kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самостоятельная работа на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы – раскрыть сущность самостоятельной работы как педагогической категории, охарактеризовать её основные принципы и требования и показать на примерах, как я на своих уроках организую самостоятельную работу обучающихся.

Одна из задач воспитания и обучения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой профессиональной деятельности. Подготовить обучающихся к непрерывному образованию и самообразованию, выработать навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке информации. Поэтому необходимо формирование рациональных методов и приёмов учебной работы у обучающихся, в том числе через развитие информационной культуры

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа на уроках физики»


Самостоятельная работа на уроках физики.

Работа учителя физики Алексеевой Марии Сергеевны

МБОУ – Чемерновская СОШ



Возбудите в человеке искренний интерес
ко всему полезному,
 высшему и нравственному,
- и вы
 можете быть спокойны, что он
сохранит всегда человеческое достоинство.
К.Д. Ушинский

Цель моей работы – раскрыть сущность самостоятельной работы как педагогической категории, охарактеризовать её основные принципы и требования и показать на примерах, как я на своих уроках организую самостоятельную работу обучающихся.

Одна из задач воспитания и обучения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой профессиональной деятельности. Подготовить обучающихся к непрерывному образованию и самообразованию, выработать навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке информации. Поэтому необходимо формирование рациональных методов и приёмов учебной работы у обучающихся, в том числе через развитие информационной культуры

Самостоятельная работа является средством получения глубоких и прочных знаний обучающихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственной способности.

Доступным способом повышения эффективности урока, активизации обучающихся на уроке является организация самостоятельной учебной работы.

Работа только тогда даёт положительные результаты, когда она определенным образом организована, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ я понимаю, прежде всего совокупность взаимосвязанных видов работ. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их главных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится систематически, а не случайно.

Самостоятельность– одно из свойств развивающейся личности. Представление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которое играет огромную роль в жизни человека. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение,вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в процессе обучения и практической деятельности. Овладение знаниями требует от учащихся самостоятельной работы в виде наблюдений, постановки опытов, изучения литературы. Без самостоятельной работы невозможно овладение умениями и приобретение навыков.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поиском наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Функции учителя находятся в тесной связи с функциями учащихся и выражаются в следующем: учитель предлагает конкретное устное или письменное задание для самостоятельной работы, определяющее мотивы и цель работы, последовательность её выполнения, приёмы проверки самими учащимися результатов, способы их оформления.

В процессе обучения физики применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения, навыки.

Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

• работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками

• упражнения: ответы на вопросы, тренировочные упражнения

• решение задач и практические, лабораторные работы

• проверочные, самостоятельные работы

• доклады и рефераты

• индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях

• домашние лабораторные опыты и наблюдения.

После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения. На первой ступени (7-9 классы) преимущественная форма преподавания урок-беседа. В форме беседы полезно проводить и опрос, и объяснение нового материала. Характерная особенность этой формы в том, что учащиеся принимают в нём активное участие. Чаще применяются такие виды самостоятельных работ, как доклады, лабораторные работы, решение задач.

На второй ступени самостоятельная работа учащихся обогащается такими формами, как семинарские занятия, подготовка докладов по сравнительно крупным вопросам, лабораторные работы, решение задач.

Характеристика видов самостоятельной работы.

Каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, которые можно использовать в системе урочных и внеурочных занятий.

Работа с книгой:

Эта работа с текстом и графическим материалом; пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответов на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками, научно-популярной литературой, конспектирование прочитанного материала.

Упражнения тренировочные, воспроизводящие по образцу; составление различных задач и вопросов и их решения; оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

Различные творческие самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

Подготовка докладов и рефератов.

Домашние лабораторные опыты наблюдения.

Создание тематических презентаций и сайтов.

В своей работе я систематически использую следующие формы самостоятельной работы учащихся:

работа с учебной литературой на различных этапах урока;

решение задач;

лабораторные и практические работы;

работа с таблицами и справочной литературой;

--- работа с использованием ИКТ;

--- работа с раздаточным материалом.

Самостоятельная работа учащихся с учебной и дополнительной литературой

Учебник — это краткий свод научных сведений. Он определяет объем, уровень и структуру минимума физических знаний, сообщаемых ученикам. Работа с ним на уроке должна стать одним из важных методов обучения. На это нацелен и методический аппарат учебника: шрифтовые выделения в тексте, рисунки, фотографии и таблицы, вопросы к параграфам, система задач и упражнений, предметно-именной указатель, описания лабораторных работ.

Учебник должен быть использован на уроках для усвоения нового материала, что способствует активизации обучающихся в процессе обучения.

Это может быть осуществлено в следующих случаях:

1. Работа с учебником может быть проведена в связи с демонстрацией опыта.

Например, при изучении вынужденных колебаний ставится опыт для наблюдения резонанса маятников и внимание обучающихся обращается на то, что данное явление возникает, когда маятники имеют одинаковую частоту. Как же его объяснить? Дается задание: найти объяснение в книге. После самостоятельной работы в беседе подчеркивается сущность резонанса, закрепляется его оформление, а затем вычерчивается на доске резонансная кривая.

2. Можно начать изучение темы с самостоятельной работы с учебником. Это возможно в том случае, если ученики имеют запас знаний, необходимых для правильного понимания нового материала.

Например, на уроке, посвященном изучению процесса кипения, вначале вспоминаем основные положения молекулярно-кинетической теории, явления испарения, охлаждения при испарении, наличия давления насыщенного пара и т.д. затем после постановки новой темы предлагается прочитать параграф “Кипение”. В это время преподаватель пишет на доске вопросы:

Чем объяснить появление пузырьков внутри жидкости вначале нагревания?

В чем причина поднятия пузырьков?

Объясните увеличение объема пузырьков.

Объяснение различие в изменении объема поднимающихся пузырьков в начале нагревания и после того, как жидкость прогрелась.

Что называется кипением?

При какой температуре происходит кипение?

Как изменяется температура кипения жидкости с изменением давления? Почему?

По учебнику готовят ответы на эти вопросы, после чего проводится беседа, в которой разбирается процесс кипения с молекулярно-кинетической точки зрения. Ставится опыт с кипячением воды в колбе. Обращается внимание на возникновение и стремительное поднятие пузырьков, проверяется постоянство температуры при кипении жидкости, снижение температуры кипения при уменьшении давления (с той же колбой), кипение раствора поваренной соли.

Такая методика создает прочное усвоение материала, так как самостоятельная работа сочетается с их активной мыслительной деятельностью, направляемой педагогом.

3. Большое значение имеет привитие умений не только находить формулировки в тексте учебника, но и давать определения на основании чтения его текста.

Например, при изучении свободных колебаний ставим следующий опыт. Поднимаем маятник на некоторую высоту, а затем отпускаем его. Ставится вопрос: “За счет, какой энергии маятник колеблется?”. Очевидно, за счет потенциальной энергии, сообщенной маятнику вначале. Говорим, что такие колебания называются свободными. Ставится задача сформулировать, какие колебания называются свободными. Прочитать начало параграфа, обучающиеся формулируют: “Колебания, которые происходят благодаря только начатому запасу энергии, называются свободными.

Как показывает опыт, при таком сочетании демонстрации, слова преподавателя и использования учебника, ученики не только усваивают содержание определения, но и запоминают его формулировку.

4. Очень полезной является методика обобщения учебного материала на уроке, когда она проводится по учебнику с последующим анализом прочитанного. По указаниям и направляющим вопросам ученики быстро просматривают текст учебника; при этом они не читают все параграфы целиком (на это нужно было бы очень много времени), но, хорошо ориентируясь в знакомом тексте, быстро находят нужное.

Например, по темам “Колебание и волны” и “Звук” обобщение и систематизацию проводят следующим образом.

Ставиться ряд вопросов, на которые учащиеся отвечают, пользуясь по мере надобности книгой:

Какие колебания называются гармоническими?

Какие величины их характеризуют?

В чем заключаются законы гармонического колебания?

Какие колебания называются свободными? Вынужденными?

В чем заключается явление резонанса, каково условие его появления?

Что называется волновым движением? Длиной волны?

От чего зависит скорость распространения звуковых колебаний: высота, громкость, тембр звука?

Таким образом, когда обучающиеся вспомнят основные вопросы темы, преподавателю легко сделать обобщение. При этом гораздо глубже осознаётся систематизация учебного материала. Домашнее задание на повторение по большей теме не будет таким трудным.

5. Не всегда изложение преподавателя соответствует содержанию учебника. Когда учитель разъясняет учебный материал в другом плане или приходит к выводу иным путем, чем учебник, он должен сразу сообщить об этом на уроке и план записать на доске в процессе изложения содержания урока.

Задача состоит в том, чтобы текст учебника и дополнительный материал представляли единое целое.

Самостоятельная работа с учебником должна находиться в логической связи со всеми другими видами деятельности на уроке.

Необходимо поэтапно формировать у учащихся умения самостоятельной работы с учебной литературой.

Эту работу я начинаю с самых первых уроков в седьмом классе. Я знакомлю, рябят с учебником, по которому они будут учиться (А. В. Перышкин, Физика.Учебник для 7 класса средней школы). Рассматриваем форзацы учебника, листаем страницы. Отмечаю, что весь материал разбит на главы, главы на параграфы. В тексте каждого параграфа есть выделенные предложения, которые помогут разобраться в сути изучаемого материала. После каждого параграфа есть вопросы, на которые отвечают после того, как внимательно прочитали параграф. Находим в учебнике лабораторные работы, материал для дополнительного чтения. Рассказываю о том, как надо пользоваться предметно-именным указателем и оглавлением, отрабатываем эти умения и закрепляем при самостоятельной работе в динамических парах. После объяснения нового материала вновь возвращаемся к параграфу учебника, предлагаю учащимся найти в тексте выделенные предложения, сравнить с записями в тетради и дописать недостающее.

На этом же уроке необходимо рассказать о другой литературе, которой могут пользоваться учащиеся при подготовке к урокам.

Самостоятельная работа учащихся по решению задач

Физика не возможна без решения задач. Важное значение имеет формирование обобщенных умений решать задачи, выработка общего подхода к ним. Выражением такого общего подхода являются алгоритмы, например: алгоритм решения задач на второй закон динамики, на закон сохранения импульса, расчет электрических цепей. Применение алгоритмов в учебном процессе сокращает время обучения и позволяет увеличить число рассматриваемых “нестандартных” задач (требующих творческого подхода).

Включение элементов самостоятельной работы по решению задач нужно осуществлять в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудностей. Предлагаю следующие этапы этой работы.

1. Научить обучающихся самостоятельно анализировать содержание задач, ознакомить их с наиболее рациональными способами краткой записи содержания и способами их решения. Для этого нужно регулярно вызывать ребят к доске, предлагая им кратко записывать условия задачи, а затем путем коллективного обсуждения находить наиболее рациональные способы записи.

2. Выработать умение выполнять решение в общем виде и проверять его правильность, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин.

3. После усвоения обучающимися приемов краткой записи условия задач, а также приемов преобразования единиц измерения физических величин, можно включить в самостоятельную работу поиски путей решения задач.

4. Систематически предлагать обучающимся несколько вариантов решения одной и той же задачи с тем, чтобы они научились самостоятельно находить наиболее рациональный способ решения задачи.

5. После того как обучающиеся освоят все виды работы, связанные с решением физических задач, можно предлагать им самостоятельно выполнять полное решение задачи, включая проверку и анализ полученных результатов.

Большую самостоятельную работу учащиеся выполняют при подготовке к урокам – конференциям. Учащимся заранее сообщается тема и поставленные вопросы (за две недели). Ученик готовит доклад по выбранному вопросу, находит нужную литературу, отбирает материал, готовит эксперимент, плакаты. Учитель контролирует подготовительную работу, если необходимо помогает отобрать нужный материал. При этом отрабатываются все умения учащихся работать с книгой.

Я провожу уроки – конференции по следующим темам:

9 класс: Закон сохранения импульса.

10 класс: Тепловые двигатели и их применение в народном хозяйстве.

11 класс: Производство, передача и использование электрической энергии.

11 класс: Виды излучений.

11 класс: Физические основы атомной энергетики.

Проектная деятельность

Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные компетенции, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Основные требования к проекту:

- Наличие значимой исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.

- Структурирование содержательной части проекта.

- Оформление результатов.

Важным связующим звеном теории с практикой являются лабораторные работы учащихся.

Важное место в формировании практических умений и навыков у учащихся на уроках физики отводится демонстрационному эксперименту и фронтальной лабораторной работе. В лабораторных занятиях обучающиеся получают навыки экспериментальной работы, умение обращаться с приборами, самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных и тем самым более глубоко и полно усваивать теоретический материал.

Но для проведения полноценного физического эксперимента, как демонстрационного, так и фронтального необходимо в достаточном количестве соответствующее оборудование. В настоящее время лаборатория по физике очень слабо оснащена приборами по физике и учебно-наглядными пособиями для проведения демонстрационных и фронтальных лабораторных работ. Имеющееся оборудование не только пришло в негодность, оно также морально устарело и имеется в недостаточном количестве. Поэтому можно использовать виртуальную лабораторную. Для проведения компьютерного эксперимента на уроках физики есть необходимая материальная база, которая позволяет широко использовать возможности по внедрению современных информационных технологий в образовательный процесс.

Применение компьютерных технологий позволяет преподавателю повысить скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяет вести экстренную коррекцию х выполнение способствует формированию у учащихся экспериментальных способностей, формированию у них активности и самостоятельности.

Для того, чтобы обеспечит максимальную самостоятельность учащихся при выполнении практических работ, необходимо на первых уроках этого типа рассказать учащимся о порядке выполнения этой работы.

Тщательно подготовиться к выполнению работы: повторить теоретический материал, внимательно прочитать инструкцию к работе, определить цель работы, оборудование, разобраться с ходом выполнения эксперимента. Целесообразно на предыдущем уроке решить задачу, к которой требуется найти величины, которые будут определяться на лабораторной работе.

Во время выполнения лабораторной работы выполнять все действия согласно инструкции, делая необходимые пометки в тетради.

Выполнить вычисления, найти искомую величину, в старших классах определить погрешность измерений.

Сделать вывод о проделанной работе и ответить на контрольные вопросы.

Лабораторные занятия, на которых учащимся предоставляется максимальная возможность для проявления собственной инициативы и самостоятельности, способствует повышению интереса учащихся к физике и более глубокому овладению знаниями.

При организации самостоятельной работы с раздаточным материалом необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Содержание самостоятельной работы с раздаточным материалом должно быть доступно учащимся.

2. Необходимо, чтобы объем задач соответствовал времени, отводимому на работу.

3. Результаты работы необходимо обсуждать на уроке.

4. Желательно по возможности индивидуализировать задания с учетом общего уровня развития учащихся и их индивидуальных возможностей.

Домашняя самостоятельная работа учащихся

Одно из условий эффективности самостоятельной работы – оперативный контроль её выполнения и оценка её результатов. Это позволяет установить, в какой мере подготовлены учащиеся к выполнению работы практически и теоретически, какие пробелы в знаниях и формировании умений не позволили им успешно справиться с заданием. И на этой основе внести соответствующие коррективы в учебный процесс. Проверка позволяет своевременно обнаружить ошибки в усвоении знаний и умений и вовремя принять меры по их преодолению.

Виды контроля могут быть следующими:

Фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос.

Физический диктант.

Краткий письменный отчет о работе.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль о др.

По результатам проверки должна быть дана оценка работы класса в целом и отдельных учащихся, необходимо отразить успехи и недостатки, обратить внимание на ошибки, допущенные в рассуждениях, выводах и доказательствах, в решении задач.

В зависимости от задач урока и содержания учебного материала, от особенностей его изложения в учебнике и имеющегося в кабинете оборудования могут быть применены те или иные виды и формы самостоятельной работы учащихся. При решении некоторых учебных задач целесообразно сочетание нескольких видов самостоятельной работы.

Какие бы виды самостоятельной работы ни выполняли школьники на уроке, руководящая роль должна оставаться за учителем. Он определяет задачи, содержание и объем каждой работы, продумывает её место на уроке, продумывает методы обучения различным видам самостоятельной работы, составляет задание с постепенным нарастанием степени самостоятельности, инструктирует учащихся перед выполнением работы, приучает их к самоконтролю, изучает и учитывает индивидуальные особенности учеников.

Самостоятельная работа на уроке оказывает огромное влияние на качество знаний и развитие познавательных способностей учеников.


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Самостоятельная работа на уроках физики

Автор: Алексеева Мария Сергеевна

Дата: 25.03.2021

Номер свидетельства: 576711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Самостоятельная работа по физике на тему: "Равноускоренное движение" "
    ["seo_title"] => string(75) "samostoiatiel-naia-rabota-po-fizikie-na-tiemu-ravnouskoriennoie-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "104408"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402689790"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Самостоятельная работа по физике "Давление жидкости" (7 класс)"
    ["seo_title"] => string(60) "samostoiatelnaia_rabota_po_fizike_davlenie_zhidkosti_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "572193"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612338996"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodika-proviedieniia-laboratornykh-rabot-po-fizikie-s-ispol-zovaniiem-informatsionnykh-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "234889"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443543730"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства