Цели урока: - познакомить с устройством лампы накаливания и нагревательных элементов; систематизировать электроприборы, применяемые в быту;
- познакомить учащихся с действием электрического тока на организм человека;
- познакомить с правилами техники безопасности; закрепить полученные знания.
Задачи: продолжить формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитание патриотизма; научить применять знания в новой ситуации.
Оборудование: электролампы, электрокипятильник, чайник, щипцы для волос,
обогреватель с открытой спиралью, презентация «Электричество».
Ожидаемые результаты: соблюдение техники безопасности при использовании электроприборов.
План урока
I Организационный момент.
II Физический диктант:
1.Закон Ома.
2. Расчет сопротивления проводника.
3. Работа электрического тока.
4. Мощность электрического тока.
5. Закон Джоуля-Ленца
Ответы: ;.
III Новый материал.
Вопрос: Как можно узнать о наличии тока в цепи? (по его действиям)
Какие действия тока вы знаете? (тепловое, магнитное, химическое, механическое)
Открытие теплового действия тока привело к изобретению лампы накаливания-источника света, без которого немыслима современная жизнь.
Лампа была изобретена в1872 году русским электротехником А.Н.Лодыгиным.
Основным элементом первой лампы был тонкий угольный стерженек, нагреваемый током до температуры, при которой он начинал светиться. Стерженек размещался под стеклянным колпаком. Срок службы первых ламп Лодыгина составлял всего 30-40 мин.
Однако путем совершенствования конструкции (откачивания воздуха из колбы, использования нескольких стержней, поочередно сгорающих в лампе) Лодыгину удалось существенно увеличить продолжительность их работы. В 1890 году Лодыгин вместо угольной нити применил вольфрамовую нить, которая и используется поныне.
Вопрос: почему именно вольфрам? (самый тугоплавкий металл, температура плавления3600 градусов)
Через несколько лет этой нити предали зигзагообразную, а затем и спиральную форму, и лампа приобрела современный вид.
Устройство современной лампы (ЦОР).
Электронагревательные приборы. Электронагревательный элемент .
Тепловое действие тока используется в различных электронагревательных приборах и установках. В домашних условиях широко применяют электроплиты, утюги, чайники, кипятильники, фены. (презентация)
Основная часть всякого нагревательного электрического прибора это нагревательный элемент. Нагревательный элемент представляет собой проводник с большим удельным сопротивлением, способный, кроме того, выдерживать, не разрушаясь, нагревание до высокой температуры. Чаще всего для изготовления нагревательного элемента применяют сплав никеля, железа, хрома и марганца, известный под названием нихром. Удельное сопротивление нихрома примерно в 70 раз больше удельного сопротивления меди.
Электрические цепи всегда рассчитаны на определенную силу тока. Если сила тока становится больше допустимой, то провода могут значительно нагреться, а изоляция воспламенится.
Причина увеличения тока в сети – включение мощных потребителей тока или короткое замыкание. Коротким замыканием называют соединение концов участка цепи проводником, сопротивление которого очень мало по сравнению с сопротивлением участка цепи. Оно может возникнуть, например, при ремонте проводки под током или при соприкосновении оголенных проводов.
Чтобы избежать этого, в сеть включают предохранители.
При использовании электроприборов нужно соблюдать технику безопасности!
IV Вопросы:
1.Зачем баллоны современных ламп наполняют инертным газом?
2.На какие напряжения рассчитаны лампы, выпускаемые нашей промышленностью?
3.В чем причина короткого замыкания?
4.Какие электроприборы вы знаете? Какими электроприборами пользуетесь дома?
Работа в группах:
«Жизненные ситуации»
1.Маша держит в руках электрощипцы, включает в розетку. Даша спрашивает: «Что ты делаешь, Маша?». «Сегодня дискотека, хочу хорошо выглядеть», при этом накручивая волосы на щипцы. Что не правильно дела Маша?
2.На столе стоит стакан с кипятильником. Саша говорит Вите: «Посмотри, согрелась ли вода?». Витя опускает палец в стакан при включенном кипятильнике. Почему нельзя так поступать?
3.Коля, вынимая шнур от настольной лампы из розетки, взялся не за вилку, а тянет за шнур .Что не правильно сделал Коля?
4.«Аня, выключи, пожалуйста, свет», - говорит Вера. Аня с мокрыми руками идет к выключателю. Что неправильно делала Аня?
Ответы:
1.В щипцах может произойти замыкание на корпус, тогда Маша получит электротравму. Когда накручиваешь волосы, щипцы нужно отключить.
2. Вода – хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдет замыкание на корпус, то Витя получит электротравму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки.
3.Шнур может вырваться или разорваться, и Коля получит электротравму. Надо держаться за вилку.
4. Выключатель может быть неисправным, произойдет пробой изоляции, а вода – хороший проводник тока. Тогда Аня получит электротравму.
V Домашнее задание-
Рефлексия
Учитель. Заканчивается урок по теме «Электричество в быту. Электробезопасность»
Подумайте и ответьте: как каждый из вас усвоил новый материал? Какие бы-
ли трудности? Как вы их преодолели? Что было интересно?