Физические величины.Точность ипогрешность измерения
Физические величины.Точность ипогрешность измерения
Данный урок изучается в разделе "Введение". Это третий урок в данном разделе. Урок изучения нового материала.Построен в несколько этапов. Проверка полученных знаний проводится путём тестирования. Проводя эксперимент по измерению температуры жидкости с поможью ощущений,, выявляются причины несовпадений результатов деятельности и строится проект выхода из затруднений. Учащиеся убеждаются в необходимости производить измерение величин с помощью приборов. Отгадывая загадки, они вспоминабт измерительные приборы и их назначение.Просмотр мультфильма про удава, позволяет понять процесс измерения физической величины, введения эталонов и определения цены деления шкалы приборов. Индивидуальная и парная работа по использованию карточек и.проведение экспериментальных работ закрепляют умения проводить измерения и записывать правильно результаты измерений. В конце урока проводится небольшая самостоятельная работа по исправлению допущенных ошибок и проводится рефлексия по самроценке полученных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физические величины.Точность ипогрешность измерения»
Урок: «Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерения.»
УМК: Физика. 7 кл.: учебник / А. В. Перышкин.- 3 издание, дополненное- М. Дрофа. 2014г.-224с.
Цели урока: а) образовательные.
Ученик должен усвоить:
- понятие физической величины и единиц измерения;
- способы измерения физических величин;
- алгоритм определения цены деления и погрешности.
б) развивающие
ученик должен уметь:
- определять цену деления и показания измерительных приборов;
- записывать показания результатов измерений с учётом погрешностей\
. -составлять самостоятельные суждения и выводы
в) воспитательные:
воспитание культуры учебного труда, гражданственности при изучении исторических материалов, уметь планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе совместной деятельности.
ОУУН: умение проводить эксперимент.
Структура урока
№
Этап урока
Форма деятельности
время
1
Организационный
момент
Создание рабочей обстановки
1-2м
2
Проверка домашней работы
тест
5м
3
Эксперимент с 4 стаканами воды, разной температуры
Измерение температуры жидкости с помощью ощущений. Запись результатов на доске
3м
4
Обсуждение результатов деятельности
Выявление причины несовпадений результатов деятельности и построение проекта выхода из затруднений
2м
5
Изучение нового материала
Беседа об измерительных приборах, используемых учащимися в повседневной жизни и о приборах, с которыми будут знакомиться в течении учебы. Просмотр фрагмента мультфильма. Работа измерительного характера
20
6
Закрепление
Индивидуальная работа по карточкам
10
7
Рефлексия
Ответы на вопросы
2-3м
Оборудование:
Мультимедийный проектор для демонстрации презентации и демонстрации мультфильма
4стакана; с горячей и теплой, с холодной и тёплой водой;
Дидактический материал для определения ц. д. приборов.
Ход урока:
IОрганизационный момент
.Проверка готовности к уроку. Наличие принадлежностей на столе
II. Проверка домашнего задания. Тест
1. Выбрать пару слов, объединяющих в себе названия тела и вещества
А. Шар-воздух
Б. Вода-песок
В. Сахар-молоко
Г. Айсберг-капля
2. Ю.А. Гагарин 12 апреля 1961г облетел земной шар за 1ч 48мин. Его полёт является….
А. Физическим измерением
Б. Научной гипотезой
В. Экспериментальным фактом
Г. Теоретическим выводом
3. Начертите в тетради таблицу и распределите в ней следующие слова: а)свинец, б)гром, в)рельсы, г)пурга, д)алюминий, е)рассвет, е)буран, ё)Луна, ж)спирт, з)ножницы, к)ртуть, л)снегопад, м)стол, н) медь, о)вертолёт, п)нефть, р)кипение, с)метель, т)выстрел, ф)наводнение
Физическое тело
Вещество
Явление
4. Предлагаемую ниже таблицу начертите в тетради и впишите слова, относящиеся к выделенным явлениям.
