Диффузия в газах,жидкостях и твердых телах.Технологическая карта урока физики в 7 классе.
Диффузия в газах,жидкостях и твердых телах.Технологическая карта урока физики в 7 классе.
Урок является уроком открытия нового знания.Целью урока является формирование представления о явлении диффузии.Исследование явления предполагает выяснение причин протекания явления,факторов,определяющих скорость протекания явления,проявление диффузии в природе.Ученики вовлекаются учителем в активный диалог,прводят простейший эксперимент,анализируют полученные результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
УМК: Перышкин А.В. «Физика 7 – 9» М.: Дрофа 2012 г
А.В. Перышкин «Сборник задач по физике» М.: Экзамен 2014г.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Цель урока :
формирование знаний о явлении диффузия; развитие навыков совместной деятельности; воспитание интереса к изучаемому материалу,
Задачи урока.
предметные
метапредметные
Личностные
Закрепление понятия «молекула», знакомство с явлением диффузии и
выявление условий про-
текания явления
Развитие навыка организации учебной деятельности, самоконтроля.
Развитие познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, ценностное отношение друг к другу.
Универсальные учебные действия.
Личностные
Регулятивные
Познаватель-ные
Коммуникатив-ные
убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
планировать свою деятельность при выполнении задания, определяя последовательность действий, умение работать по плану
работа и разными типами информации, установление причинно-следственных связей
речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.
Планируемые результаты урока.
предметные
метапредметные
Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры, приводить примеры диффузии в окружающем мире, объяснять роль явления диффузии в природе.
Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы, развивать монологическую и диалогическую речь, уметь интегрироваться в группу сверстников.
Основные понятия урока: молекулы, тепловое движение, диффузия.
Ресурсы:
мультимедийный проектор, экран, учебник
освежитель воздуха, вода (разной температуры), крупинки кофе
Формы работы: фронтальная, групповая.
Технология проведения урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
время
1.Организационный этап
Проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность
Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место.
2мин
2.Актуализация знаний
Задает вопросы:
1.Из чего состоят вещества?
2.Что такое молекула?
3.Что вы знаете о размерах молекул?
4.Что происходит с молекулами при нагревании тела?
5.Из чего состоят молекулы?
Отвечают на вопросы: (фронтальная работа)
1.Все вещества состоят из молекул.
2.Молекула-мельчайшая частица вещества.
3.Размеры молекул очень малы.
4.При нагревании тела увеличивается скорость молекул и расстояние между ними.
5.Молекулы состоят из атомов.
4 мин
3.Постановка целей и задач урока
Создает ситуацию для постановки цели урока.
Распыляет освежитель воздуха. Задает воп -
росы.
1.Почему все ученики почувствовали запах?
2.Что препятствовало их движению?
3.Что способствовало движению?
4.В каком случае распространение запаха произойдет быстрее?
5.Какие задачи будем преследовать в иссле- довании подобных явлений?
Отвечают на вопросы и формулируют цели урока
1.Молекулы освежителя распространились в воздухе.
2.Молекулы воздуха.
3.Наличие скорости и промежутков между молекулами.
4.При более высокой температуре воздуха.
5.Где встречаются такие явления, каковы условия их протека- ния, какие факторы влияют на скорость протекания.
5 мин
4.Этап введения нового знания
Записывает тему урока и рекомендует сделать запись в тетради определения из текста учебника.
Задает вопросы.
1.Чем отличается расположение моле-
кул в разных агрегат-
ных состояниях?
2.В каком состоянии расстояние самое большое?
3.Что можно сказать о скорости диффузии в
газах?
4.Как же зависит скорость протекания
диффузии от агрегат-
ного состояния?
Предлагает экспери-мент
В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной темпера-туры. Сверху помес- тите несколько крупинок раствори- мого кофе
.
Задает вопросы.
1.Имеет ли место явление диффузии в этом опыте? Почему?
2.Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах?
3.Какой вывод можно сделать?
Делают записи в тетради, отвечают на вопросы.
Диффузия-явление ,
при котором проис-
ходит проникновение молекул одного ве-
щества между моле-
кулами другого ве-
щества.
1.Расстоянием между
частицами.
2.В газообразном.
3.Она самая большая.
4. Диффузия в газах и жидкостях происхо-дит легче и быстрее, чем диффузия в твердых телах, так как молекулы в газах и жидкостях движутся свободнее и расстоя-ние между ними больше,чем в твердом теле (запись в тетра- ди) .
1.Да. Молекулы кофе
распределяются меж-
ду молекулами воды.
2.В сосуде с более горячей водой диффузия протекает
быстрее.
3. В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия ( запись в
тетради) .
15мин
5.Этап закрепления новых знаний .
Задавая вопросы,
предлагает обсудить пример диффузии – дыхание.
1.Как кислород из легких попадает в кровь?
2.Почему углекислый газ не скапливается вокруг нас?
Предлагает выпол-
нить тест.
К какому классу понятий относится диффузия?
А) к физической величине;
Б) к физической единице измерения;
В) к физическому явлению.
2.Что является причиной явления диффузии?
А) движение молекул;
Б) наличие промежутков;
В) размеры молекул.
3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?
А) в газообразном
Б) в твердом
В) в жидком
4.Укажите пример диффузии в жидкостях:
А) спирт растворяется в воде.
Б) запах духов распространяется в комнате.
В) запах нафталина распространяется в воздухе.
5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?
А) увеличение скорости движения молекул.
Б) увеличение беспорядочности движения молекул.
В) увеличение промежутков между молекулами.
Обсуждают пример и отвечают на вопросы.
1.Кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма бла-
годаря диффузии.
Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ рас-сеивается в простран-стве и смешивается с кислородом .
Выполняют тест.
Записывают в тетради свои результаты.
Обсуждают выполнение теста.
10мин
6.этап рефлексии
Дает задание учащимся оценить свою деятельность на уроке: что было интересно, что было трудно, чему научился, что не успел (почему?)
Записывают в тетради свои результаты, впечатления от урока.
2мин
7.Этап домашнего задания
§ 10, задание № 2 , по желанию подготовить сообщение (используя дополнительную литературу и интернет сайт) “Диффузия в металлах”, “Диффузия обеспечивает безопасность”