kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проблемного обучения на уроках физики(теоретической обоснование)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения на уроках физики(теоретическое обоснование)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках физики(теоретической обоснование)»

Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС

Теоретическое обоснование педагогического опыта


В основе проблемного обучения – идеи Дж. Дьюи (1859–1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. Чикаго, опытная школа)


В 80-е годы 20 в. Российские авторы теоретических работ, посвященных проблемному обучению, не только защитили его дидактический статус, разработали некоторые аспекты но и создали конкретные методики по разным предметам (Скаткин М.Н. – 1967 г., Лернер И.Я. – 1968 г., Оконь В – 1968 г., Матюшкин А.М.,-1972г., Кудрявцев В.П.,– 1975 г., Ильина Т.А. – 1976 г., Ильинская И.А., – 1985 г.,)


Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев:”… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

В основе моего проблемного опыта работы лежат педагогические идеи выдающихся педагогов А.М.Матюшкина, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова и других, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творчества ученика.

Кроме того, не оставляют меня равнодушной и предложения, выдвинутые Ю.К.Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, т.е. творческого потенциала.

Чтобы внедрить в практику технологию проблемного обучения, необходимо владеть её теоретическими основами или базовыми понятиями.



Цели и задачи педагогической деятельности


Цель:

создать условия для освоения школьниками методов научного познания в процессе

изучения физики на уровне основного общего образования


Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:


1. Проанализировать школьный курс физики и определить необходимые с точки зрения

формирования умений применять методы научного познания изменения и дополнения


2. Внести изменения в структуру и содержание курса физики 7 и 8 класса, как сензитивногопериода для формирования способов научного познания (в пределах возможного 20 % обновления)


3. Разработать технологический образовательный цикл изучения физики в основной школе с опорой на цикл познания в естествознании


4. Разработать и апробировать рабочую учебную программу и алгоритм проектирования

учебного занятия поисково – исследовательского типа


5. Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные с позиций системно – деятельностного подхода организационные формы урочной и внеурочной

работы



Технология проблемного обучения

Ведущая педагогическая идея проблемного

обучения.

Введение в действие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в корне изменит концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе обучающихся. Современный учебный процесс в отличие от былых подходов направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию.

Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование.

И сегодня, в условиях реализации задач национального проекта «Образование», повышение качества обучения и развития обучающихся стало приоритетной целью каждого из нас.

Огромная роль в этом отводится технологии проблемного обучения.


Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:


Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.


Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:


  • возникновение проблемной ситуации

  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы

  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы

  • доказательство гипотезы

  • проверка правильности решения проблем


Поэтому важнейшей педагогической идеей проблемного обучения являются:

методы научного познания - «путеводитель» к действию и самостоятельному приобретению знаний, их глубинному осмыслению.


Важнейшим инструментом формирования умений школьников применять методы научного познания является организация учебно — исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения курса физики основной школы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология проблемного обучения на уроках физики(теоретической обоснование)

Автор: Яшкова Галина Федоровна

Дата: 18.12.2022

Номер свидетельства: 620761


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства