Ф-7
Урок 10.
Тема урока: Цели и задачи урока: | Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии. Воспитание гармонически развитой личности, формирование положительной самооценки личности, путем развития интереса к предмету и вовлечение каждого учащегося в учебную деятельность. Перевести учащихся из объекта в субъект воспитания. Развитие умения мыслить, всех видов памяти, умение выделять главное, развитие видения логических связей внутри предмета, умение использовать полученные знания на практике. Формирование единой физической картины мира. Ввести понятие атомов, как мельчайших частиц вещества. Объяснить делимость атомов. Ввести понятие молекула. Движение молекул. Диффузия. |
Оборудование:
1. доска, мел.
2. карточки с заданиями.
3. таблица Менделеева.
4. сосуды с подкрашенной водой и не подкрашенной водой.
Ход урока.
1. Организационный момент:
а) цели урока,
б) присутствующие.
2. Физический диктант: (15мин) 2слайд
1. Какова роль человека в природе? Приведите примеры природных явлений.
2. Что изучает физика?
3. Что изучает астрономия?
4. Какие методы изучения природы существуют?
5. Как называется основной прибор, применяемый в астрономии?
6. Приведите примеры физических величин.
7. Как измеряют физические величины?
8. Преобразуйте следующие единицы измерения:
Длина (1м) | Время (1с) | Площадь (1м2) | Объем (1м3) |
1 км = ? м 1 см = ? м 1 мм = ? м | 1 ч = ? с 1 мин = ? с | 1 см2 = ? м2 1 мм2 = ? м2 | 1 см3 = ? м3 1 литр (л) = ? м3 1 миллилитр (мл) = ? см3 |
3. Изучение нового материала. (20мин)
3слайд С древнейших времен люди задумывались над переходом вещества из одного состояния в другое. Например, почему вода при охлаждении превращается в лед, а при нагревании - в пар? Металлы при нагревании плавятся, а жидкости при охлаждении затвердевают. Могут ли металлы испаряться? Ответы на такие вопросы были получены в процессе исторического развития теории о строении вещества.
4слайд Идея о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, стала формироваться в Древней Греции. Основателем этой идеи является древнегреческий философ Демокрит (V в. до н. э.). Он считал, что существует предел деления любого тела, в конце концов можно получить далее неделимые мельчайшие частицы - атомы (от греч. атомос - неделимый). Он также полагал, что атомы находятся в постоянном движении, у различных тел они отличаются друг от друга размером и формой.
5слайд Идею Демокрита развил Эпикур (341-270 до н. э.). Он, так же как и Демокрит, утверждал, что «атомы различаются по размерам, форме, объему и весу».
Эти выводы о строении вещества являлись только смелыми предположениями, еще не нашедшими экспериментального подтверждения. Поэтому учение об атомном строении вещества долгое время не находило применения.
6слайд В 1827 г. английский ботаник Р. Броун (1773-1858) экспериментально открыл новое явление, доказывающее, что молекулы вещества непрерывно и беспорядочно двигаются. Рассматривая под микроскопом пыльцу растений, находившуюся во взвешенном состоянии в воде, он заметил, что частицы непрерывно хаотично движутся.
Возникает вопрос: почему эти частицы движутся беспорядочно и непрерывно?
Действительно, молекулы жидкости, находящиеся в хаотическом движении, наталкиваются на пыльцу и беспорядочно толкают ее в разные стороны. Поскольку их столкновения происходят непрерывно и в различных направлениях, пыльца непроизвольно совершает хаотическое непрерывное движение.
7слайд Беспорядочное и непрерывное движение мелких частиц (пыльца, пылинки и т. д.), находящихся в воздухе или жидкости, называют броуновским движением. Броуновское движение частиц является следствием непрерывного и хаотического движения молекул и атомов.
В настоящее время созданы электронные и сканерно-зондовые микроскопы, и ионные проекторы, с помощью которых можно рассмотреть в увеличенном виде молекулы и атомы.
8слайд На рис. 22 представлены порядок расположения атомов и расстояние между ними в кристалле золота, полученные с помощью электронного микроскопа. Здесь 1 А° (один ангстрем) равен 10-8 см.
9слайд На рис. 23 вы видите расположение атомов на острие вольфрамовой иглы, полученное с помощью ионного проектора.
10слайд На основе накопившихся экспериментальных данных была создана молекулярно-кинетическая теория строения вещества.
Основные положения теории строения вещества более четко сформулировал М. В. Ломоносов:
11слайд
Все тела состоят из мельчайших частиц - молекул и атомов (по Ломоносову - из «корпускул» и «элементов»).
Молекулы и атомы находятся в непрерывном хаотическом движении.
Молекулы и атомы взаимодействуют друг с другом.
12-13слайд В XX в. окончательно было установлено, что атом является сложной частицей, так как состоит из различных более мелких частиц. Их называют элементарными частицами.
Атом любого вещества состоит из трех элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов.
Экспериментальные исследования, с которыми вы познакомитесь в старших классах, показали, что протоны и нейтроны расположены в центральной части, т. е. в ядре атома. Электроны совершают движение вокруг ядра и образуют электронную оболочку атома.
Электрон имеет отрицательный заряд, протон имеет положительный заряд и нейтрон не имеет заряда.
Вся природа располагает лишь 92 видами стабильных (постоянных) атомов. Они отличаются друг от друга количеством протонов. Этим 92 видам атомов соответствуют 92 химических элемента.
14слайд Атом - самая мельчайшая частица, характеризующая химические свойства этого элемента.
Молекула - это наименьшая частица вещества, облагающая его основными химическими свойствами.
Многочисленные опыты, проведенные с газами, жидкостями и твердыми телами, показали, что частицы, из которых состоят эти тела, находятся в непрерывном движении. Например, если в комнату внести вещество с резким запахом, то его запах распространится по всей комнате. Отсюда можно сделать предположение, что мельчайшие частицы тела находятся в непрерывном движении. Однако правильность или ошибочность научных предположений нужно проверить с помощью опытов.
Демонстрация смешивающихся жидкостей.
Отсюда мы делаем вывод, что молекулы жидкостей, находящиеся в покоящемся сосуде, движутся непрерывно и беспорядочно.
15слайд Взаимное проникновение соприкасающихся веществ из-за беспорядочного движения их молекул и атомов называется диффузией. Диффузия в переводе с латинского языка означает растекание, распространение.
Явление диффузии имеет место и в твердых телах. Было замечено, что хорошо отшлифованные пластины свинца и золота, положенные друг на друга, через 5 лет как будто «сростались». Оказывается, при комнатной температуре частицы золота и свинца взаимно проникают друг в друга на расстояние 1 мм.
16слайд Частицы, из которых состоят газообразные, жидкие и твердые тела, располагаются на определенном расстоянии друг от друга и находятся в непрерывном движении, потому что большую часть объема тела занимает свободное пространство.
4. Закрепление. (5мин)
17слайд вопросы для самоконтроля стр.51/ 57.
5. Итог урока: (5мин) 20слайд
а) д/з: §14-15 / §8-9
Ответы физического диктанта
1. Таяние льда, кипение воды, тепло, свет, молния, ветер - все это могут быть примеры природных явлений. В изменении условий природы особую роль играет хозяйственная и творческая деятельность человека.
2. Физика (наука о природе) изучает простые, вместе с тем наиболее общие закономерности природных явлений, свойства и строение материи, законы ее движения.
3. Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие.
4. К методам изучения природы относятся научные наблюдения и опыты.
5. Основной прибор, используемый в астрономии - телескоп.
6. К физическим величинам относятся длина, время, площадь, объем, скорость, масса, сила и др.
7. Чтобы измерить физическую величину, ее сравнивают с другой, взятой в качестве единицы измерения.
8.
Длина (1м) | Время (1с) | Площадь (1м2) | Объем (1м3) |
1 км = 1000 м 1 см = 0,01 м 1 мм = 0,001 м | 1 ч = 3600 с 1 мин = 60 с | 1 см2 = 0,0001 м2 1 мм2 = ,000001 м2 | 1 см3 = 0,000001 м3 1 литр (л) = 0,001 м3 1 миллилитр (мл) = 1 см3 |
5