Класс:8 «А» Дата: 18 апреля
Тема: Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.
Цель: обобщить и расширить знания по теме «Электрические явления». Показать прикладное значение закона Джоуля – Ленца, познакомить учащихся с устройством и принципом действия электрической лампы, научить применять знания, полученные на уроке, к решению физических задач
Задачи урока:
Образовательные- познакомить учащихся с историей открытия и принципом действия лампы накаливания, закрепить полученные знания путём решения практических задач.
Воспитательные- формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, подчеркнуть важность изучаемой темы в вопросах энергосбережения.
Развивающие- развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать полученные знания с практическим применением; развивать мышление, устную речь учащихся.
Этапы урока:
1.Организационный момент.(1 мин)
2.Мотивация к учебной деятельности.(2 мин.)
3.Актуализация опорных знаний.(3 мин)
4.Изучение нового материала.(12 мин)
5.Первичная проверка усвоения знаний.(20)
6. Информация о домашнем задании.(2 мин)
7. . Подведение итогов урока. (3 мин)
8 .Рефлексия учебной деятельности на уроке.(2 мин)
Ход урока
1.Орг момент.
Добрый день, ребята. Сегодня наш урок кому-то покажется неожиданным, кому-то интересным, кому-то поучительным. Но самое главное, что этот урок вам обязательно запомнится. Тема нашего урока « Электрические нагревательные приборы. Расчёт электроэнергии, потребляемый бытовыми электроприборами»
2.Мотивация к учебной деятельности
/слайд 2/
– что общего у всех этих приборов?
/ученики: – они все нагреваются/
– Значит, как их можно назвать?
/ученики: – Электрические нагревательные приборы/
– Какой прибор отличается от всех других приборов?
/ученики: – Лампочка/
– А вы всё знаете об этих приборах? /– нет/
– Тогда, я вам предлагаю на уроке подробнее изучить данные приборы.
3.Актуализация опорных знаний
Ребята, для того, что бы вы были успешными на этом уроке, нам необходимо повторить некоторые понятия из пройденного:
Назовите формулировку закона Джоуля-Ленца
как зависит сила тока от сопротивления проводника?
в каких единицах может быть измерена работа электрического тока?
какой металл, известный вам , является самым тугоплавким и почему?
– 4. Изучение нового материала.
1) – Для начала я вам предлагаю экскурсию в «историю развития электрического освещения»/слайд 3 по гиперссылке открывается презентация «История развития освещения»/
Открытие теплового действия тока привело к изобретению лампы накаливания, без которого немыслима современная жизнь. Их изобрели более 120 лет назад. И за первые сто лет существования лампочки мало изменились. Но с годами мы становимся капризнее. Нам уже мало просто освещать дом, нам надо освещать его хорошо и разнообразно. Путь развития искусственного освещения был долгим и сложным. С доисторических времен и до середины ХIХ века человек применял для освещения своего жилища:
• пламя факела;
• лучину;
• масляный светильник;
• свечу;
• керосиновую лампу.
Первыми электрическими лампами были лампы накаливания, которые служат нам до сих пор. Их свет считается оптимальным для восприятия человеческим глазом. Но у них есть один существенный недостаток: приблизительно 95% их энергии преобразуется в тепло, и лишь 5% остается на долю света.
В настоящее время лампы накаливания различают по областям применения(осветительные общего назначения, для фар автомобилей, проекционные, прожекторные и т.д.); по форме тела накала (с плоской спиралью, биспиральные и т..д.); по размерам колбы (миниатюрные, малогабаритные, нормальные, крупногабаритные). Например, у сверхминиатютных ламп длина колбы составляет меньше 10мм и диаметр меньше 6 мм, а у крупногабаритных лам длина колбы составляет 155 мм и более, а диаметр больше 80 мм. Лампы накаливания изготовляют на напряжение от долей и сотен вольт, мощностью до десятков киловатт.
5.Первичная проверка усвоения знаний
Ребята, давайте с вами обратимся к экспериментальной части урока, я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека, вам нужно определить при каком соединении (последовательном или параллельном) ламп накаливании затрачивается наибольшая работа тока за 1 минуту. Вам предлагается приборы и с помощью них вы должны определить какое из соединений является наиболее оптимальным.
Источники света всегда будут совершенствоваться во времени, пока человечество живо. Тенденция к энергосбережению, захватившая внимание всего мира, не обошла стороной и нашу старну. Отчасти этим можно объяснить возрастающую популярность использования энергосберегающих ламп в нашей стране. Является ли экономия электроэнергии единственной характеристикой, которая отличает энергосберегающие лампы от традиционных ламп накаливания, и на что следует обращать внимание при покупке энергосберегающих ламп? Чтобы разобраться в данных вопросах, сначала стоит сказать о том, как устроена энергосберегающая лампа.
Энергосберегающая лампа состоит из 3 основных компонентов: цоколя, люминисцентной лампы и электронного блока. Электронный блок (ЭПРА: электронный пускорегулирующий аппарат) обеспечивает зажигание (пуск) и дальнейшее горение люминесцентной лампы. ЭПРА преобразует сетевое напряжение 220В в напряжение, необходимое для работы люминесцентной лампы. Благодаря ЭПРА энергосберегающая лампа зажигается без мерцания и работает без мигания свойственного обычным люминесцентным лампам.
Основное преимущество при замене ламп накаливания на энергосберегающие лампы это экономия электричества и финансов.
Перед вами таблица, в которой произведено сравнение лампы накаливания и энергосберегающих ламп. Какая же экономия за 4 года? Но, что бы не быть голословными, мы сейчас произведём расчёты экономии при замене обычных ламп накаливания на энергосберегающие
Мы предположим, что лампы горят в течении месяца круглосуточно (30дн.* 24 ч.= 720 ч.)
№1 (обычные лампы накаливания)
Дано: Решение:
Р=100 Вт 0,1 кВт А=Р*t*N
N=6 А=0,1 кВт*720 ч* 6= 432 кВтч
t=30 дн 720 ч. Ст= А*Т
Т=10 тг/кВтч Ст= 432кВтч*10 тг/кВтч=
Ст-? = 4320 тг
Ответ: 4320 тг
№2 (энергосберегающие)
Дано: Решение:
Р=20 Вт 0,02 кВт А=Р*t*N
N=6 А=0,02 кВт*720 ч* 6= 86,4 кВтч
t=30 дн 720 ч. Ст= А*Т
Т=10 тг/кВтч Ст= 86,4кВтч*10тг/кВтч=
Ст-? = 864 тг
Ответ: 864 тг
К электрическим нагревательным приборам относятся приборы основным элементом которых является нагревательный элемент. Он представляет собой проводник, обладающий большим удельным сопротивлением и высокой температурой плавления. Дома вы постараетесь поработать над историей создания какого-нибудь прибора. Ведь это интересно!
7. Домашнее задание: история создания прибора(сообщение, презентация.)
8.Подведение итогов
Итак, ребята, мы сегодня с вами познакомились с историей открытия лампы накаливания в основе которой лежит эффект нагревания проводника при прохождении по нему электрического тока. А какой прибор вы знаете для измерения температуры?
9. Рефлексия
Перед вами лежит шкала термометра, вам на этой шкале следует отметить четыре точки, которые покажут ваше отношение к уроку.
Оцените, на сколько вам понравился урок?
Оценить степень полезности информации?
Оцените практическую значимость урока?
На сколько вам понятен урок?