Реализация преемственности обучения на этапах преподавания физики в общеобразовательном учебном заведении.
Реализация преемственности обучения на этапах преподавания физики в общеобразовательном учебном заведении.
В статье рассматриваются основные аспекты преемственности преподавания физики в общеобразовательных школах и пути ее повышения.
Прежде чем перейти к рассмотрению путей реализации преемственности обучения на этапах преподавания дисциплин естественно-математического цикла в общеобразовательном учебном заведении, выясним, что же означает принцип преемственности обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация преемственности обучения на этапах преподавания физики в общеобразовательном учебном заведении.»
Близниченко Ася Викторовна, учитель физики Амвросиевской общеобразовательной школы I-III ступеней №4 [email protected]
Реализация преемственности обучения на этапах преподавания физики в общеобразовательном учебном заведении.
Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты преемственности преподавания физики в общеобразовательных школах и пути ее повышения.
Прежде чем перейти к рассмотрению путей реализации преемственности обучения на этапах преподавания дисциплин естественно-математического цикла в общеобразовательном учебном заведении, выясним, что же означает принцип преемственности обучения. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного. Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Она позволяет объединить и структурировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира. В образовательной практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения отдельных разделов, тем, вопросов, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса обучения, планирует усвоение, повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения следовали бы за изучением теории.
Проблема преемственности в обучении исследуется педагогикой уже не одно десятилетие и как многостороннее явление изучалось с разных сторон и исследовалось учеными в разных аспектах. Она рассматривается в науке как педагогическая система (А.В. Батаршев и др.), формы связи между элементами системы обучения (А.А. Люблинская и др.), педагогическое условие структурирования образовательного процесса (Э.С. Черкасова и др.), как принцип обучения (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, С.М. Годник, А.Г. Мороз, И.Т. Огородников, Е.Н. Ращикулина, Г.И. Щукина и др.), как общепедагогическая закономерность (И.И. Прокопьев, А.Г. Мороз и др.). Осуществлению преемственности в содержании, формах и методах обучения посвящены работы М.Ф. Воробьёва, К.Р. Исаевой, С.С. Постовалова и др. Пути реализации принципа преемственности в начальной школе изучались В.И. Вдовиченко, A.M. Кухта, А.А. Люблинской. Дидактические основы преемственности в обучении между учебными предметами начальной и средней школы разрабатывались коллективом исследователей под руководством Ш.И. Ганелина, в трудах Л.В. Занкова, Е.С. Никифоровой, Н.С. Рождественского и др.
В Законе об образовании отмечается, что содержание курса физики должно обеспечить «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и образовательной программы (ступени обучения) картины мира». В связи с этим перед школой общество ставит следующие задачи: освоить современную научную картину мира, через нее показать связь человека с природой; создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего в короткие сроки переключаться на смежные области профессиональной деятельности; научить человека жить в потоке информации, создать предпосылки и условия для самообучения, самовоспитания; создать условия для формирования личности, обладающей новыми ценностями, основанными на общегуманистических принципах самоутверждения, саморазвития. Его результаты должны быть ориентированы на умение учащихся решать личностно-значимые и практически важные для них задачи.
Преемственность рассматривается как связь между явлениями в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы, растет на основе старого, с принятием его, борьбе с ним, ибо без сохранения не может быть обогащения и накопления, без отрицания нет развития и обновления. Рассмотрим реализацию преемственности в преподавании дисциплин естественно-математического цикла на примере физики.
Между этапами непрерывного развития методики обучения физике существует преемственность. Она выражается в существовании генетической связи понятий, законов, концепций, теорий в процессе каждого этапа развития методики; при этом новое содержание образования соответствует состоянию базовой науки — физики и включает элементы научного знания предшествующих этапов, идеи которых модернизируются и видоизменяются.
Преемственность реализуется как в содержании, так и в научных методах познания. Суть преемственности в обучении состоит в том, чтобы на основе сохраняющихся базовых знаний предыдущего этапа обучения обеспечить их постепенное наращивание и уточнение за счёт снятия отмеченных противоречий на последующем этапе. В этом случае у учащихся на основе элементарных смысловых элементов постепенно формируются первичные физические понятия, перерастающие в процессе обучения в системы понятий, между которыми устанавливается логическая связь, предстающая перед учащимися в форме законов, закономерностей, новых понятий, анализ и обобщение которых доводится до учащихся в виде физических теорий, полнота, справедливость и границы применимости которых на уроках обсуждаются.
В таком рассмотрении процесса обеспечения преемственности в учебном познании любой из естественнонаучных дисциплин, в частности, физики, сами понятия выступают в виде определённых точек в непрерывном процессе освоения учебной дисциплины. Именно периодическое возвращение к этим точкам с более высокого уровня знаний позволяет усиливать динамику освоения новых понятий и способствует реализации в наиболее полном виде принципов последовательности, систематичности и непрерывности образовательного процесса. Курс физики основной школы основывается на пропедевтике физических знаний, происходит на более ранних этапах обучения. Так, в начальной школе младшие школьники на уроках разных предметов знакомятся с проявлениями физических явлений природы, усваивают начальные сведения по физике, овладевают элементарными навыками познания природы. Особое значение здесь приобретает соотношение сенсорного эталона величины с конкретными свойствами тел (масса, длина, площадь, объем, время, температура и др.). Содержание физической составляющей здесь отображается содержательными линиями родственных к естествознанию образовательных отраслей и группируется вокруг таких тем: человек как живое существо (нормальные условия жизнедеятельности - температура, влажность, давление, земное притяжение, зрение, слух, тактильные действия, длина шага и т.д.); мой дом (условия быта, бытовые приборы, жилая энергетика и т.п.); моя улица, мой город (движение транспорта); моя планета - Земля (Солнечная система, Земля и Луна, освоение космоса и т.д.).
Примерами преемственности курсов физики начальной, средней и основной школы являются: в 1 классе знания о живой и неживой природе, о методах познания природы, знакомятся со значением Солнца и воды в жизни человека, с тремя агрегатными состояниями воды. Во 2 классе знакомятся с явлениями природы, влиянием Солнца на жизнь на Земле, с моделью Земли, с понятиями горизонт, стороны горизонта, вращением Земли вокруг своей оси, понятием сутки, год, движением Земли вокруг Солнца, причинами изменения времен года на Земле, смена дня и ночи. Учатся наблюдать за высотой Солнца в течении дня, знакомятся с изменением длины тени предметов в зависимости от высоты источника света. У детей формируется понятие изменение состояния воды при нагревании и охлаждении до состояния льда, а так же с расширением воды при нагревании и замерзании, свойствами льда, рассматривая форму снежинок с помощью лупы. Они знакомятся с устройством термометра, учатся определять показания термометра, измерять температуру воздуха и воды, с испарением и конденсацией водяного пара, образованием облаков и выпадением осадков, с круговоротом воды в природе.
В 3 классе дети уже знакомятся со свойствами воды, тремя ее состояниями, понятием температура плавления и кипения воды. Знакомятся с газами на примере воздуха, его свойствами при нагревании охлаждении. Формируется понятие энергии, солнечной энергии и ее преобразование в другие виды энергии, использовании энергии солнца, ветра и воды человеком, знакомятся с понятием энергосбережения.
В 4 классе формируется понятие Солнечная система, ее состав. Солнце - цен
тральных тел Солнечной системы, ближайшая к нам звезда. Планеты. Спутники планет. Земля. Суточное и годовое движение Земли. Луна - естественный спутник Земли. Звездное небо. Созвездие звездного неба. Большая и Малая Медведицы. Полярная звезда. Горизонт. Стороны горизонта. Компас. Млечный Путь - наша Галактика. Представление древних людей о Земле и Вселенной. Современные представления о Вселенной. Учатся ориентироваться на местности. Знакомятся с телами и веществами. Агрегатные состояния веществ и их изменение. Молекулы и атомы. расположением молекул в твердых телах, жидкостях и газах. Свойствами твердых тел, жидкостей и газов. Разнообразием веществ и материалов и их использование человеком. Физическими величины (длина, площадь, объем, время) и их измерения. числовое значение и единицы физических величин. Измерительные приборы. Шкала прибора. Цена деления.
В 5-6 классах добытые ими физические знания развиваются в основном благодаря опытно-экспериментальные деятельности на уроках естествознания, изучение технологий, математики, во время экскурсий в природу; пополняется их терминологический аппарат, приобретают эмпирического смысла отдельные физические сроки (скорость, масса, температура, время, механический движение, теплота, атом и т.д.). Содержание интегрированного курса естествознания сосредоточено главным образом вокруг понятий, имеющих общенаучный и межпредметний характер - начальные сведения о строении вещества, атом и молекула, пространство и время, энергия и тому подобное. Учебная деятельность учащихся направляется на преодоление противоречия между научным смыслом физического знания и обыденным опытом учеников, на трансформацию их будничного сознания в научную
В 5 классе учащиеся знакомятся с методами изучения природы; продолжают знакомство с физическими свойствами веществ, строением веществ, диффузией, движением молекул, видами физических явлений, взаимосвязью явлений в природе, учатся измерять массу и размеры тел, изучают зависимость скорости испарения жидкости от температуры и площади поверхности. Знакомятся с понятием Вселенная, небесные тела, их движением, созвездия, их видами, солнечной системой, планетами солнечной системы, галактиками, их видами, методами и способами астрономических наблюдений. Учатся находить знакомые созвездия на карте звездного неба. Знакомятся с Землей, как планетой солнечной системы.
В 7 классе учащиеся уже более полно изучают строение вещества, опираясь на знания и опыт полученный ранее. Продолжают знакомиться со световыми явлениями. Впервые формулируется понятие относительности движения и взаимодействия в 8 классе на конкретных жизненных ситуациях; а уже в 10 классе вводятся представления о движении Земли на основе рассмотрения движения в разных системах отсчета, определение скорости тела в разных системах отсчета; вводятся законы сложения скоростей и перемещений; 11 класс -специальная теория относительности Энштейна.
Или например законы сохранения: 8 класс- вводятся понятия энергии и превращения механической энергии; превращение механической энергии во внутреннюю, 10 класс - превращение энергии механических колебаний, превращение энергии электрических и магнитных полей.
В процессе обучения учащиеся выполняют творческие, исследовательские и конструкторские задания. Эти задания могут быть разного типа:
1) теоретические и экспериментальные исследования физических явлений;
2) измерение физических величин в ходе лабораторных работ;
3) знакомство с техническими объектами на примере демонстрационных и интерактивных моделей;
4) изучение истории развития физики на основе хрестоматийного материала.
Каждая глава курса физики основной школы опирается не только на содержательные традиции методики обучения физике, но и на межпредметные связи с курсами математики, химии, биологии.
Концентрическая система изучения физики в средней школе позволяет опираться на принцип преемственности в преподавании.
Пропедевтическая или нулевая ступень в начальной школе позволяет сформировать основные представления об окружающем мире и методах его исследования. Функция пропедевтики физики целиком возлагается на природоведческие курсы начальной школы и курс природоведения 5 класса. Он предшествует базовому курсу физики основной школы.
Первая ступень курса физики (7-9 класс) становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и ее применений для всех учащихся, независимо от их будущей профессии.
10-11 классы работают в условиях профильной дифференциации, изучение физики в них происходит по разным программам.
Вместе с тем для каждой ступени и каждой формы обучения должна быть предусмотрена вариативность программ для учащихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностно-психологической, относящихся к различным личностно-психологическим типам. Последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям учащихся.
Практическая реализация преемственности преподавания физики
предполагает:
использование логически связанных серий учебников и другой учебной и справочной литературы (учебники, авторы которых придерживаются единой системы понятий, обозначений, математических преобразований);
использование постоянных физических терминов, обозначений, понятий и систем единиц;
организация преемственности использования теоретических положений и их практической реализации, натурального и компьютерного экспериментов;
усиление межпредметных связей физики, математики, информатики, химии, биологии;
чёткой координацией учебного материала, сроков его преподавания.
Наибольший интерес представляет возможность обеспечения
преемственности формирования социально значимых мотивов обучения
старшеклассников, поскольку эти мотивы не только отвечают социальному
заказу общества на переломном этапе его развития, но и характеризуют важные личностные качества учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность учеников является одним из
факторов формирования устойчивого познавательного интереса учеников современной средней школы к физике. В соответствии с принципом преемственности в процессе обучения физике в средней школе наиболее эффективным представляются частично-поисковые и исследовательские экспериментальные задания. Исследовательские технологии стимулируют учащихся к самостоятельной поисковой работе и формируют устойчивый познавательный интерес к физике, поскольку обучение как исследование предполагает, что особенностью учебно-исследовательской деятельности учащегося является субъективное открытие новых знаний на основе актуализации ранее усвоенных знаний и умений.
Работа над проектами и исследовательскими работами как форма внеурочной деятельности зачастую знакомит учащихся с новыми понятиями, изучение которых на уроке осуществляется гораздо позже. Данные знания учащиеся используют в дальнейшем на уроках. Проведение таких исследовательских заданий стимулирует любознательность у всех учеников, а систематическое их использование в учебном процессе способствует формированию глубокого познавательного интереса к физике, развивает их научное мировоззрение, формирует исследовательские умения и навыки как у учащихся среднего звена, так и у старшеклассников.
Преемственность на старшей ступени обучения в профильных группах дает возможность учащимся подготовиться к обучению в технических вузах. Неготовность выпускников школ к обучению в технических вузах нередко связана с неумением воспользоваться теми знаниями, которые они получили в средней школе. Поэтому процесс преподавания должен быть нацелен не только на формирование прочных предметных знаний, но и на осознание обучающимися процесса развития знания, его логики и структуры, формирования метазнаний, как основы научного мировоззрения. С этой целью в старшем звене формируются навыки самостоятельной работы с учебной литературой, создание презентаций, видеофильмов, буклетов, работа с дополнительными источниками информации.
Список библиографических источников:
1.Агафонов А.Б. Преемственность в развитии физических понятий у учащихся старших классов средней школы: Дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1983. 166 с.
2.Александров Г.И. Основы дидактики высшей школы. Уфа, 1973. - 4.1. - 240 с.
3.Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении // Сов. педагогика. 1953. -№2. - С. 23-25.
4.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактическийаспект. М.: Педагогика, 1977. - 251 с.
5.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод, основы). -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
6.Баллер Э.А. Преемственность // Философская энциклопедия. М., 1967. -Т.4. - С. 360.
7.Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / Под ред. А.П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. - 80 с.
8.Батышев А.В. Преемственность в дидактических приемах обучения // Сов. педагогика. 1987. - №4. - С. 71-74.
9.Бушля А.К. О преемственности учебно-воспитательной работы в 1-10 классах // Начальная школа. 1964. - № 11. - С. 71 -84.
10.Гамалеев Н.К. О преемственности в курсе физики // Физика в школе. -1957.-№3.-С. 25-33.
11.Ганелин Ш.И. О преемственности и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5-8 классах. М.: Просвещение, 1961. - 147 с.
12.Ганелин Ш.И. Педагогические основы преемственности в учебно-воспитательной работе школы // Преемственность учебно-воспитательной работы в 4-5 классе. -М., 1995. С. 5-21.
13.Ганелин Ш.И. Принципы дидактики и их взаимосвязи у классов педагогики // Сов. педагогика. 1965. - №5.
14. Гончарова И.И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.-24 с.
15. Драпкина С.Е. Преемственность знаний и развития мыслительной деятельности у учащихся // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5-7 классах. М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1961.-С. 50-105.
16. Дуранов М.Е., Михайлов П.А. Педагогический подход к преемственному обучению как системе // Пути повышения эффективности обучения в школе / Ред. Кол. И.Е. Дуранов, В.А. Черкасс. Челябинск: ЧГПУ, 1977. -Вып. 11.-С. 3-11.
17. Золотарь К.И. Преемственность в обучении // Сов. педагогика. 1968. -№9.-С. 114-129.
18. Кыверялг А.А. Сущность преемственности и ее реализация в обучении // Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ: Методические рекомендации. М., 1984. - С. 3-27.
19. Шарапова О.Ю. К вопросу о преемственности между начальной (1-1II или I-1V) и основной (V-IX) школами // Начальная школа. 1999. - №2. -С. 17-19.
20. Цирулик Н.А. Дидактические условия успешного осуществления преемственности в обучении между начальными и средними классами: Дисс. канд. пед. наук. М., 1981. - 183 с.
21.Программа по природовдению для общеобразовательных учебных заведений 1-4 классы.
22. Программа по природоведению для общеобразовательных учебных заведений 5-9 классы.