Тема | «Взаимодействие тел» |
Цель | Систематизация материала по теме «Взаимодействие тел». |
Задачи | - обобщить материал по пройденной теме; - разработать критерии готовности к контрольной работе по теме «Взаимодействие тел»; - научиться применять выработанные совместно критерии готовности к контрольной работе; - определить пробелы в знаниях и навыках, которые необходимо закрыть при подготовке к контрольной работе. |
Планируемые результаты | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; - описывать свойства тел, явления и процессы на основе разработанных критериев; - распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений; - описывать изученные свойства тел и явления, используя физические величины: путь, скорость, время, плотность, масса, объем, площадь, сила упругости, вес тела, сила тяжести, сила трения. - при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; - планировать свою деятельность при подготовке к контрольной работе по физике и оценивать свои знания по физике на основе разработанных критериев. Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для планирования своей деятельности для получения конкретного результата и оценки своих возможностей и знаний на основе разработанных критериев готового результата; - участвовать в обсуждении при разработке критериев готового продукта или знания; - приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях и физических законах. |
УУД | Познавательные: - искать и выделять необходимую информацию исходя из заданной цели; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; -подводить под понятие (распознавать объекты, выделять существенные признаки и их синтез), выведение следствий; - строить логическую цепь рассуждений; - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - структурировать полученные знания; - выдвигать гипотезы и их обоснование; - формулировать учебную проблему; -анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; - составлять целое из частей, восполнять недостающие компоненты. Регулятивные - развивать способности ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательности действий, предвосхищать результат и уровень усвоения, его временных характеристик). - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона и вносить необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата). - выделять и осознавать, какая часть материала уже усвоена и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - продолжить развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. |
Ресурсы | Интерактивная доска с ПО Promethean ActivInspire. |
УМК | А.В. Перышкин «Физика 7» (учебник) |
Используемые технологии | Критериальное оценивание, формирующие обучение. |
Дидактическая структура урока (этапы урока) | Деятельность учителя Методический комментарий | Деятельность учеников Методический комментарий |
Организационный | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Готовятся к уроку. |
Мотивационный | Просит вспомнить обучающихся, чем они занимались на последним уроке физики. Просит обратить внимание на оглавление учебника и сформулировать тему урока. Кликом по слайду появляется текст, на который наложено действие "Скрытый" | Вспоминают события прошлого урока. Формулируют тему урока исходя из осознания того, что тематический раздел учебника пройден. |
Целеполагание | Просит обратить внимание на слайд. Учитель отводит левое изображение вверх (используя инструмент выбор, размещенный на слайде. Спрашивает, какая физическая величина объединяет три слова на слайде, какие характеристики величины приведены. Учитель отводит правое изображение вниз (используя инструмент выбор, размещенный на слайде. Выясняет, какое физическое явление объединяют три словосочетания на слайде. Предлагает подумать, достаточно ли этих знаний о физической величине и явлении, чтобы иметь возможность решить задачу, организовать эксперимент, чувствовать себя комфортно на контрольной работе? Спрашивает, что необходимо добавить к каждому описанию. Акцентирует внимание обучающихся на том, что предложений очень много. Спрашивает, все ли предложения являются обязательными требованиями, необходимыми для описания физ. величины, явления. Подводит обучающихся к необходимости совместной выработки критериев (измерителей) оценивания уровня готовности к контрольной работе и использования их при подготовке к работе. Вводит и объясняет значение слова «критерий». Спрашивает, для чего необходимы эти критерии, как они могут помочь при подготовке к работе. Уточняет, знают ли обучающиеся, какие вопросы необходимо повторить каждому из них? Готовы ли они сформулировать свое индивидуальное задание? Просит обучающихся сформулировать задачи урока и записать их на доске. | Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты признаков физической величины и явления. Приводят доказательства необходимости использования измерителей. Формулируют задачи урока. Двое из учеников (по очереди) используя инструмент перо, размещенный на слайде, записывают задачи урока. Контролируют запись задач на доске. |
Актуализация знаний | Просит обратить внимание на слайд. Предлагает дать определение, изученным понятиям, приведенным на слайде и заполнить листы с заданием (дублируют слайд). Предлагает поменяться листами и провести взаимопроверку результатов, сравнить с эталоном на электронной доске. Наводит стилусом на определение (на фразу наложено действие «Приложить текст»). Уточняет, какое количество обучающихся выполнило задание без ошибок. Просит привести примеры данных понятий. Просит вспомнить какие физические величины, описывающие тело и взаимодействие мы изучили. Предлагает подумать какие физические величины описывают тело, а какие взаимодействие тел. Просит в тетради выписать величины в соответствующие столбики. Приглашает по одному обучающемуся к доске для перемещения физической величины в соответствующий столбик. Предлагает проконтролировать работу обучающихся вместе. Осуществляет контроль, нажимая на слова, на которые наложено действие «Приложить текст» (при нажатии на слово появляется подсказка). Предлагает объяснить, почему данная физическая величина попала в соответствующий столбик. Просит произвести корректировку записей в тетради. | Заполняют листы-раздатки, осуществляют взаимоконтроль и сверку с эталоном (с доской). Включаются в процесс взаимоконтроля друг друга и результатов работы у доски. Демонстрируют уровень выполнения задания соседом, поднимая руку. Отвечают на вопросы учителя. Обучающие выполняют задание в тетради. По очереди обучающиеся размещают (используя инструмент выбор, размещенный на слайде) величины под соответствующим словом (при нажатии на слово появляется подсказка, используя инструмент выбор, размещенный на слайде.) Включаются в процесс взаимоконтроля друг друга и результатов работы у доски. |
Физкультминутка | Предлагает обучающимся встать рядом со своими местами и провести физкультминутку. Учитель будет называть физическую величину и если она находится в правом столбике наклониться вправо, а если в левом – влево. | Выполняют физкультминутку. |
Систематизация знаний. Выработка критериев. | Предлагает первому ряду, работая в парах, выбрать 5 измерителей уровня знаний о физ. величине; второму – о явлении. Приглашает представителей каждого ряда поместить в контейнер критерии, выбранные ими исходя из задания. Предлагает представителю первого ряда вычеркнуть наименее важный, по его мнению, критерий из второго контейнера, представителю второго ряда из первого контейнера. Далее предлагает подумать, какой критерий можно добавить к каждому контейнеру. (Единицы измерения, примеры) Предлагает представителю второго ряда дописать критерий в первый контейнер, представителю первого - во второй. Корректирует критерии при необходимости. Предлагает занести критерии в тетрадь и воспользоваться ими для следующего задания. | Выбирают необходимые критерии из списка. Один представитель от ряда помещает в контейнер критерии, выбранные ими исходя из задания, используя инструмент выбор, размещенный на слайде. Элементы "Первооткрыватель" и "Определения" представлены в двойном экземпляре. При ошибочном перемещении остальных критериев, они возвращаются на место. Используя инструмент перо, размещенный на слайде, представители обучающихся вычеркивают или дописывают критерии в своем контейнере. Фиксируют разработанные критерии в тетрадь. |
Обобщение с практическим применением знаний | Спрашивает, возможно ли, проверить свои знания о представленных величинах с использованием критериев. Предлагает определить по картинке физические величины и ответить на вопрос: «Какого критерия не хватает при описании величины?» Наводит лупу на величину и показывает представленные критерии. Просит посмотреть на слайд и определить, какое явление изображено на картинке. Наводит лупу на величину и показывает правильный ответ. Предлагает устно описать одного ученика любое физическое явление, по выбранным критериям. | Определяют физические величины и явления, включаются в диалог с учителем, описывают физические величины и явления, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
Рефлексия (см Приложение 2) | Уточняет у обучающихся все ли задачи урока были достигнуты? Достигнута ли цель? Спрашивает у обучающихся остались ли после урока пробелы в знаниях по этой теме? Предлагает заполнить лист самоконтроля. Просит сформулировать индивидуальную учебную задачу, для подготовки к контрольной работе. Уточняет, как выработанные критерии могут помочь при ее решении. | Заполняют лист самоконтроля, формируют индивидуальную учебную задачу и фиксируют ее в дневнике. |