Просмотр содержимого документа
«Зачетная работа по теме "Электрические явления". 8 класс»
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Средняя школа №1 (очно – заочная)»
СПЕЦИФИКАЦИЯ
зачетной работы № 3 по физике в 8 классе
тема «Электрические явления»
Назначение работы
Оценить достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения темы «Электрические явления» с целью их промежуточной аттестации по физике.
Подходы к отбору содержания, разработке зачета
Содержание зачета определяется на основании следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 с изменениями.
Основной образовательной программы основного общего образования КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)».
Зачет № 3 включает в себя контролируемые элементы содержания темы «Электрические явления». В зачете соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программе.
Структура зачета
Каждый вариант зачета № 3 по физике для 8 класса состоит из 2-х частей и содержит 22 задания, различающихся формой и уровнем сложности.
Задания №№ 1-4, 6-9, 13-19 с выбором ответа в виде одной буквы. В заданиях № 10-11 необходимо установить соответствие. В заданиях № 5, 12, 20 требуется дать краткий ответ и в заданиях № 21, 22 требуется дать развернутый ответ.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№
Части работы
Количество заданий
Максимальный балл
Тип задания
1
Часть 1
15
15
С выбором ответа
2
4
На установление соответствия
2
2
С кратким ответом
2
Часть 2
1
1
С кратким ответом
2
6
С развернутым ответом
Итого
22
28
Распределение заданий зачетной работы по содержанию
Таблица №2 Распределение заданий по содержанию
Разделы (темы) курса физики, включенные в работу
Количество заданий
По рабочей программе
Вся работа
Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие
6 (27%)
7 (26%)
Постоянный электрический ток
16 (73%)
20 (74%)
Итого
22
27 часов
Проверяемые умения и виды деятельности
Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов освоения темы «Электрические явления» курса физики основной школы:
Распределение заданий по уровням сложности
В зачете № 3 представлены задания базового и выше базового уровней сложности.
Задания базового уровня (№ 1-12,14-20) – это простые задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные физические понятия для объяснения явлений, а также умение работать с информацией физического содержания, решать простейшие задачи, используя физические законы.
Задание выше базового уровня сложности № 13, 21, 22.
Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий
Количество заданий
Максимальный балл
Базовый (Б)
19
21 (75%)
Выше базового (В.Б.)
3
7 (25%)
Итого
22
28
Время выполнения варианта зачета
Зачет № 3 выполняется во время индивидуальной консультации.
План варианта зачетной работы
Обозначение
задания в
работе
Проверяемые
элементы содержания
Коды проверяемых
умений
Уровень сложности задания
Макс. балл за выполнение задания
1
Электризация физических тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел
Б
1
2
Электроскоп
Б
1
3
Закон Кулона
Б
1
4
Электрическое поле
Б
1
5
Элементарный электрический заряд. Строение атома
Б
1
6
Закон сохранения электрического заряда
Б
1
7
Электрический ток. Условия существования электрического тока
Б
1
8
Источники электрического тока
Б
1
9
Электрическая цепь и ее составные части
Б
1
10
Действия электрического тока
Б
1
11
Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников
Б
3
12
Удельное сопротивление вещества
Б
1
13
Зависимость силы тока от напряжения
В.Б.
1
14
Закон Ома для участка цепи
Б
1
15
Реостат
Б
1
16
Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Б
1
17
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока
Б
1
18
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля— Ленца
Б
1
19
Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание
Б
1
20
21
Расчет электрической цепи
Б
В.Б.
1
2
22
Решение комбинированной задачи на электрические явления
В.Б.
4
Дополнительные материалы и оборудование
Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого обучающегося) и линейка, справочные материалы.
Условия проведения
Зачет проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии учителя физики. При выполнении работы учащиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы.
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания №№ 1-4, 6-9, 13-19 с выбором ответа в виде одной буквы считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
В задании на установление соответствия № 10-11 каждый верный ответ оценивается в 0,5 балла (№ 10) и 1 балл (№ 11).
Задания с кратким ответом оцениваются по 0,5 балла в № 5 и № 12, по 1 баллу № 20.
Максимальный балл за задание № 21 с развернутым ответом – 2 балла.
Максимальный балл за задание с развернутым ответом № 22 – 4 балла.
Максимальный балл за выполнение работы – 28. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале:
Первичный балл
28- 26
25 - 21
20 -14
13 и менее
Отметка
5
4
3
2
8 класс Зачет № 3
Тема: «Электрические явления»
Инструкция для обучающихся
Задания №№ 1-4, 6-9, 13-19 с выбором ответа в виде одной буквы считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
В задании на установление соответствия № 10-11 каждый верный ответ оценивается в 0,5 балла (№ 10) и 1 балл (№ 11).
Задания с кратким ответом оцениваются по 0,5 балла в № 5 и № 12, по 1 баллу № 20.
Максимальный балл за задание № 21 с развернутым ответом – 2 балла.
Максимальный балл за задание с развернутым ответом № 22 – 4 балла.
Максимальный балл за выполнение работы – 28. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале:
Какому из этих электроскопов сообщен наибольший электрический заряд?
А) 1 Б) 2 В) 3
1
2
3
(1 балл) Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если заряд одного из них увеличить в 5 раз?
А) уменьшится в 5 раз
Б) увеличится в 5 раз
В) не измениться
(1 балл) Как обнаруживают электрическое поле?
А) по его влиянию на человека Б) по взаимодействию с электрическими зарядами
В) по взаимодействию с разными телами
(0,5 балла за вопрос, максимальный балл- 1)
Рассмотрите рисунок атома гелия и ответьте на вопросы:
1). Сколько протонов в ядре атома ?
2). Сколько всего электронов на орбитах атома?
Ответ запишите в виде набора цифр
Атом гелия
(1 балл)
Имеющие равные положительные заряды одинаковые металлические шары приводятся в соприкосновение с металлическими шарами разного размера, не имеющими заряда. В каком случае заряд распределится между шарами поровну?
А) № 1
Б) № 2
В) № 3
(1 балл) Определите фразу, пропущенную в предложении: Электрическим током называют ….. под действием электрического поля, созданного источником тока.
Выберите правильный вариант ответа:
А) движение заряженных частиц
Б) направленное движение частиц
В) направленное движение заряженных частиц
(1 балл) На каком рисунке изображен источник питания?
(0,5 балла за соответствие, максимальный балл - 1) Установите соответствие между действием электрического тока и примером, его иллюстрирующим.
Действие электрического тока
Примеры
А) тепловое действие
Б) магнитное действие
1. сбор гвоздиков сердечником катушки с током
2. нагревание утюга
3. зарядка аккумулятора
В задании 11 требуется указать последовательность цифр, соответствующих правильному ответу. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго, третьего, четвертого и пятого столбика.
(по 1 баллу за соответствие, максимальный балл - 3) Установить соответствие:
Физическая величина
Характеристика
Обозначение
Единицы измерения
Прибор
1. Сила тока
1.Характеристика проводника
1. U
1.Ом
1. Омметр
2. Напряжение
2.Характеристика электрического тока
2. I
2. А
2. Вольтметр
3. Сопротивление
3.Характеристика электрического поля
3. R
3. В
3. Амперметр
(0,5 балла за правильный ответ, максимальный балл - 1) По данным, приведенным в таблице, определите, какие вещества являются лучшими проводниками электричества. Ответ запишите в виде набора слов.
Вещество
Удельное сопротивление вещества ρ, Ом⋅мм2/м
Серебро
0,016
Железо
0,1
Нихром
1,1
Фарфор
1013
Эбонит
1020
(1 балл) Какой из проводников, для которых графики зависимости силы тока от напряжения показаны на рисунке, обладает наибольшим сопротивлением?
А) № 1 Б) № 2 В) № 3
(1 балл) В электрическую сеть напряжением 220 В включен электрический звонок сопротивлением 440 Ом. Какова сила тока, текущего через звонок?
А) 0,5 А
Б) 2 А
В) 5 А
(1 балл) По каким участкам реостата в цепи, изображенной на рисунке, проходит электрический ток?
А) 1-4, 4-3, 3-2
Б) 1-4, 4-6, 6-5
В) 1-4, 4-3, 3-5
(1 балл) Необходимо выбрать схему для последовательного соединения проводников
А)
Б)
В)
(1 балл) Мощности утюга 500 Вт, лампы 100 Вт и стиральной машины 600 Вт. Какой из этих приборов расходует большую энергию электрического тока за одно и то же время?
А) Утюг
Б) Лампа
В) Стиральная машина
(1 балл) Отрезки одного и того же медного провода разной длины (3 м, 6 м, и 10 м) подключены к источнику тока последовательно. Какой из них выделит наибольшее количество теплоты?
А) Длиной 10 м
Б) Длиной 6 м
В) Длиной 3 м
(1 балл) Каково назначение плавкого предохранителя? Каким свойством должен обладать проводник, из которого его можно сделать?
А) уберечь электрическую цепь от разрыва; тугоплавкостью Б) разомкнуть электрическую цепь в случае превышения силой тока допустимого значения; легкоплавкостью В) не допустить короткого замыкания; тугоплавкостью
(2 балла) Рассчитайте напряжение на лампе. Оформите решение задачи.
(4 балла) Решить задачу (с оформлением):
Кипятильник включен в сеть с напряжением 220В. Чему равна сила тока в спирали электрокипятильника, если она сделана из нихромовой проволоки длиной 5 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм2? Удельное сопротивление нихрома равно 1,1 Ом×мм2/м
8 класс Зачет № 3
Тема: «Электрические явления»
Инструкция для обучающихся
Задания №№ 1-4, 6-9, 13-19 с выбором ответа в виде одной буквы считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
В задании на установление соответствия № 10-11 каждый верный ответ оценивается в 0,5 балла (№ 10) и 1 балл (№ 11).
Задания с кратким ответом оцениваются по 0,5 балла в № 5 и № 12, по 1 баллу № 20.
Максимальный балл за задание № 21 с развернутым ответом – 2 балла.
Максимальный балл за задание с развернутым ответом № 22 – 4 балла.
Максимальный балл за выполнение работы – 28. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале:
Какому из этих электроскопов сообщен наименьший электрический заряд?
А) 1 Б) 2 В) 3
1
2
3
(1 балл) Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если заряд одного из них уменьшить в 7 раз?
А) уменьшится в 7 раз
Б) увеличится в 7 раз
В) не измениться
(1 балл) В какую точку электрического поля (А, В или С), созданного заряженным шаром надо поместить пробный заряд, чтобы поле действовало на него с меньшей силой?
А) Точка В Б) Точка С В) Точка А
(0,5 балла за вопрос, максимальный балл- 1)
Рассмотрите рисунок атома лития и ответьте на вопросы:
1). Сколько протонов в ядре атома ?
2). Сколько всего электронов на орбитах атома?
Ответ запишите в виде набора цифр
Атом лития
(1 балл) Как следует поступить, чтобы удалить практически весь заряд с наэлектризованного тела? А) Привести его в соприкосновение с каким-нибудь незаряженным телом Б) Прикоснуться к нему телом с зарядом другого знака В) Соединить его проводником с Землей
(1 балл) Чтобы в проводнике возник электрический ток, необходимо
А) наэлектризовать проводник с помощью источника тока
Б) создать в проводнике электрическое поле с помощью источника тока
В) создать электрические заряды с помощью источника тока
(1 балл) На каком рисунке изображен источник питания?
А
Б
В
(1 балл) Какие электроприборы включены в эту цепь?
А) две электролампы и нагревательный элемент
Б) два звонка и нагревательный элемент
В) две электролампы и резистор
(по 0,5 балла за соответствие, максимальный балл -1) Установите соответствие между действием электрического тока и примером, его иллюстрирующим.
Действие электрического тока
Примеры
А) магнитное действие
Б) химическое действие
1. получение чистого металла на электроде, опущенном в раствор соли, молекулы которой содержат этот металл
2. плавление металла в электропечи
3. действие на стрелку компаса
В задании 11 требуется указать последовательность цифр, соответствующих правильному ответу. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго, третьего, четвертого и пятого столбика.
(по 1 баллу за соответствие, максимальный балл -3) Установить соответствие:
Физическая величина
Характеристика
Обозначение
Единицы измерения
Прибор
1. Напряжение
1.Характеристика проводника
1. U
1. А
1. Омметр
2. Сопротивление
2.Характеристика электрического тока
2. I
2. В
2. Вольтметр
3. Сила тока
3.Характеристика электрического поля
3. R
3. Ом
3. Амперметр
(0,5 балла за правильный ответ, максимальный балл - 1) По данным, приведенным в таблице, определите, какие вещества являются лучшими изоляторами
Вещество
Удельное сопротивление вещества ρ, Ом⋅мм2/м
Серебро
0,016
Железо
0,1
Нихром
1,1
Фарфор
1013
Эбонит
1020
(1 балл)
Какой из проводников, для которых графики зависимости силы тока от напряжения показаны на рисунке, обладает наименьшим сопротивлением?
А) № 1 Б) № 2 В) № 3
(1 балл) Сопротивление нагревательного элемента утюга 88 Ом, напряжение в электросети 220 В. Какова сила тока в нагревательном элементе?
А) 0,25 А
Б) 2,5 А
В) 25 А
(1 балл) По каким участкам реостата в цепи, изображенной на рисунке, проходит электрический ток?
А) 1-4, 4-6, 6-5
Б) 1-4, 4-3, 3-5
В) 1-4, 4-3, 3-2
(1 балл) Необходимо выбрать схему для параллельного соединения проводников
А)
Б)
В)
(1 балл) Мощности утюга 600 Вт, лампы 60 Вт и стиральной машины 800 Вт. Какой из этих приборов расходует меньшую энергию электрического тока за одно и то же время?
А) Лампа Б) Утюг В) Стиральная машина
(1 балл) Отрезки одного и того же алюминиевого провода разной длины (5 м, 7 м, и 12 м) подключены к источнику тока последовательно. Какой из них выделит наименьшее количество теплоты?
А) Длиной 12 м Б) Длиной 7 м В) Длиной 5 м
(1 балл) Чем опасно короткое замыкание?
А) уменьшением напряжения на том участке цепи, где оно произошло Б) резким возрастанием силы тока в цепи, приводящим к перегреву проводников — вплоть до их возгорания В) увеличением силы тока, вызывающим резкое нарушение работы цепи
(2 балла) Вычислите напряжение на реостате. Оформите решение задачи
(4 балла) Решить задачу (с оформлением):
Для изготовления нагревательного прибора, рассчитанного на напряжение 220 В, необходима никелиновая проволока площадью 0,1 мм2 и длиной 27,5 м. Чему равна сила тока в спирали нагревательного элемента?
Удельное сопротивление никелина равно 0,4 Ом×мм2/м