kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащаяся 7 класса исследует используемую обувь на предмет безопасности и дает рекомендации для профилактики плоскостопия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат человека»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ветлужская школа № 1












Учебно- исследовательская работа

«Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат человека»














Выполнила

учащаяся 7- «А» класса Бобылева Яна

Руководитель

учитель физики И.А. Трунова









2016 год

Оглавление



1.

Введение …………………………………………………………

стр. 3

2.

История создания и развития обуви ………………………….

стр. 6

3.

Исследования безопасности обуви специалистами .…………

стр. 9

4.

Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат …………….

стр.12

5.

Методики определения наличия плоскостопия. Проведение исследований ……………………………………………………


стр. 17

6.

Рекомендации по выбору обуви ……………………………….

стр. 20

7.

Заключение ……………………………………………………….

стр. 22

8.

Используемые источники информации ………………………..

стр. 23

9.

Приложения ……………………………………………………..

стр. 24
















































Здоровье - это вершина,

на которую человек должен

подняться сам.

И. Брехман



  1. Введение.


Древнее изречение « В здоровом теле - здоровый дух» произносится столь часто, что не всегда вызывает желание глубоко задуматься над ним. А ведь здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но мы часто растрачиваем этот попусту именно в школьные годы.

Как приятно, очень удобно, и даже полезно гулять босиком по пляжному песку, мягкой траве полянки, наслаждаясь тишиной, солнцем, шумом моря или шелестом листвы. Но никому сегодня и в голову не придет выйти на улицу, пройтись по асфальту города без обуви. Причем, никто не будет спорить с тем, что обувь должна быть удобной, комфортной, функциональной, модной и практичной. Но соединить все эти требования в конкретной паре обуви очень не просто.

Большинство людей выбирают обувь, руководствуясь исключительно ее внешним видом и совершенно забывая о том, что от качества и удобства туфель, сандалий и ботинок зависит здоровье.

Некачественная обувь может доставить не только мелкие неприятности в виде мозолей, но и принести более значительный вред организму: стать причиной деформации суставов ног, нарушения кровообращения, развития плоскостопия и, как следствие, смещения позвоночных сегментов.

Слишком тесная обувь может привести к сдавливанию сосудов стоп, искривлению пальцев и врастанию ногтей, а широкая – к постоянному напряжению мышц нижнего пояса конечностей.

Сейчас много говорят с использованием средств массовой информации о болезнях, связанных с ношением «неправильной» обуви, предлагают различные препараты для лечения таких заболеваний.

У меня в конце дня, тоже иногда ощущается дискомфорт в ногах. Я стала задумываться, может, тоже ношу «неправильную» обувь? А какая обувь «правильная»? Возникло желание разобраться в этом вопросе. Что знают об обуви мои друзья и знакомые?


Я задала несколько интересующих меня вопросов учителям и учащимся моей школы.

Когда Вы покупаете обувь, на что обращаете внимание? Какой должна она быть?










То, что обувь должна быть удобной, сказали большинство учащихся. Но, может, удобная обувь не всегда является безопасной?

На вопрос «Оказывает ли высота каблука или его отсутствие влияние на формирование костей стопы»? положительно ответили 64% респондентов, 36% утвердительного ответа не дали.




То, что у обуви должен быть каблук, знаю только 15% опрошенных учащихся.







Большинство из респондентов сказали, что носят обувь только на плоской подошве.

Причем, в одной и той же обуви, респонденты ходят, согласно данным, больше половины дня.


И еще, изучая литературу, я нашла очень интересный факт: обувь и характер человека действуют друг на друга. Посмотрев на обувь любого человека можно определить, какими чертами характера он обладает. Есть такое выражение: хочешь измениться – надень другую обувь!

Выбор темы учебно-исследовательской работы не случаен, так как школа работает над формированием здоровьесберегающей среды для учащихся. Тема очень интересна и актуальна. Актуальность исследования состоит во взаимосвязи законов физики с биологией и медициной, в возможности осуществления связи между модными направлениями создателей обуви и здоровьем человека.

Предмет исследования: влияние различных моделей обуви на возникновение плоскостопия.

Объект исследования: учащиеся и работники школы.

Цель работы: выявить случаи влияния неправильно подобранной обуви на возникновение плоскостопия, приводящего к различным патологиям опорно-двигательного аппарата.


Задачи:


  1. Познакомиться с историей создания и развития обуви.

  1. Выявить, как влияет обувь на опорно-двигательный аппарат человека.

  1. Выяснить причины плоскостопия.

  1. Выяснить медицинские требования к обуви.

  1. Провести исследования стопы учащихся и работников школы на наличие плоскостопия.

  1. Разработать рекомендации профилактических мер по выявленным отклонениям.

  1. Разработать памятку с рекомендациями профилактических мер и медицинскими требования к обуви.

Методы исследования:

1) Теоретические методы: изучение научной литературы и методических рекомендаций по интересующему вопросу.

2) Методы эмпирического познания: социологический опрос, экспериментальное определение остроты слуха.

3) Методы теоретического исследования (математическая статистика): обработка полученных данных методами опроса и эксперимента.


Гипотеза: Неправильно подобранная обувь - причина заболеваний опорно-двигательной системы.

Новизна исследования заключается в выявлении влияния ношения обуви на плоской подошве и высоком каблуке и их чередовании.

Практическое значение работы заключаются в том, что полученные результаты дают возможность проинформировать учащихся, работников школы, родных, близких и знакомых людей о влиянии неправильно подобранной обуви для повседневного использования и дать практические рекомендации по подбору обуви и профилактике плоскостопия.



  1. История создания и развития обуви.


Что явилось побудительным мотивом возникновения одежды и обуви? Имеются несколько версий:

  • климатическая – человек стал одеваться, чтобы защитить себя от холода и жары;

  • моральная – человек стал одеваться, чтобы скрыть наготу;

  • социальная – предметы, надетые человеком на голову, тело или конечности, демонстрировали статус владельца.

Не исключается также версия, что причиной явилось страстное желание изменить свой природный облик. Птицы имеют перья, рыбы – блестящую чешую, звери – пушистый мех, цветы – краски, и только человек гол. Для творческого преображения вида своего тела человек заимствует у природы всевозможные материалы. Нет ни одной части тела, не «обыгранной» модой, - каждая была доведена до гротеска и абсурда, увеличиваясь, уменьшаясь, искажаясь, обнажаясь и т.д. Изменить себя во что бы то ни стало – вот изначальный толчок к возникновению одежды, причесок и обуви.

История обуви настолько стара, как и история развития человеческой расы. Приспосабливаясь к окружающей среде, человек проявлял все больше изобретательности. Однажды наступил момент, когда необходимым стало защитить ноги от морозного снега, раскаленного песка и острых камней.

Скорее всего, началось все с куска дерева, кожи или листа какого-нибудь растения, подобранного по размеру ног. Это оказалось хорошо. Нужно было только зафиксировать эту спасительную прослойку, чтобы она держалась на ноге.

Так обувь стали совершенствовать и усложнять ее конструкцию, и в процессе эволюции стали выделять четыре конструктивных типа обуви: сандалии, сабо; туфли; ботинки и полуботинки; сапоги и полу сапоги.

Вся обувь, которая производится сейчас, и делится по этим конструктивным критериям. Отличие ее лишь в материалах и технологиях.

Итак, сначала человек додумался до сандалий. Известно, что открытые сандалии появились в Египте и Риме на пару с Древней Грецией. Так жители этих стран защищали свои ноги от воздействия горячего песка. Изготавливали обувь тогда из папируса и пальмовых листьев, потом стали использовать ремешки и дальше все больше усовершенствовали сандалии для удобства ношения.

Кстати, обувь стали изготавливать как открытую, так и закрытую. А так как она была огромной роскошью для того времени, то многие "древние" люди продолжали ходить босиком. Обувь в основном носили воины, путешественники и пастухи - те, чьи ноги часто сталкивались с неровностями и трудностями пути больше других.

Позже, древние греки стали делать обувь именно для правой и левой ноги. Хотя в Средние века об этом забыли, изготавливая симметричные изделия.

Если говорить о странах с более прохладным климатом, то именно в них появились прародители современных туфель. Их называли "поршни" и представляли они целостный кусок кожи, который был, согнут в носке и пятке, передняя часть и верхний край заготовки был стянут кожаным ремешком. Верх такой обуви стягивали тонким кожаным ремешком, как мешочек-кошелек. Однако складки при таком способе шитья получались очень грубыми и доставляли своему хозяину массу неудобств.

Их приходилось довольно долго носить, прежде чем они принимали более или менее удобную форму для стопы. К тому времени кожа уже становилась изношенной и протиралась.

Следующим шагом на пути к прогрессу стало снижение количества складок за счет кроя. Кусок кожи стали вырезать не по форме стопы с припусками, а прямоугольной формы. И как бы запаковывали стопу. Или складывали как конверт путем стягивания передних частей обуви ремешками.

Дальше появился шов в задней, пяточной части поршней. Потом кто-то придумал сделать такой же шов и в передней их части. Стало удобнее. А затем просветление в умах особо изобретательных показало, что обувь изнашивается неравномерно: сначала подошва, а верх остается целым.

Так появились первые сапожники, которые занимались ремонтом обуви. Они зашивали дырки на подошве кожаными ремешками, а позже стали ставить кожаные заплаты по следу обуви. Правда, спустя некоторое время, заплаты стали выкраивать по контуру следа обуви. Так появился прообраз подошвы.

Время шло, менялась мода, менялась и обувь. Эпоха барокко отметилась модой на ботфорты - тяжелые высокие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками. Высокие каблуки были нужны, чтобы при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Стоит отметить, что кроме военных сапог, в моде были ещё и светские.

С конца XVII века, появляются обтягивающие ногу трикотажные чулки, а с ними приходит мода на башмаки. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Императорский двор издавал указы регламентировавший высоту каблуков по сословиям. Самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий.

С 1789 года началась французская революция, которой было суждено не только внести великое волнение в массы, но и лишить дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея “упрощения” образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась. Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что может быть удобнее для танцев, чём шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?

Двадцатый век можно назвать веком триумфа обувщиков. Сколько за это время было придумано фасонов, моделей и вариаций. За всю предшествующую историю наши предки не придумывали столько. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала более практичной. После второй мировой войны химики открыли капрон и полиэтилен. Сегодня новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно. (Приложение 1).



  1. Исследования безопасности обуви специалистами.


Специалисты Бостонского университета и Института геронтологии провели исследование о безопасности обуви, в ходе которого фиксировали, какую обувь предпочитают носить люди в разные периоды своей жизни. Кто-то из 3 тысяч участников исследования в возрасте от 65 до 74 лет всю жизнь ходил в мягких ботинках или спортивной обуви, кто-то носил туфли на шпильках, кто-то - босоножки, а кому-то пришлось и вовсе работать в ботинках сталевара или носить армейские сапоги.

Гипотеза ученых о том, что неудобная обувь напоминает о себе даже после того, как сношена до дыр и отправлена на свалку, получила подтверждение: минимум четверть всех пациентов с жалобами на боль в ногах носили неудобную обувь. Правдой оказалось и то, что на такие неоправданные, с точки зрения ортопедов, жертвы чаще идут женщины. Врачи внимательно обследовали тех, кто жаловался на ежедневные боли. Среди мужчин тех, кто, по мнению медиков, носил "вредную" обувь, было 19%. А вот среди жалующихся на свои ноги женщин доля выбравших опасную обувь была фактически в полтора раза больше - 29%.

Примечательно, что только 2% всех мужчин (речь идет как о здоровых, так и о жалующихся на боли) когда-либо выбирали для себя небезопасную обувь. Комментируя результаты исследования, медики отмечают, что девушкам надо обратить особое внимание на то, чтобы обувь была удобной и желательно без высоких каблуков. А если уж очень хочется подняться на несколько сантиметров, то помочь в профилактике дальнейших проблем с ногами могут упражнения на растяжку, отмечает Gzt.ru.

Правильно подобрать обувь, задача не легкая. Обувь оказывает огромное влияние на формирование костной и мышечной ткани. На сегодняшний день на российском рынке представлены три основные категории обуви.

Первая категория - обувь неправильная. К неправильной относиться обувь, не имеющая супинатора, либо с супинатором, представленным символически, также сюда относиться обувь, сделанная наподобие кроссовок. На первый взгляд такая обувь выглядит очень удобной, мягкой и очень привлекательной по цене. Но она может нанести вред формирующейся ступне, который позже будет сложно исправить. К неправильной обуви относятся шлепанцы, сланцы, тапочки, кеды то есть любая обувь, не имеющая супинатора и не фиксирующая голень. Вредной обувью является обувь на завышенном каблуке.

Вторая категория - обувь правильная или почти правильная. Вся правильная обувь, не зависимо от сезона, для которого она предназначена, имеет супинатор средних размеров, жесткий задник и изготовлена из кожи либо ткани. Правильная обувь охватывает ногу и фиксирует голеностопный сустав.

Третья категория - обувь ортопедическая. Эта обувь соответствует всем стандартам, она имеет большой супинатор. Но покупать ортопедическую обувь стоит только по рекомендации врача.

Какая же обувь правильная?

4.1. Высокий каблук.

Исследования английских ученых, показали, что высокие каблуки, которые так нравятся женщинам не всегда хорошо влияют на их организм.

Как говорится, за все приходится платить. Врачи – ортопеды считают, что любой каблук выше пяти сантиметров является вредным для здоровья.

В случае обуви с высоким каблуком расплатой за увеличение привлекательности, элегантности и «блеска» женских ног и фигуры в целом являются: патологическое и патогенное изменение осанки с высоким риском появления боли в спине, хроническая венозная недостаточность, а также неблагоприятные изменения со стороны мышечных, связочных и суставных структур нижних конечностей (суставы стопы и ее «свод», голеностопные и коленные суставы). Рассмотрим более подробно влияние обуви с высоким каблуком на позвоночный столб и осанку.

Перечень «набора вредностей» присущих ношению обуви с высоким каблуком выглядит следующим образом:

- смещение центра тяжести с повышением нагрузки на позвоночник и смежные с ним сегменты верхних и нижних конечностей;

- перегрузка одних и сниженная нагрузка других мышц ног, в частности икроножных, вследствие их укорочения;

- плоскостопие (это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций. Оно бывает врожденным и приобретенным).

- искривление пальцев стоп, формирование натоптышей, мозолей на них;

- хроническая венозная недостаточность нижних конечностей.

Но недавно проведённые исследования заставили медиков изменить своё отношение к обуви на каблуке как к опасной для здоровья женщины, потому что в ходе них оказалось, что плоская подошва наносит позвоночнику отнюдь не меньший вред. 



4.2. Сплошная подошва.

Симпатия к сандалиям, шлепанцам и балеткам, теперь уверены медики, может привести к болям в ногах, повреждениям голени, «стрельбе» в спине и даже артриту. Почему?

Во-первых, люди не замечают, что во время прогулки в такой обуви начинают шаркать ногами. Заставляют их это делать плоские подошвы. Они словно вынуждают ступни задвигаться внутрь сандалии и таким образом способствуют растягиванию связок и сухожилий. В результате образовавшиеся смещения могут вызвать серьезную боль в пальцах – особенно в большом. Нельзя забывать, что подошва у балеток и сандалей очень тонкая, поэтому почти не защищает ноги от ударов.

Летом, замечают специалисты, ситуация обычно усугубляется, потому что «во время жары девушки вытащат из комодов любимые шлепанцы или купят модные нынче сандалии-гладиаторы. Что же, проблемы с позвоночником им обеспечены», — обещают врачи.

В чем проблема?

В основном проблема состоит не в том, что в сланцах и балетках нет каблука, а в том, что зачастую такая обувь не предполагает необходимых изгибов, чтобы поддерживать нашу стопу в правильной позиции. Стопа человека очень сложно устроенная конструкция, которая подразумевает сильный изгиб (арку) в ее средней части. Эта арка в середине стопы служит амортизатором, и позволяет нам здорово смягчать при ходьбе вес нашего тела. В обуви без каблука этой арки нет. Чем взрослее человек, тем сложнее ему сохранять этот изгиб. Под грузом лет наши связки растягиваются, мышцы слабеют и стопа уплощается, что само по себе несет возникновение болей, артрозов и еще целую кучу неприятностей. Во время ходьбы в обуви на плоской подошве при каждом шаге стопа уплощается и рано или поздно арка в такой обуви исчезнет и у вас возникнет плоскостопие.

Есть еще одна неприятность, связанная со шлепанцами и вьетнамками. При ходьбе в шлепанцах задняя часть обуви все время хлопает по пятке. Идет человек весь такой красивый и нарядный во вьетнамках (шлепках), а по пяткам ему «шлёп» да «шлёп». Можно посчитать. Человек совершает около 60-ти шагов в минуту. Это 3600 ударов по пяткам в час при ходьбе во вьетнамках. Представить теперь, что вас по какому-нибудь другому месту будут бить так. Долго и настойчиво. Каково? Представили? Сами по себе удары может и не сильные, но за счет того, что они совершаются в течение длительного времени эффект получается как при сильных ударах.

4.3. Платформа.

На первый взгляд, обувь на платформе может быть замечательной альтернативой высокому каблуку. Но и здесь есть подводные камни.

В чем проблема?

Обувь на платформе не позволяет ноге перекатываться с пятки на носок, что помогает в работе многих внутренних органов. Это может привести к застою кровообращения и понижает рессорные возможности стопы, а значит и к артрозу. 

В обуви на платформе происходит вся та же нагрузка на пальцы, а не на свод стопы. К тому же обувь на платформе часто бывает неустойчивой, создается повышенная нагрузка на мышцы. Наступая на неровность платформы, нога подворачивается. В определенных условиях связки могут буквально порваться.

Обувь на платформе может стать причиной разрыва связок голеностопного сустава. В зависимости от того, в какую сторону у вас повернется нога, порвется правая или левая связка.

Таким образом, можно сделать вывод, что не существует абсолютно безвредной обуви. Для того чтобы вред здоровью свести к минимуму, необходимо чередовать разные виды обуви, делать специальный массаж и гимнастику для ног, а также чаще гулять босиком по траве и земле. 

Как говорят ученые, отрицательное воздействие на здоровье оказывает и резкая смена разных видов обуви. К примеру, в этом сезоне большую популярность получили аккуратные женские тапочки. Немало женщин, носивших до этого высокие каблуки, перешли на балетки. Но врачи не рекомендуют столь резкий переход с туфель на обувь с плоской подошвой, ведь при этом организм подвергается серьезному стрессу. 

Знаменитый врач-физиотерапевт Сэмми Марго опубликовал собственные исследования, в которых рассказал обо всей опасности быстрого перехода от спортивной обуви к туфлям или наоборот. Например, если постоянно носить кроссовки, которые прекрасно амортизируют и равномерно распределяют нагрузку по всей поверхности ступни, а затем резко надеть обувь на высоком каблуке, к которой нога абсолютно не привыкла, то подобный стресс для организма будет равен травме средней тяжести. 

Правда, выход из положения имеется - не носить постоянно обувь на плоской подошве, но и не злоупотреблять высокими каблуками. Идеально, если их размер будет составлять порядка 2,5 сантиметров.



  1. Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат.


Одним из важнейших свойств живого организма является передвижение в пространстве. Эту функцию выполняет опорно-двигательный аппарат (ОДА), состоящий из двух частей: пассивной и активной. К первой относятся кости, соединяющиеся между собой различным образом, ко второй - мышцы. Кости скелета являются рычагами, приводимыми в движение мышцами. В результате этого части тела изменяют положение по отношению друг к другу и передвигают тело в пространстве. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов.

Человеческая двуногость - уникальное явление в мире живых организмов. Больше так не передвигается никто. Кенгуру прыгают "на цыпочках", качая могучим хвостом. Лемуры-сифаки прыгают боком. Птицы ходят похоже, но только на первый взгляд.

Такое положение тела повлияло на развитие конечностей. Стопа человека предназначена именно для прямого хождения. Особенностью строения стопы человека является наличие так называемого свода стопы, который выполняет весьма важную функцию - компенсирует давление на конечности.
Этот удивительный механизм из 26 костей, 33 суставов, 107 связок, 31 сухожилия, а также метров нервов и кровеносных сосудов является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функцию

– компенсирует давления на конечности. Ведь, человек, встав на две конечности, уменьшив тем самым площадь опоры тела в два раза, увеличил давления в два раза на опору.

Я предложила девушкам разной массы сравнить величину давления, оказываемого ими, в обуви на плоской подошве (балетки) и на высоком каблуке. При хождении в обуви на высоком каблуке происходит смещение центра тяжести с повышением давления на пыльцы и суставы плюсны. Чем меньше площадь, тем больше давление, которое оказывает на него тело. Для нахождения площади, на которую оказывается давление, на листочке в клеточку спроецировали (обвели) соприкасающуюся поверхность обуви и произвели расчет.

Давление — это физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности к площади этой поверхности.


Где: — давление; F — сила давления (в данном случае – вес человека); S — площадь опоры.

Давление измеряется в паскалях. Паскаль (1 Па) - это такое давление, которое производит сила давления в 1 Н, будучи приложенной к поверхности площадью 1 м2: 1 Па=1 Н/м2


Площадь опоры

(S), см2

Масса, (m)

(кг)

Ускорение свободного падения ( g) ,

м/с2

Давление

(p), кПа

350

52 кг

10

14,9

210

52 кг

10

24,7

350

83 кг

10

23,7

210

83 кг

10

39,5


Результат данного исследования позволяет сделать вывод: чем больше вес тела и чем меньше площадь опоры обуви, тем больше сила давления, оказываемая на подошву стопы.

Давление на носовую часть стопы возрастает с увеличением высоты каблука. При высоте каблука 2,5 см - на 22 %, 5 см - 57 %, 7,5 см - свыше 75 %. Каблук, который превышает 10-12 см, создает такую позицию стопы, при которой нагрузка приходится не на свод стопы, то есть не на середину стопы, а на пальцы. Основная тяжесть приходится на подушечки пальцев, то есть на плюснефаланговые суставы - места сочленения длинных плюсневых костей с фалангами пальцев. Чрезмерная нагрузка на эту зону провоцирует развитие плоскостопия, артроза, воспаление суставов и, как следствие, артрита.


При ношении «неправильной» обуви возможна деформация стопы – плоскостопие. Это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций. Понижение продольного свода приводит к продольному плоскостопию, поперечного - к поперечному.

Наша стопа, как и вся нога, представляет собой надежную конструкцию. Ее суставы обеспечивают движение во всех плоскостях и позволяют при этом приспосабливаться к любым неровностям почвы. Продольный и поперечный своды стопы берут на себя нагрузки при ходьбе, беге, прыжках, амортизируя удары и оберегая все тело и внутренние органы от излишних сотрясений. При движении стопы поочередно принимают на себя полный вес человека, в положении стоя - его половину.  Под влиянием избыточной массы тела, неправильной ходьбы, неверно подобранной обуви, длительного стояния, травм стоп, а также причин наследственного характера (прежде всего, врожденной слабости связок или тонкости кости) у многих людей рано или поздно возникает состояние хронической усталости стопы. Поначалу человек ощущает тупые боли в области свода стопы и передней поверхности голени, которые проходят после отдыха. Такие образом мышцы подают сигнал, что им нужна помощь. 

Но, как правило, люди не связывают боли такого характера с плоскостопием, и вскоре утомленные мышцы и растянувшиеся связки перестают обеспечивать стабильность сводов стопы.  При дальнейшем развитии болезни происходит нарушение взаимного расположения костей стопы, из-за чего возникают резкие болевые ощущения в местах соединения мелких косточек. Деформация первого пальца — главный видимый признак, по которому даже неспециалист поставит диагноз «плоскостопие». У молодого человека увеличение косточек не очень заметно, но с годами они вырастают настолько, что буквально уродуют стопу. Возникают проблемы с обувью — если она жесткая, то причиняет человеку боль и не дает возможности нормально ходить. Но самое неприятное — развиваются другие заболевания опорно-двигательного аппарата.

Плоскостопие нарушает амортизирующую способность стопы, оказывая разрушительное влияние на весь опорно-­двигательный аппарат человека. Толчки при ходьбе передаются по скелету вверх и оказывают травмирующее действие на головной мозг. Ударная нагрузка на мозг человека при наличии продольного, поперечного или продольно-поперечного плоскостопия увеличивается в 5-6 раз. Головные боли, которые испытывает человек, нередко становятся следствием продольного, поперечного или продольно-поперечного плоскостопия.

Первые симптомы плоскостопия  можно заметить и самим:

•  обувь стоптана и изношена с внутренней стороны;

• ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах;

• появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отечность;

• очень трудно ходить на каблуках;

• нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине);

• стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.

Осложнение при  плоскостопии:

• Боли в стопах, коленях, бедрах, спине;

• Неестественная «тяжелая» походка и осанка, косолапее при ходьбе;

• Непропорционально развитые или недоразвитые мышцы ног;

• Заболевания самой стопы ( «косточка» на большом пальце, искривление пальцев стопы, пяточные шпоры, мозоли, невромы); 

• Болезни коленных суставов (деформирующий артроз, воспаление менисков, разболтанность коленного сустава);

• Болезни таза;

• Болезни позвоночника (остеохондроз, искривления, грыжи межпозвоночных дисков, радикулит);

• Плоскостопие предрасполагает к развитию вросшего ногтя.

Каждый вид плоскостопия обладает своими характерными особенностями, но все же выделить некоторые общие черты у обоих видов недуга возможно.

В целом, 1 степень плоскостопия обычно называют слабовыраженным плоскостопием. В это время заболевание больше напоминает просто косметический дефект.

2 степень – перемежающееся, или умеренно выраженное плоскостопие – как правило, характеризуется изменениями, которые заметны невооруженному глазу. Заболевание набирает силу, и человек начинает испытывать боли в стопе, голеностопном суставе. При этом изменяется походка, появляется некоторая косолапость либо тяжелая поступь.

3 степень, или выраженное плоскостопие, - это полная деформация стопы. Приводит это к нарушению работы опорно-двигательного аппарата, могут развиться сколиоз, остеохондроз, артрозы или даже грыжи межпозвоночного диска. Боли становятся сильнее, человек испытывает трудности при ходьбе, а о занятиях спортом на этой стадии заболевания можно забыть.

  1. Методики определения наличия плоскостопия. Проведение исследований.


Главной задачей моей учебно-исследовательской работы было проведение исследования по выявлению плоскостопия у учащихся и работников школы.

Во время медицинских осмотров медики, к сожалению, не проводят исследования стопы. Поэтому весь материал я получила, исследовав на наличие плоскостопия 56 человек с помощью медицинской сестры нашей школы. Среди них приняли участие 18 мальчика в возрасте от 10 до 17 лет и 33 девочки в возрасте от 10 до 17 лет, 5 учителей в возрасте от 23 до 47 лет.

Существует несколько методик, позволяющих определить наличие плоскостопия и степень его развития.

  1. Рентгенография считается наиболее точным методом, позволяющим определить плоскостопие. Делаются рентген - снимки обеих стоп в прямой и боковой проекции под нагрузкой, пациент при этом стоит. Далее ортопед внимательно изучает снимки, уделяя особое внимание величине углов деформации, и на основе полученных данных ставит диагноз и степень плоскостопия.

С помощью этого метода можно определить и степень плоскостопия. Делают это по хорошо зарекомендовавшей себя методике Богданова. При получении снимка на нем отмечают угол и высоту продольного свода. В норме эти показатели составляют 125-130°, 36-39 мм. А также на нем определяют угол между осью первого пальца и осью первой плюсневой кости (в норме – менее 14°), а также угол между первой и второй плюсневыми костями (в норме – менее 9°). Степень определяют по таблице, учитывая все измерения:



Степень продольного плоскостопия

Высота свода

Угол свода

Норма

39-36 мм

125-130°

I

35-25 мм

131-140°

II

24-17 мм

141-155°

III

Менее 17 мм

156° и более




Степень поперечного плоскостопия

Угол отклонения большого пальца (градусы)

Угол между 1 – 2 костями плюсны (градусы)

Норма

менее 14°

менее 9°

I

15-20°

10-12°

II

21-30°

13-15°

III

31-40°

16-20°

IV

менее 41°

более 20°


  1. Вторая методика называется плантография . Именно эту методику я и применяла для исследования. Она представляет собой метод определения плоскостопия, позволяющий определить состояние сводов стопы, при котором снимают отпечаток с подошвенной части стопы – плантограмму. Сам плантограф представляет собой деревянную рамку с натянутым полотном, покрытым полиэтиленовой пленкой. Полотно смачивают специальной штемпельной краской (я использовала чернила). На окрашенную краской сторону кладут лист бумаги с данными человека, который двумя ногами становится на середину рамки, а на бумаге остаются отпечатки стопы.

Этот способ удобен тем, что его можно провести и в домашних условиях.

Я проводила оценку исследования на основании расположения линий на отпечатке.

Расшифровывать полученные данные можно по различным методам определения плоскостопия, обычно используют метод Яралова-Яраленда, Смирнова, Фолькманна или Чижина.



Я использовала оценку наличия плоскостопия по методу Чижина.

Для этого провела касательную линию к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы и линию через основание второго пальца и середину пяточной кости. Через середину второй линии провела перпендикуляр до пересечения с касательной и с наружным краем отпечатка стопы. Затем вычислила индекс: отношение длины отрезка А к длине отрезка Б.







Рис. Оценка плантограммы по И.М. Чижину















Индекс

Состояние стопы

от 0 до 1

нормальная

от 1 до 2

уплощенная

более 2

плоская



Так выглядит классический метод плантограммы, однако сейчас используют и компьютерное оборудование, которое с большей точностью определяет степень и вид плоскостопия. Цифровое определение плоскостопия позволяет получить более качественные снимки, программа сама анализирует все показатели, степени, индексы и выдает результат. Компьютерное исследование – это самый безвредный и эффективный способ определить плоскостопие.


Кроме плантографического метода определения наличия и степени плоскостопия у испытуемых, я использовала подометрический метод.

  1. Третий метод - подометрический . Это метод Фринлянда, который заключается в определении подометрического индекса. Для этого нужно измерить длину и высоту стопы (т.е. расстояние от подошвы стопы до верхнего края ладьевидной кости). Затем умножаем высоту стопы на 100 и делим на длину стопы. Нормой считается результат в пределах 29-31. Если полученное число находится в промежутке 27-29, то уже можно говорить о наличии плоскостопия. Если же подометрический индекс получился менее 25, то это говорит о выраженном плоскостопии, и визит к врачу в таком случае просто нельзя откладывать.

    Рис. Схема измерений стопы для определения подометрического индекса.



Величина подометрического индекса стопы

≥31

29-31

27-29

25-27

25

Степень плоскостопия

высокий свод

норма

плоскостопие I ст.

плоскостопие II ст.

плоскостопие III ст.



Врачи советуют проходить подометрию детям начиная с 3-х лет жизни хотя бы раз в год — процедура абсолютно безвредна, в отличие от рентгенографии.

После построений, измерений и вычислений, необходимых для обработки материала, полученного в ходе исследования я получила результаты, которые занесла в сводную таблицу (Приложение 1). Проанализировав данные, я сделала следующие выводы:


Всего плоскостопие имеют 32% исследуемых (18 человек).

Из них продольное плоскостопие у 29% исследуемых:

35 % - мальчики и 75% - девочки

Поперечное плоскостопие имеет 1 педагог (3%) (Плоскостопие I степени)













Из 32% имеющих плоскостопие, плоскостопие первой степени имеют 22% мальчиков и 45% девочек, исследуемых при выполнении работы.

Плоскостопие второй степени имеют 11% мальчиков и 22% девочек


  1. Рекомендации по выбору обуви.


Если вы приобретаете обувь не для того, чтобы лишь вслепую гнаться за модой, но и здоровье при этом хотите сохранить, то соблюдайте при выборе обуви следующие правила.

1. Оптимально иметь несколько пар обуви – для дома, для улицы, для работы, для занятий спортом. Считается, что нужно попеременно носить не менее пяти пар обуви.

2. Доказано, что в обуви на высоких каблуках без вреда для здоровья можно в день проходить не более 3-х км. И то это в том случае, когда колодка обуви очень удобна. Более долгое ношение обуви на высоких каблуках очень вредно для здоровья ног.

3. На работе женщинам рекомендуется носить обувь на каблуках, но переобуваться при выходе на улицу в более практичный вариант. Конечно, людям, чей рабочий день проходит в основном «на ногах» (продавцы, парикмахеры и т.п.), обувь нужно подбирать наиболее внимательно.

4. Ношение обуви на каблуках дома – это дополнительная лишняя нагрузка на ноги, лишение ног необходимого отдыха.

5. При выборе обуви на каблуках, отдавайте предпочтение моделям с высотой каблука в 5-6 см, которые более устойчивы. Обувь с более высоким каблуком в 10-12 см не стоит носить каждый день. Если же надевать её время от времени – на торжества, вечеринки и т.д., то вреда здоровью от этого не будет.

6. Если выбираете сабо, то наиболее удобной будет та модель, которая спереди максимально закрыта.

7. Выбирая босоножки, проверьте, не съезжает ли в них ваша пятка.

8. Выбор и ношение чрезмерно свободной и широкой обуви, как и слишком узкой, приносит здоровью вред – ноги будут сильно отекать и уставать, может произойти нарушение осанки. А тесная и узкая обувь, как и одежда, часто провоцирует развитие целлюлита. Выбирайте обувь, точно соответствующую размеру стопы.

9. Выбирать желательно те модели обуви, которые выполнены из натуральных материалов (кожаные, замшевые). Обувь должна быть водонепроницаемой и водоотталкивающей, в идеале иметь твердый задник и носок. Ношенную обувь, которую предлагают на рынках и в магазинах «секонд хенд», покупать не следует.

10. Примеряя новую пару обуви, обязательно встаньте и пройдитесь – длина стопы у сидящего человека уменьшается на 0,5-1 см.

11. Выбор спортивной обуви более легок – вся спортивная обувь, поступающая в специализированные магазины спорттоваров, опасности для здоровья не представляет, так как разработана с учетом анатомических особенностей стопы. Важно лишь правильно подобрать обувь для конкретных занятий. Например, для занятия теннисом необходима обувь, дающая возможность быстро поворачиваться, а для бега нужны кроссовки, которые приспособлены к толчкам, и т.д.

12. Обувь для маленьких детей нужно выбирать наиболее тщательно. Ступни в этом возрасте только формируются, и правильно подобранная обувь поможет в дальнейшем избежать множества проблем. Важно, чтобы задник детской обуви был нескольким и прочным, подъем – гибким, а стелька сделана их упругого материала. Для детей, которые часто растягивают связки, нужно покупать обувь, застегиваемую на щиколотках. Между носком обуви и пальцами должно оставаться свободное пространство в 1 см.

13. Маленькие дети, только начинающие ходить, в обуви не нуждаются – учиться ходить они могут и в носках или босиком. Это очень полезно для нормального формирования ступней. Приобретать им обувь нужно лишь тогда, когда начнутся их самостоятельные прогулки ножками по улице.

14. В случае, когда одна нога у человека больше другой, покупать следует обувь большего размера.

При соблюдении этих правил выбора обуви, можно избежать появления таких недостатков на ногах, как появление мозолей, «звездочек», искривление пальцев. Также правильный выбор обуви предотвращает развитие таких заболеваний, как вывихи и растяжения, остеоартрит коленей, тромбофлебит, грибковые заболевания и др.

 Формирование свода стопы нуждается в постоянной тренировке, для этого хорошо подходят босоногие прогулки. Желательно ходить хотя бы иногда по песку, траве, камушкам и прочим неровностям. Дома подобные поверхности можно воссоздать. Вместо тех же камешков подойдет горох. При этом можно надеть носки.


  1. Заключение.


Познакомившись с научной литературой на предмет влияния неправильной обуви на организм человека, проведя собственные исследования и наблюдения, я пришла к выводу, что некоторые модели обуви при их постоянном ношении могут быть причиной деформации опорно-двигательного аппарата и как следствие нарушений деятельности других систем. Все модели обуви, которые предпочтительны нашими испытуемыми для повседневной носки (высокий каблук, плоская подошва и чередование этих двух моделей), оказались непригодными для такого использования, так вызывают деформацию стоп. Высокий каблук, как и плоская подошва возможны для использования, но самое оптимальное время активного нахождения в таких моделях - не более двух часов. Очень правильно будет использовать при ношении туфель на высоких каблуках силиконовые стельки, которые позволят ступне не соскальзывать в носовую часть, тем самым не увеличивать нагрузку на пальцы и плюснофаланговые суставы.

Наличие каблука и его высота влияют на распределение нагрузки на различные отделы стопы, её положение, в том числе и на высоту свода. При отсутствии каблука нагрузка на свод увеличивается. При небольшом каблуке (2-3 см. оптимально физиологически правильная высота) свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел стопы. Поэтому для повседневного использования обуви каблук не должен быть высоким, поскольку в таком случае нагрузка на передний отдел стопы будет чрезмерной, что приведет к снижению поперечного свода стопы и формированию поперечного плоскостопия.

Кроме каблучка у обуви может также быть небольшая платформа с удобной колодкой.

Используя для повседневной носки обувь на допустимом нормой каблуке, не отказываясь полностью от любимых балеток и обуви на высоких каблуках (учитывая норму активного пребывания в таких моделях), можно сохранить здоровье наших ног, а значит и организма в целом, в совокупности с другими нормами здорового образа жизни.

Статистика проведенных мной исследований говорит о том, что у 32% опрошенных девочек, мальчиков и работников школы есть отклонения от нормы из-за неправильного выбора обуви по медицинским требованиям. Я убедились в правильности выдвинутой гипотезы: «Неправильно подобранная обувь - причина заболеваний опорно-двигательной системы».

Я считаю, что если потратить минуту на здоровье сегодня, и задуматься над тем правильную ли обувь мы носим, то эта минута обернется часами радости, счастья и поможет полноценно жить.

Плоскостопие нужно предотвращать или, в крайнем случае, если оно уже есть, не давать ему развиваться.

В результате, проделанной работы, я пришла к следующим выводам:

  1. Покупая обувь, необходимо выбирать её таким образом, чтобы она соответствовала определённым требованиям.

3. Необходимо медицинской сестре проводить беседы с учащимися и родителями по профилактике уплощения и плоскостопия.

4. Провести беседу с учащимися 1 – 11 классов о сменной обуви (нежелательно в школе ношение босоножек, шлёпок, обуви на высоких каблуках, спортивной обуви для сменки).

5. Распространение памяток среди учащихся.




  1. Список литературы:

  1. Александров Г.Н. «Эволюция свода стопы человека и вопросы плоскостопия» // Автореферат диссертации доктора медицинских наук, Самарканд, 1953 г., -16 е.;

  2. Годунов С.Ф. «Плоская и полая деформация стопы» // Многотомное руководство по травматологии и ортопедии, М.: Медицина, 1968г, Том П, 702-738;

  3. Ловейко И.Д. «Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии» // М., 1982 г.;

  4. Большая книга эксперимента для школьников – М,: Росмен, 2001

  5. Большая советская энциклопедия 18 том.

  6. Валик В.В. Школа семейной физкультуры -  М.: Педагогика, Физическая  культура в школе, 1990 (№8).

  7. Ликум А. - Всё обо всём (популярная энциклопедия для детей) 1 том.

  8. Популярная медицинская энциклопедия.

  9. www.allshoes.ru/ - Сайт «Все про обувь»

  10. www.historyfootwear.ru/ - Сайт «История обуви»

  11. www. bezvreda.com – Сайт «Мир без вреда. Формирование здорового образа жизни»

  12. www.megamedportal.ru – Сайт «Большой медицинский портал»

  13. www.natural-medicine.ru – Сайт «Здоровье. Натуральная медицина»

  14. duale.ru› - История развития обуви























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Красным цветом выделены девочки, синим – мальчики.


Индекс по Чижову

Подометрический индекс

Степень плоскостопия

1.

2,04

27

I

2.

1,34

27,2

I

3.

1,32

27

I

4.

2,13

26,3

I

5.

1,03

28,9

I

6.

2

26

I

7.

1,24

28,3

I

8.

1,67

27

I

9.

1,3

28,5

I

10.

1,71

27

I

11.

2,39

26

I

12.

1,06

29

I

13.

3,31

26,5

II

14.

5,08

25

II

15.

6,1

25,5

II

16.

2,95

26,8

II

17.

5,82

25,2

II

18.

3,16

26

II

19.

0,9

30,8

норма

20.

0,6

29,2

норма

21.

0,68

29,7

норма

22.

0,8

30,5

норма

23.

0,76

30,0

норма

24.

0,78

30,8

норма

25.

0,9

31

норма

26.

0,92

30,2

норма

27.

0,89

30,2

норма

28.

0,79

30,0

норма

29.

0,95

29,1

норма

30.

0,98

29,3

норма

31.

0,9

29,2

норма

32.

0,76

29,8

норма

33.

0,86

29,0

норма

32.

0,79

29,2

норма

35.

0,56

29,7

норма

36.

0,65

30,5

норма

37.

0,74

29,1

норма

38.

0,89

30,7

норма

39.

0,96

30,9

норма

40.

0,78

31,0

норма

41.

0,67

30,8

норма

42.

0,56

30,4

норма

43.

0,56

29,9

норма

44.

0,89

29,6

норма

45.

0,98

30,8

норма

46.

0,65

30,1

норма

47.

0,67

30,2

норма

48.

0,87

30,5

норма

49.

0,98

30,0

норма

50.

0,9

29,6

норма

51.

0,8

29,1

норма

52.

0,68

29,7

норма

53.

0,8

29,9

норма

54.

0,88

29,8

норма

55.

0,98

29,3

норма

56.

0,9

31

норма



























































ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Упражнения для профилактики плоскостопия.

Многие упражнения для лечения плоскостопия используются и для его профилактики. Все они выполняются босиком.

  1. Перенесение центра тяжести на переднюю часть стопы. Из положения стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка), выполнить подъем на носки, 5-8 секунд и снова опуститься на стопу.

  2. Из положения сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

  3. «Гусеница». Из положения сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

  4. Из положения сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

  5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 секунд на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

  6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

  7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

  8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

  9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

  10. Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

31


Просмотр содержимого презентации
«Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат человека»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  Ветлужская школа № 1 Учебно- исследовательская работа  «Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат человека» Автор: учащаяся 7-А класса  Яна Бобылева Ветлуга, 2016 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ветлужская школа № 1

Учебно- исследовательская работа

«Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат человека»

Автор: учащаяся 7-А класса Яна Бобылева

Ветлуга, 2016 г.

Опрос среди  учащихся и работников  школы

Опрос среди учащихся

и работников школы

Цель работы:  выявить случаи влияния неправильно подобранной обуви на возникновение плоскостопия, приводящего к различным патологиям опорно-двигательного аппарата. Задачи:

Цель работы: выявить случаи влияния неправильно подобранной обуви на возникновение плоскостопия, приводящего к различным патологиям опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

  • Познакомиться с историей создания и развития обуви.
  • Выявить, как влияет обувь на опорно-двигательный аппарат человека.
  • Выяснить причины плоскостопия.
  • Выяснить медицинские требования к обуви.
  • Провести исследования стопы учащихся и работников школы на наличие плоскостопия.
  • Разработать рекомендации профилактических мер по выявленным отклонениям.
Разнообразие моделей обуви Самый древний ботинок  (4-3 века до н.э. Армения) Кабкабы (Ливан, XIV-XVII вв) Свадебные туфли (Франция)

Разнообразие моделей обуви

Самый древний ботинок (4-3 века до н.э. Армения)

Кабкабы (Ливан, XIV-XVII вв)

Свадебные туфли (Франция)

Эволюция прямохождения человека

Эволюция прямохождения человека

Зависимость давления от площади опоры Площадь опоры ( S ), см 2 Масса, (m) , кг 350 Давление ( p ), кПа 52 кг 210 52 кг 14,9 350 24,7 83 кг 210 83 кг 23,7 39,5

Зависимость давления от площади опоры

Площадь

опоры

( S ), см 2

Масса,

(m) , кг

350

Давление

( p ), кПа

52 кг

210

52 кг

14,9

350

24,7

83 кг

210

83 кг

23,7

39,5

Влияние плоскостопия на  опорно-двигательный аппарат

Влияние плоскостопия на опорно-двигательный аппарат

Первые симптомы плоскостопия : •  обувь стоптана и изношена с внутренней стороны; •  ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах; •  появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отечность; •  очень трудно ходить на каблуках;  •  нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине); •  стопа стала широкой настолько, что влезает в любимые туфли.

Первые симптомы плоскостопия :

•  обувь стоптана и изношена с внутренней стороны;

•  ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах;

•  появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отечность;

•  очень трудно ходить на каблуках;

•  нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине);

•  стопа стала широкой настолько, что влезает в любимые туфли.

Плантографический метод

Плантографический

метод

Оценка плантограммы  по И.М. Чижино индекс Индекс от 0 до 1 Состояние стопы от 1 до 2 нормальная уплощенная более 2 плоская

Оценка плантограммы по И.М. Чижино

индекс

Индекс

от 0 до 1

Состояние стопы

от 1 до 2

нормальная

уплощенная

более 2

плоская

Подометрический метод

Подометрический метод

плоскостопие III ст." width="640"

Величина подометрического индекса стопы

Степень плоскостопия

31

29-31

высокий свод

27-29

норма

25-27

плоскостопие I ст.

плоскостопие II ст.

25

плоскостопие III ст.

Будьте здоровы!

Будьте здоровы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат человека

Автор: Трунова Ирина Алеекксандровна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444079


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства