Статья "Организация научно-исследовательской деятельности школьников в средней школе"
Статья "Организация научно-исследовательской деятельности школьников в средней школе"
В условиях современного рынка труда возрастает значимость знания и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофильной научной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация научно-исследовательской деятельности школьников в средней школе"»
Организация научно-исследовательской деятельности школьников в средней школе.
Татаренцев А.В.
учитель физики
МОБУСОШ№1
г. Новокубанска
В условиях современного рынка труда возрастает значимость знания и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофильной научной деятельности.
Одной из форм работы с учащимися является организация научно-исследовательской деятельности школьников.
Научно-исследовательская деятельность школьников связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов для выполнения научно-исследовательской работы.
Знание учащихся находится в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности.
Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски и управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся по предмету.
Итогом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа, отличающаяся от других видов творческих работ тем, что выбирается практическая методика исследования, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Общаясь на региональных, федеральных и международных научно-технических конкурсах и конференциях школьников с руководителями делегаций, стоит отметить, что педагоги видят свою задачу выполнении научно-исследовательской работы учащимися по-своему, тем не менее задачи у всех педагогов общие:
содействие развитию творческой исследовательской активности учащихся;
стимулирование у школьников интереса к науке и технике;
формирование у учащихся представления об исследовательском и проектном обучении, как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни.
Для успешного руководства исследовательской деятельности школьников в области естественно-математических наук предлагаются некоторые правила и рекомендации, которые признаны оптимальными для проведения исследовательской работы.
В настоящее время скачать в интернете работу, практически по всем предметам, не представляет никакой трудности. Множество работ повторяют друг друга с минимальным изменением текста. Уникальных работ очень мало. Если вы хотите, чтобы ваша творческая научно-исследовательская работа имела успех, даже на муниципальном уровне, то ее необходимо сделать и преподнести так, как до вас это никто, или почти никто не делал.
Другими словами, необходимо постараться найти необычные решения, ответить на вопросы, которые ранее оставались без ответа, а не в очередной раз пересказать известное.
Для того, чтобы работа была успешной, ученику необходим соответствующий уровень интеллектуального развития для самостоятельной работы по данному направлению.
Важно не только продвигать знания учащихся по физике, технике, радиоэлектронике, но и вызывать желание ребят изучать и познавать новое самостоятельно, свободно мыслить вне рамок школьной программы по физике, технологии, информатике, систематизировать эти знания, учить применять их на практике.
Творческое работы учащихся могут быть разными по уровню их сложности, научной ценности, времени их выполнения. Именно это и страшит тех, кто не знает, как делать подобную работу с высоким коэффициентом успеха.
Тема творческой работы должна быть интересна для ученика. Поэтому необходимо постараться предложить своим ученикам интересную тематику для выполнения творческих работ. Для выбора темы не стоит выбирать слишком простую, в результате которой будет получен результат, не имеющий никакой научной ценности.
Вызвать интерес к работе у учащихся можно показом простейших физических экспериментов, которые не могут быть неинтересными, не захватывать воображение учащихся.
При выполнении работы следует сокращать время на «письменную» деятельность, больше внимания уделяйте на экспериментальную часть, оформление полученных результатов, практическую значимость работы.
Время непосредственного выполнения работы необходимо рассчитывать на 2-3 месяца, ибо в течении продолжительного времени подпитывать интерес к работе у школьников 7-8 классов довольно сложно. Для старших школьников время создания работы можно увеличить до полугода, если исследуемая тема действительно интересна и есть обратная связь между руководителем и учащимся. Важно! Чтобы каждую неделю учащийся тратил небольшое количество времени на создание работы, а целью руководителя – заставлять ученика думать своей головой при ее выполнении.
Не нужно бояться потратить время на изучение того, что было наработано до вас. Хорошим подспорьем могут оказаться авторефераты кандидатских диссертаций и серьезная научно-популярная литература, которые можно найти на просторах интернета.
Закономерный итог выполнения творческой исследовательской работы это отчет. Без этого логичного обобщения результатов научного труда школьника, его деятельность вряд ли может считаться завершенной. Результаты всех своих научно-исследовательских работ учащиеся представляют на школьной научно-практической конференции. Если работа интересна, то работа представляется на муниципальный или региональный уровень. Моим воспитанникам удавалось выходить на федеральный и международный уровень, быть включенными в состав Национальной делегации Российской Федерации для участия в Конкурсе молодых ученых (Хьюстон, штат Техас, 2013 г.)
Вполне возможно, что перед нашими учащимися, занятыми научно-исследовательской работой встанет выбор, что делать и чем заниматься. Выбрать путь ученого или талантливого инженера, открывателя новых законов и систем. Ведь только на этом пути можно изменить мир, получить признание и попасть в учебник истории.