kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа спецкурса "Тайна светового луча"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Элективный курс рассчитан на 32 часа.

Курс предназначен для углубленного, глубокого и осмысленного освоения темы «Геометрическая оптика».

   Цели курса:

-  формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих

   способностей;

-  развитие мышления учащихся, формирование у них умений объяснять 

   физические явления;

-  умение применять знания для  решения практических, теоретических,

   качественных задач;

-  умение решать тестовые задания;

-  умение использовать физический эксперимент и полученные знания в жизни;

-  умение оформлять и проводить защиту  рефератов, докладов;

- осознание и понимание физических явлений и закона.

 

При решении задач учащиеся должны уметь:

- анализировать физические явления;

- анализировать полученный ответ;

- владеть различными методами решения задач;

- владеть методами самоконтроля и самооценки.

 

В процессе выполнения различных видов физического эксперимента учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- знать правила обращения с приборами;

- знать устройство и принцип действия приборов;

- знать примеры использования  приборов на практике.

 

Уметь:

- самостоятельно собирать установку для выполнения опытов;

- выполнять наблюдения и проводить эксперимент;

- анализировать полученные результаты и делать выводы;

- составлять отчет о проделанной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса "Тайна светового луча" »






«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/ А.И.Синельникова/

Протокол № ___

от «__»_____201 г.



«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

__________/Т.А. Бликина/

«____»_____201 г.



«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Лицей №35»

___________/ Г.И. Зиятдинова/

Приказ № ______

от «____» ________201 г. от







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №35»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Бюджетного спецкурса по физике

« Физика вокруг нас»

(Тайна светового луча)

в 11а,в классах




Составитель:

учитель высшей квалификационной категории

Салимова Индира Максимовна














г. Нижнекамск

2013 -2014 уч. год




Учебно-тематический план



Темы

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

практика

1

Свет. Законы

распространения света.

3

1

2

Л.р.№1

2

Плоские зеркала.

Системы двух зеркал.

Их применение.

3

1

2

-

3

Приближение параксиальной оптики.

1

1

-

-

4

Сферические зеркала.

Вогнутое зеркало.

Выпуклое зеркало.

3

1

2

-

5

Линзы. Собирающие и рассеивающие линзы

6

3

3

Л.р.№2,3

6

Оптические приборы.

5

2

3

Л.р.№4,5

Реферат 1

7

Свет, цвет, зрение.

5

2

3

Л.р.№6

Реферат2,3

8

Решение задач.


4

-

-

-

9

Итоговый тест.


2

-

-

-
























Содержание программы


  1. Свет.

Прямолинейное распространение света. Тень, полутень. Солнечные и лунные затмения. Законы отражения света. Зеркальное и диффузное отражения. Законы преломления света.

Демонстрации:

- прямолинейное распространение света;

- тени, полутени;

- получение изображения с помощью малого отверстия;

- модель прицела.

- преломление света на границе воздух-вода, или воздух-стекло.

Лабораторная работа №1. Изготовление камеры-обскуры и наблюдение изображений.

  1. Плоские зеркала.

Плоское зеркало, построение изображения предмета в плоском зеркале.

Система двух зеркал.

Устройство калейдоскопа. Катафот.

Демонстрации;

- рассеянное и зеркальное отражения света;

- опыт с двумя свечами и стеклом;

- использование зеркал и рассеивающих поверхностей в оптических приборах;

- занимательные опыты с зеркалами.

Практические задания;

- изготовление калейдоскопа;

- изготовление перископа.

  1. Приближение параксиальной оптики.

Суть данного метода, в каких целях используется.

  1. Сферические зеркала.

Сферическое зеркало. Вогнутое зеркало. Выпуклое зеркало. Формула сферического зеркала. Оптическая сила и линейное увеличение зеркала. Построение изображений в сферическом зеркале.

  1. Линзы.

Собирающая линза. Рассеивающая линза.

Оптическая сила линзы, линейное увеличение, формула тонкой линзы. Построение изображений точки и предмета в собирающей и рассеивающей линзах. Ход лучей в плоскопараллельной пластинке.

Ход лучей в треугольной призме. Определение преломляющего угла, основания призмы, угол отклонения луча. Формула нахождения угла отклонения. Поворотная призма. Призменный спектроскоп, бинокль.

Лабораторная работа №2. Измерение главного фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.

Лабораторная работа №3. Получение изображений с помощью линзы.

  1. Оптические приборы.

Глаз. Лупа. Микроскоп. Телескоп. Проекционный аппарат. Фотоаппарат, фотоувеличитель.

Практические задания:

- наблюдение мнимых изображений с помощью лупы, работа с лупой;

- изучение устройства проекционных аппаратов и работа с ними.

Лабораторная работа №4. Измерение разрешающей способности глаз.

Лабораторная работа №5. Получение негатива и позитива.

Реферат №1. Применение фотографии.

  1. Свет, цвет, зрение.

Состав белого света, солнечного света. Цвет тел. Дополнительные цвета.

Зрение двумя глазами. Оценка расстояний. Дальномер. Зрительные иллюзии. Инерция зрения и ее использование в стробоскопе и кино. Демонстрации:

- разложение света с помощью призмы;

- наблюдение радуги;

- сложение спектральных цветов;

- иллюзия зрения;

- получение движущихся изображений.

Лабораторная работа №6. Наблюдение спектра от различных источников света.

Практические задания:

- инерция зрения;

- наблюдение объемных изображений с помощью стереоскопа.

Реферат №2. Лазеры.

Реферат №3. Оптика будущего.

8. Решение задач.

9. Итоговый тест.
























Приложение


Качественные задачи.


  1. Какие очки нужны человеку, если в воде он видит нормально?

  2. Оптические приборы не могут увеличивать яркость объектива. Почему же в телескопе звезды кажутся более яркими и могут быть видны даже днем?

  3. Казалось бы, лупа должна увеличивать все без исключения однако существуют объекты, которые лупа не увеличивает. Какие это объекты?

  4. Фотограф увидел, что во время фотографирования на объектив его фотоаппарата села муха. Очевидно, на снимке появится изображение мухи. Так ли это?

  5. Почему стекла автомобильных фар имеют с внутренней стороны рефленную поверхность?

  6. Тени телеграфных столбов утром и вечером удлиняются. Меняется ли в течении дня длина тени от проводов?

  7. Известно, что свет распространяется прямолинейно, однако существуют среды где лучи распространяются по криволинейной траектории, где происходят такие явления?

  8. Можно ли добыть огонь с помощью льда?

  9. Почему на люминесцентные лампы можно смотреть спокойно: они не режут глаза?

  10. Источником какого света для нас являются сумерки, утренние и вечерние зори?

  11. Лист бумаги из блокнота плотно приклеен к доске, смазав его маслом, можно прочитать текст , написанный на обратной стороне бумаги. В чем тут дело?

  12. Может ли протяженность тени от веревки, натянутая между вертикальными столбами, быть больше расстояния между столбами?

  13. Если на земле наблюдается полное лунное затмение, то что увидит космонавт, находящийся в это время на луне?

  14. Почему человек никогда не наблюдал кольцеобразное лунное затмение?

  15. Может ли велосипедист обогнать свою тень?

  16. Как изменится оптическая сила собирающей линзы, если его температура повысится?

  17. На собирающую линзу падает пучок параллельных лучей. Как нужно расположить другую такую же собирающую линзу чтобы лучи пучка, пройдя через нее, остались параллельными?










Количественные задачи


  1. Два плоских зеркала расположены под углом друг к другу. Точечный источник света поместили между ними и в результате получили 11 изображений этого источника в зеркалах. Чему равен угол между зеркалами?

  2. Предмет расположен на расстоянии 15см от вогнутого сферического зеркала с радиусом кривизны 20см. Чему равно увеличение зеркала?

  3. Расстояние между предметом и его изображением в выпуклом зеркале 20см, а уменьшение изображения 0,5. Чему равны фокусное расстояние и радиус кривизны?

  4. Линза с фокусным расстоянием 20см дает уменьшенное в 4 раза мнимое изображение. Чему равно расстояние от предмета до линзы и расстояние от линзы до изображения?

  5. Расстояние от предмета до одной линзы 20см, ее фокусное расстояние 6см. Чему равно фокусное расстояние другой линзы, если при расстоянии между ней и предметом 15см расстояние от нее до изображения такое же, как и у первой линзы?

  6. Расстояние от предмета до переднего фокуса собирающей линзы l1, а расстояние от ее заднего фокуса до изображения l2 . Чему равно фокусное расстояние линзы и ее линейное увеличение?

  7. На каком расстоянии от собирающей линзы надо поместить предмет, чтобы расстояние между ним и его действительным изображением было минимальным? Фокусное расстояние линзы 10см.

  8. На каком расстоянии друг от друга можно расположить собирающую и рассеивающую линзы с фокусным расстоянием F1=10см и F2=6см, чтобы параллельный пучок лучей, пройдя сквозь них, остался параллельным?

  9. Фотоаппаратом с фокусным расстоянием объектива 13,5см фотографируют предмет, находящийся на расстоянии 18см от объектива. Расстояние от объектива до фотопластинки 27см. Найти фокусное расстояние линзы, которую надо приставить вплотную к объективу, чтобы изображение на пластинке стало резким.

  10. Ученик привык читать книгу, держа ее на расстоянии 20см от глаза. Какой должна быть оптическая сила очков, которые должен носить ученик, чтобы читать книгу, держа ее на расстоянии наилучшего зрения 25см?













Тестовые задания


  1. Единица измерения оптической силы линзы в системе СИ диоптрия, выраженная через другие единицы системы, имеет вид

    1. м; 2) мֿ¹; 3) Н/м 4) Н · м; 5) Н ֿ¹.

  2. Если закрыть верхнюю половину собирающей линзы, с помощью которой получено действительное изображение предмета на экране, то

    1. нижняя половина изображения исчезнет;

    2. верхняя половина изображения исчезнет;

    3. изображение на экране сместится вверх;

    4. изображение на экране сместится вниз;

    5. все изображение останется на прежнем месте, но его яркость уменьшится.

3. Для того чтобы получить изображение предмета в натуральную величину, его следует расположить от собирающей линзы с оптической силой 4 дптр на расстоянии

1) 0,1м; 2) 0,2м; 3) 0,4м; 4) 0,8м; 5) 2м.

4. Оптическая сила собирающей линзы 6дптр. На каком расстоянии от линзы нужно поместить предмет, чтобы получить мнимое его изображение на расстоянии 25 см от линзы?

1) 10см; 2) 12,5см; 3) 20см; 4) 15см; 5) 17,5см.

5. Если линейное увеличение предмета, даваемое собирающей линзой, равно 1/3, то предмет находится на расстоянии d от линзы, равном (F – фокусное расстояние линзы)

1) 3F; 2) 1/3 F; 3) 2/3 F; 4) 4 F; 5)4/4 F.

6. Укажите характеристики изображения предмета, находящегося в двойном фокусе собирающей линзы:

1) действительное, уменьшенное;

2) действительное, увеличенное;

3) мнимое, увеличенное;

4) мнимое, уменьшенное;

5) действительное, такое же по размерам.

7. Расстояние от лампы до экрана 5м. Для того чтобы получить на экране увеличенное изображение лампы, собирающую линзу с фокусным расстоянием 80см следует поместить между лампой и экраном на расстоянии … от лампы.

1) 4м либо 1м; 2) 4м; 3) 1м; 4) 2м либо 3м; 5) 2,5м.

8. Для того чтобы мнимое изображение предмета, даваемого рассеивающей линзой, было вдвое меньше предмета, предмет следует расположить на расстоянии от линзы, равном

1) половине фокусного расстояния;

2) фокусному расстоянию;

3) 3/2 фокусного расстояния;

4) двойному фокусному расстоянию;

5) 5/2 фокусного расстояния.

9. Можно ли с помощью рассеивающей линзы получить действительное изображение предмета? Если да, то где его нужно расположить?

1) нет, нельзя;

2) да, между линзой и фокусом;

3) да, между фокусом и двойным фокусом;

4) да, в двойном фокусе;

5) да, за двойным фокусом.

10. Можно ли с помощью рассеивающей линзы получить увеличенное изображение предмета? Если да, то где его нужно расположить?

    1. нет, нельзя;

    2. да, между линзой и фокусом;

    3. да, между фокусом и двойным фокусом;

    4. да, в двойном фокусе;

    5. да, за двойным фокусом.

  1. На каком расстоянии друг от друга следует расположить две линзы – рассеивающую с фокусным расстоянием – 4см и собирающую с фокусным расстоянием -9см, чтобы пучок лучей, параллельных главной оптической оси линзы, пройдя через обе линзы, остался бы параллельным:

    1. 13см; 2) 5см; 3) 9см; 4) 4см 5) при любом расстоянии не будут параллельными.

  2. Можно ли с помощью двояковогнутой линзы получить действительное изображение предмета?

    1. невозможно ни в каких случаях;

    2. можно, если предмет расположить ближе фокусного расстояния линзы;

    3. можно, если линзу поместить в прозрачную среду, оптическая плотность которой больше оптической плотности материала линзы;

    4. можно, если предмет находится между фокусным и двойным расстоянием линзы;

    5. можно, если линза находится в вакууме.

  3. На плоском зеркале лежит плосковыпуклая линза с фокусным расстоянием 25см. Оптическая сила такой системы равна

1) 8дптр; 2) 4дптр; 3) 2дптр; 4) -4дптр; 5) -8дптр.


















Литература для учащихся:



  1. С.В.Громов. Н.А.Громов. Физика-9

Издательство. Просвещение. 2000г.

  1. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Просвещение. 2002г.

  2. А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. Издательство. Просвещение. 2002г.

  3. А.С.Богатин. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по физике. Ростов на Дону. Феникс. 2002г.

  4. А.Н.Москалев. Г.А.Николова. Готовим к ЕГЭ . Дрофа. Москва. 2004г.

  5. Практикум по физике в средней школе. Под редакцией А.А.Покровского.

Москва. Просвещение. 1977г.




































Литература для учителей



1. И.Л.Касаткина. Репетитор по физике. Издательство. Феникс. 2003г.

2. И.Л.Касаткина . Репетитор по физике. Решение задач. Издательство

Феникс. 2003г.

3. Г.П.Макеева. М.С.Цедрик. Физические парадоксы и занимательные воп-

росы. Минск. Народная асвета. 1981г.

4. В.И.Лукашик. Физическая олимпиада. Москва. Просвещение. 1987г.

5. В.И.Кузнецов. Свет. Москва. Педагогика. 1977г.

6. В.А.Орлов. Г.Г.Никифоров. Н.К.Вананов . Учебно-тренировочные

материалы для подготовки к единому государственному экзамену.

Интеллект-центр. 2005г.

  1. С.А. Хорошави. Физический эксперимент в средней школе. Москва.

Просвещение. 1988г.




































Пояснительная записка


Элективный курс рассчитан на 32 часа.

Курс предназначен для углубленного, глубокого и осмысленного освоения темы «Геометрическая оптика».

Цели курса:

- формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих

способностей;

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений объяснять

физические явления;

- умение применять знания для решения практических, теоретических,

качественных задач;

- умение решать тестовые задания;

- умение использовать физический эксперимент и полученные знания в жизни;

- умение оформлять и проводить защиту рефератов, докладов;

- осознание и понимание физических явлений и закона.


При решении задач учащиеся должны уметь:

- анализировать физические явления;

- анализировать полученный ответ;

- владеть различными методами решения задач;

- владеть методами самоконтроля и самооценки.


В процессе выполнения различных видов физического эксперимента учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- знать правила обращения с приборами;

- знать устройство и принцип действия приборов;

- знать примеры использования приборов на практике.


Уметь:

- самостоятельно собирать установку для выполнения опытов;

- выполнять наблюдения и проводить эксперимент;

- анализировать полученные результаты и делать выводы;

- составлять отчет о проделанной работе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Программа спецкурса "Тайна светового луча"

Автор: Салимова Индира Максимовна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства