Просмотр содержимого документа
«Знакомство с новинками методической литературы и ЭОР при изучении физики»
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
Работа с электронными образовательными ресурсами легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать новые виды учебной деятельности.
Источниками демонстрационных материалов служат имеющиеся в школе коллекции цифровых материалов на компакт-дисках, мультимедийные курсы и учебники, ресурсы Интернет и собственные разработки, чаще презентации уроков.
Презентациииспользуются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат: CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы «Физикон»); Материалы из Интернет-источников; Материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики, отсканированные рисунки с различных печатных изданий. В каждом предмете были собраны сотни видеоуроков, посвященных отдельной теме.
Компьютерная поддержка курса физики создает принципиально новые (дополнительные) возможности для организации усвоения содержания курса. Она может и обогатить содержание, и обеспечивает новые активные формы и способы овладения. Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи: - индивидуализации и дифференциации обучения; - стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся; - воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии; - изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
С помощью компьютера обучение можно сделать
еще более понятным и интересным!
И при этом вы можете:
Тратить минимум собственных сил на подготовку и объяснения Быстро и объективно проверять знания ученика Наладить дисциплину на своих уроках
Видеоурок — современный наглядный инструмент обучения
С помощью видеоурока вы можете показать то, что никогда не сможете показать на доске.
Каждый ученик получит объяснение нового материала в полном объеме без ваших лишних усилий и независимо от вашего самочувствия и настроения.
Видеоуроки помогут вам уверенно заменить отсутствующих коллег или помочь освоить урок своему собственному ребенку.
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных и факультативных занятий, для групповой и индивидуальной работы. Видеоуроки содержат оптимальное количество графической и анимационной информации для сосредоточения внимания и удержания интереса ребят без отвлечения от сути занятия. Каждый видеоурокок озвучен профессиональным мужским голосом, четким и приятным для восприятия.
Большинство видеоуроков идут в паре с презентациями на ту же тему. Иногда у учителя возникает потребность в адаптации обучающего инструмента к более узким потребностям, поэтому мы решили не ограничивать педагога лишь одним видом материала. Каждая презентация привычно открывается в PowerPoint и может быть отредактирована Вами самостоятельно.
К большинству видеоуроков также добавили его текстовую расшифровку, грамотно сформулированные тезисы по той или иной теме, а также скопировать выдержки при составлении плана-конспекта своего занятия.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ, АСТРОНОМИИ
1) http://mechanicshistory.ru/
Сайт содержит материалы по классической механике, границам ее применимости, кинематике, пространственно-временным системам отсчета, основам векторной алгебры, вращательному движению, законам Ньютона, принципу относительности Галилея, закону сохранения импульса, динамике, потенциальной энергии, закону сохранения энергии в механике и т.д. и т.п.
2) http://zadachki.ru/
На сайте есть задачи из разных областей механики: кинематики, динамики, статики, задачи на законы сохранения.
Задачи разбиты на разделы - по 3 задачи в каждой. Последняя задача в разделе - повышенной сложности, подобные задачи предлагаются при поступлении в ведущие технические вузы страны.
Решения всех задач приведены на отдельных страницах.
Материалы данного сайта могут быть использованы как учителями на уроках. Так и учениками в процессе самостоятельной работы.
3) http://www.fizika.ru
Сайт для учащихся и преподавателей физики. На нем размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Эти материалы – для учащихся. Учителя здесь найдут тематические и поурочные планы, методические разработки. Родители смогут проверить понимание физики своими детьми, когда они выполняют тесты, отвечают на вопросы.
4) http://physics-animations.com
На сайте представлен как теоретический текст по различным аспектам школьной программы по физике, так и видеоролики опытов.
5) http://www.krugosvet.ru/cMenu/21_00.htm
Электронная энциклопедия, в которой представлен материал по основным физическим терминам, а также биографические данные об известных физиках. Ресурс будет интересен как преподавателям физики в качестве дополнительного материала к занятиям, так и их ученикам при подготовки домашних заданий и написании докладов, а также для самостоятельного изучения предмета.
6) http://www.emomi.com/index.htm
Ресурс помогает сделать теоретическую механику более понятной для учащихся. На странице сайта «Практика - теория» можно найти примеры приложений простых задач к практическим случаям. Раздел «Тренировка» поможет ученикам научиться решать задачи механики. Для этого будут полезными обучающие программы из «Download». Там же можно найти полезную литературу по механике. Более опытные ученики могут попробовать свои силы в «Олимпиаде». В качестве небесполезного развлечения на сайте предлагаются кроссворд и тесты. Любопытному уму учащихся могут показаться интересными различные факты из истории техники, а также современные новинки техники.
УМК нового поколения (реализация идей ФГОС)
Учебник нового поколения должен быть
личностно ориентированным;
дифференцированным;
обучающим;
обеспечивающим оптимальные условия для самообразования;
ориентированным на экспериментальную деятельность учащихся;
иметь научный подход в изложении;
иметь яркие иллюстрации и увлекательное содержание.
Организуя современный урок, соответствующий ФГОС ООО, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика.
В пособии представлены технологическая карта и сценарии уроков физики, различные по своей структуре и форме, позволяющие проектировать современный урок, содержащие важные компоненты технологии развивающего обучения: практико-ориентированные задания разных уровней сложности (решение задач, демонстрация опытов и др.), наглядность (таблицы, схемы), а также занимательный материал (викторины, брейн-ринги, игры, кроссворды), помогающий каждому ученику успешно овладевать умением учиться.
Пособие содержит контрольные работы по физике, которые охватывают все изучаемые в основной школе темы. Каждая работа содержит шесть равноценных по сложности вариантов, а каждый вариант — шесть заданий, расположенных в порядке возрастания сложности и имеющих четкую систему оценивания. Приведенные контрольные работы обеспечивают объективное оценивание при минимальных затратах времени и сил учителя. Пособие предназначено для учителей физики и учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ всех типов.
Итак, применение ЭОР на уроках физики способствует повышению мотивации обучения физики у учащихся в сельской школе. Компьютер – один из основных источников информации (Интернет), а умение владеть программными продуктами, не дает отставать нам от цивилизации. К «компьютерным» урокам нужно тщательно готовиться. Написание конспектов уроков с применением ИКТ требует от учителя огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новые программы, разбираться в тонкостях компьютерных приложений, создавать модели физических явлений и процессов. Отметим, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Можно с уверенностью сказать, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, включают в работу всех, даже слабых ребят, способствуют формированию компетенций: изучение нового материала; поиск информации; обработка информации; адаптация к окружающей среде, необходимых не только физике, но и других предметах. Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе. Использование ЭОР раскрывает перспективы использования активно-деятельностных форм обучения, и тем самым изменения ролей учителя и ученика.