Просмотр содержимого документа
«Специфика проектирования проблемного урока по физике»
Специфика проектирования проблемного урока по физике.
Урок возник около четырехсот лет назад и всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Структура урока претерпевает изменения, учитывая современные подходы к обучению. На основе полученных знаний о технологии проблемного обучения можно выстроить следующую структуру урока:
Цель урока
Этапы урока
Творческие звенья деятельности учащихся
З Н А Н И Е
введение
Постановка – формулирование вопроса учебной проблемы или темы урока
Поиск решения – открытие субъективно нового знания
воспроизведение
Выражение – выражение нового знания решения в доступной форме
Реализация – представление продукта продукта учителю
и классу
Ученик проходит четыре этапа: введение знаний – постановку проблемы и поиск решения, воспроизведение – выражение решения и реализация проекта.
Постановка учебной проблемы
Тип ПС
Тип противоречия
Приемы создания ПС
Cудивлением
между двумя (или более) положениями
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием
между житейским представлением учащихся и научным фактом
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку” Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
Cзатруднением
между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
* Учебную проблему можно поставить тремя методами.
Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог (он представляет собой отдельные фразы, для сильных детей).
Второй -подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, то есть логическая цепочка, для слабых детей).
Третий – сообщение темы с мотивирующим приемом.
Сравнительная характеристика диалогов.
Побуждающий
Подводящий
Структура
отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика
система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли
Признаки
– мысль ученика делает скачок к неизвестному
– переживание учеником чувства риска
– возможны неожиданные ответы учеников
– прекращается с появлением нужной мысли ученика
– пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
– переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
– почти не возможны неожиданные ответы учеников
– не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение
Результат
развитие творческих способностей
развитие логического мышления
Итак, на уроке возможны три метода поиска решения УП:
1) побуждающий к гипотезам диалог, который развивает творческие способности и речь учеников;
2) подводящий диалог, который разворачивается от сформулированной УП – он развивает логическое мышление и речь;
3) подводящий диалог, который разворачивается без УП – он развивает логическое мышление и речь.
Таким образом, лучший способ обеспечить выдвижение и проверку гипотез на уроке – это побуждающий диалог.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию учебной проблемы
Прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?
Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?
Реакция на неожиданные формулировки.
При развитии диалога возможно появление неточных или ошибочных формулировок. Важно, чтобы учитель отреагировал нейтрально – кивком головы, словом “так” – и предложил учащимся переформулировать проблему.
На основе выстроенных алгоритмов были разработаны проблемные задачи, ситуации по физике, а также уроки по данной технологии (см. приложение)
Диапазон опыта и степень его новизны
Диапазон представленного опыта:
• урочная деятельность;
• внеурочная деятельность;
• факультативные занятия;
• школьное методическое объединение (являюсь руководителем ШМО естественно-научного цикла);
• педагогические советы;
Степень новизны:
В педагогической практике применяются разные методы для пробуждения интереса к предмету, для развития творческих способностей учащихся. Если сравнивать исследовательский метод, эвристический и некоторые другие методы обучения, то можно прийти к выводу, что он не обеспечивает решения учебных проблем, требующих чувственно-образного мышления, т.е. деятельности, носящей характер практического или художественного творчества.
Проблемное же обучение дает возможность учителю варьировать учебный материал и приемы преподавания, опираясь на принцип проблемности с учетом содержания учебного материала и форм организации занятий, уровень знаний учащихся, их подготовленность к самостоятельному учению и т. д.
В таком же плане проблемное обучение отличается и от эвристического метода, построенного на вопросно-ответной форме взаимодействия учителя и ученика. Эвристическая беседа не всегда ведет к активизации мышления учащихся (П.И. Пидкасистый, А.И. Сорокина), тогда как правильно организованное проблемное обучение всегда приводит к той или иной степени познавательной самостоятельности школьника.
Иначе говоря, исследовательский метод мы понимаем только как один из путей реализации принципа проблемности.
Я считаю, что метод проблемного изучения имеет неоспоримые преимущества перед другими новшествами, применяемыми в данной области педагогической практики, такими, как развитие познавательного интереса (Г.И.Щукина), система развивающего обучения (Л.В.Занков). Это преимущество, в первую очередь, заключается в том, что проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Мой педагогический опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными педагогами и психологами.
Новизна моего опыта выражается в:
• составлении системы уроков с применением технологии проблемного обучения и адаптации данной технологии к требованиям ФГОС второго поколения.
• разработке и применении в урочной и внеурочной деятельности методических и дидактических продуктов, направленных на раскрытие творческого потенциала обучающегося, данного ему от природы и в силу индивидуальной организации. (Создана рабочая программа кружка по физике в 5-6 классах «Физика вокруг нас»,
разработана методика решения задач в 7-9 классах (ключевые учебные ситуации), разработан факультативный курс в 10-11 классах «Методика решения физических задач»).
апробации приемов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.