Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Составлена в соответствии с
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОУД.09 Физика для ППССЗ»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Энгельсский колледж профессиональных технологий»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 ФИЗИКА
программы подготовки специалистов среднего звена
для всех специальностей технического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
.
2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.;
Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.10 «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г.;
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация-разработчик Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий»
Разработчики:
А.В. Кочкурова, преподаватель физики
Рецензенты:
Внутренний В.Н. Коломыцев, преподаватель электротехники ГАПОУ СО «ЭКПТ» высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии естественнонаучных и математических дисциплин
Протокол №10 от 18.06.2018 г.
Председатель_____________ А.Н.Кочнева
Рекомендовано методическим Советом ГАПОУ СО «ЭКПТ» для применения в учебном процессе при реализации ООП по специальностям СПО
35.02.07 Механизация сельского хозяйства,
19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Протокол № __ от «__ » _________2018г.
Председатель __________ О.А. Карюкина
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………..4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………...……15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………………… 17
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 ФИЗИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Составлена в соответствии с
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г;
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В колледже, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ.
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 управлять своей познавательной деятельностью;
У2 проводить наблюдения;
У3 использовать и применять различные виды познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей действительности;
У4 использовать различные источники для получения физической информации;
У5 давать определения изученным понятиям;
У6 называть основные положения изученных теорий и гипотез;
У7 описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;
У8 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей;
У9 применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплин обучающийся должен знать:
З1 роль физики в современном мире;
З2 фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;
З3 основные физические процессы и явления;
З4 важные открытия в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
З5 методы научного познания природы;
З6 как оказать первую помощь при травмах полученных от бытовых технических устройств.
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
• метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения,
описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Активные и интерактивные мозговой штурм, эвристические беседы, дискуссии, круглые столы, кейс-метод, конкурсы самостоятельных и практических работ, деловые игры.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
210
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
112
в том числе:
лабораторные работы
28
контрольные работы
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
70
в том числе:
составление таблиц, схем, построение графиков
расчётно-графические работы
домашние лабораторные работы
работа с дополнительной литературой, конспект прочитанного
самостоятельная работа над индивидуальным проектом)
практические работы
10
13
10
34
3
Промежуточная аттестация в форме экзамена.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
Содержание учебного материала
4
1
1
Входной контроль. Физика - наука о природе. Естественно - научный метод познания, его возможности и границы применяемости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
4
Раздел 1. Механика
Тема 1.1.
Кинематика
Содержание учебного материала
8
2
1
Основные характеристики механического движения. Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
4
2
Виды движения. Равномерное, равноускоренное движение и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Расчетные задачи на нахождение скорости, ускорения, определение средней скорости, пути.
4
Тематика практических занятий и лабораторных работ
2
3
Лабораторная работа №1
«Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальный проект «Законы равноускоренного движения»
Индивидуальный проект «Движение тела переменной массы»
2
2
Тема 1.2.
Динамика
Содержание учебного материала
8
2
1
Законы динамики. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
8
Самостоятельная работа обучающихся
Расчетная задача по теме «Применение законов движения тел»
Индивидуальный проект «Работа и энергия тела. Что их объединяет?»
Индивидуальный проект «Законы сохранения в механике»
3
2
2
Тема 1.3.
Механические колебания и волны
Содержание учебного материала
8
1
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс
4
2
2
Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальный проект «Телефон»
2
Контрольная работа №1 «Механика»
2
3
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1.
МКТ строения вещества
Содержание учебного материала
4
2
1
Атомно-молекулярное строение вещества История атомистических учений. Наблюдения и опыты подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул.
2
2
Абсолютная температура вещества. Тепловое движение молекул. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Исследовательская работа «Изучение размеров очень маленьких тел»
Доклад «Максимальные и минимальные термометры».
2
2
Тема 2.2.
Агрегатные состояния вещества
Содержание учебного материала
8
1
Модели строения вещества. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно- молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Уравнение состояния газа (Менделеева – Клапейрона). Изопроцессы в газах. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменение агрегатных состояний вещества.
8
2
Тематика практических занятий и лабораторных работ
8
3
Лабораторная работа №2
«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
2
Лабораторная работа №3
Изучение явления теплообмена».
2
Лабораторная работа №4
«Измерение влажности воздуха»
2
Лабораторная работа № 5
«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Индивидуальный проект «Свойства твердых тел»
2. Индивидуальный проект «Необычные свойства обычной воды»
2
2
Тема 2.3.
Термодинамика
Содержание учебного материала
8
1
Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия и работа газа.
4
2
2
Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблицы «Применение первого начала термодинамики к «изопроцессам»».
Индивидуальный проект «Физика и современная военная техника»
4
2
Контрольная работа №2 «Молекулярная физика и термодинамика»
2
3
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1.
Электрическое поле
Содержание учебного материала
8
1
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
4
2
2
Характеристики электрического поля. Электрическое поле. Напряженность поля Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Диэлектрики в электрическом поле.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя лабораторная работа «Изучение взаимодействия заряженных тел»
Доклад по теме «Электрическая цепь»
Индивидуальный проект «Шарль Кулон»
Индивидуальный проект «Использование электроэнергии в транспорте»
2
3
2
2
Тема 3.2.
Электрический ток
Содержание учебного материала
30
1
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.
4
2
2
Законы постоянного тока. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока.
6
2
3
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Электронный газ. Работа выхода. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Законы Фарадея. Применение электролиза в технике. Электрический ток в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков. Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
6
2
4
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
4
2
5
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.
4
2
6
Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Трансформаторы. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
4
2
7
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Электрический резонанс.
2
2
Тематика практических занятий и лабораторных работ
14
3
Лабораторная работа № 6
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках»
2
Лабораторная работа № 7
«Исследование смешанного соединения проводников»
2
Лабораторная работа № 8
«Измерение напряжения на различных участках цепи»
2
Лабораторная работа № 9
«Регулирование силы тока реостатом»
2
Лабораторная работа № 10
«Измерение электрического сопротивления»
2
Лабораторная работа № 11
«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
2
Лабораторная работа № 12
«Измерение КПД установки с электрическим нагревателем»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление сравнительной таблицы «Сравнение электрического и магнитного полей»
Практическая работа «Электроизмерительные приборы»
Расчетно – графическая работа «Зависимость КПД трансформатора от нагрузки»
Индивидуальный проект «Экономьте электроэнергию»
Индивидуальный проект «Молния-газовый разряд в природных условиях»
4
3
3
2
2
Тема 3.3.
Электромагнитные волны
Содержание учебного материала
6
1
Свойства электромагнитных волн Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
2
2
2
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Световой поток. Освещенность. Законы освещенности. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы.
2
2
3
Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практическое применение. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
2
2
Тематика практических занятий и лабораторных работ
4
3
Лабораторная работа№13
«Измерение показателя преломления стекла»
2
Лабораторная работа№ 14
«Изучение треков различных веществ по фотографиям»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Расчетная работа «Определение параметров световой волны»
Индивидуальный проект «Видимое излучение и его роль в нашей жизни»
Индивидуальный проект «Оптические явления в природе»
3
2
2
Контрольная работа №3 «Электродинамика»
2
3
Раздел 4. Основы специальной теории относительности
Тема 4.1
Специальная теория относительности
Содержание учебного материала
4
1,2
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты Эйнштейна. Пространство и время специальной теории относительности. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
4
Раздел 5. Элементы квантовой физики
Тема 5.1.
Квантовая оптика.
Содержание учебного материала
8
1,2
1
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно чёрного тела. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Давление света. Понятие о корпускулярно-волновой природе света.
4
2
Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Квантовые генераторы.
4
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Расчетная работа «Внешний фотоэффект»
2.Индивидуальный проект «Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия»
3.Индивидуальный проект «И.В. Курчатов-физик, организатор атомной науки и техники»
4. Работа с учебной литературой, конспект прочитанного
3
2
2
3
Раздел 6. Эволюция Вселенной. Строение и развитие Вселенной.
Тема 6.1.
Эволюция Вселенной. Строение и развитие Вселенной.
Содержание учебного материала
8
1,2
1
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.Образование планетных систем. Солнечная система
4
2
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Тёмная материя и тёмная энергия.
4
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой, конспект прочитанного
Индивидуальный проект «Черные дыры Вселенной»
3
2
Консультации
2
Промежуточная аттестация
6
Всего
210
условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете № 307«Физики и астрономии»
Оборудование учебного кабинета:
– стенд «Основные физические константы»;
- стенд «Система единиц СИ»;
- стенд «В помощь студенту»;
- портреты ученых физиков.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- интерактивная доска IPBOARD;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;
-DVD -диски обучающие:
1) Геометрическая оптика ч.1,ч.2,
2) Электромагнитные волны,
3) Магнитное поле,
4) Излучение и спектры,
5) Электростатика,
6) Молекулярная физика,
7) Механические колебания,
8) Гидроаэростатика ч.1,ч.2,
9) Основы термодинамики,
10) Основы молекулярно-кинетической теории ч.1,ч.2,
11) Волновая оптика,
12) Квантовые явления,
13) Электромагнитные колебания, ч.1,ч.2,
14)Постоянный электрический ток,
15) Механические волны,
16) Электромагнитная индукция,
17) Электрический ток в различных средах ч.1,ч.2.
18) Физический практикум ( 9кл., 10 кл., 11 кл.)
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- Интерактивные лабораторные работы
- методические пособия по проведению лабораторных работ.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014. – 366 с.
Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014. - 399 с.
Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Дрофа» 2015.
Дополнительные источники:
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2016
Интернет-ресурсы:
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира;
Формулирование роли физики в современном обществе;
Перечисление важнейших физических явлений в полном объеме;
Определение сущности роли физических явлений в окружающем мире.
- понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
Нахождение цели деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов;
Обоснование своей точки зрения, восприятие и анализирование мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
Высказывание гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений;
Представление модели явлений;
Указание границ применимости физических законов;
Изложение основных положений современной научной картины мира;
Использование Интернета для поиска информации.
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
Выполнение обработки результатов измерений;
Обнаружение зависимости между физическими величинами;
Объяснение результатов и формулирование вывода;
Приведение примеров, показывающих, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.
Анализирование условия задачи и его наглядная интерпретация схемой или чертежом.
Составление плана решения задачи (составление уравнений, связывающих физические величины, которые характеризуют рассматриваемое явление с количественной стороны);
Осуществление решения (совместное решение полученных уравнений относительно той или иной величины, считающейся в данной задаче неизвестной);
Оценивание правильности решения задачи (анализ полученного результата и числовой расчет).
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
Формулирование примеров практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в медицине; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, транспортных средств, средств радио- и телекоммуникационной связи;
Применение естественно-научных знаний для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и выполнения роли грамотного потребителя.
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Изложение информации на основе полученных знаний;
Оценивание информации, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях
- сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- составление плана и последовательности действий при решении задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и в случае получения результата, отличного от ожидаемого;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
Применение полученных знаний для решения физических задач;
Определение характера физического процесса по графику, таблице, формуле;
Измерение ряда физических величин, представление результатов измерений с учетом их погрешностей;
Оценивание влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.
Личностные результаты:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки
- проявление гражданственности, патриотизма;
- знание истории своей страны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом
- проявление активной жизненной позиции;
- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;
- уважение общечеловеческих и демократических ценностей
- демонстрация готовности к исполнению воинского долга
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности
- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
- проявление общественного сознания;
- воспитанность и тактичность;
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач
- демонстрация желания учиться;
- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития
- умение ценить прекрасное;
Метапредметные результаты:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- использование различных методов решения практических задач
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации, включая электронные;
- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;
- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- сформирование представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы
Итоговый контроль –экзамен.
Приложение А
Конкретизация результатов освоения дисциплины
Умения, знания студента по ФГОС
(рабочей программе)
Тематика лабораторных работ, перечень тем, тематика самостоятельной работы
1
2
предметные результаты
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Тематика лабораторных работ
Тема 1.1.
Лабораторная работа № 1 Изучение равноускоренного движения.
Лабораторная работа № 2 Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Тема 1.2.
Лабораторная работа № 3 Проверка закона сохранения механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости
Перечень тем:
Введение
Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
Тема 1.1
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Тема 1.2
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Тема 1.3
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Тема 1.4
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Тематика самостоятельной работы:
Тема 1.1.
Индивидуальный проект «Законы равноускоренного движения»
Индивидуальный проект «Движение тела переменной массы»».
Тема 1.3.
Расчетная задача по теме «Применение законов движения тел»
Индивидуальный проект «Работа и энергия тела. Что их объединяет?»
Индивидуальный проект «Законы сохранения в механике»
Индивидуальный проект «Телефон»
Личностные результаты
-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки
-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом
-умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности
-умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации
-умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач
-умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития
Тематика лабораторных работ
Тема 2.2.
Лабораторная работа №4
Изучение явления теплообмена.
Лабораторная работа №5
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
Тема 3.2
Лабораторная работа №6 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках»
Лабораторная работа №7 «Исследование смешанного соединения проводников»
Лабораторная работа №8 «Измерение напряжения на различных участках цепи»
Лабораторная работа №9 «Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа №10 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Лабораторная работа №11 «Измерение КПД установки с электрическим нагревателем»
Перечень тем:
Тема 2.1
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Тема 2.2
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Уравнение состояния газа (Менделеева –Клапейрона). Изопроцессы в газах.Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.
Тема 2.3
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
Тема 3.1
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.
Тема 3.2
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
Тема 3.3
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока.
Тема 3.4
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.
Тема 3.5
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Электронный газ. Работа выхода. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Законы Фарадея. Применение электролиза в технике. Электрический ток в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков. Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Тема 3.6
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
Тема 3.7
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.
Тема 3.8
Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
Тема 3.9
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.
Тема 3.10
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Тематика самостоятельной работы:
Тема 2.1.
Исследовательская работа «Изучение размеров очень малых тел».
Тема 2.2.
Индивидуальный проект «Свойства твердых тел».
Тема 2.3.
Индивидуальный проект «Необычные свойства обычной воды»
Тема 3.1.
Выполнение домашней лабораторной работы «Изучение взаимодействия заряженных тел».
Тема 3.8.
Индивидуальный проект «Использование электроэнергии в транспорте»
Тема 3.10.
Индивидуальный проект «Физика и современная военная техника»
Тема 3.5.
Выполнение расчетно-графической работы «Зависимость КПД транзистора от нагрузки».
Тема 3.10.
Составление сравнительной таблицы «Сравнение электрического и магнитного полей».
Индивидуальный проект «Молния-газовый разряд в природных условиях»
метапредметные результаты
-использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
-умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
Тематика лабораторных работ
Тема 3.3
Лабораторная работа №12 «Измерение показателя преломления стекла»
Лабораторная работа №13 «Изучение спектров различных веществ».
Лабораторная работа №14 «Экспериментальная проверка законов отражения и преломления света»
Перечень тем:
Тема 3.11
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Световой поток. Освещенность. Законы освещенности. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.
Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
Тема 4.1
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты Эйнштейна. Пространство и время специальной теории относительности. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
Тема 5.1
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии.Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Тема 6.1
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система
Тематика самостоятельной работы:
Тема 3.11.
Подготовка реферата «Шкала электромагнитных волн»
Индивидуальный проект «Оптические явления в природе»
Тема 3.11.
Выполнение расчетной работы «Определение параметров световой волны».
Индивидуальный проект «Видимое излучение и его роль в нашей жизни»
Тема 5.1.
Выполнение расчетной работы «Внешний фотоэффект».
Выполнение расчетной работы «Физика атомного ядра».
Индивидуальный проект «Физика высоких энергий»
Тема 6.1.
Составление конспекта прочитанного по темам: «Перспективы термоядерного синтеза», «Диалектическое развитие материального мира».