Просмотр содержимого документа
«Подборка вопросов и задач по теме "Механическое движение" для 7 класса»
Методическая копилка учителя для 7 класса.
ИЗУЧИМ ДВИЖЕНИЕ
Сделайте простой прибор: стеклянную трубку длиной около 50 см и внутренним диаметром ≈ 10 мм заполните водой (лучше прокипяченной). Оставьте внутри пузырек воздуха длиной около 1* см и поместите туда же парафиновый шарик диаметром ≈6—7 мм. Трубка, разумеется, закупоривается с обоих концов подходящими пробками. Когда вы ставите ее вертикально, пузырек воздуха и парафиновый шарик начинают двигаться вверх. Изучите движение этих тел следующим образом:
По чьей-нибудь команде через равные интервалы времени ∆tнаносите фломастером метки на стеклянной трубке там, где находится пузырек воздуха. Сначала через промежутки времени ∆t= 2 с, потом через ∆t=1 с. Затем проделайте ту же операцию с парафиновым шариком. После каждого опыта оцените равномерность расположения меток. Если вы работали правильно, без грубых промахов, то во всех четырех случаях метки будут располагаться на одинаковых расстояниях друг от друга. Результаты оформите так:
1. По таблице (см. с. 10) нанесите метки на прямую линию (масштаб: 1 мм — 1 м). Было ли движение тела равномерным?
2. Приведите примеры движений, близких к равномерному, которые вы наблюдали. А как вы узнали, что эти движения равномерные?
3. Галилео Галилей использовал пульс для измерения времени. (Триста лет назад часов не было, не говоря уже о секундомерах.) Полезно знать частоту собственного пульса. Измерьте поточнее и результат запишите на страничку «Я».
4. Вы едете в поезде. У вас есть часы с секундной стрелкой (можно воспользоваться «часами жизни» — собственным пульсом). Сможете ли вы определить, равномерно движется поезд на данном участке или нет?
5. Ту же задачу решите для эскалатора метро.
6. Сможете ли вы, находясь в поезде, определить, равномерно ли он движется, если у вас будут завязаны глаза? (Очень трудный вопрос.)
7. Докажите, что стрелки часов движутся равномерно.
8. Докажите, что падающий мяч движется неравномерно. Для доказательства используйте киносъемку падающего мяча.
КТО БЫСТРЕЕ?
1. Скорость самого быстрого человека на Земле (конькобежца) 50 км/ч. Как же так?! Ведь он бежал всего 37 с!
2. Измерьте (поточнее) свою скорость при обычной спокойной, равномерной ходьбе. Все данные получите сами. Результат занесите в таблицу «Я».
3. Измерьте скорость кончика минутной стрелки часов. (Длина окружности приблизительно равна 6 R, где R — радиус кончика стрелки, т. е. ее длина.) Верно ли утверждение: «Концы минутных стрелок всех часов в мире движутся с одинаковой скоростью»?
Ответ обоснуйте.
4. Измерьте скорость пузырька воздуха и парафинового шарика в опыте со стеклянной трубкой (с. 11).
5. С помощью изготовленного вами Прибора вы можете воочию убедиться в относительности движения. Держа стеклянную трубку в руке, двигайте ее так, чтобы пузырек воздуха (или парафиновый шарик) оставался на одной и той же высоте над столом, скажем, на уровне ваших глаз. Получилось? Какова скорость трубки и одного из тел (парафинового шарика или пузырька) при этих наблюдениях? (На последний вопрос можно ответить, не проводя дополнительных измерений.)
НЕТОЧНО, НО ПОМОГАЕТ ДЕЛАТЬ ПРАВДОПОДОБНЫЕ
ПРОГНОЗЫ
Все ли числа в таблице 1 учебника выражают среднюю скорость?
Футболист высокого класса пробегает за матч около 20 км. Какова его средняя скорость? Больше, чем у велосипе- диста-туриста (около 8 м/с) или нет?
Определите свою среднюю скорость при беге на 60 м, 1000 м. Необходимые для расчета числа спросите у учителя физкультуры. Результаты занесите в таблицу «Я».
Совершая какое-либо движение (бегая, катаясь на коньках, лыжах, на велосипеде и т. п.), вы перемещаетесь, конечно, на расстояние, большее 1 м. Предположим, что все траектории движений, которые вы совершили по сей день, разбиты на участки длиной 1 м каждый. Прикиньте (оцените), на каком именно метре вы обладали наибольшей средней скоростью?
Попробуйте оценить свою среднюю скорость от 8 ч 30 мин до 13 ч. Сравните со скоростью черепахи. Кто быстрее? А от 13 ч до отхода ко сну?