Технологическая карта урока физики Учитель : Глобинец Ольга Владимировна МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева |
Тема | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов |
Цель урока | достичь образовательных результатов: Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. Предметный результат – рассмотреть физические особенности отдельных агрегатных состояний веществ |
Задачи урока | 1) Сформировать представления об электрическом заряде, их взаимодействиях 2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний; 3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода; 4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе. |
Планируемые результаты: | Знать два вида заряда Объяснить как взаимодействуют заряженные тела. Описать способ сообщения электрического заряда Уметь доказывать наличие различия в молекул.строении веществ, приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях, выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегат. сост. воды, анализировать его и делать выводы. | УУД Личностные: Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и техник Познавательные: Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Формы работы | Индивидуальная, групповая |
Основные понятия | Атом, положительный и отрицательный заряд |
Источники информации | 1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011 2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013 |
Ресурсы | Рабочий лист, презентация |
Организационный этап |
Включить обучающихся в учебную деятельность | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности |
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала | Фронтальный опрос: Мы начинаем изучение нового раздела, который называется «Электрические явления». Как вы думаете, какие вопросы нами будут рассмотрены в данном разделе? |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе |
Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу | Ребята, сегодня к нам пришли представители разных профессий. У них есть вопросы к нам и просьба ответить на них. - Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая , грязная какая-то. Не знаю почему? - А , я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему? -Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой? -А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было причиной этого взрыва? б) Формулировка темы урока Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и ответить на поставленные вопросы в конце урока. Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта. -Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью? -Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление? Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления. Запишите тему урока.(тема записана на закрытой доске) в) Постановка цели урока Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и в частности электризация тел, широко представлены в природе и в быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел. Тогда какова цель нашего урока? - Изучить явление электризации тел. |
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала | а) Экспериментальная работа в парах. Вначале проводим фронтальный опыт, используя полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки. Взяв их за концы, учащиеся сближают полоски. Затем, потерев их дуг о друга, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение . Результат зарисовывают. ДО ПОСЛЕ СОПРИКОСНОВЕНИЯ Б П Б П Подводим итоги опытов: -В результате чего изменились свойства полосок?(Соприкосновения) Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (Способностью притягиваться) Греческий философ Фалес Милетский (из города Милета), живший в 640-550 гг до н.э., открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать к себе мелкие предметы. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово « электричество» (греч. Elektron-янтарь) Рождение учения о электрических явлениях связано с именем английского ученого Уильяма Гильберта(1544-1603), который показал, что при соприкосновении , способностью притягивать, обладает не только янтарь, но и многие другие вещества . Эти явления в начале 17 века были названы электрическими. Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщили электрический заряд. Итак, ребята, после услышанного , как бы вы ответили на вопрос? Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (полоски наэлектризованы или заряжены.) . Потом сближают одинаковые полоски из полиэтилена и наблюдают отталкивание, и из бумаги и наблюдают отталкивание. Результат зарисовывают в тетрадь. Б Б П П -Какая из полосок получила заряд? (обе) -Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются) Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел? -Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный?(одинаковый) -Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски?(разный) И действительно, тщательное изучение этих явлений подтверждает наличие разного рода зарядов Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке , потертой о шелк, условились называть положительный , а заряд эбонитовой палочки, потертой о мех,- отрицательным. Одни тела электризуются так, как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка, -отрицательно. Положительные заряды обозначают знаком «+» , отрицательные- знаком - «-«.(Потому что так назвал американец В.Франклин(1706-1790) Нет заряда заряжено + - + + - - Проделанные нами опыты что показывают? (Что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются. |
Этап первичной проверки понимания изученного |
1.Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся | Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы, которые прозвучали в начале урока. -почему синтетическая шуба быстро загрязняется? -почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры? -что происходит с бумагой в печатных машинах? -почему произошел взрыв? |
Этап закрепления новых знаний и способов действий |
Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | И так, мы с вами проделали большую работу. Выполнили много заданий. Кто желает подвести итог нашего урока? |
Этап информации о домашнем задании |
Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Параграф 25, упражнение 18, задание на стр 78 |
Этап подведения итогов |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли? Какой новый опыт приобрели и чему научились? Достигли ли цели урока? |
Этап рефлексии |
Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества | Прием незаконченного предложения На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался… На этом уроке меня порадовало… Я похвалил бы себя… Особенно мне понравилось… После урока мне захотелось… Я мечтаю о … Сегодня мне удалось… Я сумел… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… Меня удивило… |