kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Электромагнитные волны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока «открытия» нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

- уровень выявления места и причины затруднения;

- уровень построения проекта выхода из затруднения;

- уровень реализации построенного проекта;

3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

 - уровень самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

4) этап включения в систему знаний и повторения;

  1. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«приложение рефлексия»


Что узнал(а) на уроке?




Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале


Оцени работу на уроке своего напарника

(по 5 бальной шкале)


Оцени урок в целом

(можешь написать своё мнение)





Что узнал(а) на уроке?




Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале


Оцени работу на уроке своего напарника

(по 5 бальной шкале)


Оцени урок в целом

(можешь написать своё мнение)





Что узнал(а) на уроке?




Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале


Оцени работу на уроке своего напарника

(по 5 бальной шкале)


Оцени урок в целом

(можешь написать своё мнение)




Просмотр содержимого документа
«приложение таблица заполнения»

Виды электромагнит ных излучений

Кем и когда открыто

Диапазон длин волн

Диапазон частот

Источники

Свойства

Применение

Радиоволны








Инфракрасное








Видимое








Ультрафиоле товое








Рентгеновское








Гамма-излучение













Виды электромагнит ных излучений

Кем и когда открыто

Диапазон длин волн

Диапазон частот

Источники

Свойства

Применение

Радиоволны








Инфракрасное








Видимое








Ультрафиоле товое








Рентгеновское










Гамма-излучение













Виды электромагнит

ных излучений

Кем и когда открыто

Диапазон длин волн

Диапазон частот

Источники

Свойства

Применение

Радиоволны








Инфракрасное








Видимое








Ультрафио летовое








Рентгеновское







Гамма-излучение








Виды электромагнит

ных излучений

Кем и когда открыто

Диапазон длин волн

Диапазон частот

Источники

Свойства

Применение

Радиоволны








Инфракрасное







Видимое







Ультрафио летовое







Рентгеновское







Гамма-излучение








Просмотр содержимого документа
«приложение тест»

Тест «ЭМВ»

1. В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?

  1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.

  2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.

  3. Электрон движется равномерно по окружности.
    Ответы:
    А. 2 и 3. Б. Только 2. В. Только 3. Г. Только 1. Д. 1,2,3.

2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении протонов? Ответы: А. Да. Б. Нет.

3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия? Ответы:
А. Все перечисленные ниже излучения.
Б. Радиоволны.
В. Видимое излучение (свет).
Г. Рентгеновское излучение.

4.Что такое электромагнитная волна?

А. Распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле.

Б. Распространяющееся в пространстве переменное электрическое поле.

В. Распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле.

Г. Распространяющееся в пространстве магнитное поле.


5. Укажите выражение длины волны.

А. λν; Б. 1/ν; В. υ/ν; Г. 1/Т.


6. Укажите неправильный ответ. Длина волны – это расстояние, …

А. Которое проходит колеблющаяся точка за период;

Б. На которое распространяются колебания за один период;

В. Между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах.

7. Электромагнитная волна является …

А. продольной; Б. поперечной;

В. в воздухе продольной, а в твердых телах поперечной;

Г. в воздухе поперечной, а в твердых телах продольной.

8. При каких условиях движущийся электрический заряд не излучает электромагнитные волны?

А. Такого движения нет;

Б. При равномерном прямолинейном движении;

В. При равномерном движении по окружности;

Г. При любом движении с небольшой скоростью.

9. Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения длины волны.

1. Видимый свет. 2. Ультрафиолетовое излучение.

3. Инфракрасное излучение. 4. Радиоволны.

А. 1, 2, 3, 4; Б. 2, 1, 3, 4; В. 2, 3, 4, 1; Г. 4, 3, 2, 1.

10.Радиопередатчик, установленный на корабле-спутнике «Восток», работал на частоте

20 МГц. На какой длине волны он работал?

А. 60 м; Б. 120 м; В. 15 м; Г. 1,5 м.



Ответ:


вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

А

А

А

В

В

Б

Б

Б

Б

В


Тест «ЭМВ»


1. В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?

  1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.

  2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.

  3. Электрон движется равномерно по окружности.
    Ответы:
    А. 2 и 3. Б. Только 2. В. Только 3. Г. Только 1. Д. 1,2,3.

2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении протонов? Ответы: А. Да. Б. Нет.

3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия? Ответы:
А. Все перечисленные ниже излучения. Б. Радиоволны. В. Видимое излучение (свет).
Г. Рентгеновское излучение.

4.Что такое электромагнитная волна?

А. Распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле.

Б. Распространяющееся в пространстве переменное электрическое поле.

В. Распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле.

Г. Распространяющееся в пространстве магнитное поле.

5. Укажите выражение длины волны.

А. λν; Б. 1/ν; В. υ/ν; Г. 1/Т.

6. Укажите неправильный ответ. Длина волны – это расстояние, …

А. Которое проходит колеблющаяся точка за период;

Б. На которое распространяются колебания за один период;

В. Между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах;

7. Электромагнитная волна является …

А. продольной; Б. поперечной;

В. в воздухе продольной, а в твердых телах поперечной;

Г. в воздухе поперечной, а в твердых телах продольной.

8. При каких условиях движущийся электрический заряд не излучает электромагнитные волны?

А. Такого движения нет;

Б. При равномерном прямолинейном движении;

В. При равномерном движении по окружности;

Г. При любом движении с небольшой скоростью.

9. Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения длины волны.

1. Видимый свет. 2. Ультрафиолетовое излучение.

3. Инфракрасное излучение. 4. Радиоволны.

А. 1, 2, 3, 4; Б. 2, 1, 3, 4; В. 2, 3, 4, 1; Г. 4, 3, 2, 1.

10.Радиопередатчик, установленный на корабле-спутнике «Восток», работал на частоте

20 МГц. На какой длине волны он работал?

А. 60 м; Б. 120 м; В. 15 м; Г. 1,5 м.


Тест «ЭМВ»


1. В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?

  1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.

  2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.

  3. Электрон движется равномерно по окружности.
    Ответы:
    А. 2 и 3. Б. Только 2. В. Только 3. Г. Только 1. Д. 1,2,3.

2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении протонов? Ответы: А. Да. Б. Нет.

3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия? Ответы:
А. Все перечисленные ниже излучения. Б. Радиоволны. В. Видимое излучение (свет).
Г. Рентгеновское излучение.

4.Что такое электромагнитная волна?

А. Распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле.

Б. Распространяющееся в пространстве переменное электрическое поле.

В. Распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле.

Г. Распространяющееся в пространстве магнитное поле.

5. Укажите выражение длины волны.

А. λν; Б. 1/ν; В. υ/ν; Г. 1/Т.

6. Укажите неправильный ответ. Длина волны – это расстояние, …

А. Которое проходит колеблющаяся точка за период;

Б. На которое распространяются колебания за один период;

В. Между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах;

7. Электромагнитная волна является …

А. продольной; Б. поперечной;

В. в воздухе продольной, а в твердых телах поперечной;

Г. в воздухе поперечной, а в твердых телах продольной.

8. При каких условиях движущийся электрический заряд не излучает электромагнитные волны?

А. Такого движения нет;

Б. При равномерном прямолинейном движении;

В. При равномерном движении по окружности;

Г. При любом движении с небольшой скоростью.

9. Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения длины волны.

1. Видимый свет. 2. Ультрафиолетовое излучение.

3. Инфракрасное излучение. 4. Радиоволны.

А. 1, 2, 3, 4; Б. 2, 1, 3, 4; В. 2, 3, 4, 1; Г. 4, 3, 2, 1.

10.Радиопередатчик, установленный на корабле-спутнике «Восток», работал на частоте

20 МГц. На какой длине волны он работал?

А. 60 м; Б. 120 м; В. 15 м; Г. 1,5 м.



Просмотр содержимого документа
«физика техкарта урока 9 класс ЭМВ»







Ф. И. О. педагога: Е.Н.Янгалышева

Предмет: ФИЗИКА
Класс: 9
"Электромагнитные волны"

Цель: Познакомить учащихся с понятием электромагнитной волны.

Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов


Планируемые результаты:

  • Личностные: Познакомить учащихся с электромагнитными волнами. Научить применять знания для объяснения физических процессов и решения задач, находить связи между физическими характеристиками различных эмв и его восприятием. Дать возможность детям ощутить радость познания, открытия.

  • Метапредметные: Развивать память, внимание, мышление. Продолжить работу по формированию умственной деятельности: анализа, способности наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале (составление конспекта), грамотно излагать свои мысли; воспитывать стремление к познанию. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей средствами ИКТ. Создать содержательные и организационные условия для развития критического мышления, продолжить формирование навыков самостоятельного поиска необходимого материала.

  • Предметные: Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира; расширить кругозор учащихся на разборе шкалы эмв и их свойств; развивать самостоятельность учеников, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Оборудование:

Три колбы с чистой водой, раствор «марганцовки»- метод 3-х колб, м/проектор, ПК, м/экран

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания.
ФОРМА УРОКА: комбинированный (Презентация)

На уроке использую групповую работу учащихся.

  • "Физика - самый идеальный полигон для тренировки ума". ( Эйнштейн)

Средства обучения: Путевой Лист.

Структура урока «открытия» нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

- уровень выявления места и причины затруднения;

- уровень построения проекта выхода из затруднения;

- уровень реализации построенного проекта;

3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

- уровень самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

4) этап включения в систему знаний и повторения;

  1. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока


Деятельность учителя



Деятельность учеников

РЕЗУЛЬТАТ

Начальный этап

организационный

 Позитивный настрой на урок

Приветствие

-

1 этап. Создание потребности в знаниях

-Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего- поучать других, а труднее- познать самого себя.

На уроке физики мы говорим о познании природы. Но, сегодня, прежде чем изучать физические явления и понятия, давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как теоретики или как практики?

 Мнение учащихся.

Намечено -проверить в ходе изучения нового материала

2 этап. Создание мотива к познанию

Работать мы будем в группах. У нас будут - теоретики, экспериментаторы и знатоки, которые покажут свои знания в процессе обучения физики. Сейчас я проведу мониторинг модальности, который позволит узнать к какой из трёх категорий вы относитесь – «Теоретики»(визуал), «Экспериментаторы» (аудиал) и «Знатоки» ( кинестетик).

Наблюдение.

Работа в тетради

Высказывают своё мнение. В итоге приходят к выводу, что к какой категории себя отнесли- «Теоретики»(визуал), «Экспериментаторы» (аудиал) и «Знатоки» ( кинестетик).

Приложение №1

Зарисовывают свои наблюдения


Деление на группы

Вопросы. Слайд №2

Проводится тест.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, но тему не указывайте. А теперь нарисуйте двойную петлю, лежачей 8 или математический знак . Проведите через центр оси ОХ и ОУ (слайд №3). Выбери наиболее утолщённую часть ∞ . Проведи ┴ , в большей части на ось ОХ, проведи отрезок вдоль оси ОХ от точки этих отрезков до точки пересечения оси ОХ с петлёй, измерь длины отрезков

Распределить по группам вижу, слышу, чувствую.(Слайд№3)

И так теоретики - визуалы, знатоки - аудиалы, экспериментаторы - кинестетики. (Слайд №4)


3 этап. Конструирование основной части урока

1. Что такое ЭМП?

2. Что служит источником ЭМП?

3. Опишите механизм порождения ЭМП электрическим зарядом, постоянным магнитом. Слайд №5

-Т.к заряд, или магнит колеблются, то как и любое колеблющееся тело с большой частотой распространяется в пространстве… (волна).

4. Какие бывают волны?

Ищут информацию в учебнике § 36, вникают в её смысл.

Поставлена проблема.

 Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите в тетради. Попробуйте, указать план урока. СЛАЙД №6,7

- тема урока «ЭМВ».


 Тема урока «ЭМВ», изучить новое понятие «ЭМВ», дать определение, формулу, ед.измерения, уметь решать задачи.

Попытка нацелить себя на изучение нового материала.

Слайд № 8

Историческая справка



Работают в тетрадях, выписывая основные тезисы


-Какую волну называют электромагнитной?

Слайд № 9.

Работа с учебником «Физика- 9», §36

Словесное описание ЭМВ

-Основные свойства эмв.

Слайд №10, 11.

Фиксируют в тетрадях


4 этап. Конструирование итоговой части урока

Решим задачу. Слайд № 12

-В настоящее время все эмв разделены по λ, или по ν на определённые интервалы. Слайд №13.

В тетради оформляют задачу по стандарту. Сверяются с ответом.

Раздатка: приложение №1.1

Применение знаний при решении количественной задачи

Заполнить таблицу

Слайд №14 (используя материал со слайдов о характеристике и св-вах различных эмв)


Заполняют таблицу частично

Приложение №2



Оценивание в группах


Инструктаж по д/з Д.з.: § 36, упр.29 заполнить таблицу до конца

Слайд №20

Записывают в дневники д/з


5 этап. Организация рефлексии

- слайд №22

Известный датский химик Д.Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».

Заполняют таблицу (приложение №4)

Что узнал(а) на уроке?





Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале


Оцени работу на уроке своего напарника (по 5 б.шкале)


Оцени урок в целом




-И конечно, любой урок обязательно заканчивается рефлексией.


Рефлексия  (слайд №22)



Литература:

  1. Р.Башарулы, Д.Казахбаева. Физика 9 класс

  2. В.И.Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 классов

  3. А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. Физика. 9 класс

  4. А.С.Батуев, И.Д.Кузьмина и др. Биология: Человек.


2







Просмотр содержимого документа
«деление на группы»

1- соответствует «аудиалам» (знатоки)

2- «визуалы» (теоретики)

3- «кинестетики»(экспериментаторы)



«Знатоки»

умеют анализировать

-большая работоспособность

-умеют самостоятельно выполнять задания

-Аудиалы, визуал

«Экспериментаторы»

высокий уровень познавательной

активности

-умение работать с формулами

-делать выводы

-кинестетики

«Теоретики»

высокий уровень познавательной активности

-долгосрочная память

-высокая скорость чтения

-визуалы





Просмотр содержимого презентации
«Физика- самый идеальный полигон для тренировки ума»

«Физика- самый идеальный полигон для тренировки ума».      Эйнштейн

«Физика- самый идеальный полигон для тренировки ума». Эйнштейн

Спектр электромагнитных волн  Цель урока:  обобщить, систематизировать изученный ранее материал о всем диапазоне электромагнитных волн.

Спектр электромагнитных волн

Цель урока: обобщить, систематизировать изученный ранее материал о всем диапазоне электромагнитных волн.

Спектр электромагнитных волн  Тест 1 . В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?  1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.  2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.  3. Электрон движется равномерно по окружности. Ответы: А. 2 и3 Б. только 2 В. только 3  Г. 1, 2, 3 Д. только 1  2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении электронов? Ответы: А. да Б. нет  3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия? Ответы: А. Все ниже перечисленные   Б. Видимое излучение  излучения  В. Рентгеновское   Г. Все кроме рентгеновского Д.  Радиоволны

Спектр электромагнитных волн Тест

1 . В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?

1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.

2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.

3. Электрон движется равномерно по окружности.

Ответы: А. 2 и3 Б. только 2 В. только 3

Г. 1, 2, 3 Д. только 1

2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении электронов?

Ответы: А. да Б. нет

3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия?

Ответы:

А. Все ниже перечисленные Б. Видимое излучение излучения

В. Рентгеновское Г. Все кроме рентгеновского

Д. Радиоволны

Спектр электромагнитных волн  Тест 1 . В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?  1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.  2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.  3. Электрон движется равномерно по окружности. Ответы: А. 2 и3 Б. только 2 В. только 3  Г. 1, 2, 3 Д. только 1  2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении электронов? Ответы: А. да Б. нет  3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия? Ответы: А. Все ниже перечисленные   Б. Видимое излучение  излучения  В. Рентгеновское   Г. Все кроме рентгеновского Д.  Радиоволны

Спектр электромагнитных волн Тест

1 . В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?

1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.

2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.

3. Электрон движется равномерно по окружности.

Ответы: А. 2 и3 Б. только 2 В. только 3

Г. 1, 2, 3 Д. только 1

2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении электронов?

Ответы: А. да Б. нет

3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия?

Ответы:

А. Все ниже перечисленные Б. Видимое излучение излучения

В. Рентгеновское Г. Все кроме рентгеновского

Д. Радиоволны

Нарисуй лежачую 8 , или знак ∞ . Проведи оси ОХ и ОУ через центр. Выбери наиболее утолщённую часть ∞  . Проведи ┴ , в большей части на ось ОХ, проведи отрезок вдоль оси ОХ от точки этих отрезков до точки пересечения оси ОХ с петлёй, измерь длины отрезков       Л № 2 № 1 № 3 П

Нарисуй лежачую 8 , или знак ∞ . Проведи оси ОХ и ОУ через центр. Выбери наиболее утолщённую часть . Проведи ┴ , в большей части на ось ОХ, проведи отрезок вдоль оси ОХ от точки этих отрезков до точки пересечения оси ОХ с петлёй, измерь длины отрезков

Л

№ 2

№ 1

№ 3

П

№ 1- соответствует «аудиалам» (знатоки) № 2- «визуалы» (теоретики) № 3- «кинестетики»(экспериментаторы)       Л № 2 № 1 № 3 П

1- соответствует «аудиалам» (знатоки)

2- «визуалы» (теоретики)

3- «кинестетики»(экспериментаторы)

Л

№ 2

№ 1

№ 3

П

-умеют анализировать -большая работоспособность -умеют самостоятельно выполнять задания -Аудиалы, визуал « Экспериментаторы » - высокий уровень познавательной активности -умение работать с формулами -делать выводы -кинестетики «Теоретики» -высокий уровень познавательной активности -долгосрочная память -высокая скорость чтения -визуалы

-умеют анализировать

-большая работоспособность

-умеют самостоятельно выполнять задания

-Аудиалы, визуал

« Экспериментаторы »

- высокий уровень познавательной

активности

-умение работать с формулами

-делать выводы

-кинестетики

«Теоретики»

-высокий уровень познавательной активности

-долгосрочная память

-высокая скорость чтения

-визуалы

1. Что такое ЭМП? 2. Что служит источником ЭМП? 3. Какие бывают волны?

1. Что такое ЭМП?

2. Что служит источником ЭМП?

3. Какие бывают волны?

План урока

План урока

  • Электромагнитные волны, их характеристика и основные свойства.
  • Решение задачи на применение соотношения волнового движения.
  • Общий обзор шкалы электромагнитных волн. Деление электромагнитного спектра на диапазоны по способу генерации.
Историческая справка

Историческая справка

Работа в группах «Теоретики »  -  Работа с текстом- § 36 Жизненная мудрость. Определите ключевую фразу. Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы. Вывод. Сделайте из прочитанного текста выводы, значимые для вашей жизни « Экспериментаторы » - Работа с текстом- § 36 обсудить информацию об ЭМВ. Выберите из текста ту информацию, которая для вас является новой. Составить конспект вашей группы Объясните, прочитав текст, рисунок 117. «Знатоки » - Работа с текстом- § 36 Как воздействуют на живые организмы ЭМВ? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданием и первоначальным представлениям.

Работа в группах

«Теоретики » -  Работа с текстом- § 36

Жизненная мудрость. Определите ключевую фразу.

Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы.

Вывод. Сделайте из прочитанного текста выводы, значимые для вашей жизни

« Экспериментаторы » - Работа с текстом- § 36

обсудить информацию об ЭМВ. Выберите из текста ту информацию, которая для вас является новой. Составить конспект вашей группы Объясните, прочитав текст, рисунок 117.

«Знатоки » - Работа с текстом- § 36

Как воздействуют на живые организмы ЭМВ? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданием и первоначальным представлениям.

Основные свойства электромагнитных волн  Длина электромагнитной волны λ ≈ 1,5∙10 13 см. λ ≈ 4,7∙10 -11  см. Самые длинные волны длиннее самых коротких в

Основные свойства электромагнитных волн Длина электромагнитной волны

λ ≈ 1,5∙10 13 см.

λ ≈ 4,7∙10 -11  см.

Самые длинные волны длиннее самых коротких в

Задача:  В 1897 году русский физик П. Н. Лебедев получил электромагнитное излучение с длиной волны 6 мм. Вычислить период и частоту таких волн. решение

Задача:

В 1897 году русский физик П. Н. Лебедев получил электромагнитное излучение с длиной волны 6 мм. Вычислить период и частоту таких волн.

решение

Вид электромагнит ной волны Кем и когда открыто Радиоволны Диапазон длин волн Инфракрас ные Видимые Диапазон частот Ультра- фиолетовые Источники Рентгенов ские Свойства Гамма-излучение Примене ние

Вид электромагнит ной волны

Кем и когда открыто

Радиоволны

Диапазон длин волн

Инфракрас ные

Видимые

Диапазон частот

Ультра-

фиолетовые

Источники

Рентгенов ские

Свойства

Гамма-излучение

Примене ние

Шкала электромагнитных волн Низкочастотные излучения Радиоволны СВЧ излучения Инфракрасное излучение Видимый свет Ультрафиолетовое излучение Рентгеновское излучение Гамма - излучение

Шкала электромагнитных волн

Низкочастотные излучения

Радиоволны

СВЧ излучения

Инфракрасное излучение

Видимый свет

Ультрафиолетовое излучение

Рентгеновское излучение

Гамма - излучение

Схематическое изображение прозрачности земной атмосферы для всего диапазона электромагнитных излучений

Схематическое изображение прозрачности земной атмосферы для всего диапазона электромагнитных излучений

Рентгеновское излучение ν = 3 · 10 16 – 3 · 10 20 Гц. λ = 10 -12 – 10 -8 м. Открыто в 1895 году В. Рентгеном. Источник - изменение состояния электронов внутренних оболочек атомов или молекул, а также ускоренно движущиеся свободные электроны.

Рентгеновское излучение

ν = 3 · 10 16 – 3 · 10 20 Гц.

λ = 10 -12 – 10 -8 м.

Открыто в 1895 году

В. Рентгеном.

Источник - изменение состояния электронов внутренних оболочек атомов или молекул, а также ускоренно движущиеся свободные электроны.

8 · 10 20 Гц. λ -12 м. Открыто в 1990 году Полем Вилларом. Источник – изменение энергетического состояния атомного ядра, а также ускоренное движение свободных заряженных частиц." width="640"

Гамма – излучение

ν 8 · 10 20 Гц.

λ -12 м.

Открыто в 1990 году Полем Вилларом.

Источник – изменение энергетического состояния атомного ядра, а также ускоренное движение свободных заряженных частиц.

Сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение  (микроволновое излучение) ν = 2 · 10 9 – 3 · 10 11 Гц. λ = 1 мм – 0,3  м. Источник – изменение направления спина валентного электрона атома или скорости вращения молекул вещества.

Сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение

(микроволновое излучение)

ν = 2 · 10 9 – 3 · 10 11 Гц.

λ = 1 мм – 0,3 м.

Источник – изменение направления спина валентного электрона атома или скорости вращения молекул вещества.

Инфракрасное излучение ν = 3 · 10 11 Гц – 3, 85 · 10 14 Гц. Инфракрасное излучение было открыто в 1800 г. английским астрономом Уильямом Гершелем. Источник – колебание и вращение молекул вещества. Солнце

Инфракрасное излучение

ν = 3 · 10 11 Гц – 3, 85 · 10 14 Гц.

Инфракрасное излучение было открыто в 1800 г. английским астрономом Уильямом Гершелем.

Источник – колебание и вращение молекул вещества.

Солнце

Ультрафиолетовое излучение ν = 8 · 10 14 – 3 · 10 16 Гц. λ = 10 – 380  нм. Открыто в 1801 году Иоганном Риттером. Источник – валентные электроны атомов и молекул, а также ускоренно движущиеся свободные заряды.

Ультрафиолетовое излучение

ν = 8 · 10 14 – 3 · 10 16 Гц.

λ = 10 – 380 нм.

Открыто в 1801 году Иоганном Риттером.

Источник – валентные электроны атомов и молекул, а также ускоренно движущиеся свободные заряды.

Радиоволны ν = 2 · 10 4 – 10 9 Гц. λ = 0,3 – 1,5 ·10 4 м. Радиоволны открыты в 1886 году Г. Герцем . Источник – переменный ток.

Радиоволны

ν = 2 · 10 4 – 10 9 Гц.

λ = 0,3 – 1,5 ·10 4 м.

Радиоволны открыты в 1886 году Г. Герцем .

Источник – переменный ток.

Формула  скорости электромагнитной волны с = λ ∙  ν с = 3∙10 8   м/с – скорость электромагнитной волны в вакууме.

Формула скорости электромагнитной волны

с = λ ∙  ν

с = 3∙10 8   м/с – скорость электромагнитной волны в вакууме.

Решение задачи Решение : Дано: Си λ=6мм. 6 ·10 -3 м  С=3 · 10 8 м/с — ν-? (Гц) Т-? (с)  с = λ · ν Ответ: 0,5 · 10 10 Гц, 2 ·10 -11 с.

Решение задачи

Решение :

Дано: Си

λ=6мм. 6 ·10 -3 м

С=3 · 10 8 м/с —

ν-? (Гц)

Т-? (с)

с = λ · ν

Ответ: 0,5 · 10 10 Гц, 2 ·10 -11 с.

Видимый свет ν = 3, 85 · 10 14 Гц. λ = 380 – 780 нм. Источник оптического излучения (видимого света) являются валентные электроны, изменяющие свое положение в пространстве, также движущиеся с ускорением свободные электроны.

Видимый свет

ν = 3, 85 · 10 14 Гц.

λ = 380 – 780 нм.

Источник оптического излучения (видимого света) являются валентные электроны, изменяющие свое положение в пространстве, также движущиеся с ускорением свободные электроны.

Низкочастотное (НЧ) излучение ν = 0 – 2 · 10 4 Гц. λ = 1,5· 10 4  м до бесконечности. Источник – переменный ток соответствующей частоты. Такие волны практически не излучаются в пространство.

Низкочастотное (НЧ) излучение

ν = 0 – 2 · 10 4 Гц.

λ = 1,5· 10 4 м до бесконечности.

Источник – переменный ток соответствующей частоты. Такие волны практически не излучаются в пространство.

Какую волну называют электромагнитной ?

Какую волну называют электромагнитной ?

Электромагнитной волной называется процесс распространения электромагнитного поля в пространстве с течением времени.

Электромагнитной волной

называется процесс распространения электромагнитного поля в пространстве с течением времени.

Заключение 1.  Исследования электромагнитного излучения имеют огромное значение для уточнения наших представлений о строении вещества. Исследования инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучений помогли выяснить строение молекул и внешних электронных оболочек атомов; изучение рентгеновского излучения позволило установить строение внутренних электронных оболочек атомов и структуру кристаллов, а излучение гамма – лучей дает много ценных сведений о строении атомных ядер. 2.  Анализ информации, полученной во всем спектре электромагнитных волн, позволяет составить более полную картину структуры объектов во Вселенной, тем самым расширить границы познания природы.

Заключение

1. Исследования электромагнитного излучения имеют огромное значение для уточнения наших представлений о строении вещества. Исследования инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучений помогли выяснить строение молекул и внешних электронных оболочек атомов; изучение рентгеновского излучения позволило установить строение внутренних электронных оболочек атомов и структуру кристаллов, а излучение гамма – лучей дает много ценных сведений о строении атомных ядер.

2. Анализ информации, полученной во всем спектре электромагнитных волн, позволяет составить более полную картину структуры объектов во Вселенной, тем самым расширить границы познания природы.

Домашнее задание  § 36, упражнение 29, заполнить таблицу полностью

Домашнее задание

§ 36, упражнение 29,

заполнить таблицу полностью

Вывод

Вывод

  • Что узнал(а) на уроке?
  • Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале
  • Оцени работу на уроке своего напарника (по 5-и балльной шкале)
  • Оцени урок в целом
Известный датский химик Д.Хевелси говорил:  «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».

Известный датский химик Д.Хевелси говорил:

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Электромагнитные волны"

Автор: Янгалышева Елена Николаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме "Образование электромагнитных волн. Теория Максвелла". "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obrazovaniie-eliektromaghnitnykh-voln-tieoriia-maksviella"
    ["file_id"] => string(6) "161456"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422216454"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок физики в 11 классе "Шкала электромагнитных волн" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-fiziki-v-11-klassie-shkala-eliektromaghnitnykh-voln"
    ["file_id"] => string(6) "157695"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421640507"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Самостоятельная работа "Электромагнитные волны" "
    ["seo_title"] => string(51) "samostoiatiel-naia-rabota-eliektromaghnitnyie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "159678"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1421936273"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тест по теме "Электромагнитные волны", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "tiest-po-tiemie-eliektromaghnitnyie-volny-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "205458"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429892550"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "тест  на тему "Электромагнитные волны" "
    ["seo_title"] => string(40) "tiest-na-tiemu-eliektromaghnitnyie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "161145"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422185524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства