kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие спецкурса в 8 классе по теме "Необычные и обычные оптические явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          В преподавании физики особая роль принадлежит качественным задачам, решение которых приводит к пониманию самой сути физических явлений.

          Решение качественных задач должно присутствовать не только в начале изучения темы с целью закрепления материала, но и на протяжении изучения всей темы. При этом используются качественные задачи различных уровней сложности.

Просмотр содержимого документа
«Занятие спецкурса в 8 классе по теме "Необычные и обычные оптические явления"»

Занятие спецкурса в 8 классе

МБОУ Лицей №3 г. Саров Нижегородской обл.

Тема занятия: «Необычные и обычные оптические явления»

Преподаватель: Маначинская Людмила Александровна –

учитель физики высшей категории


В преподавании физики особая роль принадлежит качественным задачам, решение которых приводит к пониманию самой сути физических явлений.

Решение качественных задач должно присутствовать не только в начале изучения темы с целью закрепления материала, но и на протяжении изучения всей темы. При этом используются качественные задачи различных уровней сложности.

В соответствии с требованиями ФГОС очень важная роль принадлежит умению учащихся самостоятельно ориентироваться в большом объеме информации. Решение нестандартных качественных задач соответствует требованиям ФГОС, и этому посвящается предлагаемое 2-часовое занятие спецкурса по физике в 8 классе. Тема занятия: «Необычные и обычные оптические явления».

Эпиграф: «Одна голова хорошо, а две лучше». Это означает, что работа проводится в небольших группах по 3 человека.

В МБОУ Лицей №3 г. Сарова Нижегородской области физика изучается по углубленной программе. На изучение физики отводится 3 урока в неделю и 1 урок – спецкурс по решению задач повышенной сложности. К моменту проведения занятия учащиеся знакомы с законами геометрической оптики. Знают ход лучей в плоскопараллельной пластинке, в 3-гранной призме и линзах, умеют решать качественные и расчетные задачи достаточного уровня.

Занятию предшествовала подготовительная работа в течение изучения всей темы. Задания, которые должны будут предложены на занятии спецкурса, учащимся не сообщаются. Но похожие традиционные задачи решались.

Занятие состоит из 2 частей.


1 часть. Каждый учащийся получает задание, состоящее из нескольких нетрадиционных экспериментальных заданий. В ходе выполнения заданий предполагаются элементы исследования. На выполнение заданий отводится минут 20.

Задания

1. Погрузите закопченый шар, а затем закопченую плоскую пластинку в воду. Сравните и объясните результаты. Начертите ход лучей. Получится ли опыт, если вместо копоти покрасить пластинку и шарик масляной краской? фломастером? В чем отличие результатов, если используется шарик маленького и большого диаметров?

2. Установите зеркало отражающей поверхностью вверх под углом 45 градусов к поверхности стола. Толкните шарик так, чтобы он катился по столу по направлению к зеркалу. Что видите в зеркале? Начертите ход лучей и объясните. Как изменится результат опыта, если изменить угол наклона?

3. Определите фокусное расстояние колбы с водой. Какой способ самый простой? Изменится ли фокусное расстояние и как, если использовать соленую воду? Изменится ли фокусное расстояние, если налить воды меньше? Что изменится? Начертите ход лучей. Проверьте правильность положения фокуса с помощью лазерной указки. Чем отличаются оптические свойства колб различных размеров?

4. Можно ли из этой же колбы сделать рассеивающую линзу? Проверить на опыте. Начертить ход лучей.

5. Можно ли сделать световод из оборудования, которое у вас на столе? Убедитесь в правильности вашего предположения. Будет ли световод работать, если заклеить «боковушки» прозрачной лентой? непрозрачной лентой? Опустить нижнюю часть трубки в воду? в соленую воду? в ацетон? в глицерин? запудрить пудрой? Почему? Влияет ли как-либо стекло трубки на работу световода? Какой световод лучше: из трубки с водой или из толстой лески?

6. Задача. Нужно попасть в камушек на дне озера палкой. Под каким углом нужно метить? Какие данные потребуются? Составить текст задачи и предложить решение.


Учащиеся должны проделать опыты и дать обоснованные ответы на вопросы. Далее – обсуждение результатов. Представители групп демонстрируют свое решение у доски, выступают с места, дополняют ответы одноклассников.

В ходе изучения темы «Геометрическая оптика» 8-классникам было дано задание: подготовить эффектные демонстрационные опыты по данной теме. Школьниками были предложены опыты: принцип работы камеры Обскура, способы получения радуги в домашних условиях, опыты по рассеянию света и т. д.


2 часть (лучше провести на следующем занятии) – выступления учащихся с презентациями, подготовленными в ходе изучения раздела «Геометрическая оптика».

Темы выступлений сформулированы на основе материала научно – популярных книг по оптике: У. Брэгг «Мир света. Мир звука» и Миннарт «Свет и цвет в природе».

Материал занятия распечатан и размещен в кабинете физики для дальнейшего самостоятельного изучения. Также к нему можно обращаться в ходе дальнейшего изучения темы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Занятие спецкурса в 8 классе по теме "Необычные и обычные оптические явления"

Автор: Маначинская Людмила Александровна

Дата: 23.01.2018

Номер свидетельства: 452062

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства