внеурочное занятие по физике на тему:"Измерение объема жидкости"
Внеурочное занятие по физике на тему:"Измерение объема жидкости"
~~Цели:
Научить учащихся пользоваться измерительными приборами, определять цену деления измерительного прибора и с помощью них определять объем жидкости;
Развивать навыки практической деятельности, делать вывод по результатам работы. умения анализировать, обобщать и систематизировать учебный материал.
Воспитывать дисциплинированность, взаимопонимание при работе в паре, бережное отношение к оборудованию
Планируемые результаты:
Личностные:
Ученик получит возможность выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение
Регулятивные: дети научатся работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.
Коммуникативные: Ученик получит возможность оформлять свою мысль в устной и письменной форме, задавать вопросы. обосновывать свои выводы и умозаключения, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«внеурочное занятие по физике на тему:"Измерение объема жидкости" »
Измерение объема жидкости
Цели:
Научить учащихся пользоваться измерительными приборами, определять цену деления измерительного прибора и с помощью них определять объем жидкости;
Развивать навыки практической деятельности, делать вывод по результатам работы. умения анализировать, обобщать и систематизировать учебный материал.
Воспитывать дисциплинированность, взаимопонимание при работе в паре, бережное отношение к оборудованию
Планируемые результаты:
Личностные:
Ученик получит возможность выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение
Регулятивные: дети научатся работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.
Коммуникативные: Ученик получит возможность оформлять свою мысль в устной и письменной форме, задавать вопросы. обосновывать свои выводы и умозаключения, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Представлять информацию в виде конспекта, рисунка, схемы.
Предметные: Ученики научатся измерять объем жидкости, определять цену деления измерительных приборов и пользоваться ими
Ход урока. 1. Оргмомент
Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Наука начинается там, где начинаются измерения».
2. Сообщение темы и целей
Почти все измерительные приборы имеют шкалу. На ней нанесены при помощи штрихов деления и над соответствующими делениями - значения величины. Многие шкалы являются равномерными, т.е. расстояния между смежными делениями одинаковы.Но при помощи измерительного прибора мы не можем измерить значение физической величины точнее некоторого значения.Например, при помощи линейки, у которой между делениями 1см и 2см нанесено 10 равных делений, мы можем измерить длину с точностью до 1мм. Эта величина называется ценой деления .
Как вы думаете какова тема нашего урока и каковы его цели?
3. Изучение нового материала
При проведении опытов мы имеем дело с физическими параметрами, которые во времени могут либо меняться, либо нет. Характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены, называются физическими величинами.
К физическим величинам относятся объем, масса, длина, время, скорость, температура, вес, площадь и т.д.
Особое внимание в объяснении нужно уделить тому, что любая физическая величина измеряется в своих единицах. Обычно все физические величины измеряются в международной системе единиц (система СИ, что значит: система интернациональная).
Например, единицей времени считается секунда (1с), единицей длины - метр (1.м). Чтобы было удобнее измерять физические величины, кроме основных единиц используют кратные единицы, которые в 10, 100, 1000 и т.д. больше основных и дольные, которые в 10, 100, 1000 меньше основной единицы. Для их обозначения используют специальные приставки (см. таблицу).
Для измерения физических величин применяют измерительные приборы. Самыми простыми измерительными приборами являются рулетка, мензурка (измерительный цилиндр). Более сложными являются термометр, секундомер. Перед проведением измерений всегда определяют цену деления прибора.
Для определения цены деления прибора необходимо взять два ближайших деления с числовым обозначением, из большего вычесть меньшее и разделить на число делений между ними.
4.Л\р
Определение цены деления измерительного прибора
Цель работы определить цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды.
Указания к работе
1.Рассмотрите измерительный цилиндр, обратите внимание на его деления. Ответьте на следующие вопросы:
1)Какой объем жидкости вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита:
а) до верхнего штриха; б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной от нуля?
2)Какой объем жидкости помещается: а) между 2-м и 3-м штрихами, обозначенными цифрами; б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки?
2.Как называется последняя вычисленная вами величина? Как определяют цену деления шкалы измерительного прибора?
Запомните: прежде чем проводить измерения физической величины с помощью измерительного прибора, определите цену деления его шкалы.
5. Физминутка
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять
3.Рассмотрите рисунок 7 учебника и определите цену деления изображенной на нем мензурки.
4. Налейте в измерительный цилиндр воды, определите и запишите, чему равен объем налитой воды. Примечание. Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Вода у стенок сосуда немного приподнимается, в средней же части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направить на деление, совпадающее с плоской частью поверхности (рис. 177).
5. Налейте полный стакан воды, потом осторожно перелейте воду в измерительный цилиндр. Определите и запишите с учетом погрешности, чему равен объем налитой воды. Вместимость стакана будет такой же.
6.Таким же образом определите вместимость колбы, аптечных склянок и других сосудов, которые находятся на вашем столе.
7.Результаты измерений запишите
6. С\р
№1:Определитt цену деления мензурки изображенной на рисунке.
№2:Какие из нижеприведенных мензурок имеют цену деления 5мл/дел?
№3: Какую максимальную температуру показывает термометр, изображенный на рисунке, с учетом погрешности измерений?
7. Подведение итогов урока. Синквейн
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Секунда и сантиметр
Почему же сантиметр и секунда были выбраны такими, какие они есть? Ведь они могли бы быть короче или длиннее.
Единица измерения прежде всего должна быть удобной, очень хорошо, если она всегда есть под рукой. Проще всего взять за единицу измерения саму руку. Именно таким способом раньше и поступали, например, использовали такие меры длины как «локоть» - расстояние от локтя до кончиков пальцев, «пядь» - расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки или «дюйм» - ширина большого пальца у основания (кстати, дюйм как мера длины используется и до сих пор).
До сих пор бытуют выражения: «семи пядей во лбу», «сам с ноготок, а борода с локоток», «видеть на сажень сквозь землю», «от горшка два вершка», «сидишь как аршин проглотил», «сам с вершок, а голова с горшок», «семь верст до небес и все лесом» и др.
Хотя эти единицы измерения весьма удобны тем, что они всегда при себе, недостаток их очевиден: слишком уж отличаются друг от друга люди, чтобы рука могла служить объективной единицей измерения. С развитием же торговли возникла необходимость договориться о единых, равных для всех единицах измерения.
В 1790 г. была создана комиссия из лучших физиков и математиков того времени, которая выбрала в качестве единицы длины одну десятимиллионную долю четверти земного меридиана и дала этой единице название «метр».
Эталон метра, изготовленный в 1799 г. хранится в Международном бюро мер и весов в Париже.
Секунда много старше метра. Это и понятно - большие единицы измерения времени - год и сутки - дала нам сама природа, и использовались они с древнейших времен.
Деление суток на 24 часа было введено в Древнем Египте. Позднее появились минуты и секунды. То, что в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд, - наследие Вавилона, где была распространена не десятичная, а шестидесятеричная система счисления.