Просмотр содержимого документа
«Физические величины. Измерение величин. Метрическая система мер.»
Предмет: Физика
Класс: 7
Семестр: Осенний
Академический год: 2020-2021
Преподаватель: Бактыбекова Аита Нурлыбековна
Урок: 3
Физические величины. Измерение величин. Метрическая система мер.
1.При сравнительном описании различных природных явлений используются специальные термины, называемые физическими величинами. Например, для сравнения движения скачущей лошади, черепахи и летящей птицы используют три физических термина. Один из них – время, другой – путь, третий – скорость.
2. Каждая физическая величина имеет конкретное числовое значение, а также единицы тзмерения (кратко единицы). Например, единица длины – метр, единица температуры – градус. В ходе дальнейшего изучения физики вы постепенно познакомитесь с единицами таких физических и астрономических величин, как давление, вес, масса, сила, теплопроводность, электропроводность, яркость и т.д.
Оперируя физической величинами (при их записи, произношении), нужно обязательно указывать их единицы.
Значением физической величиныназывают некоторое число с указанием единицы измерения этой величины. Например, если время движения тела составляет 10 с, то записываем: t=10 секунд (кратко 10 с). Если запишем время без единицы измерения, как t=10, то оно теряет фихзический смысл.
Чем больше единицы физической величины, тем меньше ее числовое значение. Например, единица длины километр (км) в 1000 раз больше ее единицы метра (м), т.е. 1км=1000 м. Поэтому 1,5 кс = 1500 км; 0,5 кс = 500 ми т.д. Единицы времени записываются так: 1 мин = 60 с; 1,5 мин = 90 с.
3. Числовые значения и единицы измерения не всегда являются достаточным условием для глубокого понимания научного смысла физических понятий и величин. Поэтому для характеристики некоторых физических величин вводятся дополнительное так называемое векторное, понятие. Согласно ему, кроме числовых значений и единиц измерения величин требуется также показать их направление. Действительно, если вместо сообщения о том , что самолет летит со скоростью 800 км/ч, мы скажем, что самолет из Алматы в Астану летит со скоростью 800 км/ч, информация будет более подробной. Поэтому скорость в первом случае обозначается просто . = 800км/ч, а во втором случае она обозначается со стрелочкой, т.е. = 800км/ч. Такая запись означает, что скорость является векторной величиной. А если нам сообщат, что самолет летит из Алматы в Атырау со скоростью 800 км/ч, то мы получим совершенно новую информацию. Следовательно, и скорость означается как . = 800км/ч. Значит, скорости . = 800км/ч и υ= 800км/ч являются разными векторами величинами, или векторами. Величины, которые определяются только численными величинами, называются скалярными или скалярами. Вектор графический изображается стрелкой, показывает направление вектора.
4. Для количественного описания физических явлений и установления между ними связи необходимо знать конкретные значения физических величин. Например, известно, что при нагревании тела увеличиваются. Чтобы описать это явление количественно, следует определить значение двух физических величин: температура и объема. Отсюда возникает вопрос: «Как определить значения физических величин?»
Значения физических величин определяют проведением специальных измерений с помощью физических прибора, называют шкалой прибора. Во время опытов для определения значения физических величин часто используют измерения.
Измерением физической величины называют сравнение ее с другой однородной величиной, принятой за единицу физической величины.
Чтобы определить цену деления шкалы прибора, нужно разность двух любых значений величины, указанных на шкале, разделить на число делений между ними.
Физические величины измеряют с помощью специальных приборов (линейка).
Деления и цифры, нанесенные на поверхность прибора, называют шкалой прибора.
Чтобы определить цену деления шкалы прибора, нужно разность двух любых значений величины, указанных на шкале, разделить на число делений между ними.
Используя мензурку, определим цену деления в следующем порядке:
А) Возьмём на шкале два любых значения объема, например 150 см³ и 100 см³;
Б) Найдем их разность: 150 см -100 см³=50 см³
В) Определим число делений между этими двумя значениями объема
( между 150 см³ и 100 см³). Как видно из рисунка, число таких делений равно 10;
Г) Определим значение, соответствующее одному делению: 50 см³ :10 дел. = 5 см³ это число является значением наименьшего деления шкалы.
1 августа 1793 г. Было принято историческое решение о введении Метрической системы мер. В основу этой системы положена единица длины метр. В 1875 г. Метрическая система мер была принята большинством стран мира, и на ее основе создана Международная система единиц, охватывающая все области измерения. В Международной системе единиц семь основных единиц: длины- метр, массы- килограмм, времени- секунда и т. д.
В связи с этим создана десятичная система приставок.
Приставка кило означает тысяча, поэтому 1 кг= 1000г.