«Физика- самый идеальный полигон для тренировки ума». Эйнштейн
Спектр электромагнитных волн
Цель урока: обобщить, систематизировать изученный ранее материал о всем диапазоне электромагнитных волн.
Спектр электромагнитных волн Тест
1 . В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?
1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.
2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.
3. Электрон движется равномерно по окружности.
Ответы: А. 2 и3 Б. только 2 В. только 3
Г. 1, 2, 3 Д. только 1
2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении электронов?
Ответы: А. да Б. нет
3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия?
Ответы:
А. Все ниже перечисленные Б. Видимое излучение излучения
В. Рентгеновское Г. Все кроме рентгеновского
Д. Радиоволны
Спектр электромагнитных волн Тест
1 . В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?
1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.
2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.
3. Электрон движется равномерно по окружности.
Ответы: А. 2 и3 Б. только 2 В. только 3
Г. 1, 2, 3 Д. только 1
2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении электронов?
Ответы: А. да Б. нет
3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия?
Ответы:
А. Все ниже перечисленные Б. Видимое излучение излучения
В. Рентгеновское Г. Все кроме рентгеновского
Д. Радиоволны
Нарисуй лежачую 8 , или знак ∞ . Проведи оси ОХ и ОУ через центр. Выбери наиболее утолщённую часть ∞ . Проведи ┴ , в большей части на ось ОХ, проведи отрезок вдоль оси ОХ от точки этих отрезков до точки пересечения оси ОХ с петлёй, измерь длины отрезков
Л
№ 2
№ 1
№ 3
П
№ 1- соответствует «аудиалам» (знатоки)
№ 2- «визуалы» (теоретики)
№ 3- «кинестетики»(экспериментаторы)
Л
№ 2
№ 1
№ 3
П
-умеют анализировать
-большая работоспособность
-умеют самостоятельно выполнять задания
-Аудиалы, визуал
« Экспериментаторы »
- высокий уровень познавательной
активности
-умение работать с формулами
-делать выводы
-кинестетики
«Теоретики»
-высокий уровень познавательной активности
-долгосрочная память
-высокая скорость чтения
-визуалы
1. Что такое ЭМП?
2. Что служит источником ЭМП?
3. Какие бывают волны?
План урока
- Электромагнитные волны, их характеристика и основные свойства.
- Решение задачи на применение соотношения волнового движения.
- Общий обзор шкалы электромагнитных волн. Деление электромагнитного спектра на диапазоны по способу генерации.
Историческая справка
Работа в группах
«Теоретики » - Работа с текстом- § 36
Жизненная мудрость. Определите ключевую фразу.
Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы.
Вывод. Сделайте из прочитанного текста выводы, значимые для вашей жизни
« Экспериментаторы » - Работа с текстом- § 36
обсудить информацию об ЭМВ. Выберите из текста ту информацию, которая для вас является новой. Составить конспект вашей группы Объясните, прочитав текст, рисунок 117.
«Знатоки » - Работа с текстом- § 36
Как воздействуют на живые организмы ЭМВ? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданием и первоначальным представлениям.
Основные свойства электромагнитных волн Длина электромагнитной волны
λ ≈ 1,5∙10 13 см.
λ ≈ 4,7∙10 -11 см.
Самые длинные волны длиннее самых коротких в
Задача:
В 1897 году русский физик П. Н. Лебедев получил электромагнитное излучение с длиной волны 6 мм. Вычислить период и частоту таких волн.
решение
Вид электромагнит ной волны
Кем и когда открыто
Радиоволны
Диапазон длин волн
Инфракрас ные
Видимые
Диапазон частот
Ультра-
фиолетовые
Источники
Рентгенов ские
Свойства
Гамма-излучение
Примене ние
Шкала электромагнитных волн
Низкочастотные излучения
Радиоволны
СВЧ излучения
Инфракрасное излучение
Видимый свет
Ультрафиолетовое излучение
Рентгеновское излучение
Гамма - излучение
Схематическое изображение прозрачности земной атмосферы для всего диапазона электромагнитных излучений
Рентгеновское излучение
ν = 3 · 10 16 – 3 · 10 20 Гц.
λ = 10 -12 – 10 -8 м.
Открыто в 1895 году
В. Рентгеном.
Источник - изменение состояния электронов внутренних оболочек атомов или молекул, а также ускоренно движущиеся свободные электроны.
8 · 10 20 Гц. λ -12 м. Открыто в 1990 году Полем Вилларом. Источник – изменение энергетического состояния атомного ядра, а также ускоренное движение свободных заряженных частиц." width="640"
Гамма – излучение
ν 8 · 10 20 Гц.
λ -12 м.
Открыто в 1990 году Полем Вилларом.
Источник – изменение энергетического состояния атомного ядра, а также ускоренное движение свободных заряженных частиц.
Сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение
(микроволновое излучение)
ν = 2 · 10 9 – 3 · 10 11 Гц.
λ = 1 мм – 0,3 м.
Источник – изменение направления спина валентного электрона атома или скорости вращения молекул вещества.
Инфракрасное излучение
ν = 3 · 10 11 Гц – 3, 85 · 10 14 Гц.
Инфракрасное излучение было открыто в 1800 г. английским астрономом Уильямом Гершелем.
Источник – колебание и вращение молекул вещества.
Солнце
Ультрафиолетовое излучение
ν = 8 · 10 14 – 3 · 10 16 Гц.
λ = 10 – 380 нм.
Открыто в 1801 году Иоганном Риттером.
Источник – валентные электроны атомов и молекул, а также ускоренно движущиеся свободные заряды.
Радиоволны
ν = 2 · 10 4 – 10 9 Гц.
λ = 0,3 – 1,5 ·10 4 м.
Радиоволны открыты в 1886 году Г. Герцем .
Источник – переменный ток.
Формула скорости электромагнитной волны
с = λ ∙ ν
с = 3∙10 8 м/с – скорость электромагнитной волны в вакууме.
Решение задачи
Решение :
Дано: Си
λ=6мм. 6 ·10 -3 м
С=3 · 10 8 м/с —
ν-? (Гц)
Т-? (с)
с = λ · ν
Ответ: 0,5 · 10 10 Гц, 2 ·10 -11 с.
Видимый свет
ν = 3, 85 · 10 14 Гц.
λ = 380 – 780 нм.
Источник оптического излучения (видимого света) являются валентные электроны, изменяющие свое положение в пространстве, также движущиеся с ускорением свободные электроны.
Низкочастотное (НЧ) излучение
ν = 0 – 2 · 10 4 Гц.
λ = 1,5· 10 4 м до бесконечности.
Источник – переменный ток соответствующей частоты. Такие волны практически не излучаются в пространство.
Какую волну называют электромагнитной ?
Электромагнитной волной
называется процесс распространения электромагнитного поля в пространстве с течением времени.
Заключение
1. Исследования электромагнитного излучения имеют огромное значение для уточнения наших представлений о строении вещества. Исследования инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучений помогли выяснить строение молекул и внешних электронных оболочек атомов; изучение рентгеновского излучения позволило установить строение внутренних электронных оболочек атомов и структуру кристаллов, а излучение гамма – лучей дает много ценных сведений о строении атомных ядер.
2. Анализ информации, полученной во всем спектре электромагнитных волн, позволяет составить более полную картину структуры объектов во Вселенной, тем самым расширить границы познания природы.
Домашнее задание
§ 36, упражнение 29,
заполнить таблицу полностью
Вывод
- Что узнал(а) на уроке?
- Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале
- Оцени работу на уроке своего напарника (по 5-и балльной шкале)
- Оцени урок в целом
Известный датский химик Д.Хевелси говорил:
«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».