А. шар катится; Б. свинец плавится; В. холодает; .Г. слышны раскаты гроза; Д .снег тает; Е. звезды мерцают; Ж. вода кипит; З. наступает рассвет; К. эхо;
Л. плывет бревно; М. маятник колеблется; Н. облака движутся; О. Гроза бревно; П. летит голубь; Р. лампа
механические
тепловые
звуковые
электрические
световые
III Актуализация знаний и фиксация затруднений
В быту, технике, при изучении физических явлений часто приходится выполнять различные измерения. На столе в четырёх стаканах налита горячая и тёплая, холодная и тёплая вода. Стаканы пронумерованы цифрами:1,2 и 2,3. В стаканы с индексом 2 налита тёплая вода. Предлагаю 2 учащимся подойти к столу и провести эксперимент: с помощью ощущений определить тепловое состояние воды. Один опускает два пальца левой руки в горячую воду, немного подержав, опускает в теплую, другой опускает 2 пальца вначале в холодную воду, затем в теплую. Какой покажется вода в сосуде №2 первому и второму учащемуся? (Одному кажется теплой, другому-горячей). Но ведь вода не изменилась? Что нужно сделать, чтобы абсолютно точно определить, какая же всё-таки вода в стакане?
Вывод: Иногда наши чувства могут нас обманывать, и поэтому просто необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения каких- то величин, а для измерений, нужны приборы.
Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока.
3. Этап получения новых знаний. Для описания физических тел и физических явлений используют физические величины, которые определяются приборами. О каких приборах загадки? ( На столе стоят приборы-подсказки)
Всем поведает, Две сестры качались
Хоть и без языка, Правды добивались
Когда будет ясно, А когда добились
А когда — облака. (Барометр.) То остановились. (Весы.)
Я под мышкой посижу Весь век идёт Ерёмушка И что делать укажу: Ни сна ему ,ни дрёмушки. Или разрешу гулять, Шагам он точно счёт ведёт, Или уложу в кровать (градусник) А с места всё же не сойдёт. (Часы)
Я сама прямая. Ежедневно в семь утра Рисовать вам помогаю. Я трещу: «Вставать пора!!!» Что-нибудь ты без меня ( Будильник) Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, ребята, Считает весь век, Кто же я? - ..(линейка). А сам не человек(часы)
А какие ещё измерительные приборы вы знаете7
Каждый прибор имеет своё назначение. С помощью градусника мы измеряем температуру, с помощью весов -массу тел, с помощью линейки- длину, размеры тел. Каждый прибор рассчитан на измерение какой-то величины.
Недаром Д.И. Менделеев, великий русский ученый, говорил так: “Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. В природе мера и вес – суть главные орудия познания». Мы сегодня должны научиться правильно пользоваться измерительными приборами. Измерительный прибор – это устройство для измерения какой–либо физической величины. Здесь вы видите различные измерительные приборы: термометр, барометр, мерная линейка, термометр. Все они очень разные, но у них есть сходство. У каждого прибора обязательно есть шкала с делениями и цифрами. Самое большое значение на шкале называется верхним пределом, самое маленькое – нижним пределом. Назовите пределы тех приборов, которые есть у вас на парте
. Сегодня на мы должны ответить на следующие вопросы:
Что такое физическая величина?
Как измерить физическую величину? Ещё раз вернёмся к опыту. Возьмите в руки термометр, опустите его в первый стаканчик с водой, подождите немного и назовите температуру воды. (на данном этапе урока это измерение может быть неточным, но оно позволит ввести понятие физической величины как количественную характеристику объекта). Теперь точно также измерьте температуру в остальных стаканах. Запишите результаты в тетрадь в порядке возрастания. / Например: 25 °, 45 °, 60°/ Вот теперь мы легко определим, где какая вода. Температура определяется числом, и чем число больше, тем теплее вода. И мы можем записать в тетрадь общее определение: Физическая величина – это количественная (числовая) характеристика тела или вещества. Она обозначается буквами латинского алфавита, например: m – масса, t – время, l - длина. Любая физическая величина, кроме числового значения, имеет единицы измерения. Например: Моя масса 60кг.
Масса – это.. (физическая величина)
60 – это…(числовое значение)
кг - килограмм – это… (единица измерения).
А теперь попробуйте сами:
Мой рост – 164 см.
Рост (длина) – это… ( физическая величина)
164 – это.., ( числовое значение)
см – это..(единица измерения )
Следовательно, когда мы измеряет какую-то величину, мы сравниваем её с определёнными единицами измерений. Запишем определение:
Измерить физическую величину –значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу измерений. Теперь у нас остался главный вопрос: Как измерить физическую величину? Давайте посмотрим, как учились измерять герои мультфильма. Вы должны будете ответить на вопросы: . Какую физическую величину измеряли герои фильма?
В каких единицах?
Чем измеряли?
Правильно ли это? Почему?
Просмотр фрагмента мультфильма). Обсуждение ответов на вопрос прав ли был удав, когда сказал, что в попугаях он гораздо длиннее?
Итак, давайте обсудим увиденное. Скажите, что происходило в мультфильме.
Ученик: в мультфильме герои измеряли длину удава.
Учитель: что герои делали, для того, что бы измерить длину удава?
Ученик: для того что бы узнать длину удава герои по очереди сравнивали длину своего тела с длиной тела удава.
Учитель: Верно. Операция СРАВНЕНИЯ в измерении ключевая. Посмотрите ещё раз на определение измерения.
Измерить какую-нибудь величину- это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.
Учитель: как вы понимаете слова сравнить с однородной величиной?
Ученик: сравнить с однородной величиной значит сравнить длину с длиной, массу одного тела с массой другого тела и т.п.
Учитель: верно. Никому ведь не придет в голову сравнивать длину тетради с яркостью лампы или температуру больного со скоростью самолета! Сравнивать можно только однородные величины: длину с длиной, температуру с температурой и так далее.
Только сначала надо условиться, что принять за эталон. Обратимся к истории этого вопроса. В древней Руси длину сравнивали с Аршином. Взгляните на экран. О существовании этого образца для сравнения свидетельствуют русские-народные поговорки. «Каждый купец на свой аршин меряет.
Умом Россию не понять, аршином общим не измерить… (К. Прутков)»
А, так-же сравнивали длину с косой и маховой саженью. В русской былине об Илье Муромце написано «…Вырос богатырь большим, здоровенным даже: голова у него с аршин, в плечах косая сажень!...»
Кроме этого были такие мерила как: ярд, локоть и пядь.
Ребята, а как вы считаете, одинаковы ли были такие образцы для сравнения, такие эталоны? Можно ли их было считать «хорошими» эталонами?
Ученик: такими образцы для сравнения у каждого человека были свои, потому что все люди разные, у одного пальцы длинные у другого короткие, поэтому измерения были не точными.
Представьте себе как сложно людям из разных стран понять, о какой длине идет речь, если один привык измерять ее в локтях, а другой ему называет ее в лье или милях. Не говоря уж о том, что есть и такие единицы (фут,например), которые используются в разных странах, а различаются в десятки раз.
Именно поэтому в 1960г во Франции на XI Генеральной конференции по мерам и весам была утверждена и принята 18 странами международная система единиц СИ (система интернациональная)
Говоря на языке международной системы единиц вас поймут во всем мире и в США, и в Бельгии, и в Китае.
В этой системе единиц длина измеряется в метрах, время в секундах, а масса в килограммах.
Возникает вопрос, а что считать 1 метром? Так 1 метром считают длину металлического бруска, который хранится в бюро мер и весов в г Севр близ Парижа, а копии этого бруска переданы в те страны, которые пользуются метрической системой единиц. В России эталон 1 метра хранится в главной палате мер и весов, которая находится в Санкт-Петербурге.
Аналогичным образом поступили и с эталоном массы -1 килограммом считают массу цилиндра, который хранится в бюро мер и весов в г Севр близ Парижа, а копии этого бруска переданы в те страны, которые пользуются метрической системой единиц. В России эталон 1 килограмма хранится в главной палате мер и весов.
Учитель: на уроках физики мы будем с вами измерять величины в системе СИ. Величины бывают основными и производными. Запиши в тетради единицы измерения основных физических величин:
Масса – кг (килограмм), длина – м (метр), время – с (секунда) Но массу можно измерять ещё ... (в граммах, миллиграммах, тоннах). Вы уже изучали это в курсе математики. А в каких единицах измеряют длину? Время? Систему СИ называют десятичной. Часто при выполнении измерений мы сталкиваемся с очень большими величинами, например, расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 000 м. Или с очень маленькими величинами, например, толщина волоса 0,000008 м. Записывать величины с таким количеством нулей не удобно, поэтому были введены десятичные приставки. Запишем самые распространенные приставки Мега- М- 1 000 000=106; Кило- к- 1 000-103 Гекто-г- 100=102
Есть специальная таблица, которую используют для перевода единиц измерения: (см. приложение )
Мы сегодня должны научиться правильно пользоваться измерительными приборами.
Ранее мы измеряли с вами температуру. Теперь давайте попробуем определить объём воды с помощью специального прибора - мензурки. Объём измеряем в мл или кубических сантиметрах. Сколько воды в этой мензурке? /200 мл/. А теперь в мензурку опустили болт, и воды стало больше. Сколько? /Ответы наверняка будут разными, что позволит ввести понятие цены деления/Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно определить цену деления, т.е значение самого маленького промежутка на шкале.
Для этого нужно:
Выбрать две ближайшие цифры (например, 400 мл и 200 мл)
Найти разность между ними (400 мл - 200 мл = 200 мл)
Сосчитать число делений между ними (10)
Разделить разность на число делений (200 мл: 10 = 20 мл)
Запишем формулу для определения цены деления прибора:
с =(400 -200)/10 = 20 мл
А теперь попробуйте сами:
Зная цену деления, можно определить показания прибора. Если термометр показывает 5 делений выше 25°, а одно деление 1°, то окончательный результат будет …(25°). А медицинский термометр показывает на одно деление меньше 37°, его цена деления 0,1°, значит температура - 36,90С. Самостоятельно по карточке определить цену деления термометра (для тех, кто хорошо усвоил и выполнил задание быстро, можно предложить задания с мензуркой по тем же карточкам)
Погрешность измерений. А теперь определите, пожалуйста, ширину учебника “Физика 7” и запишите свой результат в тетрадь. Давайте сравним ваши измерения. Почему учебник одинаковый, а значения длины разные?
В ходе обсуждения приходим к выводу: К сожалению, у любых измерений есть погрешность, т.е. ошибка. Погрешность зависит и от самого прибора (инструментальная погрешность), и от того, как мы измеряем (погрешность измерений). Погрешность измерений обозначается (дельта) и равна половине цены деления: Погрешность показывает, на сколько мы ошиблись (в большую или меньшую сторону). Поэтому окончательный результат измерений принято записывать так:
L= 24см ± 0,05см (длина тетради)
t = 25°± 0, 5° (для первого термометра)
t = 36,9° ± 0,05°(для второго термометра)
Это означает, что на самом деле длина тетради от 23,95см до 24,05см, температура находится в пределах от 24,5° до 25,5° для первого термометра и от 36,85° до 36,95° для второго.
А теперь скажите: какой термометр точнее измерит температуру?
Запишем в тетрадь вывод: Чем меньше цена деления, тем точнее измеряет прибор. Измерения, которые мы сегодня на уроке делали, называются прямыми. Их делают с помощью приборов. Некоторые величины сразу определить нельзя. Например: как вы определите площадь парты? Правильно, нужно измерить длину и ширину. Такие измерения называются косвенными.
Закрепление.
Сегодня на уроке ты узнал много нового. Давайте ещё раз вспомним самое главное: (ИСПРАВЬ ОШИБКИ)
Минута – ... физическое явление
Весы – ...физическая величина
Время – ... измерительный прибор Уравновешивание – ... ... единица для измерения