Система оценивания олимпиадных задач теоретического тура
Система оценивания олимпиадных задач теоретического тура
Современное олимпиадное движение школьников — самая устоявшаяся форма поиска, отбора и развития талантливой молодежи. Метод оценивания по десятибалльной системе более приемлем, так как позволяет глубже оценить знания, навыки и умения учащихся.Систему оценки, выставления баллов можно рассмотреть на примерах решения задач, предоставленных ниже. Можно предложить 1 или 0,5 балла за определения и запись неизвестной величины, т.е того, что нужно в задаче найти и запись»дано».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система оценивания олимпиадных задач теоретического тура»
Министерство образования и науки РК
КГУ «СОШ № 19»
Выступление на заседании городской секции физиков.
Методические рекомендации
Тема: Система оценивания олимпиадных задач теоретического тура.
Подготовила:
Учитель физики КГУ "СОШ № 19"
Бережнева Галина Геннадьевна
г. Семей.
Современное олимпиадное движение школьников — самая устоявшаяся форма поиска, отбора и развития талантливой молодежи. Олимпиады по физике состоят из пяти этапов: школьная, зональная, городская, областная, заключительная — республиканская. При составлении заданий школьной олимпиады цель: заинтересовать учащихся занимательными задачами программного материала, которые может решить ученик, знающий теорию и выполняющий домашние упражнения. Задания первого, второго тура не должны содержать элементы программы для углубленного изучения физики, исключая задания 11 класса. Задания третьего этапы, наряду с простыми, должны содержать довольно сложные задачи и т.д. Метод оценивания по десятибалльной системе более приемлем, так как позволяет глубже оценить знания, навыки и умения учащихся.
Учащиеся, занимающие призовые места в школьной олимпиаде и выступающие на зональной,обязательно должны уметь:
1. Оформлять условные задачи;
2. Делать перевод в систему СИ.
То есть иметь знания, предусмотренные стандартом образования РК.
Считаю нецелесообразным выставлять какие-либо баллы за знание и умение выполнять данные первого и второго пункта, так как они не показывают каких-либо особых глубоких знаний по предмету.
Систему оценки, выставления баллов можно рассмотреть на примерах решения задач, предоставленных ниже. Можно предложить 1 или 0,5 балла за определения и запись неизвестной величины, т.е того, что нужно в задаче найти и запись»дано».
Рассмотрим задачи 8 и 10 класса. 8 класс, задача на теплообмен- областного тура:
Теплолюбивые индейцы.
В палатке, покрытой свержу шерстяными одеялами, пол застелен толстым теплонепроницаемым войлоком. Одинокий, спящий индеец начинает мерзнуть в палатке при уличной температуре воздуха t1 = 100C.Два спящих индейца начинают мерзнуть в этой палатке при уличной температуре t2 = 40C.При какой температуре t0 индейцы начинают пользоваться палатками? При какой температуре t3 в той же палатке станет холодно трём индейцам? Считайте, что количество теплоты, теряемой палаткой в единицу времени, пропорционально разности температур воздуха внутри и снаружи.
t2 = 40C 2) Станет холодно в палатке при tп = t0, т.е. воздуха;
Qпол. ~ tв - tпол.3) Nтепловая "мощность" одного индейца;
4) tl— температура уличного воздуха, при которой I индей-
t0— ? цам станет холодно в палатке.
t3— ?
1б
Упражнения теплового баланса.
2б
I * N = R (t0 - tl) R — коэф. палатки
тепловая мощность, выделяющаяся в окружающую среду
мощность
в палатке
N = R(t0 - tl) =
3б
2N = R(t0 - t2)
3N = R(t0 - t3)
3(t0 - tl) = (t0 - t3)
3 t0 - 3 tl= t0 - t3
1б
= 3t0 - t0 - 3tl = - t3
2t0 - 3tl= - t3
t3= 3tl- 2t0
1б
2 t0 - 2 tl= t0 - t2 t3= 30-32
2 t0 - t0 = 2 tl- t2 t3= -20С
1б
t0 = 2 tl- t2 = 20 - 4 = 160C
1б
t0= 160C
Оценивание:
1 балл — пояснен смысл t0;
2 балла — дана идея применения теплового баланса;
3 балла — записана система уравнений;
1 балл — записано выражение для t0;
1 балл — записано выражение для t3;
1 балл — определено числовое значение t0;
1 балл — записано числовое значение для t3.
Итого :10 баллов.
Задача II.10 класс.
КПД подъемного устройства.
Имеется два различных подъемных устройства, каждое из которых представляет собой цилиндр, заполненный идеальным газом и закрытый поршнем. В одном устройстве в качестве идеального газа используется метан (СН4), а в другом — азот (N2). Для поднятия грузов газы подогревают нагревательными элементами. Определите отношение n1иn2, КПД устройств.
1б
Дано: 1)
2б
СН4— p, ΔV 2) A = pΔV = VRΔT
2б
N2 — T, R, V, Cp., Cv. 3) Q = VCpΔT
— ? 4) =
5) n =
2б
6) Cv1 = 3R Cp1 = Cv1 + R = 4R
2б
7) Cv1 Cp2 = Cv2 + R = R
8) = : = * = = =
2б
Результат не зависит ни от размера цилиндров, ни от количества газа в них.
Оценивание:
1 балл — дано общее определение КПД;
2 балла — записано выражение для А;
2 балла — записано выражение для Q;
2 балла — определена теплоемкость Cp1;
2 балла — определена теплоемкость Cp2;
1 балл — дан числовой ответ.
Итого: 10баллов.
Вывод:
Можно сделать заключение из приведенных задач, их решения и оценивания, что: