kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по физике по Л.С.Хижнякова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике по Л.С. Хижнякова.Рабочая программа по физике для 7 -9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике по Л.С.Хижнякова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1 р.п. Тумботино







Рабочая программа


Физике (ФГОС)


7 -9 классы









Составитель:

учитель физики и математики

Рштуни Людмила Витальевна


























2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 -9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 12.12.2010 года с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644, примерной программы по физике для основной школы к учебному комплекту для 7 -9классов Л.С. Хижнякова А.А. Синявина и С.А. Холина, ООП ООО МБОУ СШ № 1 р.п. Тумботино.

Целями курса физики в 7 классе являются формирование представлений о физической картине мира, понимание сущности основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними и условий их применяемости.

Курс строится на индуктивной основе формирования системы научных знаний и опыта познавательной деятельности.

Задачи:

  • Знакомство с научным методом познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • Усвоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • Овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, модель, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • Приобретение умений наблюдать и выполнять опыты, пользоваться измерительными приборами, применяемые на практике;

  • Понимание ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека, для дальнейшего научно-технического процесса.

Программой предусмотрено выполнение фронтальных лабораторных работ, экспериментальных и теоретических заданий творческого характера, домашних лабораторных работ. Эти виды деятельности направлены на развитие умений наблюдать физическое явление, выдвигать гипотезу исследования, проводить эксперимент, анализировать полученные данные. Первый вариант лабораторных работ рассчитан на оценку результатов измерений. Второй вариант требует нахождения интервала истинных значений измеряемой величины и проводится при углубленном изучении предмета.

Общая характеристика курса физики в 7 -9 классах

В курсе математики 5-6 классов особое значение придается системе и последовательности изучения физики. В начале курс 7 класса, который полностью посвящен рассмотрению механических явлений, обучающиеся изучают вводную главу «Физические методы исследования природы». В ней предоставлены объекты изучения физики и основные физические методы изучения природы (эксперимент и моделирование).Сдесь также приведены формы выражения научного знания – физическая величина, физический закон, физическая теория. Вводная обобщает пройденный материал о природных явлениях, физических величинах, единицах их измерения и строении вещества.

В 7 классе изучаются основы механики материальной точки на примере одномерного движения, вводятся понятия: перемещение, путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, энергия, с помощью которых затем формируются знания о законах движения – законах Ньютона и законах импульса и законах полной механической энергии. В остальных главах рассмотрены элементы статики (простые механизмы, правило равновесия рычага, «золотое правило механики») и гидро- и аэростатики.

Курс физики 8 класса знакомит обучающихся с тепловыми явлениями и законами термодинамики, вводятся понятия: термодинамическая система, температура, внуренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, изучается первый закон термодинамики – закон сохранения энергии для тепловых. Практическим приложение системы этих научных знаний является действие тепловых машин. Агрегатные состояния вещества объясняются с использованием термодинамического и статистического методов познания.

В 8 классе изучаются электрические явления на основе понятий об электрическом заряде и электрическом поле, а также элементов классической электронной теории.

В начале рассматриваются электрическое взаимодействие, закон сохранения заряда, закон Кулона, вводится силовая характеристика электрического поля – напряженность. Изложение темы «Постоянный ток» проводится на базе электронной теории.

В начале курса 9 класса рассматриваются методы описания механического движения, основная задача механики для движения тела под действием силы тяжести, методы решения задач на применение законов сохранения. После этого рассматривается о механических колебаниях. Такое построение курса предполагает систематизацию и обобщение ряда вопросов механики. Далее идет знакомство с электромагнитными явлениями. В последующих главах предоставлен материал об оптических явлениях, элементах квантовой физики, физики атома и атомного ядра.

В заключительной главе физики основной школы рассказано о геоцентрической и гелиоцентрической системах мира, законах Кеплера, физической природе планет и малых тел Солнечной системы; приведены краткие сведения о физической природе Солнца. В главе приводится методологическое обобщение пройденного материала.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ООП ООО МБОУ СШ №1 р.п. Тумботино на изучение физики в 7-9 классах отводится 210 часов из расчёта 2 часа в неделю. В 7 классе 70 часов, в 8 классе 70 часов, в 9 классе 70 часов.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета физики 7 -9 класс


Обучение физике по данной программе способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС основного общего образования.

Личностные результаты:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей: объяснение физических явлений, знакомство с работами физиков, обсуждение достижений науки физики, выполнение исследовательских заданий;

  • Формирование убежденности в необходимости познания природы, знакомство со становлением физики как науки, обсуждение вклада ученых в развитие науки;

  • Развитие самостоятельности в приобретении новых знаний, объяснение наблюдаемого явления на основе физических законов;

  • Ценностное отношение к физике и результатам обучения;

  • Формирование мотивации образовательной деятельности и оценки собственных возможностей и личных интересов при выборе сферы будущей профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Овладение основными способами учебной деятельности: постановка цели, планирование, самоконтроль, оценка результатов, выводы;

  • Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, строить модели, предсказывать результаты;

  • Понимание между теоретическими и эмпирическими методами познания, теоретическими моделями и реальными объектами;

  • Приобретение опыта самостоятельного поиска информации с использованием различных источников и представления ее в различных формах;

  • Готовность к самостоятельному выполнению проектов, докладов и др. творческих работ;

  • Формирование умений выражать свои мысли, уметь слушать, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • Понимание смысла физических понятий, физических величин, физических законов, изучаемых в курсе физика 7 – 9;

  • Формирование знаний о становлении физики как науки, о вкладе ученых. О проблемах экологии;

  • Приобретение умений пользоваться методами научного исследования природы, решать задачи на применение изученных физических законов;

  • Понимание и способность объяснения физических явлений изучаемых в курсе физика 7 – 9;

  • Использование физических приборов и измерительных инструментов для измерения физических величин, изучаемых в курсе физика 7 – 9;

  • Владение экспериментальными методами исследования в процессе представления результатов измерений с помощью таблиц, графиков, эмпирических зависимостей;

  • Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Связь курса с организацией духовно – нравственного воспитания

  • Духовно-нравственное воспитание на уроках физики включает в себя аспекты:

  • Нравственный - предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

  • Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.

  • Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

  • Патриотический - региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

  • Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

  • Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.

  • В процессе преподавания физики учитель должен систематически ориентировать ученика на значимые для него ценности:

Универсальные ценности:

- человек

- жизнь, природа, общество

- добро, истина, красота

- труд, познание, общение, игра

- свобода, счастье, совесть, равенство, справедливость, братство. Концептуальные ценности:

- место человека в окружающем мире

- диалектика связи человека и природы

- процесс познания человеком природы и себя, как составной части. Личностные ( групповые ) ценности :

- смелость в отстаивании взглядов

- дисциплинированность

- воля

- терпимость

- жизнерадостность

- честность

- ответственность …

Формирование концептуальных ценностей личности необходимо проводить через содержание обучения. Физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.

Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.

Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер



Тематическое планирование


Рабочая программа по физике 7 класса рассчитана 68 часов, согласно годовому учебному графику и расписанию уроков. Сокращено количество часов на итоговое повторение.


п.п.

Раздел

Количество часов

В том числе контрольные работы

В том числе лабораторные работы

1

Физические методы исследования природы

9


5

2

Механическое движение: перемещение, скорость , ускорение

10

1

1

3

Законы движения. Силы в механике

20

1

2

4

Законы сохранения в механике

9

1


5

Равновесие сил. Простые механизмы

5


2

6

Гидро- и аэростатика

12

1

3

7

Повторение

3




Итого

68

4

13






п/п

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)

Домашнее задание


  1. Физические методы исследования природы. 9 часов


1

1


Объекты изучения физики. Первичный инструктаж по ТБ. Эксперимент и моделирование – основные физические методы исследования природы.

Лабораторная работа №1 «Изучение абсолютной погрешности»

Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать результаты) и методом моделирования (выделять существенное и второстепенное при изучении физических явлений).

Использовать физические модели (материальная точка, математический маятник, модель Солнечной системы по Копернику) для объяснения механических явлений. Приводить примеры основных и производных единиц Международной системы единиц (СИ).

Определять основные характеристики измерительных приборов (предел измерения, цена деления шкалы).

Сравнивать по таблице значения плотности некоторых веществ. Измерять плотности веществ и массы тел с учётом погрешностей измерения.

Измерять размеры плоского тела с учётом максимальной абсолютной и относительной погрешностей измерения.

Познакомиться с физическим законом на примере эмпирического закона Гюйгенса, отражающего связь между квадратом периода колебаний математического маятника и длиной его нити.

Познакомиться с физической теорией (повторять и обобщить основные положения молекулярно-кинетической теории, моделировать и объяснять явление диффузии). Изучать исторические этапы развития физики как науки с помощью «ленты времени». Приводить примеры связи физики с другими естественными науками

§ 1


2

2


Лабораторная работа №2 «Изучение относительной погрешности»

§ 2


3

3


Физические величины. Международная система единиц.

Лабораторная работа №3 «Измерение размеров малых тел методом рядов».



4

4


Измерительные приборы

Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

§ 3


5

5


Плотность вещества.

Лабораторная работа №5 «Измерение плотности вещества твердого тела»



6

6


Открытие законов – задача физики.

§ 4


7

7


Физическая теория – система научных знаний.

§ 5


8

8


Физика – развивающаяся наука.

§ 6


9

9


Самостоятельная работа №1 «Физические методы исследования»

§ 7








  1. Механическое движение: перемещение, скорость, ускорение. 10 часов


11

1


Механическое движение. Система отсчета.

Наблюдать относительность механического движения (фиксировать изменение положения тела относительно тела отсчёта). Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и связывать его с системой координат.

Использовать систему координат для изучения прямолинейного движения тела. Различать прямолинейное и криволинейное движение в зависимости от формы траектории.

Познакомиться с перемещением как векторной величиной (связывать проекцию перемещения тела с изменением его координат).

Сравнивать модуль перемещения тела с пройденным им путём.

Вычислять модуль скорости равномерного прямолинейного движения.

Рассчитывать модуль средней скорости движения.

Объяснять направление мгновенной скорости неравномерного движения тела.

Читать и строить графики зависимости проекции перемещения тела от времени, проекции скорости движения от времени при равномерном и равноускоренном прямолинейном движении тела.

Наблюдать свободное падение тел с помощью трубки Ньютона и анализировать его стробоскопическую запись.

Находить проекцию ускорения тела по проекции изменения скорости его движения за данный промежуток времени, проекцию скорости равноускоренного прямолинейного движения тела по известной проекции

его начальной скорости и проекции ускорения, проекцию перемещения тела по уравнению равноускоренного прямолинейного движения.

Указывать направление вектора ускорения при равноускоренном прямолинейном движении тела.

Изучать схему естественнонаучного метода познания на примере исследования Г. Галилеем свободного падения тел.

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Моделировать равномерное прямолинейное движение.

§ 8


12

2


Перемещение тела.

§ 9


13

3


Равномерное прямолинейное движение. Скорость Лабораторная работа №6 Изучение равномерного прямолинейного движения.


§ 10


14

4


Решение задач «Скорость равномерного движения»



15

5


Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость.

§ 11


16

6


Свободное падение. Равноускоренное движение.

§ 12


17

7


Ускорение.



18

8


Перемещение при равноускоренном движении.

§ 13


19

9


Решение задач «Равноускоренное движение».

§ 14


20

10


Контрольная работа №1 «Механическое движение»









  1. Законы движения. 20 час


21

1


Первый закон Ньютона.

Выбирать инерциальную систему отсчёта, соответствующую условию задачи.

Изучать движение тела в инерциальной системе отсчёта.

Изучать законы Ньютона и решать задачи на их применение.

Познакомиться со способами измерения массы тел.

Сравнивать массы тел по ускорениям, которые они приобретают в результате взаимодействия.

Экспериментально находить равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону и в разные стороны. Измерять модули сил упругости, тяжести, трения скольжения, трения покоя, а также веса покоящегося тела с помощью динамометра с учётом погрешности измерения.

Изучать закон всемирного тяготения (познакомиться с историей его открытия, анализировать математическую запись закона, понимать физический смысл гравитационной постоянной, условия применимости закона всемирного тяготения).

Изучать закон Гука (наблюдать упругую деформацию, экспериментально исследовать зависимость силы упругости от удлинения тела, анализировать результаты эксперимента, определять границы применимости закона).

Решать задачи на использование закона всемирного тяготения и закона Гука. Различать силу тяжести и вес тела, силу трения покоя и силу трения скольжения.

Наблюдать и объяснять явление невесомости. Приводить примеры применения и учёта сил трения в технике и в быту.

§ 15


22

2


Взаимодействие тел. Масса тела.

§ 16


23

3


Сила. Второй закон Ньютона.

§ 17


24

4


Решение задач «Второй закон Ньютона».



25

5


Равнодействующая сила. Измерение силы.

§ 18


26

6


Решение задач «Равнодействующая сила»



27

7


Третий закон Ньютона. Самостоятельная работа №2 «Законы движения»

§ 19


28

8


Силы всемирного тяготения.



29

9


Сила тяжести.

§ 20


30

10


Решение задач «Сила тяготения»

§ 21


31

11


Сила упругости. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №7 «Измерение силы упругости».



32

12


Вес тела. Невесомость.

§ 22


33

13


Решение задач «Вес тела. Невесомость»

§ 23


34

14


Сила трения скольжения.



35

15


Лабораторная работа №8

«Измерение силы трения скольжения».

§ 24


36

16


Сила трения покоя.



37

17


Движение тела под действием силы трения.

§ 25


38

18


Центр масс. Центр тяжести тела.

§ 26


38

19


Решение задач «Силы в механике»

§ 27


40

20


Контрольная работа №2 «Силы в механике»









  1. Законы сохранения в механике. 9 часов



Импульс тела.

41

1


Закон сохранения импульса.

Различать физические модели: материальная точка, замкнутая система, инерциальная система отсчёта.

Наблюдать и анализировать движение тележек (выбирать инерциальную систему отсчёта, фиксировать изменение направления импульса тела).

Вычислять модуль и проекцию импульса тела. Обсуждать понятия механической системы, внутренних сил, внешних сил, замкнутой системы.

Использовать закон сохранения импульса для изучения взаимодействия тел.

Наблюдать реактивное движение с помощью опытов.

Объяснять реактивное движение тела на основе закона сохранения импульса. Оценивать идеи и вклад К.Э. Циолковского и С.П. Королёва в развитие космонавтики. Познакомиться с общенаучным понятием «энергия», характеризующим движение и взаимодействие разных видов материи. Измерять косвенным способом механическую работу, кинетическую и потенциальную энергии тела.

Исследовать зависимость потенциальной энергии от высоты поднятого над Землёй тела.

Объяснять условия применимости закона сохранения полной механической энергии.

Решать задачи на определение кинетической энергии тела, потенциальной энергии тела, поднятого на высоту над поверхностью Земли, на использование закона сохранения импульса, закона сохранения полной механической энергии

§ 28


42

2


Реактивное движение.

§ 29


43

3


Реактивное движение.

§ 30


44

4


Механическая работа.

§ 31


45

5


Энергия. Кинетическая энергия.


§ 32


46

6


Потенциальная энергия.

§ 33


47

7


Закон сохранения полной механической энергии.



48

8


Решение задач «Законы сохранения в механике».

§ 34


49

9


Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике»









  1. Равновесие сил. Простые механизмы. 5 часов


50

1


Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге.

Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с физической моделью «абсолютно твёрдое тело».

Решать задачи на применение условия (правила) равновесия рычага.

Применять условие (правило) равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике

и в быту.

Измерять модуль силы, которая удерживает рычаг в равновесии, плечо силы, момент силы с учётом абсолютной и относительной погрешностей измерения.

Вычислять момент силы, плечо силы. Познакомиться с правилом моментов, «золотым правилом» механики. Экспериментально подтверждать преобразования сил и движений с помощью простых механизмов.

Вычислять мощность и КПД механизмов и машин.

§ 35


51

2


Лабораторная работа №9

«Изучение равновесия рычага».



52

3


Момент силы. «Золотое правило» механики.

§ 36


53

4


Мощность. Коэффициент полезного действия механизмов и машин.

§ 37


54

5


Лабораторная работа № 10

«Определение КПД наклонной плоскости»

§ 38








  1. Гидростатика и аэростатика. 12 часов


55

1


Давление. Закон Паскаля.

Познакомиться с объектами изучения гидро- и аэростатики.

Наблюдать и фиксировать результат действия силы на поверхность твёрдого тела. Познакомиться с опытами Паскаля.

Изучать закон Паскаля и применять его для объяснения действия гидравлических механизмов.

Экспериментально исследовать давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Изучать устройство и действие технических объектов: гидравлический пресс, гидравлический тормоз автомобиля, гидравлический подъёмник, жидкостный манометр. Находить давление жидкости на дно и стенки сосуда.

Объяснять использование свойства сообщающихся сосудов при конструировании шлюзов.

Познакомиться с опытом Торричелли.

Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида.

Наблюдать действие архимедовой силы. Изучать закон Архимеда и решать задачи на его применение.

Измерять модуль архимедовой силы с помощью динамометра с учётом погрешностей измерения.

Конструировать приборы: сообщающиеся сосуды.

§ 39


56

2


Решение задач «Давление».



57

3


Гидравлические механизмы.

§ 40


58

4


Давление жидкости.

Лабораторная работа № 11

«Определение давления жидкости»

§ 41


59

5


Решение задач «Давление жидкости».



60

6


Сообщающиеся сосуды.

Лабораторная работа № 12

«Изучение принципа действия сообщающихся сосудов».

§ 42


61

7


Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

§ 43


62

8


Закон Архимеда.

§ 44


63

9


Лабораторная работа № 13

«Измерение выталкивающей силы».



64

10


Условие плавания тел.

§ 45


65

11


Решение задач «Гидростатика и аэростатика».



67

12


Контрольная работа №4«Гидростатика и аэростатика».



68



Повторение




Перечень лабораторных работ, опытов и демонстраций по темам курса физики для 7-9 классов (дифференциация лабораторных работ по годам обучения представлена в разделе «Тематическое планирование» с указанием видов деятельности обучающихся):

Тема 1. Физика и физические методы.

Демонстрации:

  1. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

  2. Физические приборы

Лабораторные работы и опыты:

  1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора 

  2. Измерение длины.

  3. Измерение объема жидкости и твердого тела.

  4. Измерение температуры.

  5. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Тема 2. Механические явления.

Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение

  2. Относительность движение

  3. Равноускоренное движение

  4. Свободное падение тел в трубке Ньютона

  5. Направление скорости при равномерном движении по окружности

  6. Явление инерции

  7. Взаимодействие тел

  8. Зависимость силы упругости от деформации пружины

  9. Сложение сил

  10. Сила трения

  11. Второй закон Ньютона

  12. Третий закон Ньютона.

  13. Невесомость.

  14. Закон сохранения импульса.

  15. Реактивное движение.

  16. Изменение энергии тела при совершении работы.

  17. Превращения механической энергии из одной формы в другую.

  18. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  19. Обнаружение атмосферного давления.

  20. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

  21. Закон Паскаля.

  22.  Гидравлический пресс.

  23. Закон Архимеда.

  24. Простые механизмы.

  25. Механические колебания.

  26. Механические волны.

  27. Звуковые колебания.

  28. Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение скорости равномерного движения.

  2. Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении.

  3. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

  4. Измерение массы.

  5. Измерение плотности твердого тела.

  6. Измерение плотности жидкости.

  7. Измерение силы динамометром.

  8. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

  9. Сложение сил, направленных под углом.

  10. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

  11. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.

  12. Измерение жесткости пружины.

  13. Исследование силы трения скольжения.

  14. Измерение коэффициента трения скольжения.

  15. Исследование условий равновесия рычага.

  16. Нахождение центра тяжести плоского тела.

  17. Вычисление КПД наклонной плоскости.

  18. Измерение кинетической энергии тела.

  19.  Измерение изменения потенциальной энергии тела.

  20. Измерение мощности.

  21. Измерение архимедовой силы.

  22. Изучение условий плавания тел.

  23. Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

  24.  Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

  25. Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Тема 3. Тепловые явления.

Демонстрации:

  1. Сжимаемость газов.

  2. Диффузия в газах и жидкостях.

  3. Модель хаотического движения молекул.

  4. Модель броуновского движения.

  5. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

  6. Сцепление свинцовых цилиндров.

  7. Принцип действия термометра.

  8. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

  9. Теплопроводность различных материалов

  10.  Конвекция в жидкостях и газах.

  11. Теплопередача путем излучения.

  12. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ

  13. Явление испарения

  14. Кипение воды

  15. Постоянство температуры кипения жидкости

  16. Явления плавления и кристаллизации

  17. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром

  18. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания

  19. Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

  2. Изучение явления теплообмена

  3. Измерение удельной теплоемкости вещества

  4. Измерение влажности воздуха

  5. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре

Тема 4. Электрические и магнитные явления.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.

  2. Два рода электрических зарядов.

  3. Устройство и действие электроскопа

  4. Проводники и изоляторы.

  5. Электризация через влияние.

  6. Перенос электрического заряда с одного тела на другое.

  7. Закон сохранения электрического заряда. 

  8. Устройство конденсатора.

  9. Энергия заряженного конденсатора

  10. Источники постоянного тока

  11. Составление электрической цепи

  12. Электрический ток в электролитах. Электролиз.

  13. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

  14. Электрический разряд в газах.

  15. Измерение силы тока амперметром.

  16. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

  17. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

  18. Измерение напряжения вольтметром.

  19. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

  20. Реостат и магазин сопротивлений.

  21. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи

  22. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи

  23. Опыт Эрстеда

  24. Магнитное поле тока

  25. Действие магнитного поля на проводник с током

  26. Устройство электродвигателя

Лабораторные работы и опыты:

  1. Наблюдение электрического взаимодействия тел.

  2. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

  3. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

  4. Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

  5. Изучение последовательного соединения проводников

  6. Изучение параллельного соединения проводников

  7. Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра

  8. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление

  9. Измерение работы и мощности электрического тока

  10. Изучение электрических свойств жидкостей

  11. Изготовление гальванического элемента.

  12. Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

  13. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

  14. Исследование явления намагничивания железа.

  15. Изучение принципа действия электромагнитного реле

  16. Изучение действия магнитного поля на проводник с током

  17. Изучение принципа действия электродвигателя.

Тема 5. Электромагнитные колебания и волны.

  1. Электромагнитная индукция

  2. Правило Ленца

  3. Самоиндукция

  4. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

  5. Устройство генератора постоянного тока.

  6. Устройство генератора переменного тока.

  7. Устройство трансформатора

  8. Передача электрической энергии

  9. Электромагнитные колебания

  10. Свойства электромагнитных волн.

  11. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

  12. Принципы радиосвязи

  13. Источники света.

  14. Прямолинейное распространение света.

  15. Закон отражения света.

  16. Изображение в плоском зеркале.

  17. Преломление света.

  18. Ход лучей в собирающей линзе.

  19. Ход лучей в рассеивающей линзе.

  20. Получение изображений с помощью линз

  21. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

  22. Модель глаза.

  23. Дисперсия белого света

  24. Получение белого света при сложении света разных цветов

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

  2. Изучение принципа действия трансформатора.

  3. Изучение явления распространения света.

  4. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

  5. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

  6. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

  7. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

  8. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

  9. Наблюдение явления дисперсии света.

Тема 6. Квантовые явления.

 Демонстрации:

  1. Модель опыта Резерфорда.

  2. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

  3. Устройство и действие счетчика ионизирующих части

Лабораторные работы и опыты:

  1. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

  2. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

  3. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям треков



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Перечень учебно-методических средств обучения.


  1. Хижнякова Л.С. , А.А. Синявина Физика: 7 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Хижнякова Л.С. , А.А. Синявина.-2-е изд., перераб.-М.: «Вентана-Граф» 2014 г.;

  2. Стандарты образования.

  3. Хижнякова Л.С. Физика: рабочие программы учителя: 7–9 кл/, Хижнякова Л.С, Синявина А.А., Холина С.А. –М.:Вентана-Граф, 2010

  4. Лукашик В. И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. — М.: Просвеще­ние, 2007.

  5. Перельман Я. И. Занимательная физика / Я. И. Перельман. — М.: Наука, 1980. — Кн. 1—4.

  6. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? / Я. И. Перель­ман. — М.: Наука, 1992.


Интернет – ресурсы:

http://www.phys..ru/

http://marklv.narod.ru/mkt/

http://physics.nad.ru/



Материально-техническое обеспечение


  1. Классная доска

  2. Компьютер или ноутбук

  3. Проектор

7 класс

Первоначальные сведения о строении вещества

1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2.Механическая модель броуновского движения.

3.Набор свинцовых цилиндров.

Взаимодействие тел.

1.Набор тележек.

2.Набор цилиндров.

3.Прибор для демонстрации видов деформации.

4.Пружинный и нитяной маятники.

5.Динамометр.

6.Набор брусков.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

1.Шар Паскаля.

2.Сообщающиеся сосуды.

3.Барометр-анероид.

4.Манометр.

Работа и мощность.

1.Набор брусков.

2.Динамометры.

3.Рычаг.

4.Набор блоков.

Таблицы


8 класс

Тепловые явления

Калориметр, мензурка, термометр, сосуд

Электрические явления

Амперметр, вольтметр, источник тока, реостат, ключ.

Электромагнитное поле

  1. Катушка для демонстрации магнитного поля тока (на поставке со столиком)

  2. Катушка дроссельная

  3. Магнитная стрелка на подставке

  4. Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов

  5. Электромагнит разборный

Световые явления

  1. Скамья оптическая ФОС с принадлежностями

  2. Прибор для изучения законов геометрической оптики

  3. Таблицы


9 класс

1. Комплект пружин для демонстрации волн

2. Камертоны на резонансных ящиках с молоточком

3. Трубка Ньютона

4. Прибор для демонстрации закона сохранения импульса

5. Тележки легкоподвижные

Электромагнитное поле

1. Магнитная стрелка на подставке

2. Комплект полосовых, дугообразных магнитов

3. Трансформатор

4. Электромагнит разборный



Планируемы результаты изучения курса физики 7-9 классах


Механические явления

По окончании изучения курса обучающийся научится:

  • распознавать и объяснять основные свойства механических явлений: равномерное прямолинейное движение равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, равновесие сил, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

  • описывать свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, равно-действующая сила, сила упругости, сила трения скольжения, сила трения покоя, вес тела, импульс тела, механическая работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, полная механическая энергия, КПД простого механизма, давление, архимедова сила, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать механические явления, используя физические законы: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса, полной механической энергии, закон Паскаля, закон Архимеда; отличать словесную формулировку закона от его математической записи;

  • решать задачи, используя формулы, связывающие указанные физические величины, и физические законы;

  • формулировать основные признаки физических моделей, используемых в механике: материальная точка, инерциальная система отсчёта, замкнутая система, абсолютно твёрдое тело, идеальная жидкость (на примере воды), математический маятник.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами (грузы из набора по механике, механические инструменты, зубчатые, фрикционные и гидравлические механизмы и др.), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах, возобновляемых источниках энергии;

  • обсуждать экологические последствия исследования космического пространства;

  • понимать границы применимости физических законов, всеобщий характер фундаментальных законов (закон со-хранения полной механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда);

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины с учётом погрешностей измерения.


Тепловые явления

По окончании изучения курса обучающийся научится:

  • распознавать и объяснять основные свойства тепловых явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, тепловое равновесие, различные способы теплопередачи, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха;

  • описывать свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя, относительная влажность воздуха, среднее значение квадрата скорости молекул идеального газа, средняя кинетическая энергия молекул идеального газа; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать тепловые явления и процессы, используя физические законы: газовые законы, первый закон термодинамики; отличать словесную формулировку закона от его математической записи;

  • решать задачи, используя формулы, связывающие указанные физические величины, и физические законы; формулировать основные признаки физических моде лей, используемых в молекулярной физике и термодинамике: термодинамическая система, равновесное состояние системы, модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел, модель двигателя внутреннего сгорания, модель паровой турбины.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами (мензурки, термометры, манометры, калориметры и др.), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидро-электростанций, практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • понимать границы применимости физических законов, всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов (газовые законы);

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины с учётом погрешностей измерения.


Электромагнитные явления:

По окончании изучения курса обучающийся научится:

  • распознавать и объяснять основные свойства электро-магнитных явлений: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие постоянных магнитов, вращение рамки с током в магнитном поле, электрический ток в газах и полупроводниках, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, свободные и вынужденные электромагнитные колебания, распространение электромагнитных волн в вакууме, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, абсолютный и относительный показатели преломления, дисперсия света;

  • описывать свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, напряжённость электрического поля, работа сил однородного электрического поля, электрическая ёмкость, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, магнитная индукция, сила Ампера, магнитный поток, коэффициент трансформации, скорость и длина электромагнитной волны, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; отличать словесную формулировку закона от его математической записи;

  • решать задачи, используя формулы, связывающие указанные физические величины, и физические законы;

  • формулировать основные признаки физических моделей, используемых в электродинамике: точечный неподвижный заряд, линии напряжённости электрического поля, однородное электрическое поле, электронный газ, однородное магнитное поле, линии индукции магнитного поля, идеальный колебательный контур, гармоническая электромагнитная волна, точечный источник света.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами (конденсаторы, амперметры, вольтметры, счётчики электрической энергии, электродвигатели постоянного тока, трансформаторы, линзы, зеркала и др.), для со-хранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

  • понимать границы применимости физических законов, всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда, закон Кулона) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца);

  • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины с учётом погрешностей измерения.


Квантовые явления

По окончании изучения курса обучающийся научится:

  • распознавать и объяснять основные свойства квантовых явлений: естественная и искусственная радиоактивность, непрерывный и линейчатый спектры, радиоактивный распад, ядерные реакции, деление и синтез ядер цепная ядерная реакция, термоядерные реакции, ионизирующее излучение;

  • описывать квантовые явления, используя физические величины: частота (длина) электромагнитного излучения, энергия связи атомного ядра, удельная энергия связи атомного ядра, поглощённая доза излучения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения в СИ, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора;

  • формулировать основные признаки физических моде лей, используемых в квантовой физике: планетарная модель атома, протонно-нейтронная модель атомного ядра.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами (спектральные аппараты, дозиметры и др.), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о квантовых явлениях;

  • понимать экологические проблемы, связанные с эксплуатацией атомных электростанций, и пути их решения, перспективы использования термоядерных реакций.


Элементы астрономии

по окончании изучения курса обучающийся научится:

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира; различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

  • объяснять движение тел Солнечной системы, исходя из законов Кеплера, закона всемирного тяготения, первого, второго и третьего законов Ньютона.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и различия планет земной группы и планет-гигантов Солнечной системы;

  • пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по физике по Л.С.Хижнякова

Автор: Рштуни Людмила Витальевна

Дата: 17.02.2017

Номер свидетельства: 393014


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства