kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка блок-схемы "Механические явления" - 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена методика разработки блок-схемы по теме "Механические явление", которая может применяться на уроке-закреплении материала по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка блок-схемы "Механические явления" - 9 класс»

Зябкин М.В.

Структурирование темы «Механические явления» 9 класса

Среди подходов психодидактики для нашего исследования наибольший интерес представляет системно-структурный, преимущества которого освещены нами в работе [1]. Реализация такого подхода требует более широкого использования структурированных знаний по физике в разных вариантах – схемах, блоках, модулях, объединенных общей идеей упорядочивания знаний в систему. Структурированное и графически представленное знание по разделу, модулю является основой запоминания, применения и контроля усвоенного.

С целью активизации учебного процесса, облегчения понимания, запоминания, воспроизведения, применения и повышения уровня знаний учащихся, нами разработана и внедрена методика преподавания физики с использованием системно-структурного подхода и модульной системы с применением обобщающих блок-схем по темам. Преимущества такого подхода и модульной системы уже показаны в наших работах [2-5].

Нами сначала была разработана, экспериментально опробована и внедрена в практику работы в школе эта методика преподавания в 7 классе [2], эффективность которой подтверждена актами внедрения в школе №8 Республики Адыгея и ГОУСПО колледжа легкой промышленности № 24 г.Москвы. Школьникам предлагаются блок-схемы, интегрирующие в себе большой объем полезной информации: термины, определения, классификации, причины, закономерности, законы, применение, опыты, формулы. Мышление осуществляется мыслительными операциями, такими, как: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение, умозаключение. Все эти моменты содержит в себе блок- схема.

Однако, так как физика - естественно научная дисциплина, которая в средней школе изучается с 7 по 11 класс, поэтому целесообразно весь школьный курс физики перевести на модульную систему. В связи с этим следующим этапом нашего исследования была разработка модулей по наиболее трудным темам 11 класса с применением блок-схем [3,4], по которым мною ведется преподавание в образовательном центре ГБОУ ЦО №1454, г. Москвы.

В 9 классе преподавание физики в этом образовательном центре в настоящее время осуществляется по учебнику для 9 класса Л.Э. Генденштейна [6], полностью соответствующего образовательному стандарту второго поколения и являющегося третьим в линии учебников физики для основной школы: 7,8,9. Учебник двухуровневый: материал первого уровня адресован всем учащимся, второго уровня – тем, кто интересуется физикой. В учебнике много цветных иллюстраций.

Однако, организация процесса обучения, построенная на классической схеме урока с попараграфной системой освоения материала и преобладанием словесно-репродуктивных методов, не обеспечивает выполнение необходимых требований и не дает нужного качества знаний, основным из которых является системность как интегративный показатель. Отсюда и возникает необходимость поиска путей систематизации и системного усвоения знаний. Поэтому цель данной работы - разработка и внедрение в учебный процесс блок-схемы «Механические явления» по материалу первой главы этого учебника, как продолжение начатого в 7 классе изучения раздела механики, рассматривающего движение и взаимодействие тел и по которому нами уже была внедрена блок-схема [2].

Первый элемент блок-схемы 9 класса рассматривает относительность движения, понятия материальной точки и системы отсчета. Второй элемент блок-схемы показывает понятия траектории, перемещения, пути. Третий элемент блок-схемы посвящен классификации и особенностям движения: равномерного и равноускоренного. Завершающим элементом блок-схемы являются формулы и графики, применяющиеся при решении задач.

Таким образом, блок-схема построена так, что первая половина

стимулирует понятийный аппарат школьника, а вторая - заставляет его запомнить формулы, необходимые для решения задач. Результатом применения блок-схемы является замена нескольких теоретических параграфов, трудных для понимания, воспроизведения и запоминания, на одну эффективную блок-схему. Работа по блок-схеме состоит в следующем: Сначала блок-схема представлена на интерактивной доске в целом виде, и учащиеся, по ходу объяснения нового материала, заносят ее в свою тетрадь или планшет. После объяснения нового материала на доске показана блок-схема с недостающими элементами, которые учащиеся сами наносят для запоминания, повторения и для ответа при опросе.

Литература

  1. Дьякова Е.А., Зябкин М.В. Структурно-системный подход на занятиях по физике // Вестник Майкопского государственного технологического университета - Майкоп, 2013. – Вып №4.- С.71-76.

  2. Зябкин М.В. Зябкина Н.Г. Методика преподавания основ физики по модульной системе Методическое пособие Майкоп: изд-во МГТИ, 2003.- 25с.

3. Зябкин М.В. Теучеж Г.Я., Сиюхова Д.Б.Методика преподавания физики по модульной системе. Методическое пособие Майкоп: изд-во МГТУ, 2008. – 20с.

4. Зябкин М.В. Теучеж Г.Я. Методика преподавания Физики в 11 классе по модульной системе Вестник Ставропольского государственного университета, Ставрополь, 2008, № 59 (6), с. 194-197.

5. Зябкин М.В. Активизация учебной деятельности на уроках физики с помощью модульной системы. - Materialy VIII Miedzynarodowei naukowi-praktycznej konferencji «Dynamika naukowych Bada – 2012», Volume 10 с.93-96 - Nauk biologicznych Ekologia. - Przemysl Nauka I studia.

6. Генденштейн Л.Э. Физика 9 класс Ч.1 – М.: Мнемозина, 2012. 272с


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка блок-схемы "Механические явления" - 9 класс

Автор: Максим Вячеславович Зябкин

Дата: 09.03.2024

Номер свидетельства: 646881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства