурс состоит из 3-х этапов (слайд из презентации №13).
Этап №1: Разминка.
Задание: Расположите следующие физические понятия в логической последовательности от общего к частному:
Условия: Время выполнения задания 1 минута, максимальная оценка 2 балла (слайд из презентации №14)
- неметалл, вещество, кислород;
- измерительный прибор, динамометр, прибор;
- сила, сила тяжести, сила всемирного тяготения;
- сила трения, сила, электромагнитная сила;
Этап №2: Физика неживого.
Условия: Необходимо дать объяснение физических явлений в приведенных ниже текстах. Время выполнения задания 2 минуты. Максимальная оценка 2 балла. Задания поочередно получает каждый капитан. Если капитан дал неправильный ответ, то соперник имеет право предложить свой вариант ответа и получить за него свои 2 балла (слайд из презентации №15).
Задание №1.
Динарские горы, расположенные на восточном побережье Адриатического моря, являются классическим примером карстовых пещер. В пещере и днем и ночью темно. Уникальные земноводные, живущие в пещерах, пауки, скорпионы и даже рыбы лишены органов зрения. Почему?(слайд из презентации №16)
Ответ: Они адаптировались к темноте.
Задание №2.
Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Череповец, Нижний Тагил являются самыми экологически неблагополучными городами России. Тяжелая промышленность отравляет атмосферу этих городов. Людям приходится вдыхать отравленный воздух, потреблять загрязненную пищу и воду, работать во вредных условиях. Как ядовитые вещества попадают в пищу, воздух, воду и распространяются на большие расстояния? (слайд из презентации №17)
Ответ: Вследствие диффузии и конвекции.
Задание №3.
Какой континент на Земле самый пожароопасный, и почему?(слайд из презентации №18)
Ответ: Австралия. Из за большого количества лесов и жаркого климата.
VII.
Физическая цепочка
Условия конкурса: Команда должна за 3 минут составить цепочку слов, каждое из которых начинается на последнюю букву предыдущего термина для заданного слова. Каждое слово оценивается 0.5 балла (слайд из презентации №19).
Вольт, ток.
VIII.
Домашнее задание - Пантомима.
Условия конкурса: Каждая команда подготовила пантомиму физического явления по 3-м темам: Электричество, Механика, Молекулярно-кинетическая теория. Участники команды показывают пантомиму, а соперники определяют какое физическое явление представлено. На обсуждение команде соперников дается 2 минуты. Максимальная оценка 2 балла (слайд из презентации № 20).
IX.
Домашнее задание – Физические опыты.
Условия конкурса: Команда представляет физический эксперимент, а команда соперников должна дать физическое объяснение увиденному. Максимальная оценка 2 балла. Время обсуждения 2 минуты (слайд из презентации №21).
К надутому до размеров кулака воздушному шарику прижимают два пластиковых стаканчика. После этого шарик надувают до нормальных размеров, стаканчики отпускают, но они прилипают к шарику.
Почему прилипают стаканчики?
Показывают два одинаковых стеклянных стакана. Зажигают свечу, помещают ее в стакан. Вырезают из газеты прокладку с круглым внутренним отверстием, смачивают ее в воде, накладывают ее на стакан со свечей и ставят сверху второй, перевернутый стакан. Когда свеча потухнет, плотно прижимают верхний стакан к нижнему. Через 1-2 мин осторожно поднимают всю «сборку» за верхний стакан.
Почему прилипает нижний стакан?
Если бросить на стол монетку с небольшой высоты, то иногда она подпрыгивает достаточно долго, а иногда успокаивается практически сразу.
Почему?
X.
Конкурс. Блицтурнир.
Условия: Каждому капитану предлагается ответить на вопросы в течение 30 секунд. За каждый правильный ответ капитан получает 0.5 балла.
- Как изменяется внутренняя энергия колеса при движении автомобиля? (Увеличивается)
- Какая обувь больше подходит, что бы ни мерзли ноги: Просторная или тесная? (Просторная)