Закрепить знания учащихся по теме “Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег”, работая в группах. Проверить умения решать задачи на нахождение денежной массы, скорости обращения денег, а также изученные понятия по данной теме.
Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.
Прививать интерес к изучаемому предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деньги.Денежное обращение.Формы и функции денег.»
Конспект урока экономики по теме:
"Деньги. Денежное обращение.
Формы и функции денег"
Цели и задачи урока:
Закрепить знания учащихся по теме “Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег”, работая в группах. Проверить умения решать задачи на нахождение денежной массы, скорости обращения денег, а также изученные понятия по данной теме.
Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.
Прививать интерес к изучаемому предмету.
Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие.
Форма проведения урока: деловая игра.
Оборудование: жетоны, таблички-указатели (КБЭМ, стадион, банк, музей, школа, интеллектуальный центр, рекламное агентство), 2 кроссворда, 3 маркера, 2 приза, 2 диплома, тестовые задания, карточки с заданиями, пустые карточки, карточки с пословицами, деньги для рекламы, 2 билета с заданиями, сигналы (2 штуки), 2 цифровых веера, экономический словарь, коллекция денег.
Учебник: Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. – 3-е изд., дораб. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 352 с.: ил.
Подготовительная работа:
Учащимся необходимо повторить пословицы, поговорки, крылатые выражения о деньгах.
Учащиеся разбиваются на 2 кампании. Выбирают президента кампании. Готовят образцы денег для рекламы, составляют кроссворды. При составлении кроссворда используют экономический словарь.
Ход урока
І. Организация класса.
ІІ. Мотивация.
На доске написан эпиграф:
Всего лучше для державы, Если ты куешь успех… Если все рубли в работе, То владелец их в почете… И страна богаче всех. (Э. Успенский, И. Агрон.)
- Как вы понимаете эти слова?
ІІІ. Вводная беседа. Сообщение целей и задач.
Сегодня мы с вами закрепим полученные знания по теме: “Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег”. Урок необычный. Для этого отправимся в “Город деловых людей”.
Ваша задача – использовать собственные знания, выполняя задания в учреждениях “Города”.
Давать надо четкие ответы, быть решительными, принимать активное участие в деловой игре.
Ответы оцениваю с помощью жетонов. Президенты компаний фиксируют данные в оценочных листах. В конце урока будет выдан диплом тем, кто лучше справится с заданиями.
Участвуют 2 кампании.
1 компания “…” (названия компаний придумывают учащиеся).
Президент –
2 компания “…”. Президент –
Выбираем администратора. Он выдает жетоны.
- Президентам компании необходимо подойти для розыгрыша очередности ответов.
ІV. Закрепление изученного материала.
1). КБЭМ.
Вы попали в клуб будущих экономистов и менеджеров (КБЭМ).
Получите комплексные билеты.
Чем больше представителей будет отвечать, тем больше жетонов получит компания.
Билет 1.
Причины возникновения, формы и функции денег.
Факторы формирования величины денежной массы.
Билет 2.
Роль денег как средства обмена, измерения стоимости, как средства сбережения.
Причины и виды инфляции.
Микроитог.
2). Музей.
Путешествуя по городу, мы попали в музей.
Предлагается ответить на вопросы викторины по истории экономики.
Вопросы для компании “…”.
Вопросы для компании “…”.
1. Какой государь в России пытался создать первое акционерное общество? (Петр І).
1. Кто и когда ввел в России бумажные деньги? (Екатерина ІІ, 1769 г.)
2. Назовите имя известного экономиста, автора “Исследование о природе и причинах богатства народов”. (А. Смит)
2. Когда появились первые золотые монеты? (VІІ – VІІІ вв. до н. э.)
3. Более 50 лет назад был выполнен рисунок банкноты достоинством в 1 доллар. Кто автор рисунка? (Сергей Макроновский).
3. Когда в мире были изобретены первые бумажные деньги? (VІІІ в., Китай).
4. Первая денежная единица была очень большая и неудобная. Как она называлась? (Гривна).
4. Когда появились первые русские монеты? (Х в.)
5. Откуда пошло название “монета”? (Древний Рим, Храм Юноны – Монеты).
5. Откуда пошло название “копейка”? (Изображение Георгия Победоносца с копьем).
6. Откуда пошло название “рубль”? (рубить)
6. Как на Руси назывался “бумажник”? (Денежник).
7. Какие деньги назывались “катеньками”? (Дореволюционная 100-рублевая купюра).
7. Кто впервые ввел в науку понятие “экономика”?
(Аристотель)
8. Где была открыта первая биржа в России? (В Петербурге).
8. Где были изобретены первые бумажные деньги? (В Китае).
9. Переведите на современный русский язык:
а) полушка (1/4коп.);
б) деньга (1/2 коп.)
9. Переведите на современный русский язык:
а) алтын (3 коп.);
б) целковый (1 руб., серебром).
Микроитог.
3) Школа. Тестовая работа (отпечатана по количеству учащихся).
- Сколько будет правильных ответов, столько жетонов вы получите.
Тест.
Что не является функцией денег в рыночной экономике?
А) Средство измерения;
Б) средство производства;
В) средство платежа;
Г) средство сохранения стоимости
2. Что обладает более высокой ликвидностью?
А) Купюра в 100 000 рублей;
Б) акция МММ;
В) срочный вклад в банке на 3 месяца;
Г) облигация государственного сберегательного займа.
3. Количественная теория денег рассматривает в качестве постоянной величины:
А) количество денег в обращении;
Б) скорость обращения денег;
В) уровень цен.
4. Уравнение количественной теории денег выглядит следующим образом:
А) МV = PV
Б) МР = QV
В) МV = PQ
Г) М/V = Q/P
(Учащиеся работают самостоятельно, затем – самопроверка. Учитель показывает карточку с правильным ответом, но после того, как покажут учащиеся карточки со своими ответами.)
Микроитог.
4). Интеллектуальный центр.
Побывали в школе, а теперь направляемся в интеллектуальный центр. Мы сейчас узнаем, чья кампания лучше знает экономические понятия по данной теме.
Ответы будет давать противоположная кампания.
Кроссворд компании “…” (С ответами.)
По горизонтали:
1. Выпуск в обращение бумажных денег и ценных бумаг. 2. Все аспекты финансовой деятельности предприятия (доходы и расходы) отражаются в его бухгалтерском балансе; та часть баланса, которая отражает в денежном выражении все принадлежащие предприятию ценности. 3.Изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы, с одновременным пересчетом в таком же соотношении цен, тарифов, заработной платы и т. д.
По вертикали:
1.Повышение официального курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран, а также к международным денежным единицам. 2.Возможность быстрого превращения в деньги материальных средств, других ресурсов, активов предприятий, организаций, банков, что определяет их способность вовремя оплачивать свои обязательства при временном недостатке денежных средств.
Кроссворд кампании “…”(С ответами.)
По горизонтали:
1. Повышение общего уровня цен в экономике. 2.Активы, средства быстро и легко реализуемые, т. е. не требующие больших издержек для обмена на любые другие активы (средства).
По вертикали:
Денежный знак, изготовленный из металла.
2.Выпуск в обращение бумажных денег и ценных бумаг. 3.Активы, объекты, предметы, посредством которых выражается стоимость всех других товаров, служащих средством обращения, единицей счета и средством накопления. 4.Натуральный (прямой) обмен одного товара или услуги на другой товар или услугу, осуществляемые без привлечения денег.
Микроитог.
5) Рекламное агентство.
Каждая компания рекламирует выдуманные денежные единицы. У кого это лучше получится? Чьи деньги наиболее интересные? Для чего они в обращении? Приравняйте их к рублю.
Микроитог.
6) Банк.
Каждой компании дается одинаковое задание. Используя необходимую формулу рассчитать:
а) В стране Клюквия продали 2 000 кг клюквы по цене 180 рублей за 1 кг. Количество денег, обращающихся в стране Клюквия равно 60 000 рублей. Чему равна скорость обращения денег в этой стране?
Решение:
МV = PQ
V = PQ/M = 180*2 000/60 000 = 360 000/60 000 = 6 оборотов в год.
б) В стране Атласии продали 300 метров атласной ткани по цене 50 рублей за 1 метр. Скорость обращения денег равна 5 оборотам в год. Рассчитайте количество денег в обращении.
Решение:
МV = PQ
М = PQ/V = 50*30/5 = 15 000/5 = 3 000 рублей.
- Кто придумал уравнение обмена? (Ирвинг Фишер).
Микроитог.
7) Стадион.
За 1 минуту ответить правильно. Кто быстрее заполнит пропуски букв? Сколько правильных ответов, столько жетонов получите.
.ми..ия денег
скор.сть .бращения ден.г
б.зналичные ден.жные средства
инфляц.я
барт.р
.ктивы
л.квидн.сть
сб.р.жение
Микроитог.
8) Библиотека.
Составить 3 пословицы, поговорки, крылатых выражений из отдельных слов.
1 кампания:
Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
Деньги – гости: то нет, то горсти.
Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
2 кампания:
Беднее всех бед, когда денег нет.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Тому хорошо живется, у кого денежка ведется.
Микроитог.
V. Итог урока. Рефлексия. Подсчет жетонов. Выставление оценок. Выдача дипломов.