Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках физики(теоретической обоснование)»
Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС
Теоретическое обоснование педагогического опыта
В основе проблемного обучения – идеи Дж. Дьюи (1859–1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. Чикаго, опытная школа)
В 80-е годы 20 в. Российские авторы теоретических работ, посвященных проблемному обучению, не только защитили его дидактический статус, разработали некоторые аспекты но и создали конкретные методики по разным предметам (Скаткин М.Н. – 1967 г., Лернер И.Я. – 1968 г., Оконь В – 1968 г., Матюшкин А.М.,-1972г., Кудрявцев В.П.,– 1975 г., Ильина Т.А. – 1976 г., Ильинская И.А., – 1985 г.,)
Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев:”… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
В основе моего проблемного опыта работы лежат педагогические идеи выдающихся педагогов А.М.Матюшкина, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова и других, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творчества ученика.
Кроме того, не оставляют меня равнодушной и предложения, выдвинутые Ю.К.Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, т.е. творческого потенциала.
Чтобы внедрить в практику технологию проблемного обучения, необходимо владеть её теоретическими основами или базовыми понятиями.
Цели и задачи педагогической деятельности
Цель:
создать условия для освоения школьниками методов научного познания в процессе
изучения физики на уровне основного общего образования
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать школьный курс физики и определить необходимые с точки зрения
формирования умений применять методы научного познания изменения и дополнения
2. Внести изменения в структуру и содержание курса физики 7 и 8 класса, как сензитивногопериода для формирования способов научного познания (в пределах возможного 20 % обновления)
3. Разработать технологический образовательный цикл изучения физики в основной школе с опорой на цикл познания в естествознании
4. Разработать и апробировать рабочую учебную программу и алгоритм проектирования
учебного занятия поисково – исследовательского типа
5. Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные с позиций системно – деятельностного подхода организационные формы урочной и внеурочной
работы
Технология проблемного обучения
Ведущая педагогическая идея проблемного
обучения.
Введение в действие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в корне изменит концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе обучающихся. Современный учебный процесс в отличие от былых подходов направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию.
Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование.
И сегодня, в условиях реализации задач национального проекта «Образование», повышение качества обучения и развития обучающихся стало приоритетной целью каждого из нас.
Огромная роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.
Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
возникновение проблемной ситуации
осознание сущности затруднения и постановка проблемы
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы
доказательство гипотезы
проверка правильности решения проблем
Поэтому важнейшей педагогической идеей проблемного обучения являются:
методы научного познания - «путеводитель» к действию и самостоятельному приобретению знаний, их глубинному осмыслению.
Важнейшим инструментом формирования умений школьников применять методы научного познания является организация учебно — исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения курса физики основной школы