Просмотр содержимого документа
«Входная диагностика по физике в 7 классе в условиях реализации ФГОС ООО: цели, задачи, формат, результат»
Входная диагностика по физике в 7 классе в условиях
реализации ФГОС ООО: цели, задачи, формат, результат
Каждый учитель, начиная учебный год, стремится понять, каков будет результат его труда. Строить предположения сложно, если не знать начального уровня, от которого предстоит дальнейшее восхождение к вершинам знаний.
Поэтому целесообразность входного контроля достаточно ясна. Но что может показать вводный срез по физике в сентябре, проведенный в 7 классе? Зачем он? Что может увидеть учитель физики в работе, написанной до начала изучения
предмета?
Итак, целью проведения вводного теста для семиклассников является выявить уровень математической подготовки учащихся для дальнейшего овладения новой дисциплиной. Эта цель позволяет решить следующие задачи.
Во-первых, анализируя работу, физик может сделать выводы о вычислительной технике учащихся, умении работать с метрической системой, решать текстовые задачи на составление пропорции, движение тел, нахождение площадей и объемов правильных фигур (круг, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед).
Во-вторых, такая информация призвана помочь учителю подобрать оптимальный уровень объяснения нового материала на доступном семиклассникам математическом языке. Конечно, коррекционная работа по итогам среза совместно с учителем математики может дать наилучший результат.
В-третьих, выполняя вводную работу, текст которой состоит только из математических заданий, учащиеся смогут убедиться в том, что математические навыки, полученные ими ранее, будут использованы и при изучении других предметов.
Вводный тест, текст которого приведен ниже, составлен из заданий, взятых из материала для повторения в учебниках по математике для 5 и 6 классов. Текст заданий полностью выдержан в стилистике учебника математики, что дает возможность детям легче ориентироваться в написанном. Работа содержит 4 варианта, задания в которых имеют одинаковый уровень сложности.
Структура теста аналогична ГИА и ЕГЭ, т. е. содержит части А, В и С. При этом предполагается, что все действия ребята выполняют не на черновике, а в Беловике. Это позволяет диагностировать вычислительные ошибки. Перед началом работы, рассчитанной на 40–45 минут, дети получают исчерпывающую информацию о способе оценивания их работы и рекомендацию записывать свои решения в том виде, как им удобно или так, как это требует математик. Во время работы исключено использование калькулятора. Детям разрешается задавать вопросы, на которые учитель может ответить только «да» или «нет». Отметка за тест ставится в журнал по желанию ребенка: как правило, дети хотят, чтобы им были выставлены хорошие и отличные результаты, а неудовлетворительные
или троечные работы можно использовать для коррекции знаний и, если ребенок претендует на высокий балл, дать ему возможность выполнить другой вариант работы.
Уровень математической подготовки семиклассников в разные годы
различен, да и внутри параллели бывает тоже весьма неоднороден, поэтому вводный тест помогает оценить не только этот уровень, но и объем прилагаемых в дальнейшем усилий. Вводный тест мною проводится ежегодно в течение 2 лет.
Следует отметить, что в отсутствии контакта с учителем математики приходится часть математического материала корректировать самостоятельно, в случае же, когда математик заинтересован в сотрудничестве, проведение такого среза дает возможность для дальнейшего плодотворного сотрудничества. Так, на первых же вводных уроках, когда речь идет о физических величинах и их измерении, ребята уже более уверенно выполняют перевод из предложенных единиц в системные. Меньше затруднений возникает у ребят при нахождении площади или объема
фигуры, так как тема была актуализирована во время среза. Часто при решении физических задач у ребят возникают трудности в выражении неизвестного из алгебраического выражения, которая исчезает при обозначении неизвестного хорошо знакомым «х». Кроме того, в материале физики в 7 классе очень часто используются пропорциональные зависимости, которые будучи часто повторяемы и используемы не вызывают при дальнейшей работе заметных затруднений у ребят.
Таким образом, постепенность перехода от математических заданий к физическим задачам, использование при объяснении нового материала информации об уровне понимания и усвоения математических законов и зависимостей приводит к оптимальному изложению не только теоретического материала курса физики, но и нахождению универсального способа решения учебной задачи. Учет результатов первого теста дает возможность учителю подбирать на начальном уровне такие задачи, чтобы их математическая начинка не оказалась слишком сложной и дети получили возможность почувствовать свою успешность.