kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КИМ по ФИЗИКЕ для группы Электроснабжение

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА -Механические колебания - длягруппы - Электроснабжение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КИМ по ФИЗИКЕ для группы Электроснабжение»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»


УТВЕРЖДАЮ


Заместитель директора

_____________ Е.А. Шевырина «______»______________2019 г.



контрольно-измерительный материал


по дисциплине

ОУД.10 «ФИЗИКА»


для специальностей:

13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»





РАССМОТРЕНО

СОСТАВИЛ

на заседании предметно (цикловой) комиссии

Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин


________________ Е.Е. Плюснина





Протокол №








от «_____» _________________ 2019 года



Председатель ____________ Г.П. Трушникова


ОДОБРЕНО

Заведующий структурным подразделением


______________/ М.К.Рябкова
















Добрянка 2019 г.




СОДЕРЖАНИЕ


1.

Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

3


1.1.

Область применения контрольно-измерительных средств

3


1.2.

Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации



1.3.

Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации


5

2.

Комплект оценочных средств 

7


2.1.

Задания для проведения текущего контроля.


7

3.

Материалы для экзамена

25













































1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

1.1. Область применения контрольно-измерительных средств

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы: дисциплина «Физика» относится к дисциплинам Общеобразовательного цикла.

Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.


1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные

показатели оценки

результата и их

критерии

Тип задания;

задания

Форма аттестации

уметь:

Объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

Решение практических задач и тестовых вопросов


Практическая работа, задание.



Текущий контроль: контроль на практическом занятии,

дифференцированный зачет.

Делать выводы на основе экспериментальных данных;

Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

Выполнение лабораторных работ и обработка результатов.


Практическая работа, задание.


Текущий контроль: контроль на практическом занятии,

дифференцированный зачет

Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

Воспринимать и на основе

Решение практических задач и тестовых вопросов


Практическая работа, задание.


Текущий контроль: контроль на практическом занятии,

дифференцированный зачет

полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Применять полученные знания для решения физических задач*;

Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

Решение практических задач и тестовых вопросов


Практическая работа, задание.


Текущий контроль: контроль на практическом занятии,

дифференцированный зачет

Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

Выполнение лабораторных работ и обработка результатов.

Практическая работа, задание.


Текущий контроль: контроль на практическом занятии,

дифференцированный зачет

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Решение практических задач и тестовых вопросов


Практическая работа, задание.


Текущий контроль: контроль на практическом занятии,

дифференцированный зачет

знать:

определение физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Решение практических задач и тестовых вопросов


Практическая работа, задание.


Текущий контроль: контроль на практическом занятии,

дифференцированный зачет

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

Решение практических задач и тестовых вопросов


Практическая работа, задание.


Текущий контроль: контроль на практическом занятии,

дифференцированный зачет

понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Решение практических задач и тестовых вопросов


Практическая работа, задание.


Текущий контроль: контроль на практическом занятии,

дифференцированный зачет


1.3.  Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации

Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины

Типы контрольного задания, номер


Практическая

работа


Лабораторная работа


Тестовые задания


Самостоятельная работа


Контрольная работа


Зачетные задания


Раздел 1.МЕХАНИКА

Тема 1.1.

Механическое движение Виды

механического движения

Практическая

работа

№ 1-4

Лабораторная работа№1


Самостоятельная

работа


1

Тема 1.2.

Законы механики

Ньютона

Практическая

раб.

№5-7

Лабораторная работа№ 2

Тест

Самостоятельная

работа



1

Тема 1.3

Закон сохранения

в механике

Практическая

Работа

№ 8-9

Лабораторная работа№ 3


Самостоятельная

работа


Итоговая контрольная работа по теме «Кинематика»


Раздел 2 . МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Тема 2.1.

Основы молекулярно-кинетической теории.

Идеальный газ.

Практическая

работа

№ 10-12

Лабораторная работа№ 4


Тест

Самостоятельная

работа


2

Тема 2.2.

Основы термодинамики


Практическая

работа

№ 13-14

Лабораторная работа№ 5

Тест

Самостоятельная работа


2

Тема 2.3.

Свойства пара


Практическая

работа

№ 15-17



Самостоятельная работа


2

Тема 2.4

Свойства жидкости

Практическая

работа № 18


Тест

Самостоятельная работа


2

Тема 2.5.

Свойства твердых тел

Практическая

работа

№ 19

Лабораторная работа№6



Итоговая контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

2

Раздел 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Тема 3.1.

Электрическое поле. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Практическая

работа

№ 20- 24


Тест

Самостоятельная работа


2

Тема 3.2

Законы постоянного тока

Практическая

работа

№ 25-27

Лабораторная работа№ 7

Тест

Самостоятельная работа


2

Тема 3.3.

Электрический ток в различных средах.

Практическая

работа

№ 28-30

Лабораторная работа№ 8

Тест

Самостоятельная работа

Итоговая контрольная работа по теме «Постоянный электрический ток»

1

Тема 3.4

Магнитное поле

Практическая

работа

№ 31-34

Лабораторная работа№9

Тест

Самостоятельная работа


2

Тема 3.5.

Электромагнитная индукции.

Практическая

работа

№ 35

Лабораторная работа№ 10


Самостоятельная работа

Итоговая контрольная работа по главе «Электростатика»


2

Раздел 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Тема 4.1.

Механические колебания.

Практическая

работа

№ 36-37

Лабораторная работа№11


Самостоятельная работа



2

Тема 4.2.

Упругие волны.

Практическая

работа

№ 38-39


Тест




2

Тема 4.3.

Электромагнитные колебания.

Практическая

работа

№ 40,41


Тест

Самостоятельная работа


2

Тема 4.4.

Электромагнитные волны.

Практическая

работа

№ 42

Лабораторная работа№12





2

Раздел 5. ОПТИКА

Тема 5.1.

Природа света

Практическая

Работа

№ 43-45


Тест

Самостоятельная работа


2

Тема 5.2.

Волновые свойства света.

Практическая

работа

№ 46-50

Лабораторная работа№13

Тест




2

Раздел 6. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Тема 6.1.

Основы специальной теории относительности.

Практическая

работа

№ 51-53



Самостоятельная работа


2

Раздел 7. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

Тема 7.1.

Квантовая оптика

Практическая

работа

№ 54-58



Тест

Самостоятельная работа


2

Тема 7.2.

Физика атома



Тест

Самостоятельная работа



1

Раздел 8. ЭВАЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Тема 8.1.

Строение и развитие Вселенной



Тест

Самостоятельная работа


2

Тема 8.2.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Практическая

Работа

№ 59,60


Тест

Самостоятельная работа

Итоговая контрольная работа



2. Комплект оценочных средств

2.1. Задания для проведения текущего контроля.

(содержание всех заданий для текущего контроля). 

Комплект оценочных средств содержит в себе следующие типы заданий: тестовые задания, контрольные работы, зачетный материалы.


ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.

Место выполнения: кабинет

Время выполнения: 45 минут

Уважаемые студенты!

Внимательно изучите задания теста и последовательно выполните их

Вариант 1

Выбрать единственно верный ответ.

1. При механическом движении тел происходит изменение координаты тела.

А) да

Б) нет

2. Если сумма сил действующих на тело равна нулю, то тело покоится.

А) да

Б) нет

3. Выполнить соответствие физической величины и ее единиц измерения.

А) масса

Б) скорость

В) ускорение

Г) перемещение

Д) сила

Е) импульс

Ж) энергия

2.кг

3.м

4.кг*м/с

5.Дж

6.м/с2

7.Н

1.м/с

4. Задание: Выполнить классификацию. В группу «А» выделить векторные величины , в группу «В» выделить скалярные величины

1.масса

2.скорость,

3. ускорение

4) сила

5) энергия,

6.) импульс

5. Задание: Составить пары верных утверждений. Начало предложения пронумеровано цифрами, конец предложения буквами.








  1. График А соответствует а) равномерному движению

  2. График Б соответствует б) равноускоренному движению

  3. График В соответствует в) движению с переменным ускорением

  4. График Г соответствует г) равнозамедленному движению тела

Решить задачи:

6. При равноускоренном движении автомобиля в течение 5с его скорость изменилась от 10 до 15 м/с. Чему равен модуль ускорения автомобиля?

А. 1м/с2

Б. 2м/с2

В. 3 м/с2

Г. 5м/с2

Д. 25 м/с2

7. Как будет двигаться тело массой 2 кг под действием постоянной силы, равной 4 Н ?

А. Равномерно, со скоростью 2 м/с.

Б. Равноускоренно, с ускорением 2 м/с2

В. Равноускоренно, с ускорением 0,5 м/с2

Г. Равномерно со скоростью 0,5 м/с

Д. Равноускоренно, с ускорением 8м/с2

8. Пловец плывет по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега, если его скорость относительно воды 1,5м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с.

А. 0,5 м/с

Б. 1 м/с

В. 1,5 м/с

Г. 2 м/с

9. Чему равна кинетическая энергия тела массой 3 кг, движущегося со скоростью 4 м/с?

А. 6 Дж

Б. 12 Дж.

В. 24 Дж.

Г. 48 Дж.

10. При движении по горизонтальной поверхности на тело массой 40 кг действует сила трения скольжения 10 Н. какой станет сила трения скольжения, если масса тела уменьшится в 5 раз?

А) 1Н

Б) 2Н

В) 4 Н

Г ) 8 Н


ВАРИАНТ 2

Выбрать единственно верный ответ.

1.При механическом движении тел происходит изменение тела.

А) да

Б) нет

Выполнить соответствие названия физической величины и ее обозначения.

2. В левом столбике даны названия физической величины, в правом столбике даны их обозначения , найдите соответствие.

А) перемещение

Б) скорость

В) ускорение

1. a

2.s

3.v

Задание: Выполнить классификацию формул.

3. В группу «А» отнести формулы для равномерного движения тел,

в группу «В» формулы для равноускоренного движения тел.

1. V = 2. v=v0 +at 3. s=vt 4. s=v0 t +

Составить пары верных утверждений.

4. Начало предложения пронумеровано цифрами, конец предложения буквами.

Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость скорости автомобиля от времени.

  1. Скорость максимальна а) при t=10с

  2. Скорость минимальна б) при t=20с

  3. Скорость возрастает в) в интервале времени от 0 до 10с и от 20 до 30 с

  4. Скорость убывает г) в интервале времени от 10 до 20с и от 30 до 40 с

Решить задачи:

5. На рисунке даны графики скоростей движений двух тел.
Определите:

а) скорость движения тела, движущегося равномерно
б) начальную и конечную скорости движения второго тела;
в) ускорение движения второго тела;
г) через сколько секунд оба тела приобрели одинаковую скорость;
д) напишите уравнения скорости

варианты: 1) 0,4 м/с 2)6м/с 3) 4 м/с 4) 8 м/с 5) 0,4 м/с2 6) 5с

6. Камень брошен вертикально вверх со скоростью 50 м/с. Через сколько секунд его скорость будет равна 30 м/с и направлена вертикально вниз?

А. 2с

Б. 6с

В. 8с

Г. 10с

7. При равноускоренном движении тележки в течение 10с его скорость изменилась от 1 до 6 м/с. Чему равен модуль ускорения автомобиля?

А. 0,5 м/с2

Б. 2 м/с2

В. 3 м/с2

Г. 5 м/с2

8. Человек идет по движущейся ленте транспортера. Определите скорость человека относительно земли, если его скорость относительно ленты 0,5м/с,

а скорость ленты относительно земли 1,5 м/с.

А. 0,5 м/с

Б. 1 м/с

В. 1,5 м/с

Г. 2 м/с

9. Определить центростремительное ускорение тела, движущегося со скоростью 20см/спо окружности радиусом 4 см.

А. 1 м/с2

Б.2 м/с2

В. 0,1 м/с2

Г. 0, 01 м/с2

10. С какой скоростью будет двигаться тело через 2 с после начала свободного падения? Начальная скорость равна нулю, ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.

А. 10 м/с

Б.20 м/с

В. 30 м/с

Г. 100 м/с


Эталон ответа для

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ (РАЗДЕЛ «КИНЕМАТИКА»)

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 1

А

А -3

Б- 1

В-2

А-2,3,4

Б-1,5

1-В

2-Б

3-А

4-Г

А

Б

В

Г

В

В

Вариант 2

Б

А-2

Б- 3

В- 1

А-1,3

Б-2,4

1-Б

2-А

3-Г

4-В

А-2

Б-3,4

В-5

Г-6

Д-2

А

А

Г

А

Б


Раздел 1 МЕХАНИКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «КИНЕМАТИКА»

ВАРИАНТ № 1

1. Два лыжника, находясь друг от друга на расстоянии 140 м, движутся навстречу друг другу. Один из них, имея начальную скорость 5 м/с, поднимается в гору равнозамедленное с ускорением 0,1 м/с2. Другой, имея начальную скорость 1 м/с, спускается с горы с ускорением 0,2 м/с2.

А) Через какое время скорости лыжников станут равными?

Б) С какой скорость движется второй лыжник относительно первого в этот момент времени?

В) Определите время и место встречи лыжников.

2. С вертолета, летящего горизонтально на высоте 320 м со скоростью 50 м/с, сброшен груз.

А) Сколько времени будет падать груз? (Сопротивлением воздуха пренебречь)

Б) Какое расстояние пролетит груз по горизонтали за время падения?

В) С какой скоростью груз упадет на землю?

3. На станке сверлят отверстие диаметром 20 мм при скорости внешних точек сверла 0,4 м/с.

А) Определите центростремительное ускорение внешних точек сверла и укажите направление векторов мгновенной скорости и центростремительного ускорения.

Б) Определите угловую скорость вращения сверла.

В) Сколько времени потребуется, чтобы просверлить отверстие глубиной 150 мм при подаче 0,5 мм на один оборот сверла?

ВАРИАНТ № 2

1. Два автомобиля вышли со стоянки одновременно с ускорениями 0,8 м/с2 и 0,6 м/с2 в противоположных направлениях.

А) Чему равны скорости автомобилей через 20 с после н6ачала движения?

Б) С какой скоростью движется первый автомобиль относительно второго в этот момент времени?

В) Через какое время после выхода со стоянки первый автомобиль пройдет расстояние, на 250 м больше, чем второй?


2. Из пушки произвели выстрел по углом 450 к горизонту. Начальная скорость снаряда 400 м/с.

А) Через какое время снаряд будет находиться в наивысшей точке полета? (Сопротивлением воздуха пренебречь)

Б) На какую максимальную высоту поднимется снаряд при полете? Чему равна дальность полета снаряда?

В) Как изменится дальность полета снаряда, если выстрел произвести под углом 600 к горизонту?

3. Лебедка, радиус барабана которой 8 см, понимает груз со скоростью 40 см/с.

А) Определите центростремительное ускорение внешних точек барабана и укажите направление векторов мгновенной скорости и центростремительного ускорения.

Б) С какой угловой скоростью вращается барабан?

В) Сколько оборотов сделает барабан лебедки при подъеме груза на высоту 20 м?




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА « ДИНАМИКА»

ВАРИАНТ 1

1. Брусок соскальзывает вниз по наклонной плоскости с углом наклона плоскости к горизонту 300. Коэффициент трения бруска о наклонную плоскость 0,3.

А) Изобразите силы, действующие на брусок.

Б) С каким ускорением скользит брусок по наклонной плоскости?

В) Какую силу, направленную вдоль наклонной плоскости, необходимо приложить к бруску, чтобы от двигался вверх по наклонной плоскости с тем же ускорением? Масса бруска 10 кг.

2. Подвешенный на нити шарик массой 100 г отклонили от положения равновесия на угол 600 и отпустили.

А) Чему равна сила натяжения нити в этот момент времени?

Б) С какой скоростью шарик пройдет положение равновесия, если сила натяжения нити при этом будет равна 1,25 Н? длина нити 1,6 м.

В) На какой угол от вертикали отклонится нить, если шарик вращать с такой же скоростью в горизонтальной плоскости?

3. Космический корабль массой 10 т движется по круговой орбите искусственного спутника Земли на высоте, равной 0,1 радиуса Земли.

А) С какой силой корабль притягивается к Земле? (Массу Земли принять равной 6·1024 кг, а ее радиус – равным 6400 км)

Б) Чему равна скорость движения космического корабля?

В) Сколько оборотов вокруг Земли совершит космический корабль за сутки?


ВАРИАНТ № 2

1. Брусок равномерно скользит вниз по наклонной плоскости с углом наклона плоскости к горизонту 300 (g≈ 10 м/с2).

А) Изобразите силы, действующие на брусок.

Б) Определите коэффициент трения бруска о плоскость.

В) С каким ускорением стал бы двигаться брусок при увеличении угла наклона до 450 ?

2. На доске, который вращается вокруг вертикальной оси, проходящей через его центр, лежит маленькая шайба массой 50 г. Шайба прикреплена к горизонтальной пружине длиной 25 см, закрепленной в центре диска. Коэффициент трения шайбы о диск 0,2.

А) При какой минимальной линейной скорости движения шайбы пружина еще будет в нерастянутом состоянии?

Б) С какой угловой скоростью должен вращаться диск, чтобы пружина удлинилась на 5 см? жесткость пружины 100 Н/м.

В) Чему равен диаметр диска, если шайба слетит с него при угловой скорости 20 рад/с?

3. Планета Марс, масса которой равна 0,11 массы Земли, удалена от Солнца на расстояние, в 1,52 раза больше, чем Земля.

А) Во сколько раз сила притяжения Марса к Солнцу меньше, чем сила притяжения Земли к Солнцу?

Б) С какой средней скоростью движется Марс по орбите вокруг Солнца? (Среднюю скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца принять равной 30 км/с.)

В) Сколько земных лет составляет один год на Марсе?


Раздел 2 МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «МОЛЕКУЛЯРНО – КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГАЗОВ»

ВАРИАНТ № 1

1. В опыте Штерна для определения скорости движения атомов используется платиновая проволока, покрытая серебром. При нагревании проволоки электрическим током серебро испаряется.

А) Определите массу атома серебра.

Б) Почему в опыте Штерна на поверхности внешнего вращающегося цилиндра атомы серебра оседают слоем неодинаковой толщины?

В) Определите скорость большей части атомов серебра, если при частоте вращения цилиндров 50 об/с смещение полоски составило 6 мм. Радиус внешнего цилиндра 10,5 см, внутреннего цилиндра 1 см.

2. В тонкостенном резиновом шаре содержится воздух массой 5 г при температуре 270 С и атмосферном давлении 105 Па.

А) Определите объем шара (Молярную массу воздуха принять равной 29 · 10-3 кг/моль.)

Б) При погружении шара в воду, температура которой 70 С его объем уменьшился на 2,3 л. Определите давление воздуха в шаре. (Упругостью резины пренебречь)

В) Сколько молекул газа ударится о единицу внутренней поверхности шара (1 м2) за 1 с в этом случае?

3. С идеальным газом был произведен процесс, изображенный на рисунке. Масса газа постоянна.

А) Назовите процессы, происходящие с идеальным газом.

Б) Изобразите графически эти процессы в координатах р,Т

В) Изобразите графически зависимость плоскости идеального газа от температуры для этих процессов.


ВАРИАНТ № 2

1. Перрен наблюдал беспорядочное движение взвешенных частиц гуммигута в жидкости.

А) Чем обусловлено движение частиц гуммигута и почему заметнее движение мелких частиц?

Б) Сколько молекул содержится в броуновской частице в опыте Перрена, если масса частицы 8,5 · 10-15 г, а относительная молекулярная масса гуммигута 320?

В) Во сколько раз различаются средние квадратичные скорости гуммигута и молекул воды, в которой они взвешены?

2. Сосуд объемов 20 л наполнили азотом, масса которого 45 г, при температуре 270 С.

А) Определите давление газа в сосуде.

Б) Каким будет давление, если в этот сосуд добавить кислород массой 32 г? Температуры газов одинаковы и постоянны.

В) Какую часть смеси необходимо выпустить из сосуда, чтобы давление в нем уменьшилось до атмосферного? Температура при этом понижается на 10 К.

3. С идеальным газом был произведен процесс, изображенный на рисунке. Масса газа постоянна.

А) Назовите процессы, происходящие с идеальным газом.

Б) Изобразите графически эти процессы в координатах V,Т

В) Изобразите графически зависимость плоскости идеального газа от температуры для этих процессов.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ЖИДКОСТЬ И ТВЕРДОЕ ТЕЛО»

ВАРИАНТ № 1

1. В комнате объемом 50 м3 при температуре 200 С относительная влажность воздуха равна 40%.

А) Определите давление водяного пара, содержащегося в воздухе.

Б) Чему равна масса водяного пара в комнате?

В) Сколько воды должно еще испариться, чтобы относительная влажность воздуха увеличилась в 1,5 раза?

2. Шар, изготовленный из монокристалла, при нагревании может изменить не только свой объем, но форму.

А) Объясните, почему это может произойти.

Б) Существуют ли в природе монокристаллы шарообразной формы? Ответ обоснуйте.

В) Возможно ли при нагревании изменение формы шара, изготовленного из стали? Ответ обоснуйте.

ВАРИАНТ № 2

1. В подвале при температуре 70 С относительная влажность воздуха равна 100%.

А) Определите давление водяного пара, содержащегося в воздухе.

Б) Чему равна масса воды, содержащейся в каждом кубическом метре воздуха?

В) Сколько воды выделится в виде росы при понижении температуры воздуха на 20 С? Объем подвала 20 м3.

2. Разбили кусочек стекла и крупный кусок поваренной соли. Осколки стекла в отличие от поваренной соли оказались неправильной формы.

А) Почему наблюдается такое различие?

Б) Почему в таблице температур плавления различных веществ нет температуры плавления стекла?

В) С каким из этих веществ по своим свойствам сходна медь? Почему?


Раздел 3 ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА»

ВАРИАНТ № 1

1. Два точечных заряда q1 = 20 нКл и q2 = 50 нКл расположены на расстоянии 10 см друг от друга в вакууме.

А) С какой силой взаимодействуют эти заряды?

Б) На каком расстоянии от заряда q1 расположена точка, в которую помещается заряд q3 , находящийся при этом в равновесии?

В) Чему равны напряженность и потенциал электрического поля, созданного зарядами q1 и q2 в этой точке?

2. Однородное электрическое поле создано двумя параллельными противоположно заряженными пластинами, находящимися друг от друга на расстоянии 20 мм. Напряженность электрического поля равна 3 кВ/м.

А) Чему равна разность потенциалов между пластинами?

Б) Какую скорость в направлении силовых линий поля приобретет первоначально покоящийся протон, пролетев пространство между пластинами? Заряд протона 1,6 · 10-19 Кл, его масса 1,67 · 10-27 кг.

В) Во сколько раз меньшую скорость приобрела бы α-частица, заряд которой в 2 раза больше заряда протона, а масса в 4 раза больше массы протона?

3. Плоский воздушный конденсатор емкостью 0,5 мкФ подключили к источнику постоянного напряжения 100 В.

А) Какой заряд накопит конденсатор при зарядке?

Б) Чему равна энергия заряженного конденсатора?

В) После отключения конденсатора от источника напряжения расстояние между его пластинами увеличили в 2 раза. Веществом, с какой диэлектрической проницаемостью необходимо заполнить пространство между пластинами, чтобы энергия заряженного конденсатора осталась неизменной?


ВАРИАНТ № 2

1. В двух вершинах треугольника со сторонами a =4 см, b= 3 см и с = 5 см находятся заряды q1 = 8 нКл и q2 = - 6 нКл.

А) С какой силой взаимодействуют эти заряды?

Б) Определите напряженность электрического поля в третьей вершине треугольника.

В) Определите потенциал электростатического поля в третьей вершине треугольника.

q1


а с


b

q2

2. Пылинка с зарядом 3,2 нКл неподвижно висит в однородном электрическом поле.

А) Сколько электронов необходимо поместить на пылинку для ее нейтрализации? (Модуль заряда электрона принять равным 1,6 · 10-19 Кл.)

Б) Чему равна масса пылинки, если напряженность электрического поля равна 40 кН/Кл?

В) С каким ускорением двигалась бы пылинка, если бы напряженность электрического поля была в 2 раза больше?

3. При подключении плоского воздушного конденсатора к источнику постоянного напряжения 120 В на конденсаторе может быть накоплен заряд 0,36 мкКл.

А) Определите емкость конденсатора.

Б) Чему равна энергия заряженного конденсатора?

В) Как нужно изменить расстояние между пластинами конденсатора, чтобы , не отключая его от источника напряжения, увеличить накопленную конденсатором энергию в 2 раза?


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК»

ВАРИАНТ № 1

1. Медный проводник имеет длину 500 м и площадь поперечного сечения 0,5 мм2.

А) Чему равна сила тока в проводнике при напряжении на его концах 12 В? Удельное сопротивление меди 1,7 · 10-8 Ом·м.

Б) Определите скорость упорядоченного движения электронов. Концентрацию свободных электронов для меди примите равной 8,5 · 1028 м-3, а модуль заряда электрона равным 1,6 · 10-19 Кл.

В) К первому проводнику последовательно подсоединили второй медный проводник вдвое большего диаметра. Какой будет скорость упорядоченного движения электронов во втором проводнике?

2. К источнику тока, ЭДС которого равна 6 В, подключены резисторы, сопротивления которых R1 = 1 Ом, R2 = R3 =2 Ом. Сила тока в цепи равна 1 А.

А) Определите внутреннее сопротивление источника тока.

Б) Какой станет сила тока в резисторе R1, если к резистору R3 параллельно подключить такой же резистор R4?

В) Определите потерю мощности в источнике тока в случае Б).

3. Электродвигатель подъемного крана работает под напряжением 380 В, сила тока в его обмотке равна 20 А.

А) Какую работу совершает электрический ток в обмотке электродвигателя за 40 с?

Б) На какую высоту за это время кран может поднять бетонный шар массой 1 т, если КПД установки 60%?

В) Как изменятся энергетические затраты на подъем груза, если его будут поднимать из реки в воде? Плотность воды 1 · 103 кг/м3. (Сопротивлением жидкости при движении груза пренебречь)

ВАРИАНТ № 2

1. Стальной проводник диаметром 1мм имеет длину 100 м.

А) Определите сопротивление стального проводника, если удельное сопротивление стали 12 · 10-8 Ом · м.

Б) Какое напряжение нужно приложить к концам этого проводника, чтобы через его поперечное сечение за 0,3 с прошел заряд 1 Кл?

В) При какой длине проводника и этом напряжении на его концах ( см. пункт Б) скорость упорядоченного движения электронов будет равна 0,5 мм/с? Концентрация электронов проводимости в стали 1028 м-3 . Модуль заряда электрона примите равным 1,6 · 10-19 Кл.

2 . К источнику тока, ЭДС которого равна 6 В, подключены три одинаковых резистора сопротивлением 12 Ом каждый. Сила тока в неразветвленной части цепи равна 1,2 А.

А) Определите внутреннее сопротивление источника тока.

Б) К этим трем резисторам последовательно подключили резистор сопротивлением R4 = 1 Ом. Чему равна сила тока в резисторе R4?.

В) Чему равна мощность, которую выделяет источник тока во внешней цепи в случае Б)?


3. Электрочайник со спиралью нагревательного элемента сопротивлением 30 Ом включен в сеть напряжением 220 В.

А) Какое количество теплоты выделит нагревательный элемент за 4 мин.?

Б) Определите КПД электрочайника, если в нем можно вскипятить за это же время 1 кг воды, начальная температура которой 200 С. Удельная теплоемкость воды 4,19 кДж/кг· К.

В) Какая часть воды могла бы выкипеть за это же время работы электрочайника, если бы сопротивление спирали нагревательного элемента было равно 25 Ом? Удельная теплота парообразования воды 2,3 МДж/кг




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ»

ВАРИАНТ 1

А1. Чем объясняется взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током?

  1. взаимодействие электрических зарядов;

  2. действие электрического поля одного проводника с током на ток в другом проводнике;

  3. действие магнитного поля одного проводника на ток в другом проводнике.

А2. На какую частицу действует магнитное поле?

  1. на движущуюся заряженную;

  2. на движущуюся незаряженную;

  3. на покоящуюся заряженную;

  4. на покоящуюся незаряженную.

А3. На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током.

  1. А; 2) Б; 3) В.

А4. Прямолинейный проводник длиной 10 см находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 300 к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля, если сила тока в проводнике 3 А?

1) 1,2 Н;

2) 0,6 Н

3) 2,4 Н.

А5. В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?

  1. от нас; 2) к нам; 3) равна нулю.

А6.Электромагнитная индукция – это:

  1. явление, характеризующее действие магнитного поля на движущийся заряд;

  2. явление возникновения в замкнутом контуре электрического тока при изменении магнитного потока;

  3. явление, характеризующее действие магнитного поля на проводник с током.

А 7. На квадратную рамку площадью 1 м2 в однородном магнитном поле с индукцией 2 Тл действует максимальный вращающий момент, равный 4 Н∙м. чему равна сила тока в рамке?

1) 1,2 А;

2) 0,6 А

3) 2А.

В 1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения

ВЕЛИЧИНЫ

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

А) индуктивность

1) тесла (Тл)

Б) магнитный поток

2) генри (Гн)

В) индукция магнитного поля

3) вебер (Вб)


4) вольт (В)

В 2. Частица массой m, несущая заряд q, движется в однородном магнитном поле с индукцией B по окружности радиуса R со скоростью v. Что произойдет с радиусом орбиты, периодом обращения и кинетической энергией частицы при увеличении скорости движения?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ИХ ИЗМЕНЕНИЯ

А) радиус орбиты

1) увеличится

Б) период обращения

2) уменьшится

В) кинетическая энергия

3) не изменится

С 1. В катушке, индуктивность которой равна 0,4 Гн, возникла ЭДС самоиндукции, равная 20 В. Рассчитайте изменение силы тока и энергии магнитного поля катушки, если это произошло за 0,2 с .

ВАРИАНТ 2

А 1. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует:

  1. магнитное поле, созданное движущимися в проводнике зарядами;

  2. электрическое поле, созданное зарядами проводника;

  3. электрическое поле, созданное движущимися зарядами проводника.

А 2. Движущийся электрический заряд создает:

1) только электрическое поле;

2) как электрическое поле, так и магнитное поле;

3) только магнитное поле.

А3. На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током.

1) А; 2) Б; 3) В.

А4. Прямолинейный проводник длиной 5 см находится в однородном магнитном поле с индукцией 5 Тл и расположен под углом 300 к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля, если сила тока в проводнике 2 А?

  1. 0,25 Н;

2) 0,5 Н;

3) 1,5 Н.


А5. В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?

  1. от нас; 2) к нам; 3) равна нулю.

А6. Сила Лоренца действует

  1. на незаряженную частицу в магнитном поле;

  2. на заряженную частицу, покоящуюся в магнитном поле;

  3. на заряженную частицу, движущуюся вдоль линий магнитной индукции поля.

А7.На квадратную рамку площадью 2 м2 при силе тока в 2 А действует максимальный вращающий момент, равный 4 Н∙м. Какова индукция магнитного поля в исследуемом пространстве ?

1)1 Тл;

2) 2 Тл

3) 3Тл.

В1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются

ВЕЛИЧИНЫ

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

А) Сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля

1)

Б) Энергия магнитного поля

2)

В) Сила, действующая на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

3)


4)

В 2. Частица массой m, несущая заряд q, движется в однородном магнитном поле с индукцией B по окружности радиуса R со скоростью v. Что произойдет с радиусом орбиты, периодом обращения и кинетической энергией частицы при увеличении заряда частицы?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ИХ ИЗМЕНЕНИЯ

А)

радиус орбиты

1)

увеличится

Б)

период обращения

2)

уменьшится

В)

кинетическая энергия

3)

не изменится


С1. Под каким углом к силовым линиям магнитного поля с индукцией 0,5 Тл должен двигаться медный проводник сечением 0,85 мм2 и сопротивлением 0,04 Ом, чтобы при скорости 0,5 м/с на его концах возбуждалась ЭДС индукции, равная 0,35 В? ( удельное сопротивление меди ρ= 0,017 Ом∙мм2/м)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ»

ВАРИАНТ №1

1. В катушке с площадью поперечного сечения 5 см2 индукция однородного магнитного поля равномерно уменьшается от 200 до 50 мТл за 5 мс. Линии магнитной индукции параллельны оси катушки.

А) Определите изменение магнитного потока в катушке.

Б) Чему равна ЭДС индукции, возникшей в катушке, если в ней 500 витков?

В) Чему равна сила индукционного тока, возникшего в катушке? Катушка изготовлена из медного провода с площадью поперечного сечения 0,25 мм2? Удельное сопротивление меди 1,7 · 10-8 Ом · м.

2. В соленоиде при изменении в нем силы тока от 2 до 1 А за 2 с возникла ЭДС самоиндукции 0,05 В.

А) Определите индуктивность соленоида.

Б) На сколько изменилась (увеличилась или уменьшилась) энергия магнитного поля соленоида за это время?

В) Определите сопротивление соленоида.

3. Проводник длиной 2 м движется без трения под углом 300 к вектору индукции однородного магнитного поля со скоростью 4 м/с, опираясь своими концами на два параллельных металлических стержня. На концах проводника возникает разность потенциалов 40 мВ.

А) Чему равна индукция магнитного поля?

Б) Определите силу тока, который будет идти через амперметр, присоединенный к стержням, если проводник перемещать в этом магнитном поле перпендикулярно линиям индукции с той же скоростью? Сопротивление амперметра 10 Ом. (Сопротивлением стержней и соединительных проводов пренебречь).

В) Какой заряд пройдет через амперметр при перемещении проводника на расстояние 1 м?

ВАРИАНТ №2

1. В катушке, содержащей 300 витков проволоки, в течении 6 мс происходит равномерное изменение магнитного потока.

А) На сколько и как изменился (увеличился или уменьшился) магнитный поток, пронизывающий катушку, если в ней возникла ЭДС индукци, равная 2 В?

Б) Определите начальное значение индукции магнитного поля, если ее конечное значение 10 мТл. Площадь поперечного сечения катушки 4 см2. Линии магнитной индукции перпендикулярны плоскости катушки.

В) При каком начальном значении индукции магнитного поля возникающая в катушке эдс могла быть в 2 раза меньше?

2. В контуре, индуктивность которого 0,5 Гн, при изменении силы тока в течении 0,4 с возникла ЭДС самоиндукции 5 В.

А) На сколько изменилась сила тока в контуре?

Б) Во сколько раз за это время изменилась энергия магнитного поля контура? Начальное значение силы тока равно 5 А.

В) Определите количество теплоты, которое выделилось в контуре за это время.

3. Стальной проводник с длиной активной части 1,4 м перемещается по двум параллельным проводящим направляющим в однородном магнитном поле под углом 450 к вектору магнитной индукции. В проводнике возбуждается ЭДС индукции 0,5 В. Индукция магнитного поля 0,2 Тл.

А) Чему равна скорость перемещения проводника?

Б) Какой станет ЭДС индукции, если этот проводник перемещать перпендикулярно линиям индукции с вдвое большей скоростью?

В) Определите заряд, который будет проходить через поперечное сечение проводника в каждую секунду, если направляющие замкнуть накоротко. Площадь поперечного сечения проводника 5 мм2 . Удельное сопротивление стали 12 · 10-8 Ом · м (Сопротивлением направляющих пренебречь).


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ»

ВАРИАНТ 1

1.Определить угол преломления стекла, если угол падения равен 600, а показатель преломления стекла 1,6.

2.Определить длину волны в сероуглероде, если в воздухе она равна 500нм.

3. Определить скорость света в воде.

ВАРИАНТ 2

1.Световая волна длиной 600 нм переходит из алмаза в воздух, показатель преломления алмаза 2,4. Определить длину световой волны и скорость света в воздухе.

2.Определить угол падения света на стекло, если угол преломления равен 450 , а показатель преломления стекла равен 1,6.

3. Определить время, за которое световая волна пройдет стеклянную призму толщиной400см.

ВАРИАНТ 3

1.Определить длину волны и частоту световой волны в этиловом спирте. Если в воздухе световая волна имеет длину 700нм.

2.В алмазе длина волны равна 600 нм. Чему равна длина волны в воздухе?

3.Во сколько раз меньшее расстояние пройдет волна света с длиной волны 400 нм в алмазе по сравнению с водой.

ВАРИАНТ 4

1.На дифракционную решетку с периодом 0,005 мм падает монохроматический свет с длиной волны 400 нм. Определить под каким углом будет располагаться первый максимум данного света.

2.На дифракционную решетку с периодом 0,01мм падает свет, экран расположен на расстоянии 1 м от решетки. Определить расстояние от центрального максимума до второй максимума красного света на экране.

3. В точку А приходят две световые волны длиной 500 нм. Расстояние, пройденное первой волной до точки А 200см, расстояние, пройденное второй волной до точки А 200,5 см. Определить, что будет наблюдаться в точке А – min или max?


Раздел 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»

ВАРИАНТ № 1

1. Материальная точка совершает 300 колебаний за 1 мин.

А) Определите период и частоту колебаний материальной точки.

Б) Составьте уравнение гармонических колебаний материальной точки и постройте график этих колебаний, если в момент времени t= 0 ее смещение от положения равновесия максимально и равно 4 см.

В) Запишите уравнение зависимости скорости и ускорения материальной точки от времени и определите амплитудные значения этих величин.

2. Груз совершает колебания в горизонтальной плоскости на пружине, жесткость которой 50 Н/м.

А) Определите полную механическую энергию колебательной системы, если амплитуда колебаний груза равна 5 см.

Б) С какой скоростью груз проходит положение равновесия? Масса груза 500 г.

В) Как изменится скорость колеблющегося груза к тому времени, когда кинетическая и потенциальная энергии колебательной системы будут равны?

3. Источник звука, колеблющийся с периодом 0,002 с, возбуждает в воде волны с длиной волны 2,9 м.

А) Определите скорость звука в воде.

Б) Во сколько раз изменится длина звуковой волны при ее переходе из воды в воздух? (Скорость распространения звуковой волны в воздухе принять равной 330 м/с)

В) Определите расстояние между ближайшими точками среды, фазы колебаний которых противоположны, если распространение звуковой волны происходит в воздухе.


ВАРИАНТ № 2

1. Материальная точка совершает гармонические колебания по закону х = 0,05 sin πt.

А) Определите амплитуду, период и частоту колебаний материальной точки.

Б) Постройте график колебаний материальной точки и определите, в какой, ближайшей к t = 0, момент времени фаза колебаний будет равна π/2 рад.

В) Запишите уравнение зависимости скорости и ускорения материальной точки от времени и определите их значение в этот (смотрите пункт Б) момент времени.

2. Период колебаний математического маятника в покоящемся лифте 1 с.

А) Чему равна длина маятника?

Б) С каким ускорением стал двигаться лифт, если период колебаний маятника увеличился до 1,1 с?

В) Как изменится в этой ситуации период колебаний пружинного маятника, совершающего колебания без трения в горизонтальной плоскости?

3. Скорость распространения звуковой волны в воздухе 340 м/с, ее частота 680 Гц.

А) Определите длину звуковой волны.

Б) При переходе звуковой волны из воздуха в жидкую среду (нефть) ее длина волны увеличивается в 3,9 раза. Чему равна скорость распространения звука в жидкой среде?

В) Чему равна разность фаз колебаний двух точек жидкой среды, находящихся друг от друга на расстоянии 97,5 см?


Раздел 5. ОПТИКА

ТЕСТ

Место выполнения: кабинет

Время выполнения: 45 минут

Уважаемые студенты!

Внимательно изучите задания теста и последовательно выполните их

1 вариант

A1. Луч света падает на плоское зеркало. Угол отражения равен 24°. Угол между падающим лучом и зеркалом

1) 12°

2) 102°

3) 24°

4) 66°

А2. Если расстояние от плоского зеркала до предмета равно 10 см, то расстояние от этого предмета до его изображе­ния в зеркале равно

1) 5 см

2) 10 см

3) 20 см

4) 30 см

А3. Если предмет находится от собирающей линзы на рас­стоянии, равном двойному фокусному расстоянию, то его изображение будет

1) действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) действительным, прямым и увеличенным
3) мнимым, перевёрнутым и уменьшенным
4) действительным, перевёрнутым, равным по размеру предмету

А4. Какое оптическое явление объясняет радужную окраску крыльев стрекозы?

1) Дисперсия

2) Дифракция

3) Интерференция

4) Поляризация

А5. В основу специальной теории относительности были по­ложены

1) эксперименты, доказывающие независимость скорости света от скорости движения источника и приёмника света
2) эксперименты по измерению скорости света в воде
3) представления о том, что свет является колебанием невидимого эфира
4) гипотезы о взаимосвязи массы и энергии, энергии и импульса

2 вариант

А1. Луч света падает на плоское зеркало. Угол отражения равен 12°. Угол между падающим лучом и зеркалом

1) 12°

2) 88°

3) 24°

4) 78°

А2. Изображением источника света S в зеркале М является точка

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

А3. Если предмет находится от собирающей линзы на рас­стоянии больше двойного фокусного расстояния, то его изображение будет

1) действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) действительным, прямым и увеличенным
3) мнимым, перевёрнутым и уменьшенным
4) действительным, перевёрнутым и уменьшенным

А4. В какой цвет окрашена верхняя дуга радуги?

1) Фиолетовый

2) Синий

3) Красный

4) Оранжевый

А5. Для каких физических явлений был сформулирован принцип относительности Галилея?

1) Только для механических явлений
2) Для механических и тепловых
3) Для механических, тепловых и электромагнитных яв­лений
4) Для любых физических явлений

3 вариант

A1. Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения ра­вен 30°. Угол между падающим и отраженным лучами равен

1) 40°

2) 50°

3) 60°

4) 110°

А2. Отражение карандаша в плоском зеркале правильно по­казано на рисунке

А3. Каким будет изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится между фокусом и оптическим центром линзы?

1) Действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) Мнимым, прямым и увеличенным
3) Мнимым, перевёрнутым и уменьшенным
4) Действительным, перевёрнутым и уменьшенным

А4. Какое оптическое явление объясняет появление цветных радужных пятен на поверхности воды, покрытой тонкой бензиновой пленкой?

1) Дисперсия света

2) Фотоэффект

3) Дифракция света

4) Интерференция света

А5. Принцип относительности Эйнштейна справедлив

  1. только для механических явлений

  2. только для оптических явлений

  3. только для электрических явлений

  4. для всех физических явлений


Эталон правильных ответов

№1

Правильный ответ

Кол-во баллов

№2

№3

А1

4

1

4

3

А2

3

1

4

4

А3

4

1

4

2

А4

2

1

3

4

А5

1

1

1

4







Итого

5




Раздел 6. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ»

Задача № 1Какую скорость должно иметь тело, чтобы его продольные размеры уменьшались для наблюдателя в 3 раза? До этого тело покоилось относительно данного наблюдателя.

Задача № 2Ракета движется относительно неподвижного наблюдателя со скоростью равной 0,6 скорости света в вакууме. Какое время пройдет по часам неподвижного наблюдателя, если по часам , движущимся вместе с ракетой, прошло 6 лет?

Задача № 3Какой промежуток времени пройдет на звездолете, движущемся относительно Земли со скоростью, равной 0,4 скорости света, за 25 земных лет?

Задача № 4При какой скорости масса движущегося электрона вчетверо больше массы покоящегося?

Задача №5 Электрон движется со скоростью 0,8 скорости света. Определить массу электрона, энергию покоя электрона, полную энергию электрона, кинетическую энергию электрона.

Задача № 5Две ракеты движутся навстречу друг другу со скоростью 3/4с относительно неподвижного наблюдателя. Определить скорость сближения ракет.


Раздел 7 ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВА ФИЗИКИ»

ВАРИАНТ 1

  1. Определите энергию фотона с частотой 2 *1015 Гц.

  2. Определите количество нейтронов и протонов ядре атома . Вычислите энергию связи данного ядра.

  3. Допишите ядерную реакцию и вычислите энергетический выход ядерной реакции:

+ = ?+


ВАРИАНТ 2

  1. Определите энергию фотона с длиной волны 2 *10- 8 м.

  2. Определите количество нейтронов и протонов ядре атома . Вычислите энергию связи данного ядра.

  3. Допишите ядерную реакцию и вычислите энергетический выход ядерной реакции:

? + + +

ВАРИАНТ 3

  1. Вычислите кинетическую энергию фотоэлектронов, полученных при облучении лития излучением с длиной волны 900 нм.

  2. Определите количество нейтронов и протонов в ядре . Определите энергию связи данного ядра.

  3. Напишите ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке бора нейтронами, в результате из образовавшегося ядра выбрасывается альфа – частица. Определите энергетический выход ядерной реакции.


Раздел 8 ЭВАЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

ТЕСТ «Строение Вселенной»

Место выполнения: кабинет

Время выполнения: 45 минут

Уважаемые студенты!

Внимательно изучите задания теста и последовательно выполните их

1. Что тянется серебристой полосой по обеим полушариям звездного неба, замыкаясь в звездное кольцо?

а) планеты

б) Галактика

б) млечный путь

г) солнечная ситема

2. В каком году и кем было установлено, что Млечный путь состоит из колоссального множества очень слабых звёзд?

а) 1512 году Николаем Коперником;

б) 1545 году Николаем Коперником

в) 1610 году Галилео Галилеем;

г) 1713 году Галилео Галилеем.

3. Сколько звезд в Галактике ?

а) 900 млрд

б) 400 млрд

в) 100 млрд

г) 600 млрд

4. Где расположен центр нашей Галактики?

а) в созвезди Стрельца;

б) в созвездии Лебедя;

в) нет правильного ответа;

г) ответы а и б оба правильны.

5. Сколько КПК между Солнцем и Галактикой?

а) 8 КПК

б) 10 КПК

в) 7 КПК

г) 5 КПК.

6. Как называется типы галактик, которые имеют вид кругов или эллипсов?

а) спиральные;

б) неправильные

в) эллиптические;

г) рассеченные.

7. У каких галактик ядро пересекается по диаметру поперечной полосой?

а) у пересечённых

б) у спиральных

в) у неправильных

г) у тупых

8. К какому типу галактик относится те, у которых отсутсвует четкое выражение ядра и не обнаружена вращательная симметрия:

а) спиральные;

б) неправильные

в) квазары

г) нет правильного ответа.

9. Как называются линии в спектрах всех известных галактик, смещенных к красному концу спектра:

а) зеленым смещением

б) радиогалактическим смещением

в) красным смещением;

г) млечным путем.

10. В каком варианте указаны правильные три типа галактик?

а) эллиптические, паралельные, неправильные;

б) эллиптические, спиральные, неправильные;

в) неправильные,пересеченные, радиогалактические;

г) элептические, красные, звёздные.

11. Наука, изучающая строение и эволюцию Вселеной, называется:

а) физика;

б) космологией

в) зоологией;

г) гидростатикой.

12. Радиус Вселенной легко оценить с помощью закона:

а) Ньютона;

б) А.Фридмана

в) Пушкина;

г) Хаббла.

13. Имеется ли прочный ответ о будущем Вселенной?

а) да

б) нет

в) не знаю

14. Модель расширяющейся Вселенной называют:

а) надутой Вселенной;


б) дутой Вселенной

в) горячей Вселенной

г) модельной Вселенной.

15. В каком году было обнаружено первое микроволновое излучение, которое не связано ни с одним из известных источников разноизлучениея?

а) в 1967 г;

б) в 1968 г;

в) в 1969 г

г) в 1970 г.

Эталон правильных ответов

№1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Правильный ответ

б,

в

в

а

а

в

а

б

в

б

б

г

б

в

б


Кол-во баллов

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

40

Критерий оценок

40-36 баллов - оценка «5»

35-20 баллов - оценка «4»

19-15 баллов - оценка «3»

Менее 15 баллов - оценка «2»


3. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

3.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к экзаменационным материалам

«Физика» входит в цикл Общеобразовательные дисциплин. Изучается в течение двух семестров в объеме 121 часов (максимальная нагрузка –182 часа.) В процессе курса физики по учебному плану экзамен по физике проводится в конце второго семестра.

Задачи курса:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • знать: основы разделов физики «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Колебания и волны», «Оптика», «Основы специальной теории относительности», « Элементы квантовой физики», «Эволюция Вселенной».

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации; элементами исследовательской и проектной деятельности, методами лабораторного исследования зависимостей физических величин,

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Формы промежуточного контроля по физике на конец второго семестра является экзамен по билетам. Билеты включают в себя один теоретический вопрос и одно практическое задание.

Формой итогового контроля на конец второго семестра является - комплексный экзамен по разделам программы «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Оптика», « Элементы квантовой физики», «Эволюция Вселенной». задания представлены в виде вопросов, практического задания.

Практическое задание билетов представляет собой решение задач или выполнение лабораторной работы.

В соответствии с рабочей программой дисциплины на экзамене проверяются знания следующих разделов и тем:

Раздел 1. Механика.

Тема 1.1. Кинематика.

Тема 1.2 Законы механики Ньютона.

Тема 1.3.Закон сохранения в механике.

Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газа.

Тема 2.2. Основы термодинамики.

Тема 2.3.Свойства пара.

Тема 2.4. Свойства жидкости.

Тема 2.5. Свойства твердые тела.

Раздел 3.Электродинамика.

Тема 3.1.Электрическое поле Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Тема 3.2. Законы постоянного тока.

Тема 3.3. Электрический ток в различных средах.

Тема 3.4. Магнитное поле.

Тема 3.5. Электромагнитная индукция.

Раздел 4. Колебания и волны.

Тема 4.1. Механические колебания

Тема 4.2. Упругие волны

Тема 4.3. Электромагнитные колебания.

Тема 4.4. Электромагнитные волны

Раздел 5. Оптика.

Тема 5.1. Природа света

Тема 5.2. Волновые свойства света

Раздел 6. Основы специальной теории относительности.

Тема 6.1. Основы специальной теории относительности.

Раздел 7. Элементы квантовой физики.

Тема 7.1. Квантовая оптика.

Тема 7.2. Физика атома.

Раздел 8. Эволюция Вселенной.

Тема8.1. Строение и развитие Вселенной.

Тема 8.2.Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Оценка знаний, умений и навыков на экзамене при ответе по билету:

При ответе на экзамене по билетам оценка определяется как среднее арифметическое за ответ на теоретический вопрос и выполнение практического задания.

При ответе на теоретический вопрос учащийся должен дать определение физических величин, записать формулы и сформулировать законы, показать применение знаний по данному вопросу на практике.

При ответе на практический вопрос учащийся может использовать справочные таблицы. В процессе решения задачи должны быть выполнены следующие операции: запись данных, перевод величин в систему СИ, записана основная формула и выводы из нее, произведены расчеты, записана размерность полученной физической величины.

При выполнении лабораторной работы учащийся должен знать цель работы, ее ход, вычерчивать схему опыта, знать назначение приборов, используемых в работе, показать полученные данные и сделать вывод.

Оценка «отлично» выставляется за выполнение всех перечисленных требований к ответу на экзамене.

Оценка «хорошо» выставляется при наличии в ответе 2-3 ошибок.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если учащийся демонстрирует знания не менее 50% материала билета.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется учащемуся при демонстрации менее 50% материала предложенного на экзамене.


Перечень экзаменационных вопросов

  1. Механическое движение. Скорость, ускорение, перемещение. Виды движения.

  2. Движение по окружности. Центростремительное ускорение, линейная и угловая скорость движения.

  3. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

  4. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

  5. Закон всемирного тяготения.

  6. Виды механических сил: сила упругости, сила трения, сила тяжести.

  7. Вес тела. Невесомость.

  8. Импульс тела. Закон сохранения импульса тела.

  9. Энергия. Виды механической энергии. Закон сохранения энергии.

  10. Механическая работа. Мощность.

  11. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение.

  12. Идеальный газ. Давление идеального газа.

  13. Температура. Измерение температуры. Абсолютная шкала температур.

  14. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

  15. Твердые тела: кристаллические и аморфные тела. Закон Гука для деформации растяжения – сжатия.

  16. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

  17. Внутренняя энергия идеального газа. Первый закон термодинамики.

  18. Тепловые двигатели. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.

  19. Дискретность электрического заряда. Виды зарядов. Элементарный заряд. Взаимодействие зарядов.

  20. Электрическое поле. Напряженность электрического поля .

  21. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектри­ков. Поляризация диэлектриков.

  22. Работа электрического поля. Потенциальная энергия электрического поля. Потенциал. Напряжение.

  23. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

  24. Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока.

  25. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Законы последовательного и параллельного соединения.

  26. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля – Ленца.

  27. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Короткое замыкание.

  28. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный газовый разряд. Применение газового разряда.

  29. Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Вектор магнитной индукции.

  30. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Электроизмерительные приборы. Громкоговорители.

  31. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

  32. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

  33. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

  34. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

  35. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

  36. Переменный электрический ток. Нагрузки в цепи переменного электрического тока.

  37. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

  38. Свойства электромагнитных волн. Радиолокация.

  39. Волновые свойства света. Интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация света.

  40. Излучения и спектры, различные виды спектров, спектральный анализ.

  41. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практическое применение.

  42. Квантовые свойства света. Фотоэффект и его законы.

  43. Применение фотоэффекта в технике.

  44. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц.

  45. Ядерная модель атома. Постулаты Бора.

  46. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений.

  47. Свойства радиоактивных излучений.

  48. Методы регистрации радиоактивных излучений. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

  49. Состав ядра атома. Ядерные силы. Энергия связи ядра атома.

  50. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции.

  51. Цепные ядерные реакции деления ядер урана.

  52. Ядерный реактор, применение атомной энергетики.

  53. Термоядерные реакции. Звезды и источники их энергии.

  54. Солнечная система. Галактики. Вселенная.


Перечень экзаменационных практических заданий

Практическое задание №1

Решите задачу:

По графику скорости определить ускорение и путь, пройденный телом за первые 10 секунд движения.

Практическое задание №2

Решите задачу: Определить путь, пройденный автомобилем за 15 минут движения при скорости движения 108 км/час.

Практическое задание №3

Решите задачу: Автобус начинает двигаться от остановки и за первые 6 секунд развивает скорость 12 м/с. Определить путь, пройденный телом за это время.

Практическое задание №4

Решите задачу: Поезд движется на повороте радиусом 20м со скоростью 72 км/час. Определить центростремительное ускорение тела.

Практическое задание №5

Решите задачу: С высоты 20 метров упал мяч. Определить время полета мяча до земли.

Практическое задание №6

Решите задачу: Найти жёсткость пружины, которая под действием силы 10 Н удлинилась на 10 см.


Практическое задание №7

Решите задачу: Определить силу трения, действующую на брусок массой 5 кг при его движении по горизонтальной поверхности равномерно. Коэффициент трения скольжения 0,4.

Практическое задание №8

Решите задачу: Тело массой 4 кг движется с ускорением 2 м/с2 сталкивается с неподвижным телом массой 2 кг. Определить ускорение второго шара после удара.

Практическое задание №9

Решите задачу: Шар массой 100г движется со скоростью 10 м/с. Навстречу первому шару движется шар с массой 200 г и скоростью 2 м/с. После столкновения шар массой 100 г продолжает двигаться в прежнем направлении со скоростью 4 м/с. Определите скорость и направление движения шара 200 г после столкновения шаров.


Практическое задание № 10

Решите задачу: Пуля массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в ящик с песком массой 2,49 кг, лежащий на горизонтальной поверхности, и застревает в нем. Чему равна скорость ящика в момент попадания в него пули? Ящик скреплен пружиной с вертикальной стенкой. Чему равна жесткость пружины, если она сжалась на 5 см после попадания в ящик пули? (трением между ящиком и поверхностью пренебречь.) На сколько сжалась бы пружина, если бы коэффициент трения между ящиком и поверхностью был равен 0,3?


Практическое задание № 11

Решите задачу: С идеальным газом был произведен процесс, изображенный на рисунке. Масса газа постоянна. Назовите процессы, происходящие с идеальным газом. Изобразите графически эти процессы в координатах р, Т . Изобразите графически зависимость плоскости идеального газа от температуры для этих процессов.


Практическое задание № 12

Решите задачу: К источнику тока, ЭДС которого равна 6 В, подключены резисторы, сопротивления которых R1 = 1 Ом, R2 = R3 =2 Ом. Сила тока в цепи равна 1 А.

Определите внутреннее сопротивление источника тока. Какой станет сила тока в резисторе R1, если к резистору R3 параллельно подключить такой же резистор R4 . Определите потерю мощности в источнике тока в случае


Практическое задание № 13

Решите задачу: К источнику тока, ЭДС которого равна 6 В, подключены три одинаковых резистора сопротивлением 12 Ом каждый. Сила тока в неразветвленной части цепи равна 1,2 А. Определите внутреннее сопротивление источника тока.

К этим трем резисторам последовательно подключили резистор сопротивлением R4 = 1 Ом. Чему равна сила тока в резисторе R4?.

Чему равна мощность, которую выделяет источник тока во внешней цепи в случае Б)?


Практическое задание № 14

Решите задачу: Найдите силу, действующую на каждый отрезок проводника с током, находящегося в однородном магнитном поле с индукцией 0,15 Тл, если сила тока в цепи составляет 6 А, длина первого отрезка — 10 см, второго — 25 см, третьего — 15 см и четвёртого — 20 см.

Практическое задание № 15

Решите задачу: Определить энергию молекул кислорода при температуре 230 С.

Практическое задание № 16

Решите задачу: Алюминиевая проволока длиной 120 см и с диаметром поперечного сечения 20 мм при испытаниях удлинилась на 4 мм под действием силы 4 кН. Определить модуль упругости алюминия.

Практическое задание № 17

Решите задачу: Найдите силу, действующую на каждый отрезок проводника с током, находящегося в однородном магнитном поле с индукцией 0,15 Тл, если сила тока в цепи составляет 6 А, длина первого отрезка — 10 см, второго — 25 см, третьего — 15 см и четвёртого — 20 см

Практическое задание № 18

Решите задачу: Определить давление молекул углерода, находящихся в баллоне объемом 50 л при температуре 170 С. Если масса углерода в баллоне 24 кг.

Практическое задание № 19

Решите задачу: Определить кпд идеальной тепловой машины, нагреватель которой передает рабочему телу 500 кДж теплоты, а холодильник забирает 200кДж теплоты.

Практическое задание № 20

Решите задачу: Определить силу взаимодействия двух зарядов 4 нКл и 5 нКл, расположенных на расстоянии 2 м друг от друга в воздухе.

Практическое задание № 21

Решите задачу: Найти напряженность электрического поля заряда 36нКл в точках, удаленных от заряда на 9 и 18см.

Практическое задание № 22

Решите задачу: Определите работу электрического поля напряженностью 4 Н/Кл по перемещению заряда 2 нКл с расстояния 20 см на 10 см от отрицательной пластины.

Практическое задание № 23

Решите задачу: Определить электроемкость конденсатора, который накапливает электрический заряд 3 нКл и при этом устанавливается рабочее напряжение 400 В.

Практическое задание № 24

Решите задачу: Провести расчеты электрических цепей, состоящих из резисторов 1 Ом,4 Ом, 6 Ом, если известно, что на резисторе 4 Ом сила тока 2 А соединение последовательное.

Практическое задание № 25

Решите задачу: Провести расчеты электрических цепей, состоящих из резисторов 1 Ом,4 Ом, 6 Ом, если известно, что на резисторе 4 Ом сила тока 2 А соединение параллельное.

Практическое задание № 26

Решите задачу: Вычислить силу тока в цепи , содержащей источник тока с ЭДС равной 40 В, внутренним сопротивлением 0, 20 Ом, внешним сопротивлением 20 Ом.

Практическое задание № 27

Р


 


ешите задачу:
Какая сила действует на протон, движущийся со

скоростью 10 Мм/с в магнитном поле с

индукцией 0,2 Тл перпендикулярно линиям индукции.

+


Перечень экзаменационных лабораторных работ

  1. Определение показателя преломления стекла.

  2. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

  3. Наблюдение явления дифракции и интерференции.

  4. Изучение явления электромагнитной индукции.




*



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КИМ по ФИЗИКЕ для группы Электроснабжение

Автор: Плюснина Елена Евгеньевна

Дата: 11.12.2020

Номер свидетельства: 566574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства