kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электризация тел при соприкосновении.Два рода заряда

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект урока по требованиям ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Группа 1»

Отдел 1. Инструкция к эксперименту

Приборы и материалы: эбонитовая палочка (эбонит – это каучук с добавлением серы), маленькие кусочки бумаги (кружочки бумаги, оставшиеся в дыроколе), кусок меха

Порядок выполнения работы:

Выполните действия

Результат

1.Коснитесь эбонитовой палочкой кусочков бумаги


2.Проведите несколько раз по эбонитовой палочке кусочком меха, плотно прижимая мех к палочке, коснитесь палочкой кусочков бумаги



3.Проведите несколько раз по эбонитовой палочке кусочком меха, коснитесь мехом кусочков бумаги




Вывод: тело, после ___________с другим телом приобретает свойство ____________к себе различные предметы









Просмотр содержимого документа
«Группа 2»

Отдел 2. Инструкция к эксперименту

Приборы и материалы: стеклянная палочка бумага, картонная фигурка «человечка»

Порядок выполнения работы:

Выполните действия

Результат

1.Коснитесь стеклянной палочкой руки человечка


2.Проведите несколько раз по стеклянной палочке листом бумаги, плотно прижимая её к палочке, коснитесь палочкой руки человечка





Вывод: тело, после ___________с другим телом приобретает свойство ____________к себе различные предметы




Просмотр содержимого документа
«Группа 3»

Отдел 3. Инструкция к эксперименту

Приборы и материалы: пластиковая линейка, маленькие перья, кусок фланели.

Порядок выполнения работы:

Выполните действия

Результат

1.Коснитесь линейкой перышков


2.Проведите несколько раз по линейке кусочком м фланели, плотно прижимая мех к линейке, коснитесь линейкой перьев





Вывод: тело, после ___________с другим телом приобретает свойство ____________к себе различные предметы




Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Подосенова Любовь Николаевна учитель физики 1 категории

МКОУ «Рымникская СОШ»


Конспект урока.

  1. Мотивация. Оргмомент (1 минута)

Учитель: Здравствуйте.

Посмотрите на меня,

Улыбнитесь, как всегда.

Урок,любимый начинаем,

Поиск знаний продолжаем.

II. Актуализация знаний (5 минут)

Учитель демонстрирует эксперимент:

«Обидчивый шарик».

Учитель: Ребята, а вы любите фокусы?

Хотите, я сейчас, покажу вам фокус. Внимательно следите за всеми моими действиями, а в конце моего эксперимента попробуем ответить на мой вопрос.

На демонстрационный стол учитель кладет большой толстый лист (толщиной 4-5 мм) лист из оргстекла, тщательно протирает его кусочком газеты. Кладет шарик от настольного тенниса на середину листа. Затем, изображает сосредоточенность, расставляет ладони у края,оргстекла и начинает медленно их приближать к шарику. Шарик вначале стремительно катится к одной руке, а затем, коснувшись ее, откатывается, «обидевшись».

Учитель: Чем объяснить поведение шарика?

сможете ли вы мне ответить на вопрос

Чем объяснить такое поведение шарика? (нет не сможем) Ничего страшного,

в конце урока вы обязательно ответите на поставленный мной вопрос, исходя из полученных знаний, которые будут необходимы вам .





III.Новый материал (15 минут)

Учитель:

Давайте послушаем легенду

  1. Выступление учащейся

В VI веке до нашей эры древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» — что значит «солнечный камень». Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

Учитель:

Речь идет о распространённом явлении в природе и в жизни людей. Может кто-то догадался о каком явлении?(жду?) Если не ответили, то дальше

Я вам подскажу

Что происходит когда вы долго расчесываете волосы ,или

когда снимаете верхнюю одежду?

Совершенно верно это Электризация Итак тема нашего урока «Электризация Два рода электрического заряда» . В своих дневниках наблюдения запишем тему урока (слайд1)

А что вы хотели бы узнать на уроке? Посмотрим на тему и обратимся к легенде , итак какие у вас возникают вопросы?

Посмотрите на тему урока, Какие вопросы вы хотите рассмотреть на уроке?

1.Что такое электризация

2.Как наэлектризовать тело

3.Сколько тел участвуют в электризации

4.Познакомиться с понятием -электрический заряд, сколько видов заряда

5.Узнать как взаимодействуют заряженные тела

(на слайде появляется цель урока)

  1. Работа в группах

Учитель: Вот у нас получился план урока, чтобы его выполнить ,мы открываем лабораторию, у нас три отдела, вы сотрудники лаборатории.

В ходе исследования вы сможете самостоятельно ответить на вопросы.

. Для каждого отдела свое оборудование и инструкция к выполнению эксперимента. По окончании которого, вы,должны рассказать свой опыт классу и сделать вывод. Во время выполнения задания учащиеся групп могут консультироваться между собой, помогать друг другу и обмениваться информацией . Старшими лаборантами назначаются Амина, Сабина, Николай. Приступаем к работе.

Учитель:Уберите оборудование в сторону и каждый из старших лаборантов делает отчет.

Вывод:Итак вы работали с разными материалами, но у вас получился один результат , после трения тела притягивают мелкие предметы, в этом случае говорят тело наэлектризоваллось, т.е получило электрический заряд.Получам определение электризации. Записываем определение электризации задание 1 в дневник наблюдений.

Заряд обозначается латинской буквой q.



  1. Фронтальный эксперимент( с гильзами) (два вида заряда)

Учитель: Проведем еще один эксперимент. Оказывается можно наэлектризовать тело ,коснувшись его заряженной палочкой. Сначала гильзы висят параллельно не реагируют друг на друга. Коснемся обе гильзы одной палочкой, что происходит?(отталкиваются), а если разными палочками( притягиваются) Видим, что гильзы либо притягиваются, либо отталкиваются, значит на стеклянной и эбонитовой палочках образуются разные заряды. Существуют только два рода электрических зарядов Положительный на стекле, и отрицательный на эбоните. (Слайд с Положительным зарядом и отрицательным) В дневнике наблюдений выполняем 2 задание(соотнесите знак заряда и материал)

Вернемся к эксперименту. зарядим обе гильзы от стеклянной палочки, как реагируют гильзы (отталкиваются), а если обе гильзы зарядить от эбонитовой палочки что произойдет(отталкиваются)

Одну гильзу зарядим эбонитовой палочкой, другую стеклянной, как взаимодействуют гильзы( притягиваются)

(слайд с шариками) Обратимся к дневнику.Выполняем 3. задание , расставьте знаки

Учитель: Вернемся к вопросу урока

Чем объяснить поведение шарика?


(Причина – электризация бумаги и рук, а также взаимодействие зарядов. Шарик, находящийся на поверхности оргстекла, получает от него заряд такого же знака, а руки от бумаги – другого. Разноименные заряды притягиваются, что видно из начального поведения шарика. Коснувшись руки, шарик приобретает заряд другого знака и поэтому отталкивается от руки).


IV. Закрепление. А теперь давайте закрепим полученные знания.(сразу опрос по предложениям)

Учитель: Закончи предложение на слайде Спрашиваю по одному прочитать предложение.

1. Говорят, что тело наэлектризовано, если оно приобретает свойство…..

2. Тело наэлектризовано, следовательно оно приобрело…..

3. В природе существуют два рода электрических зарядов, это….

4. Стеклянная палочка, потертая о шелк, бумагу, приобретает заряд….

5.Эбонитовая палочка, потертая о мех, приобретает заряд….

6. Одноименно заряженные тела ….

7. Разноименно заряженные тела…..

V. Оценивание деятельности учащихся на уроке (1 минута)

Предлагаю выполнить тест и узнать как вы поняли тему

Предлагаю выполнить тест , обращаемся к дневнику наблюдения

После выполнения сравнить с образцом и выставить оценку.Верный ответ отметьте плюсом, неверный минусом, посчитайте плюсы, сколько плюсов, такова и оценка.Кто выполнил на отлично поднимите руки, а кто четверки, а тройки молодцы справились. А если кто-то не справился с заданием , ничего страшного это первый урок в этом разделе.

Применение электризации

В устройстве лазерного принтера тоже лежит явление электризации. Когда принтер получает от компьютера задание для печати, изображение с помощью лазера «рисуется» на фотобарабане в виде положительно заряженных точек. Затем из контейнера на барабан сыплется очень мелкая сухая краска – тонер. Она прилипает к барабану только в тех местах, где есть положительно заряженные точки. С помощью специального механизма к барабану подаётся бумага, приобретая по пути отрицательный заряд. Бумага соприкасается с фотобарабаном, частицы положительно зарядившейся краски притягиваются к отрицательно заряженному листу, на котором остаётся отпечаток. Затем бумага проходит по горячему ролику, где частицы краски «вплавляются» в бумагу.

На современных автомобильных заводах кузова автомобилей окрашиваются в специальных камерах, где краска распыляется и одновременно электрически заряжается отрицательно, а затем оседает на кузове, заряженном положительно. Таким образом процесс покраски автоматизируется, и достигается высокая равномерность окраски.

Аналогично процессу покраски автомобилей в пищевой промышленности коптят рыбу. Копчение – это процесс пропитывания продуктов дымом. Частицы дыма заряжают положительно, и они равномерно оседают на отрицательно заряженной тушке рыбы или мяса, поэтому процесс копчения происходит быстрее и качественнее.




Учитель: Обратите внимание домашнее задание у вас записано в дневнике наблюдений

VI. Домашнее задание: § 25, подготовить сообщения «Первые исследователи по изучению природы молнии», «Использование взаимодействия наэлектризованных тел в технике» (дифференцированно).


VI. Рефлексия. Итог урока. (2 минуты) Лаборатория сегодня плодотворно поработала, лаборанты были на высоте, хорошо выполняли эксперименты и верно делали выводы. Предлагаю сейчас оценить свою работу

Выберите шарик по цвету было интересно и узнали новое -красный; было понятно , но остались вопросы- оранжевый; синий- ничего не понял, и закрепите шарики на доске.

Ученики : А как ?

Учитель: используя знания по теме урока

Спасибо за работу. Урок окончен.





Конспект урока.

  1. Мотивация. Оргмомент (1 минута)

Учитель: Здравствуйте.

Посмотрите на меня,

Улыбнитесь, как всегда.

Урок,любимый начинаем,

Поиск знаний продолжаем.

II. Актуализация знаний (5 минут)

Учитель демонстрирует эксперимент:

«Обидчивый шарик».

Учитель: Ребята, а вы любите фокусы?

Хотите, я сейчас, покажу вам фокус. Внимательно следите за всеми моими действиями, а в конце моего эксперимента попробуем ответить на мой вопрос.

На демонстрационный стол учитель кладет большой толстый лист (толщиной 4-5 мм) лист из оргстекла, тщательно протирает его кусочком газеты. Кладет шарик от настольного тенниса на середину листа. Затем, изображает сосредоточенность, расставляет ладони у края,оргстекла и начинает медленно их приближать к шарику. Шарик вначале стремительно катится к одной руке, а затем, коснувшись ее, откатывается, «обидевшись».

Учитель: Чем объяснить поведение шарика?

сможете ли вы мне ответить на вопрос

Чем объяснить такое поведение шарика? (нет не сможем) Ничего страшного,

в конце урока вы обязательно ответите на поставленный мной вопрос, исходя из полученных знаний, которые будут необходимы вам .





III.Новый материал (15 минут)

Учитель:

Давайте послушаем легенду

  1. Выступление учащейся

В VI веке до нашей эры древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» — что значит «солнечный камень». Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

Учитель:

Речь идет о распространённом явлении в природе и в жизни людей. Может кто-то догадался о каком явлении?(жду?) Если не ответили, то дальше

Я вам подскажу

Что происходит когда вы долго расчесываете волосы ,или

когда снимаете верхнюю одежду?

Совершенно верно это Электризация Итак тема нашего урока «Электризация Два рода электрического заряда» . В своих дневниках наблюдения запишем тему урока (слайд1)

А что вы хотели бы узнать на уроке? Посмотрим на тему и обратимся к легенде , итак какие у вас возникают вопросы?

Посмотрите на тему урока, Какие вопросы вы хотите рассмотреть на уроке?

1.Что такое электризация

2.Как наэлектризовать тело

3.Сколько тел участвуют в электризации

4.Познакомиться с понятием -электрический заряд, сколько видов заряда

5.Узнать как взаимодействуют заряженные тела

(на слайде появляется цель урока)

  1. Работа в группах

Учитель: Вот у нас получился план урока, чтобы его выполнить ,мы открываем лабораторию, у нас три отдела, вы сотрудники лаборатории.

В ходе исследования вы сможете самостоятельно ответить на вопросы.

. Для каждого отдела свое оборудование и инструкция к выполнению эксперимента. По окончании которого, вы,должны рассказать свой опыт классу и сделать вывод. Во время выполнения задания учащиеся групп могут консультироваться между собой, помогать друг другу и обмениваться информацией . Старшими лаборантами назначаются Амина, Сабина, Николай. Приступаем к работе.

Учитель:Уберите оборудование в сторону и каждый из старших лаборантов делает отчет.

Вывод:Итак вы работали с разными материалами, но у вас получился один результат , после трения тела притягивают мелкие предметы, в этом случае говорят тело наэлектризоваллось, т.е получило электрический заряд.Получам определение электризации. Записываем определение электризации задание 1 в дневник наблюдений.

Заряд обозначается латинской буквой q.



  1. Фронтальный эксперимент( с гильзами) (два вида заряда)

Учитель: Проведем еще один эксперимент. Оказывается можно наэлектризовать тело ,коснувшись его заряженной палочкой. Сначала гильзы висят параллельно не реагируют друг на друга. Коснемся обе гильзы одной палочкой, что происходит?(отталкиваются), а если разными палочками( притягиваются) Видим, что гильзы либо притягиваются, либо отталкиваются, значит на стеклянной и эбонитовой палочках образуются разные заряды. Существуют только два рода электрических зарядов Положительный на стекле, и отрицательный на эбоните. (Слайд с Положительным зарядом и отрицательным) В дневнике наблюдений выполняем 2 задание(соотнесите знак заряда и материал)

Вернемся к эксперименту. зарядим обе гильзы от стеклянной палочки, как реагируют гильзы (отталкиваются), а если обе гильзы зарядить от эбонитовой палочки что произойдет(отталкиваются)

Одну гильзу зарядим эбонитовой палочкой, другую стеклянной, как взаимодействуют гильзы( притягиваются)

(слайд с шариками) Обратимся к дневнику.Выполняем 3. задание , расставьте знаки

Учитель: Вернемся к вопросу урока

Чем объяснить поведение шарика?


(Причина – электризация бумаги и рук, а также взаимодействие зарядов. Шарик, находящийся на поверхности оргстекла, получает от него заряд такого же знака, а руки от бумаги – другого. Разноименные заряды притягиваются, что видно из начального поведения шарика. Коснувшись руки, шарик приобретает заряд другого знака и поэтому отталкивается от руки).


IV. Закрепление. А теперь давайте закрепим полученные знания.(сразу опрос по предложениям)

Учитель: Закончи предложение на слайде Спрашиваю по одному прочитать предложение.

1. Говорят, что тело наэлектризовано, если оно приобретает свойство…..

2. Тело наэлектризовано, следовательно оно приобрело…..

3. В природе существуют два рода электрических зарядов, это….

4. Стеклянная палочка, потертая о шелк, бумагу, приобретает заряд….

5.Эбонитовая палочка, потертая о мех, приобретает заряд….

6. Одноименно заряженные тела ….

7. Разноименно заряженные тела…..

V. Оценивание деятельности учащихся на уроке (1 минута)

Предлагаю выполнить тест и узнать как вы поняли тему

Предлагаю выполнить тест , обращаемся к дневнику наблюдения

После выполнения сравнить с образцом и выставить оценку.Верный ответ отметьте плюсом, неверный минусом, посчитайте плюсы, сколько плюсов, такова и оценка.Кто выполнил на отлично поднимите руки, а кто четверки, а тройки молодцы справились. А если кто-то не справился с заданием , ничего страшного это первый урок в этом разделе.

Применение электризации

В устройстве лазерного принтера тоже лежит явление электризации. Когда принтер получает от компьютера задание для печати, изображение с помощью лазера «рисуется» на фотобарабане в виде положительно заряженных точек. Затем из контейнера на барабан сыплется очень мелкая сухая краска – тонер. Она прилипает к барабану только в тех местах, где есть положительно заряженные точки. С помощью специального механизма к барабану подаётся бумага, приобретая по пути отрицательный заряд. Бумага соприкасается с фотобарабаном, частицы положительно зарядившейся краски притягиваются к отрицательно заряженному листу, на котором остаётся отпечаток. Затем бумага проходит по горячему ролику, где частицы краски «вплавляются» в бумагу.

На современных автомобильных заводах кузова автомобилей окрашиваются в специальных камерах, где краска распыляется и одновременно электрически заряжается отрицательно, а затем оседает на кузове, заряженном положительно. Таким образом процесс покраски автоматизируется, и достигается высокая равномерность окраски.

Аналогично процессу покраски автомобилей в пищевой промышленности коптят рыбу. Копчение – это процесс пропитывания продуктов дымом. Частицы дыма заряжают положительно, и они равномерно оседают на отрицательно заряженной тушке рыбы или мяса, поэтому процесс копчения происходит быстрее и качественнее.




Учитель: Обратите внимание домашнее задание у вас записано в дневнике наблюдений

VI. Домашнее задание: § 25, подготовить сообщения «Первые исследователи по изучению природы молнии», «Использование взаимодействия наэлектризованных тел в технике» (дифференцированно).


VI. Рефлексия. Итог урока. (2 минуты) Лаборатория сегодня плодотворно поработала, лаборанты были на высоте, хорошо выполняли эксперименты и верно делали выводы. Предлагаю сейчас оценить свою работу

Выберите шарик по цвету было интересно и узнали новое -красный; было понятно , но остались вопросы- оранжевый; синий- ничего не понял, и закрепите шарики на доске.

Ученики : А как ?

Учитель: используя знания по теме урока

Спасибо за работу. Урок окончен.







Просмотр содержимого документа
«дневник наблюдения»

Дата 19.01.2021

Тема урока______________________

Задание 1. Запишите определение

Электризация - ________________________________________________

__________________________________________________________________



- электрический заряд





Задание 2. Соотнеси заряд с материалом

+q


стекло

эбонит



-q


стекло

эбонит



Задание 3. Расставьте знаки зарядов











Задание 4. Выполни тест.



5.Домашнее задание: § 25, подготовить сообщения (на выбор) «Первые исследователи по изучению природы молнии», «Использование взаимодействия наэлектризованных тел в технике» «Применение электризации»

Просмотр содержимого презентации
«электризация 8»

Презентация к уроку физики 8 класс По теме : «Электризация. Два вида заряда.» Составила: учитель физики Подосенова Любовь Николаевна МКОУ «Рымникская СОШ»

Презентация к уроку физики 8 класс

По теме : «Электризация. Два вида заряда.»

Составила: учитель физики Подосенова Любовь Николаевна

МКОУ «Рымникская СОШ»

Тема урока:  Электризация тел.  Два рода зарядов.

Тема урока: Электризация тел.

Два рода зарядов.

Задачи урока:

Задачи урока:

  • Что такое электризация ?
  • Как наэлектризовать тело?
  • Сколько тел участвуют в электризации ?
  • Познакомиться с понятием -электрический заряд, узнать сколько видов заряда существует?
  • Как взаимодействуют заряженные тела ?
Электризация – процесс сообщения телу электрического заряда .  q - электрический заряд

Электризация

– процесс сообщения телу электрического заряда .

q - электрический заряд

Взаимодействие зарядов + + - - ОДНОИМЕННЫЕ ЗАРЯДЫ ОТТАЛКИВАЮТСЯ

Взаимодействие зарядов

+

+

-

-

ОДНОИМЕННЫЕ ЗАРЯДЫ ОТТАЛКИВАЮТСЯ

Взаимодействие зарядов + - РАЗНОИМЕННЫЕ ЗАРЯДЫ ПРИТЯГИВАЮТСЯ

Взаимодействие зарядов

+

-

РАЗНОИМЕННЫЕ ЗАРЯДЫ ПРИТЯГИВАЮТСЯ

Закончи предложение 1). Говорят, что тело наэлектризовано, если оно приобретает свойство…. 2). Тело наэлектризовано, следовательно оно приобрело…. 3). В природе существуют два рода электрических зарядов, это…. 4). Стеклянная палочка, потертая о шелк, бумагу, приобретает заряд… 5).Эбонитовая палочка, потертая о мех, приобретает заряд….. 6). Одноименно заряженные тела …. 7). Разноименно заряженные тела….

Закончи предложение

1). Говорят, что тело наэлектризовано, если оно приобретает свойство….

2). Тело наэлектризовано, следовательно оно приобрело….

3). В природе существуют два рода электрических зарядов, это….

4). Стеклянная палочка, потертая о шелк, бумагу, приобретает заряд…

5).Эбонитовая палочка, потертая о мех, приобретает заряд…..

6). Одноименно заряженные тела ….

7). Разноименно заряженные тела….

Ключ к тесту  1 вопрос  а  2 вопрос  г  3 вопрос  в  4 вопрос  а  5 вопрос  б

Ключ к тесту

1 вопрос

а

2 вопрос

г

3 вопрос

в

4 вопрос

а

5 вопрос

б

Применение электризации Покраска автомобиля Копчение продуктов Устройство лазерного принтера

Применение электризации

Покраска автомобиля

Копчение продуктов

Устройство лазерного принтера

Рефлексия: - было интересно, узнал (а) много нового - было понятно, но остались вопросы - было ничего не понятно

Рефлексия:

- было интересно, узнал (а) много нового

- было понятно, но остались вопросы

- было ничего не понятно


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Электризация тел при соприкосновении.Два рода заряда

Автор: Подосенова Любовь Николаевна

Дата: 05.09.2021

Номер свидетельства: 586244


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства