kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физика - это наука, создавшая современный мир, и благодаря которой нам известно происхождение почти всех природных явлений.

Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе имеет значение в подготовке учащихся к жизни в современном мире техники, а также в формировании их общего мировоззрения. До недавнего времени основной целью школьного физического образования считалось формирование у школьников глубоких и прочных знаний основ физики. Но сейчас на первое место выдвигаются задачи развития и воспитания учащихся в процессе обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроках физики»

Системно-деятельностный подход на уроках физики


Физика - это наука, создавшая современный мир, и благодаря которой нам известно происхождение почти всех природных явлений.

Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе имеет значение в подготовке учащихся к жизни в современном мире техники, а также в формировании их общего мировоззрения. До недавнего времени основной целью школьного физического образования считалось формирование у школьников глубоких и прочных знаний основ физики. Но сейчас на первое место выдвигаются задачи развития и воспитания учащихся в процессе обучения.

В условиях перехода общеобразовательных школ на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) перед педагогическим сообществом ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми требованиями. Реализации требований и задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, являющийся базовым.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача педагога заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы были решены проблемы урока и объяснено, как надо действовать в новых условиях.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Основной формой организации обучения является урок, следовательно, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.

Дидактические принципы системно - деятельностного подхода отражены в таблице.


Принцип

Содержание принципа

Принцип деятельности

заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений

Принцип непрерывности

означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

Принцип целостности

предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)

Принцип минимакса

заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)

Принцип психологической комфортности

предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

Принцип вариативности

предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора

Принцип творчества

означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности


Системно-деятельностный подход на уроках физики целесообразно осуществлять путем:

  • вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность;

  • моделирования и анализа жизненных и бытовых ситуаций на уроках;

  • использования активных методик.

Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра.

В процессе усвоения знаний существенным звеном является учебная мотивация. Положительную мотивацию к деятельности на уроке создают за счет:

  • позитивного эмоционального фона;

  • вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: удивление-интерес-мотив-цель-собственная учебная задача;

  • актуализации опорных знаний;

  • постановки проблемы;

  • создания на уроке «точки удивления»;

  • искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть.

Системно-деятельностный подход на уроках физики можно внедрять как при проведении целых уроков, спланированных таким образом, чтобы учащиеся сами добывали знания, учились осознавать их, осмысливать и отрабатывать, так и при введении в традиционные уроки фрагментов, включающих творческую познавательную деятельность учащихся.

Достоинством системно-деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: игровыми, информационно-коммуникационными, критического мышления, исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.

Использование системно-деятельностного подхода позволяет:

  • работать с современными средствами коммуникации и источниками информации;

  • критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать собственные заключения и оценочные суждения;

  • анализировать и решать познавательные и практические задачи;

  • выполнять творческие работы и исследовательские проекты;

  • аргументировать защиту своей позиции, оппонировать другому мнению через участие в дискуссиях, диспутах.

Практика свидетельствует, что применение системно-деятельностного подхода на уроках физики способствует:

  • личностному развитию учащихся - развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности;

  • социальному развитию учащихся - формированию гражданской личности на основе воспитания патриотических убеждений, развития толерантности жизни в обществе;

  • познавательному развитию учащихся - формированию у учащихся научной картины мира, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению стратегиями и способами познания, развитию памяти, внимания, воображения, мышления, рефлексии;

  • коммуникативному развитию учащихся - формированию компетентности в общении, умению слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, основные условия и механизмы процесса усвоения знаний, а также структура учебной деятельности наиболее полно описывается системно­деятельностным подходом. При преподавании физики это означает следующее: окружающий мир - объект познания учащимися, который имеет системную организацию. Любой исследуемый физический объект рассматривается, с одной стороны, как некая сложная система, состоящая из отдельных взаимодействующих между собой элементов. С другой стороны, эта система, являясь частью более общей системы, взаимодействует с другими системами, т.е. с окружающей средой. Любой исследуемый в физике объект не может существовать вне системы или систем.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Системно-деятельностный подход на уроках физики

Автор: Светлышева Галина Викторовна

Дата: 18.02.2021

Номер свидетельства: 573579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства