kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К концу урока учащиеся смогут объяснить делимость атомов, движение молекул, явление диффузии.

 Оборудование:

1. доска, мел.

2. карточки с заданиями.

3. таблица Менделеева.

4. сосуды с подкрашенной водой и не подкрашенной водой.

                   Ход урока.

1. Организационный момент

2. Физический диктант

3.  Изучение нового материала

4. Закрепление

5. Итог урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«10. Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии. Ф-7»

Ф-7

Урок 10.

Тема урока:



Цели и задачи урока:

Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии.


Воспитание гармонически развитой личности, формирование положительной самооценки личности, путем развития интереса к предмету и вовлечение каждого учащегося в учебную деятельность. Перевести учащихся из объекта в субъект воспитания.


Развитие умения мыслить, всех видов памяти, умение выделять главное, развитие видения логических связей внутри предмета, умение использовать полученные знания на практике. Формирование единой физической картины мира.


Ввести понятие атомов, как мельчайших частиц вещества. Объяснить делимость атомов. Ввести понятие молекула. Движение молекул. Диффузия.

Оборудование:

1. доска, мел.

2. карточки с заданиями.

3. таблица Менделеева.

4. сосуды с подкрашенной водой и не подкрашенной водой.


Ход урока.


1. Организационный момент:

а) цели урока,

б) присутствующие.


2. Физический диктант: (15мин) 2слайд

1. Какова роль человека в природе? Приведите примеры природных явлений.

2. Что изучает физика?

3. Что изучает астрономия?

4. Какие методы изучения природы существуют?

5. Как называется основной прибор, применяемый в астрономии?

6. Приведите примеры физических величин.

7. Как измеряют физические величины?

8. Преобразуйте следующие единицы измерения:

Длина (1м)

Время (1с)

Площадь (1м2)

Объем (1м3)

1 км = ? м

1 см = ? м

1 мм = ? м

1 ч = ? с

1 мин = ? с

1 см2 = ? м2

1 мм2 = ? м2


1 см3 = ? м3

1 литр (л) = ? м3

1 миллилитр (мл) = ? см3


3. Изучение нового материала. (20мин)

3слайд С древнейших времен люди задумывались над переходом вещества из одного состояния в другое. Например, почему вода при охлаждении превращается в лед, а при нагревании - в пар? Металлы при нагревании плавятся, а жидкости при охлажде­нии затвердевают. Могут ли металлы испаряться? Ответы на та­кие вопросы были получены в процессе исторического развития теории о строении вещества.

4слайд Идея о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, стала формироваться в Древней Греции. Основателем этой идеи является древнегреческий философ Демокрит (V в. до н. э.). Он считал, что существует предел деления любого тела, в конце концов можно получить далее неделимые мельчайшие частицы - атомы (от греч. атомос - неделимый). Он также полагал, что атомы находятся в постоянном движении, у различных тел они отличаются друг от друга размером и формой.

5слайд Идею Демокрита развил Эпикур (341-270 до н. э.). Он, так же как и Демокрит, утверждал, что «атомы различаются по раз­мерам, форме, объему и весу».

Эти выводы о строении вещества являлись только смелы­ми предположениями, еще не нашедшими экспериментального подтверждения. Поэтому учение об атомном строении вещества долгое время не находило применения.

6слайд В 1827 г. английский ботаник Р. Броун (1773-1858) экс­периментально открыл новое явление, доказывающее, что мо­лекулы вещества непрерывно и беспорядочно двигаются. Рас­сматривая под микроскопом пыльцу растений, находившуюся во взвешенном состоянии в воде, он заметил, что частицы не­прерывно хаотично движутся.

Возникает вопрос: почему эти частицы движутся беспорядочно и непрерывно?

Действительно, молекулы жидкости, находящиеся в хао­тическом движении, наталкиваются на пыльцу и беспорядоч­но толкают ее в разные стороны. Поскольку их столкновения происходят непрерывно и в различных направлениях, пыльца непроизвольно совершает хаотическое непрерывное движение.

7слайд Беспорядочное и непрерывное дви­жение мелких частиц (пыльца, пы­линки и т. д.), находящихся в воздухе или жидкости, называют броунов­ским движением. Броуновское дви­жение частиц является следствием не­прерывного и хаотического движения молекул и атомов.

В настоящее время созданы электронные и сканерно-зондовые микроскопы, и ионные проекторы, с помощью которых можно рассмотреть в увеличенном виде молекулы и ато­мы.

8слайд На рис. 22 представлены поря­док расположения атомов и расстоя­ние между ними в кристалле золота, полученные с помощью электронно­го микроскопа. Здесь 1 А° (один анг­стрем) равен 10-8 см.

9слайд На рис. 23 вы видите расположение атомов на острие вольфрамовой иглы, полученное с по­мощью ионного проектора.

10слайд На основе накопившихся экс­периментальных данных была созда­на молекулярно-кинетическая теория строения вещества.

Основные положения теории строения вещества более четко сфор­мулировал М. В. Ломоносов:

11слайд

  1. Все тела состоят из мельчайших частиц - молекул и атомов (по Ломоносо­ву - из «корпускул» и «элементов»).

  2. Молекулы и атомы находятся в не­прерывном хаотическом движении.

  3. Молекулы и атомы взаимодейству­ют друг с другом.


12-13слайд В XX в. окончательно было установлено, что атом явля­ется сложной частицей, так как состоит из различных более мелких частиц. Их называют элементарными частицами.

Атом любого вещества состоит из трех элементарных ча­стиц: электронов, протонов и нейтронов.

Экспериментальные исследова­ния, с которыми вы познакоми­тесь в старших классах, показали, что протоны и нейтроны располо­жены в центральной части, т. е. в ядре атома. Электроны совершают движение вокруг ядра и образуют электронную оболочку атома.

Электрон имеет отрицательный заряд, протон имеет положительный заряд и нейтрон не имеет заряда.

Вся природа располагает лишь 92 видами стабильных (постоянных) атомов. Они отличаются друг от друга количеством протонов. Этим 92 видам атомов соответствуют 92 химических элемента.

14слайд Атом - самая мельчайшая частица, характери­зующая химические свойства этого элемента.

Молекула - это наименьшая частица вещества, обла­гающая его основными химическими свойствами.

Многочисленные опыты, проведенные с газами, жидко­стями и твердыми телами, показали, что частицы, из которых состоят эти тела, находятся в непрерывном движении. Напри­мер, если в комнату внести вещество с резким запахом, то его запах распространится по всей комнате. Отсюда можно сделать предположение, что мельчайшие частицы тела находятся в не­прерывном движении. Однако правильность или ошибочность научных предположений нужно проверить с помощью опытов.

Демонстрация смешивающихся жидкостей.

Отсюда мы делаем вывод, что молекулы жидкостей, находящиеся в покоящемся сосуде, движутся непрерывно и беспорядочно.


15слайд Взаимное проникновение соприкасающих­ся веществ из-за беспорядочного движения их молекул и атомов называется диффузией. Диффузия в переводе с латинского языка означа­ет растекание, распространение.

Явление диффузии имеет место и в твердых телах. Было замечено, что хорошо отшлифованные пластины свинца и золота, положенные друг на друга, через 5 лет как будто «сростались». Ока­зывается, при комнатной температуре частицы зо­лота и свинца взаимно проникают друг в друга на расстояние 1 мм.

16слайд Частицы, из которых состоят газообразные, жидкие и твердые тела, располагаются на определенном расстоянии друг от друга и находятся в непрерывном движении, потому что большую часть объема тела занимает свободное пространство.


4. Закрепление. (5мин)

17слайд вопросы для самоконтроля стр.51/ 57.


5. Итог урока: (5мин) 20слайд

а) д/з: §14-15 / §8-9




























Ответы физического диктанта

1. Таяние льда, кипение воды, тепло, свет, молния, ветер - все это могут быть примеры природных явлений. В изменении условий природы особую роль играет хозяйственная и творческая деятельность человека.

2. Физика (наука о природе) изучает простые, вместе с тем наиболее общие закономерности природных явлений, свойства и строение материи, законы ее движения.

3. Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие.

4. К методам изучения природы относятся научные наблюдения и опыты.

5. Основной прибор, используемый в астрономии - телескоп.

6. К физическим величинам относятся длина, время, площадь, объем, скорость, масса, сила и др.

7. Чтобы измерить физическую величину, ее сравнивают с другой, взятой в качестве единицы измерения.

8.

Длина (1м)

Время (1с)

Площадь (1м2)

Объем (1м3)

1 км = 1000 м

1 см = 0,01 м

1 мм = 0,001 м

1 ч = 3600 с

1 мин = 60 с

1 см2 = 0,0001 м2

1 мм2 = ,000001 м2


1 см3 = 0,000001 м3

1 литр (л) = 0,001 м3

1 миллилитр (мл) = 1 см3


5


Просмотр содержимого презентации
«10. Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии. Ф-7»

Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии. 05.10.2013

Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии.

05.10.2013

Физический диктант: 1. Какова роль человека в природе? Приведите примеры природных явлений. 2. Что изучает физика? 3. Что изучает астрономия? 4. Какие методы изучения природы существуют? 5. Как называется основной прибор, применяемый в астрономии? 6. Приведите примеры физических величин. 7. Как измеряют физические величины? 8. Преобразуйте следующие единицы измерения: Длина (1м) 1 км = ? м Время (1с) Площадь (1м 2 ) 1 см = ? м 1 ч = ? с Объем (1м 3 ) 1 мм = ? м 1 см 2 = ? м 2 1 мин = ? с 1 см 3 = ? м 3  1 мм 2 = ? м 2 1 литр (л) = ? м 3 1 миллилитр (мл) = ? см 3

Физический диктант:

1. Какова роль человека в природе? Приведите примеры природных явлений.

2. Что изучает физика?

3. Что изучает астрономия?

4. Какие методы изучения природы существуют?

5. Как называется основной прибор, применяемый в астрономии?

6. Приведите примеры физических величин.

7. Как измеряют физические величины?

8. Преобразуйте следующие единицы измерения:

Длина (1м)

1 км = ? м

Время (1с)

Площадь (1м 2 )

1 см = ? м

1 ч = ? с

Объем (1м 3 )

1 мм = ? м

1 см 2 = ? м 2

1 мин = ? с

1 см 3 = ? м 3

1 мм 2 = ? м 2

1 литр (л) = ? м 3

1 миллилитр (мл) = ? см 3

Древнегреческий философ Демокрит (V в. до н. э.) считал, что существует предел деления любого тела, в конце концов можно получить неделимые мельчайшие частицы - атомы  (от греч. атомос - неделимый). Он также полагал, что атомы находятся в постоянном движении, у различных тел они отличаются друг от друга размером и формой. Демокрит (V в. до н. э.)

Древнегреческий философ Демокрит (V в. до н. э.) считал, что существует предел деления любого тела, в конце концов можно получить неделимые мельчайшие частицы - атомы (от греч. атомос - неделимый). Он также полагал, что атомы находятся в постоянном движении, у различных тел они отличаются друг от друга размером и формой.

Демокрит (V в. до н. э.)

Идею Демокрита развил Эпикур (341-270 до н. э.). Он, так же как и Демокрит, утверждал, что «атомы различаются по раз­мерам, форме, объему и весу». Эпикур (341-270 до н. э.)

Идею Демокрита развил Эпикур (341-270 до н. э.). Он, так же как и Демокрит, утверждал, что «атомы различаются по раз­мерам, форме, объему и весу».

Эпикур (341-270 до н. э.)

В 1827 г. английский ботаник Р. Броун (1773-1858) экспериментально открыл новое явление, доказывающее, что молекулы вещества непрерывно и беспорядочно двигаются. Р. Броун (1773-1858)

В 1827 г. английский ботаник Р. Броун (1773-1858) экспериментально открыл новое явление, доказывающее, что молекулы вещества непрерывно и беспорядочно двигаются.

Р. Броун (1773-1858)

Беспорядочное и непрерывное движение мелких частиц, находящихся в воздухе или жидкости, называют броуновским движением.

Беспорядочное и непрерывное движение мелких частиц, находящихся в воздухе или жидкости, называют броуновским движением.

Основные положения теории строения вещества более четко сформулировал М. В. Ломоносов: М. В. Ломоносов

Основные положения теории строения вещества более четко сформулировал М. В. Ломоносов:

М. В. Ломоносов

Основные положения теории строения вещества

Основные положения теории строения вещества

  • Все тела состоят из мельчайших частиц - молекул и атомов.
  • Молекулы и атомы находятся в непрерывном хаотическом движении.
  • Молекулы и атомы взаимодействуют друг с другом.
Атом любого вещества состоит из трех элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов .  Экспериментальные исследования показали, что протоны и нейтроны расположены в центральной части , т. е. в ядре атома. Электроны совершают движение вокруг ядра и образуют электронную оболочку атома.  Электрон имеет отрицательный заряд, протон имеет положительный заряд и нейтрон не имеет заряда.

Атом любого вещества состоит из трех элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов .

Экспериментальные исследования показали, что протоны и нейтроны расположены в центральной части , т. е. в ядре атома. Электроны совершают движение вокруг ядра и образуют электронную оболочку атома.

Электрон имеет отрицательный заряд, протон имеет положительный заряд и нейтрон не имеет заряда.

Атом - самая мельчайшая частица, характери­зующая химические свойства этого элемента. Молекула - это наименьшая частица вещества, обладающая его основными химическими свойствами.
  • Атом - самая мельчайшая частица, характери­зующая химические свойства этого элемента.
  • Молекула - это наименьшая частица вещества, обладающая его основными химическими свойствами.
Взаимное проникновение соприкасающих­ся веществ из-за беспорядочного движения их молекул и атомов называется диффузией .

Взаимное проникновение соприкасающих­ся веществ из-за беспорядочного движения их молекул и атомов называется диффузией .

Частицы, из которых состоят газообразные, жидкие и твердые тела, располагаются на определенном расстоянии друг от друга и находятся в непрерывном движении, потому что большую часть объема тела занимает свободное пространство.

Частицы, из которых состоят газообразные, жидкие и твердые тела, располагаются на определенном расстоянии друг от друга и находятся в непрерывном движении, потому что большую часть объема тела занимает свободное пространство.

Закрепление: вопросы для самоконтроля стр.51/ 57

Закрепление:

вопросы для самоконтроля

стр.51/ 57

Домашнее задание: Стар. §14-15 / Нов. §8-9

Домашнее задание:

Стар. §14-15

/

Нов. §8-9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии.

Автор: Филипов Алексей Владимирович

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Открытый урок на тему  ""Основные положения молекулярно-кинетической теории и ее опытное подтверждение.Масса и размеры молекул" "
    ["seo_title"] => string(143) "otkrytyi-urok-na-tiemu-osnovnyie-polozhieniia-moliekuliarno-kinietichieskoi-tieorii-i-ieie-opytnoie-podtvierzhdieniie-massa-i-razmiery-moliekul"
    ["file_id"] => string(6) "132322"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416326296"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Идеальный газ МКТ. Основное уравнение МКТ."
    ["seo_title"] => string(39) "idiealnyighazmktosnovnoieuravnieniiemkt"
    ["file_id"] => string(6) "278635"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453118227"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Тема: Испарение и конденсация. Кипение "
    ["seo_title"] => string(44) "tiema-isparieniie-i-kondiensatsiia-kipieniie"
    ["file_id"] => string(6) "155410"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421264106"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства