Подосенова Любовь Николаевна учитель физики 1 категории
МКОУ «Рымникская СОШ»
Конспект урока.
Мотивация. Оргмомент (1 минута)
Учитель: Здравствуйте.
Посмотрите на меня,
Улыбнитесь, как всегда.
Урок,любимый начинаем,
Поиск знаний продолжаем.
II. Актуализация знаний (5 минут)
Учитель демонстрирует эксперимент:
«Обидчивый шарик».
Учитель: Ребята, а вы любите фокусы?
Хотите, я сейчас, покажу вам фокус. Внимательно следите за всеми моими действиями, а в конце моего эксперимента попробуем ответить на мой вопрос.
На демонстрационный стол учитель кладет большой толстый лист (толщиной 4-5 мм) лист из оргстекла, тщательно протирает его кусочком газеты. Кладет шарик от настольного тенниса на середину листа. Затем, изображает сосредоточенность, расставляет ладони у края,оргстекла и начинает медленно их приближать к шарику. Шарик вначале стремительно катится к одной руке, а затем, коснувшись ее, откатывается, «обидевшись».
Учитель: Чем объяснить поведение шарика?
сможете ли вы мне ответить на вопрос
Чем объяснить такое поведение шарика? (нет не сможем) Ничего страшного,
в конце урока вы обязательно ответите на поставленный мной вопрос, исходя из полученных знаний, которые будут необходимы вам .
III.Новый материал (15 минут)
Учитель:
Давайте послушаем легенду
Выступление учащейся
В VI веке до нашей эры древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» — что значит «солнечный камень». Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.
Учитель:
Речь идет о распространённом явлении в природе и в жизни людей. Может кто-то догадался о каком явлении?(жду?) Если не ответили, то дальше
Я вам подскажу
Что происходит когда вы долго расчесываете волосы ,или
когда снимаете верхнюю одежду?
Совершенно верно это Электризация Итак тема нашего урока «Электризация Два рода электрического заряда» . В своих дневниках наблюдения запишем тему урока (слайд1)
А что вы хотели бы узнать на уроке? Посмотрим на тему и обратимся к легенде , итак какие у вас возникают вопросы?
Посмотрите на тему урока, Какие вопросы вы хотите рассмотреть на уроке?
1.Что такое электризация
2.Как наэлектризовать тело
3.Сколько тел участвуют в электризации
4.Познакомиться с понятием -электрический заряд, сколько видов заряда
5.Узнать как взаимодействуют заряженные тела
(на слайде появляется цель урока)
Работа в группах
Учитель: Вот у нас получился план урока, чтобы его выполнить ,мы открываем лабораторию, у нас три отдела, вы сотрудники лаборатории.
В ходе исследования вы сможете самостоятельно ответить на вопросы.
. Для каждого отдела свое оборудование и инструкция к выполнению эксперимента. По окончании которого, вы,должны рассказать свой опыт классу и сделать вывод. Во время выполнения задания учащиеся групп могут консультироваться между собой, помогать друг другу и обмениваться информацией . Старшими лаборантами назначаются Амина, Сабина, Николай. Приступаем к работе.
Учитель:Уберите оборудование в сторону и каждый из старших лаборантов делает отчет.
Вывод:Итак вы работали с разными материалами, но у вас получился один результат , после трения тела притягивают мелкие предметы, в этом случае говорят тело наэлектризоваллось, т.е получило электрический заряд.Получам определение электризации. Записываем определение электризации задание 1 в дневник наблюдений.
Заряд обозначается латинской буквой q.
Фронтальный эксперимент( с гильзами) (два вида заряда)
Учитель: Проведем еще один эксперимент. Оказывается можно наэлектризовать тело ,коснувшись его заряженной палочкой. Сначала гильзы висят параллельно не реагируют друг на друга. Коснемся обе гильзы одной палочкой, что происходит?(отталкиваются), а если разными палочками( притягиваются) Видим, что гильзы либо притягиваются, либо отталкиваются, значит на стеклянной и эбонитовой палочках образуются разные заряды. Существуют только два рода электрических зарядов Положительный на стекле, и отрицательный на эбоните. (Слайд с Положительным зарядом и отрицательным) В дневнике наблюдений выполняем 2 задание(соотнесите знак заряда и материал)
Вернемся к эксперименту. зарядим обе гильзы от стеклянной палочки, как реагируют гильзы (отталкиваются), а если обе гильзы зарядить от эбонитовой палочки что произойдет(отталкиваются)
Одну гильзу зарядим эбонитовой палочкой, другую стеклянной, как взаимодействуют гильзы( притягиваются)
(слайд с шариками) Обратимся к дневнику.Выполняем 3. задание , расставьте знаки
Учитель: Вернемся к вопросу урока
Чем объяснить поведение шарика?
(Причина – электризация бумаги и рук, а также взаимодействие зарядов. Шарик, находящийся на поверхности оргстекла, получает от него заряд такого же знака, а руки от бумаги – другого. Разноименные заряды притягиваются, что видно из начального поведения шарика. Коснувшись руки, шарик приобретает заряд другого знака и поэтому отталкивается от руки).
IV. Закрепление. А теперь давайте закрепим полученные знания.(сразу опрос по предложениям)
Учитель: Закончи предложение на слайде Спрашиваю по одному прочитать предложение.
1. Говорят, что тело наэлектризовано, если оно приобретает свойство…..
2. Тело наэлектризовано, следовательно оно приобрело…..
3. В природе существуют два рода электрических зарядов, это….
4. Стеклянная палочка, потертая о шелк, бумагу, приобретает заряд….
5.Эбонитовая палочка, потертая о мех, приобретает заряд….
6. Одноименно заряженные тела ….
7. Разноименно заряженные тела…..
V. Оценивание деятельности учащихся на уроке (1 минута)
Предлагаю выполнить тест и узнать как вы поняли тему
Предлагаю выполнить тест , обращаемся к дневнику наблюдения
После выполнения сравнить с образцом и выставить оценку.Верный ответ отметьте плюсом, неверный минусом, посчитайте плюсы, сколько плюсов, такова и оценка.Кто выполнил на отлично поднимите руки, а кто четверки, а тройки молодцы справились. А если кто-то не справился с заданием , ничего страшного это первый урок в этом разделе.
Применение электризации
В устройстве лазерного принтера тоже лежит явление электризации. Когда принтер получает от компьютера задание для печати, изображение с помощью лазера «рисуется» на фотобарабане в виде положительно заряженных точек. Затем из контейнера на барабан сыплется очень мелкая сухая краска – тонер. Она прилипает к барабану только в тех местах, где есть положительно заряженные точки. С помощью специального механизма к барабану подаётся бумага, приобретая по пути отрицательный заряд. Бумага соприкасается с фотобарабаном, частицы положительно зарядившейся краски притягиваются к отрицательно заряженному листу, на котором остаётся отпечаток. Затем бумага проходит по горячему ролику, где частицы краски «вплавляются» в бумагу.
На современных автомобильных заводах кузова автомобилей окрашиваются в специальных камерах, где краска распыляется и одновременно электрически заряжается отрицательно, а затем оседает на кузове, заряженном положительно. Таким образом процесс покраски автоматизируется, и достигается высокая равномерность окраски.
Аналогично процессу покраски автомобилей в пищевой промышленности коптят рыбу. Копчение – это процесс пропитывания продуктов дымом. Частицы дыма заряжают положительно, и они равномерно оседают на отрицательно заряженной тушке рыбы или мяса, поэтому процесс копчения происходит быстрее и качественнее.
Учитель: Обратите внимание домашнее задание у вас записано в дневнике наблюдений
VI. Домашнее задание: § 25, подготовить сообщения «Первые исследователи по изучению природы молнии», «Использование взаимодействия наэлектризованных тел в технике» (дифференцированно).
VI. Рефлексия. Итог урока. (2 минуты) Лаборатория сегодня плодотворно поработала, лаборанты были на высоте, хорошо выполняли эксперименты и верно делали выводы. Предлагаю сейчас оценить свою работу
Выберите шарик по цвету было интересно и узнали новое -красный; было понятно , но остались вопросы- оранжевый; синий- ничего не понял, и закрепите шарики на доске.
Ученики : А как ?
Учитель: используя знания по теме урока
Спасибо за работу. Урок окончен.
Конспект урока.
Мотивация. Оргмомент (1 минута)
Учитель: Здравствуйте.
Посмотрите на меня,
Улыбнитесь, как всегда.
Урок,любимый начинаем,
Поиск знаний продолжаем.
II. Актуализация знаний (5 минут)
Учитель демонстрирует эксперимент:
«Обидчивый шарик».
Учитель: Ребята, а вы любите фокусы?
Хотите, я сейчас, покажу вам фокус. Внимательно следите за всеми моими действиями, а в конце моего эксперимента попробуем ответить на мой вопрос.
На демонстрационный стол учитель кладет большой толстый лист (толщиной 4-5 мм) лист из оргстекла, тщательно протирает его кусочком газеты. Кладет шарик от настольного тенниса на середину листа. Затем, изображает сосредоточенность, расставляет ладони у края,оргстекла и начинает медленно их приближать к шарику. Шарик вначале стремительно катится к одной руке, а затем, коснувшись ее, откатывается, «обидевшись».
Учитель: Чем объяснить поведение шарика?
сможете ли вы мне ответить на вопрос
Чем объяснить такое поведение шарика? (нет не сможем) Ничего страшного,
в конце урока вы обязательно ответите на поставленный мной вопрос, исходя из полученных знаний, которые будут необходимы вам .
III.Новый материал (15 минут)
Учитель:
Давайте послушаем легенду
Выступление учащейся
В VI веке до нашей эры древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» — что значит «солнечный камень». Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.
Учитель:
Речь идет о распространённом явлении в природе и в жизни людей. Может кто-то догадался о каком явлении?(жду?) Если не ответили, то дальше
Я вам подскажу
Что происходит когда вы долго расчесываете волосы ,или
когда снимаете верхнюю одежду?
Совершенно верно это Электризация Итак тема нашего урока «Электризация Два рода электрического заряда» . В своих дневниках наблюдения запишем тему урока (слайд1)
А что вы хотели бы узнать на уроке? Посмотрим на тему и обратимся к легенде , итак какие у вас возникают вопросы?
Посмотрите на тему урока, Какие вопросы вы хотите рассмотреть на уроке?
1.Что такое электризация
2.Как наэлектризовать тело
3.Сколько тел участвуют в электризации
4.Познакомиться с понятием -электрический заряд, сколько видов заряда
5.Узнать как взаимодействуют заряженные тела
(на слайде появляется цель урока)
Работа в группах
Учитель: Вот у нас получился план урока, чтобы его выполнить ,мы открываем лабораторию, у нас три отдела, вы сотрудники лаборатории.
В ходе исследования вы сможете самостоятельно ответить на вопросы.
. Для каждого отдела свое оборудование и инструкция к выполнению эксперимента. По окончании которого, вы,должны рассказать свой опыт классу и сделать вывод. Во время выполнения задания учащиеся групп могут консультироваться между собой, помогать друг другу и обмениваться информацией . Старшими лаборантами назначаются Амина, Сабина, Николай. Приступаем к работе.
Учитель:Уберите оборудование в сторону и каждый из старших лаборантов делает отчет.
Вывод:Итак вы работали с разными материалами, но у вас получился один результат , после трения тела притягивают мелкие предметы, в этом случае говорят тело наэлектризоваллось, т.е получило электрический заряд.Получам определение электризации. Записываем определение электризации задание 1 в дневник наблюдений.
Заряд обозначается латинской буквой q.
Фронтальный эксперимент( с гильзами) (два вида заряда)
Учитель: Проведем еще один эксперимент. Оказывается можно наэлектризовать тело ,коснувшись его заряженной палочкой. Сначала гильзы висят параллельно не реагируют друг на друга. Коснемся обе гильзы одной палочкой, что происходит?(отталкиваются), а если разными палочками( притягиваются) Видим, что гильзы либо притягиваются, либо отталкиваются, значит на стеклянной и эбонитовой палочках образуются разные заряды. Существуют только два рода электрических зарядов Положительный на стекле, и отрицательный на эбоните. (Слайд с Положительным зарядом и отрицательным) В дневнике наблюдений выполняем 2 задание(соотнесите знак заряда и материал)
Вернемся к эксперименту. зарядим обе гильзы от стеклянной палочки, как реагируют гильзы (отталкиваются), а если обе гильзы зарядить от эбонитовой палочки что произойдет(отталкиваются)
Одну гильзу зарядим эбонитовой палочкой, другую стеклянной, как взаимодействуют гильзы( притягиваются)
(слайд с шариками) Обратимся к дневнику.Выполняем 3. задание , расставьте знаки
Учитель: Вернемся к вопросу урока
Чем объяснить поведение шарика?
(Причина – электризация бумаги и рук, а также взаимодействие зарядов. Шарик, находящийся на поверхности оргстекла, получает от него заряд такого же знака, а руки от бумаги – другого. Разноименные заряды притягиваются, что видно из начального поведения шарика. Коснувшись руки, шарик приобретает заряд другого знака и поэтому отталкивается от руки).
IV. Закрепление. А теперь давайте закрепим полученные знания.(сразу опрос по предложениям)
Учитель: Закончи предложение на слайде Спрашиваю по одному прочитать предложение.
1. Говорят, что тело наэлектризовано, если оно приобретает свойство…..
2. Тело наэлектризовано, следовательно оно приобрело…..
3. В природе существуют два рода электрических зарядов, это….
4. Стеклянная палочка, потертая о шелк, бумагу, приобретает заряд….
5.Эбонитовая палочка, потертая о мех, приобретает заряд….
6. Одноименно заряженные тела ….
7. Разноименно заряженные тела…..
V. Оценивание деятельности учащихся на уроке (1 минута)
Предлагаю выполнить тест и узнать как вы поняли тему
Предлагаю выполнить тест , обращаемся к дневнику наблюдения
После выполнения сравнить с образцом и выставить оценку.Верный ответ отметьте плюсом, неверный минусом, посчитайте плюсы, сколько плюсов, такова и оценка.Кто выполнил на отлично поднимите руки, а кто четверки, а тройки молодцы справились. А если кто-то не справился с заданием , ничего страшного это первый урок в этом разделе.
Применение электризации
В устройстве лазерного принтера тоже лежит явление электризации. Когда принтер получает от компьютера задание для печати, изображение с помощью лазера «рисуется» на фотобарабане в виде положительно заряженных точек. Затем из контейнера на барабан сыплется очень мелкая сухая краска – тонер. Она прилипает к барабану только в тех местах, где есть положительно заряженные точки. С помощью специального механизма к барабану подаётся бумага, приобретая по пути отрицательный заряд. Бумага соприкасается с фотобарабаном, частицы положительно зарядившейся краски притягиваются к отрицательно заряженному листу, на котором остаётся отпечаток. Затем бумага проходит по горячему ролику, где частицы краски «вплавляются» в бумагу.
На современных автомобильных заводах кузова автомобилей окрашиваются в специальных камерах, где краска распыляется и одновременно электрически заряжается отрицательно, а затем оседает на кузове, заряженном положительно. Таким образом процесс покраски автоматизируется, и достигается высокая равномерность окраски.
Аналогично процессу покраски автомобилей в пищевой промышленности коптят рыбу. Копчение – это процесс пропитывания продуктов дымом. Частицы дыма заряжают положительно, и они равномерно оседают на отрицательно заряженной тушке рыбы или мяса, поэтому процесс копчения происходит быстрее и качественнее.
Учитель: Обратите внимание домашнее задание у вас записано в дневнике наблюдений
VI. Домашнее задание: § 25, подготовить сообщения «Первые исследователи по изучению природы молнии», «Использование взаимодействия наэлектризованных тел в технике» (дифференцированно).
VI. Рефлексия. Итог урока. (2 минуты) Лаборатория сегодня плодотворно поработала, лаборанты были на высоте, хорошо выполняли эксперименты и верно делали выводы. Предлагаю сейчас оценить свою работу
Выберите шарик по цвету было интересно и узнали новое -красный; было понятно , но остались вопросы- оранжевый; синий- ничего не понял, и закрепите шарики на доске.
Ученики : А как ?
Учитель: используя знания по теме урока
Спасибо за работу. Урок окончен.