Установление межпредметных связей
в учебном процессе – важная и
сложная задача, значение которой
особенно возрастает в плане
требования комплексного подхода
в обучении и воспитании школьников.
Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных знаний, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.
Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При использовании исключается формализм при изучении материала.
Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.
Учащиеся с удовольствием обосновывают физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.п.
Можно предложить ряд межпредметных вставок в уроки по некоторым вопросам:
- 9 класс: «Относительность движения» - можно предложить заслушать отрывок из стихотворения М.В.Ломоносова, ранее изучавшемся на уроках литературы:
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»,
Другой – что «Солнце все с собою планеты водит»;
Один Коперник был, другой был Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомнении рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»
Потом задать вопросы:
- Чему посвящен спор?
- Чью точку зрения разделяет автор?
- Как вы представляете себе движение Солнца, Земли, планет?
- Почему учение Коперника было запрещено церковью?
Выслушав и обсудив ответы, можно плавно перейти к объяснению схем мироздания по Птолимею и по Копернику.
Просмотр содержимого документа
«семинар учителей физики выступление Творческие межпредметные связи Трубичкина Л.С.»
Августовские совещания секция: « Физики»
Тема: «Творческие межпредметные конференции, семинары»
Подготовила: Трубичкина Л.С., учитель физики Кайрактынской СОШ.
2014 год.
Установление межпредметных связей в учебном процессе – важная и
сложная задача, значение которой
особенно возрастает в плане
требования комплексного подхода
в обучении и воспитании школьников.
Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных знаний, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.
Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При использовании исключается формализм при изучении материала.
Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.
Учащиеся с удовольствием обосновывают физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.п.
Можно предложить ряд межпредметных вставок в уроки по некоторым вопросам:
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»,
Другой – что «Солнце все с собою планеты водит»;
Один Коперник был, другой был Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомнении рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»
Потом задать вопросы:
Чему посвящен спор?
Чью точку зрения разделяет автор?
Как вы представляете себе движение Солнца, Земли, планет?
Почему учение Коперника было запрещено церковью?
Выслушав и обсудив ответы, можно плавно перейти к объяснению схем мироздания по Птолемею и по Копернику.
Какую зависимость представляет данное уравнение?
Как линейная зависимость y = f(x) выглядит графически?
После этого можно попросить сравнить «математическое» уравнение y=2+4x и «физическое» x=x+vt, выражающее закономерность изменения координаты при равномерном движении. Вспомнив алгебру ученики сами приходят к выводу, что выражение: x=x+vt – линейная функция, что время t служит аргументом, а х (координата) – функцией.
И далее не учитель, а ученики записывают на доске частные случаи общей закономерности: равномерное прямолинейное движение при:
а) х=0; б) х0; в) хv
А затем строят графики и характеризуют каждую разновидность движения.
При изучении простых механизмов и машин показываю таблицу по истории с египетскими пирамидами и предлагаю ученикам рассказать об их строительстве. Напоминаю также о метательных машинах, использованных при отпоре татар в 1238 году у города Козельска, что в Калужской области, показываю иллюстрации. Учащиеся называют используемые приспособления, собирают их модели из имеющихся деталей, приводят в действие и поясняют принцип работы. Рассмотренный пример – из блока связи «физика – история».
Аналогичные примеры можно рассмотреть в связи:
Физика
География химия биология русский язык
Основы безопасности жизнедеятельности
Я предложила лишь несколько « линий», то есть направления, межлредметных связей. Хотелось подчеркнуть что таких «линий» много и все они могут быть раскрыты, эта работа важна, и поэтому заслуживает внимания педагога.
Литература.
В.М.Дуков «Исторические образы в курсе физики средней школы»
Н.В.Малахов « Меж предметные связи в формировании картографических знаний »
Просмотр содержимого презентации
«семинар учителей физики выступление Творческие межпредметные связи Трубичкина Л.С.»