Зачетная работа по теме "Магнитное поле. Электромагнитная индукция". 11 класс
Зачетная работа по теме "Магнитное поле. Электромагнитная индукция". 11 класс
Зачетная работа разработана с учетом особенностей учащихся школы закрытого типа при исправительном учреждении. Работа содержит задания разного типа базового и выше базового уровней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Зачетная работа по теме "Магнитное поле. Электромагнитная индукция". 11 класс»
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Средняя школа №1 (очно – заочная)»
СПЕЦИФИКАЦИЯ
зачетной работы № 3 по физике в 11 классе
Тема «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Назначение работы
Оценить достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения тем «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция» с целью их промежуточной аттестации по физике.
Подходы к отбору содержания, разработке зачета
Содержание зачета определяется на основании следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 с изменениями, включая приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732.
Основной образовательной программы среднего общего образования КОУ «Средняя школа
№ 1 очно-заочная)».
Зачет № 3 включает в себя контролируемые элементы содержания тем «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция».
В зачете соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания тем определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программе.
3. Структура зачета
Каждый вариант зачета № 3 по физике для 11 класса состоит из 2 частей и содержит 21 задание, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 19 заданий, из которых задания № 1, 3-4, 6-8, 10-18 с выбором ответа в виде одной буквы. Задание № 19 – на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (ответ должен быть представлен в виде набора цифр и букв). Задания № 9 с развернутым ответом, № 2, 5- с кратким ответом.
Часть 2 содержит 2 задания: № 20-21 – расчетные задачи с развернутым ответом.
Таблица № 1. Распределение заданий по частям работы
№
Части работы
Количество заданий
Максимальный балл
Тип задания
1
Часть 1
15
15
С выбором ответа
2
4
С кратким ответом
1
2
С развернутым ответом
1
2
На установление соответствия
2
Часть 2
2
7
С развернутым ответом
Итого
21
30
4.Распределение заданий зачетной работы по содержанию
Таблица №2 Распределение заданий по содержанию
Разделы (темы) курса физики, включенные в работу
Количество заданий
По рабочей программе
Вся работа
Часть 1
Часть 2
Магнитное поле
12 (57%)
10
2
6 (60%)
Электромагнитная индукция
9 (43%)
9
-
4 (40%)
Итого
21
19
2
10 часов
Проверяемые умения и виды деятельности
Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов освоения тем «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция» курса физики средней школы:
распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе электродинамики: магнитное действия тока, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд;
описывать изученные электрические свойства вещества (магнитные) и электромагнитные явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, электрическое поле, индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность катушки, энергия электрического и магнитного полей; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: закон электромагнитной индукции, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области) применимости;
определять направление вектора индукции магнитного поля проводника с током, силы Ампера и силы Лоренца;
объяснять основные принципы действия машин, приборов и технических устройств; различать условия их безопасного использования в повседневной жизни;
решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления.
6. Распределение заданий по уровням сложности
В зачете № 3 представлены задания базового и повышенного уровней сложности.
Задания базового уровня № 1-19 части 1– это простые задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные физические понятия для объяснения явлений, а также умение работать с информацией физического содержания.
Задание выше базового уровня сложности с развернутым ответом в части 2 - №№ 20,21.
Таблица № 3 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий
Количество заданий
Максимальный балл
Базовый (Б.)
19
23
Выше базового (В.Б.)
2
7
Итого
21
30
7. Время выполнения варианта зачета
Зачет № 3 выполняется во время индивидуальной консультации.
Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Линии магнитной индукции
1, 2
Б
2
Картина линий магнитной индукции поля постоянных магнитов
1, 4
Б
1
Магнитное поле проводника с током
1, 4
Б
1
Картина линий индукции магнитного поля длинного прямого проводника и замкнутого кольцевого проводника, катушки с током
1, 4
Б
2
Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с током
1
Б
1
Сила Ампера, её модуль и направление
1, 2, 4
Б
1
Сила Лоренца, её модуль и направление
1, 2, 4
Б
1
Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле
1, 2, 6
Б
2
Явление электромагнитной индукции.
1
Б
1
Поток вектора магнитной индукции
1
Б
1
Закон электромагнитной индукции
1, 2, 3, 6
Б
1
Правило Ленца
1, 5
Б
1
Электродвижущая сила индукции в проводнике, движущемся поступательно в однородном магнитном поле
2, 6
Б
1
Индуктивность
1, 2
Б
1
Явление самоиндукции
1, 7
Б
1
Энергия магнитного поля катушки с током
2
Б
1
Электромагнитное поле
1
Б
1
Технические устройства и практическое применение
5
Б
2
Магнитное поле (расчетная задача)
1, 2, 6
В.Б.
3
Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле по окружности (расчетная задача)
1, 2, 6
В.Б.
4
9. Дополнительные материалы и оборудование
Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого обучающегося) и линейка, справочные материалы (таблицы).
10.Условия проведения
Зачет проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии учителя физики. При выполнении работы учащиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы.
11. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
В задании с кратким ответом каждый верный ответ оценивается в 0,4 балла.
В задании на установление соответствия каждый верный ответ оценивается в 0,4 балла.
Максимальный балл за задания базового уровня с развернутым ответом - 2 балла.
Максимальный балл за задания выше базового уровня с развернутым ответом - 3-4 балла.
Максимальный балл за выполнение работы – 30. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл
30 - 28
27 - 23
22 - 15
14 и менее
Отметка
5
4
3
2
11 класс Зачет №3
Тема: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Инструкция для обучающихся
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
В задании с кратким ответом каждый верный ответ оценивается в 0,4 балла.
В задании на установление соответствия каждый верный ответ оценивается в 0,4 балла.
Максимальный балл за задания базового уровня с развернутым ответом - 2 балла.
Максимальный балл за задания выше базового уровня с развернутым ответом - 3-4 балла.
Максимальный балл за выполнение работы – 30. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл
30 - 28
27 - 23
22 - 15
14 и менее
Отметка
5
4
3
2
Вариант – 1
Часть 1
(1 балл) На рисунке представлена картина линий магнитного поля от двух полосовых магнитов, полученная с помощью магнитной стрелки и железных опилок.
Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?
А. 1 — северному полюсу, 2 — южному
Б. 2 — северному полюсу, 1 — южному
В. и 1, и 2 — северному полюсу
Г. и 1, и 2 — южному полюсу
(по 0,4 балла за правильный ответ, максимальный балл - 2) Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
А. Источники магнитного поля ….
Б. Основной характеристикой магнитного поля является …
В. Линии магнитной индукции …
Г. При изображении магнитного поля с помощью линий магнитной индукции эти линии наносятся …
Д. Структуру магнитного поля можно представить с помощью …
Список слов и словосочетаний:
движущиеся электрические заряды
неподвижные электрические заряды
магнитный поток
вектор магнитной индукции
пересекаются
не пересекаются
произвольно
вполне определенно
железных опилок
алюминиевых опилок
Ответ запишите в виде набора буква цифра.
(1 балл) Какое направление имеет силовая линия магнитного поля, проходящая через точку А?
А. Вправо Б. Влево В. На нас Г. От нас
(1 балл) Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?
А. располагаются вдоль проводника с током
Б. располагаются беспорядочно
В. образуют замкнутые кривые вокруг проводника с током
Изучите по рисунку определение полюсов у катушки с током, применив правило обхвата
(2 балла)
Определите направление тока в витках и определите полюса катушки. Сделайте рисунок.
(1 балл) Какое явление наблюдается в опыте Эрстеда?
А. взаимодействие проводников с током;
Б. взаимодействие двух магнитных стрелок;
В. поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током.
(1 балл) Прямолинейный проводник длиной 1 м, по которому протекает ток силой 1 А, помещен в магнитное поле с индукцией 1 Тл. Как изменится сила Ампера при уменьшении силы тока в нем в 2 раза?
А. не изменится
Б. увеличится в 2 раза
В. увеличивается в 4 раза
Г. уменьшается в 2 раза
(1 балл) Нейтрон влетает в однородное магнитное поле так, как показано на рисунке а).
На каком из рисунков верно показана траектория движения частицы в магнитном поле?
А.
Б.
В.
Г.
(2 балла) Оформить решение задачи:
В однородное магнитное поле с индукцией 5 Тл в вакууме влетает пылинка, несущая заряд 0,2 Кл, со скоростью 700 м/спод углом 300 к направлению линий магнитной индукции. Определить силу, действующую на пылинку со стороны магнитного поля.
А. 21000 Н
Б. 350 Н
В. 3500 Н
(1 балл) В каких случаях возникает индукционный электрический ток?
А.
Б.
(1 балл) Укажите правильное утверждение, которое отражает сущность явления электромагнитной индукции: «В замкнутом контуре электрический ток появляется…
А. если магнитный поток равен нулю
Б. при неизменном магнитном потоке
В. при изменении магнитного потока
(1 балл) Магнитный поток через контур за 2с равномерно уменьшился от 20 Вб до 0 Вб. Вычислить ЭДС индукции
А. 20 В Б. 10В В. 0 В
(1 балл) При приближении магнита к кольцу В, кольцо
А. будет двигаться за магнитом
Б. будет колебаться
В. будет двигаться от магнита
Г. останется неподвижным
(1 балл) В магнитном поле с индукцией 0,25 Тл перпендикулярно линиям индукции со скоростью 5 м/с движется проводник длиной 2 м. Чему равна ЭДС индукции в проводнике?
А. 250 В
Б. 2,5 В
В. 0,4 В
(1 балл) Индуктивность характеризует
А. силу, действующую на движущийся заряд со стороны магнитного поля
Б. способность проводника проводить электрический ток
В. свойство проводника противодействовать изменению силы тока в нем
Г. способность проводника накапливать заряд
(1 балл) Какая из ламп в изображенных на схеме загорится позже всех остальных?
А. 1
Б. 2
В. 3
Г. 4.
(1 балл) Как изменится энергия магнитного поля, созданного рамкой, по которой протекает электрический ток, при увеличении силы тока в 2 раза?
А. Увеличится в 2 раза
Б. Увеличится в 4 раза
В. Не изменится
(1 балл) Изменяясь во времени, магнитное поле
А. порождает переменное электрическое поле
Б. порождает постоянное электрическое поле
В. действует на электроны проводника
(по 0,4 балла за правильный ответ, максимальный балл - 2) В задании требуется указать последовательность букв и цифр, соответствующих правильному ответу. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбика.
Установите соответствие между физическим явлением и его практическим применением:
Практическое применение
Физическое явление
А.металлоискатель
Б. циклотрон
В. амперметр
Г. генератор
Д. масс- спектрограф
1. электромагнитная индукция
2. действие магнитного поля на проводник с током
3. действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу
Часть 2.
Задания № 20-21 представляет собой задачу, полное решение которой необходимо записать.
(3 балла)На частицу с зарядом 1 нКл, которая движется в магнитном поле перпендикулярно линиям магнитной индукции, действует сила Лоренца 2 мкН. Определить скорость частицы, если известно, что на проводник длиной 20 см и током 8А, расположенный в этом же поле, действует сила Ампера 0,4 мН.
(4 балла) Пылинка массой 1 мг влетает в однородное магнитное поле и движется по окружности радиусом 20 см. Определить заряд пылинки, если величина скорости пылинки равна 5 м/с, а индукция поля равна 1 Тл.
11 класс Зачет №3
Тема: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Инструкция для обучающихся
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
В задании с кратким ответом каждый верный ответ оценивается в 0,4 балла.
В задании на установление соответствия каждый верный ответ оценивается в 0,4 балла.
Максимальный балл за задания базового уровня с развернутым ответом - 2 балла.
Максимальный балл за задания выше базового уровня с развернутым ответом - 3-4 балла.
Максимальный балл за выполнение работы – 30. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл
30 - 28
27 - 23
22 - 15
14 и менее
Отметка
5
4
3
2
Вариант – 2
Часть 1
(1 балл) На рисунке представлена картина линий магнитного поля от двух полосовых магнитов, полученная с помощью магнитной стрелки и железных опилок. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?
А. 1 — северному полюсу; 2 — южному
Б. 1 — южному; 2 — северному полюсу
В. и 1, и 2 — северному полюсу
Г. и 1, и 2 — южному полюсу
(по 0,4 балла за правильный ответ, максимальный балл - 2) Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведенного ниже списка.
А. Магнитное поле создается …
Б. Основной характеристикой магнитного поля является …
В. Линии магнитной индукции
Г. При изображении магнитного поля с помощью линий магнитной индукции эти линии наносятся …
Д. Структуру магнитного поля можно представить с помощью …
Список слов и словосочетаний:
неподвижные электрические заряды
движущиеся электрические заряды
вектор магнитной индукции
сила Ампера
пересекаются
не пересекаются
произвольно
вполне определенно
алюминиевых опилок
железных опилок
Ответ запишите в виде набора буква цифра.
(1 балл) На рисунке указано направление магнитных линий поля, созданного полюсами постоянного магнита. Где находится южный полюс постоянного магнита?
А. справа Б. слева В. может быть справа, может быть слева Г. среди ответов нет правильного
(1 балл) Что надо сделать, чтобы изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные?
А. изменить число витков в катушке
Б. изменить направление электрического тока в катушке
В. ввести внутрь катушки железный сердечник
Изучите по рисунку определение полюсов у катушки с током, применив правило обхвата
(2 балла)
Определите направление тока в витках и определите полюса катушки. Сделайте рисунок.
(1 балл) Как взаимодействуют два параллельных проводника, если электрический ток в них протекает в противоположных направлениях?
А. Сила взаимодействия равна нулю
Б. Проводники притягиваются
В. Проводники отталкиваются
(1 балл) Прямолинейный проводник длиной 1 м, по которому протекает ток силой 1 А, помещен в магнитное поле с индукцией 1 Тл. Как изменится сила Ампера при увеличении силы тока в нем в 3 раза?
А. не изменится
Б. увеличится в 3 раза
В. увеличивается в 9 раз
Г. уменьшается в 3 раза
(1 балл) Протон влетает в однородное магнитное поле так, как показано на рисунке а).
На каком из рисунков верно показана траектория движения частицы в магнитном поле?
А.
Б.
В.
Г.
(2 балла) Оформить решение задачи:
В однородное магнитное поле с индукцией 7 Тл в вакууме влетает пылинка, несущая заряд 0,1Кл, со скоростью 800 м/спод углом 300 к направлению линий магнитной индукции. Определить силу, действующую на пылинку со стороны магнитного поля.
А. 560 Н
Б. 16800 Н
В. 280 Н
(1 балл) В каких случаях возникает индукционный электрический ток?
А.
Б.
(1 балл) Укажите правильное утверждение, которое отражает сущность явления электромагнитной индукции: «В замкнутом контуре электрический ток появляется…
А. если магнитный поток равен нулю
Б. при неизменном магнитном потоке
В. при увеличении магнитного потока
(1 балл) Магнитный поток через контур за 2с равномерно увеличился от 0 Вб до 10 Вб. Вычислить ЭДС индукции.
А. 5 В
Б. 10 В
В. 0 В
1 балл) При приближении магнита к кольцу А, кольцо
А. будет двигаться за магнитом
Б. будет двигаться от магнита
В.будет колебаться
Г. останется неподвижным
(1 балл) В магнитном поле с индукцией 0,5 Тл перпендикулярно линиям индукции со скоростью 4 м/с движется проводник длиной 0,5 м. Чему равна ЭДС индукции в проводнике?
А. 100 В
Б. 10 В
В. 1 В
(1 балл) При увеличении магнитного потока, проходящего через катушку, в 2 раза её индуктивность
А. увеличивается в 2 раза
Б. увеличивается в 4 раза
В. не изменяется
(1 балл) Какая из двух лампочек загорится раньше в момент замыкания ключа?
А.№1
Б. №2
В. №1 и №2 - одновременно
1
2
(1 балл) Как изменится энергия магнитного поля, созданного рамкой, по которой протекает электрический ток, при увеличении силы тока в 3 раза?
А. Не изменится
Б. Увеличится в 3 раза
В. Увеличится в 9 раз
(1 балл) Источником вихревого электрического поля является
А. неподвижный электрический заряд
Б. постоянное магнитное поле
В. переменное магнитное поле
(по 0,4 балла за правильный ответ, максимальный балл - 2) В задании требуется указать последовательность букв и цифр, соответствующих правильному ответу. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбика.
Установите соответствие между физическим явлением и его практическим применением.
Практическое применение
Физическое явление
А.генератор
Б. ускоритель частиц
В. амперметр
Г. трансформатор
Д. электропечь для плавления металла
1. электромагнитная индукция
2. действие магнитного поля на проводник с током
3. действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу
Часть 2
Задания № 20-21 представляют собой задачи, полное решение которых необходимо записать.
(3 балла) По горизонтально расположенному проводнику длиной 0,2 м и массой 0,04 кг течет ток с силой 9,8 А. Найти минимальную индукцию магнитного поля, которая необходима для того, чтобы сила тяжести уравновесилась силой Ампера.
(4 балла) В направлении, перпендикулярном линиям индукции в магнитное поле влетает электрон со скоростью 10 Мм/с, окружность какого радиуса описал электрон, если индукция поля 10 мТл? Заряд электрона равен 1,6×10-19 Кл, масса электрона равна 9,1× 10-31 кг.