Усовершенствование направления работы с одарёнными (творческими) детьми, нацеленной на результат.
Творческие люди не ищут виноватых
В своих неудачах и проблемах, а идут
Вперёд, несмотря на поражения и
Неудачи… Они верят в себя, не падают
Духом, хотя срывы временами
Могут происходить и у них.
Только творческие личности знают
Какую цену нужно заплатить за
Осуществление мечты, но успех
Не приходит сразу…
Существует – два самых больших страха, которые мешают раскрыться Личности, проявить себя, стать успешным творческим человеком: Это страх потерпеть неудачу и показаться глупым в глазах окружающих. Среди самых интересных загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест в мире. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями – ведь одарённые люди способны внести свой небольшой вклад в развитие современного общества.
О проблеме формирования и развития творческих школьников много говорят и пишут. Анализ психологов последних лет позволяет утверждать, что этот вопрос находится под пристальным вниманием как учёных, так учителей и родителей. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Другими словами от школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей способных добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.
Промежуток времени от момента научного открытия до его эффективного внедрения в производство и нашу жизнь резко сократился. Творчество стало непосредственно двигателем экономического прогресса. Творить – это значит создавать что-то новое, открывать неизвестное. Всякое творчество требует большой наблюдательности, опыта, фантазий, знаний. Творческие способности – это способность увидеть, найти проблему, выдвинуть гипотезу, а затем теоретически и практически решить её (ученик 9 класса Карпов после прохождения темы «Закон сохранения импульса» спроектировал и создавал действующую ракету и на городском конкурсе технического творчества занял I место).
Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, разнообразных по характеру деятельности и степени и трудности.
Они должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитать в них уверенность своих способностей и возможностей.
Виды творческих работ могут быть самыми разнообразными, их следует давать уже в 7 классе – начале обучения физике.
Микробеседы (3-5 мин) – опыты-истории, беседы об учёных(Эйнштейн, М.Кюри, Ломоносов и др.).
«Искровой разряд – молнию, телового действия тока…»
- Метод сравнения явления, свойств тела.
Например: сравнить свойство жидких, твёрдых и газообразных тел на основе наблюдений и опытов.
- Метод проблемной ситуации
Например: Что нужно сделать для того чтобы ускорить таяние снега и льда на дорогах?
Или почему в степях Казахстана в жаркие дни между растениями посыпают солому?
- Разработка нового варианта опыта
Например: придумать опыт, доказывающий, что жидкости при нагревании расширяются.
- Разработка нового метода определённой физической величины.
Например: определить массу деревянного шарика с помощью мензурки и воды. Определить V тела имея весы.
- Проектирование прибора.
- Написание рефератов, докладов для учебной конференции или семинара.
7. Кружковая работа способствует развитию учащихся новых интересов, любознательности, инициативы приводят к расширению их теоретических и технологических знаний.
Академик Капица писал: «Школьник понимает физический опыт только тогда хорошо, когда он делает его сам. Но ещё он понимает его, если он сам делает прибор для эксперимента». За годы своей работы руками моих учеников сделано немало поделок и несложных приборов, которыми они пользовались в учебном процессе.(Психрометр, прибор Паскаля, Архимедово ведро, индукционная катушка «Фарадея и др.»)
«Почти во всех делах самое трудное - начало» Слова известного мыслителя Ж.Ж.Руссо.
В 2009 году я вела работу кружка «Техническое творчество» среди учащихся 7-8 классов(12чел.)
Ребята с удовольствием посещают занятия кружка; по чертежам, схемам, образцам и инструкциям они создают различные модели: «мельница», «ракета», «катер», автомобиль с системой вентилятора, действующая модель «фонтана».
Выставка технического творчества (Декада) произвела на ребят особенно трудных(в 7 кл.) большое впечатление. Члены кружка приготовили альбом. И со своими поделками успешно выступили на городском конкурсе, заняли I место и были отмечены грамотами. Вдохновлённые своими результатами Карпов, Абдрахманов, Акутина, Ульчёнкова, Жаксенгалиев модернизируя их, приняли участие в областном конкурсе, где также были отмечены. Эти факты подтверждают средневековый афоризм:
«Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь».
Среди старшеклассников ведётся постоянная работа по подготовке к олимпиадам, где рассматриваются задачи и эксперимент нестандартных вариантов, задания повышенного логического мышления. (Результат – победители Босымакина В., Багиткали А., Серебряков С., Твердохлеб А., Томачков Д.,)
В течении 2-х лет учащихся Глонин С, Короблёв А. работали над научным