от 02. 09. 2011 г.
  Изучение в школьном курсе физики наиболее общих законов природы – законов сохранения – имеет не только большое образовательное значение, но и способствует выработке у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Данная программа уделяет этим вопросам большое внимание.
   В данном курсе учащиеся получают первоначальные сведения о двух законах сохранения - законе сохранения импульса тела и законе сохранения энергии. Изучение этих законов в данном курсе создаёт благоприятные условия для того, чтобы подчеркнуть и довести до сознания школьников специфику законов сохранения, их большую важность и особую роль в науке.
   Значение законов сохранения состоит ещё и в том, что во многих случаях решение задач на основе использование этих законов значительно быстрее приводит к цели и упрощает решение в сравнении с ранее изученными методами (например, на основе применения законов Ньютона или закона Гука и др.). При решении задач по механике на основе законов сохранения не возникает необходимости находить ускорение и знать силы. Используя понятие импульса, можно определять очень малые промежутки времени взаимодействия между телами, чего нельзя сделать непосредственным измерением. В этом состоит несомненное достоинство применения законов сохранения для решения задач.  
  Данный курс «Законы сохранения» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего, механизатора.
  Программа рассчитана на 17 часов в год, по 1 уроку в неделю.
  -расширить некоторые темы в содержании основного курса, придающие ему необходимую целостность;  
  -углубить знания учащихся путём решения разнообразных задач, в которых показываются многочисленные применения законов сохранения;
  -помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
  -формировать качества мышления, характерные для физико-математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
  решения задач.
  Знаниями о природе.
  образовательной дисциплины.
        |   №   |    Темы занятий   |    Методы, формы   |    Содержание, основные понятия   |    Деятельность учащегося.   |  
  |   1   |    Сила и импульс   |    Репродуктивный метод: объяснение.   |    Импульс тела, импульс силы, новая формулировка II закона ньютона.   |    Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.   |  
  |   2   |    Закон сохранения импульса.   |    Объяснение.   |    Замкнутая система тел. Внутренние силы системы. Закон сохранения импульса.   |    Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.   |  
  |   3   |    Реактивное движение. Значение работ К.Э. Циолковского.   |    Объяснение, беседа,  Подготовка сообщений.   |    Понятие о реактивном движении. Его связь с законом сохранения импульса. Реактивное движение в природе, технике, быту. Принцип действия ракетных и воздушно-реактивных (самолётных) двигателей. Вклад К.Э. Циолковского, С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина в развитие отечественной космонавтики. Первые шаги человека на луне.   |    Выступление и заслушивание сообщений.   |  
  |   4   |    Механическая работа.   |    Объяснение, беседа.   |    Определение механической работы.  Анализ случаев, когда работа положительна, отрицательна, равна нулю.     |    Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.   |  
  |   5   |    Работа, совершаемая силами, приложенными к телу и изменение его скорости. Теорема о кинетической энергии тела.   |    Объяснение. Работа в парах.   |    Понятие о кинетической энергии. Связь работы силы, приложенной к телу, и его кинетической энергии.   |    Выполнение тренировочных упражнений.   |  
  |   6   |    Работа силы тяжести. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести.   |    Объяснение. Работа в парах.   |    Работа силы тяжести.  Выбор нулевого уровня потенциальной энергии.   |    Выполнение тренировочных упражнений.   |  
  |   7   |    Работа силы упругости. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила упругости.   |    Объяснение. Работа в парах   |    Работа силы упругости.  Выбор нулевого уровня потенциальной энергии.   |    Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.           |  
  |   8   |    Закон сохранения полной механической энергии   |    Объяснение. Работа в парах.   |    Понятие полной механической энергии системы. Вывод закона сохранения полной механической энергии   |    Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.   |  
  |   9   |    Работа силы трения и механическая энергия.   |    Работа с учебником  И.К. Кикоин и А.К. Кикоин: «Физика. Механика». Конспект § 49.   |    Нарушение закона сохранения энергии, если в системе действуют силы трения, и переход механической энергии в другие её виды.   |    Самостоятельная работа с учебником.  Решение задач.   |  
  |   10   |    Мощность.   |    Объяснение. Работа в парах.   |    Механическая мощность, её связь с работой.   |    Выполнение тренировочных упражнений.     |  
  |   11   |    Решение задач на работу и мощность.   |    Разбор алгоритма решения задач. Работа в парах.   |    Анализ задач, которые требуют применения следующих формул:  А=FS*cosά, N=Fv,    А=ΔЕк , А=-ΔЕп, Ек+Еп=const, ΔЕк=mv2/2, Еп=mgh,  Еп =kx2/2, а также знаний о законах кинематики и динамики. Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса в механике.   |    Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа.   |  
  |   12   |    Л/Р «Изучение закона сохранения энергии».   |    Инструктаж по выполнению Л/Р.  Работа в парах.   |    Экспериментальное доказательство справедливости закона сохранения механической энергии на основе сравнения двух полученных результатов.   |    Выполнение лабораторной работы.   |  
  |   13   |    Превращение энергии и использование машин. К.П.Д.   |    Работа с учебником  И.К. Кикоин и А.К. Кикоин: «Физика. Механика». Конспект § 51.   |    Закон сохранения энергии в механических процессах. Потери механической энергии в двигателях .Коэффициент полезного действия механизма.   |    Самостоятельная работа с учебником.  Решение задач.   |  
  |   14   |    Движение жидкостей по трубам. Закон Бернулли. Подъемная сила.   |    Работа с учебником  И.К. Кикоин и А.К. Кикоин: «Физика. Механика». Конспект § 52.   |    Зависимость давления жидкости от скорости течения и сечения трубы. Подъёмная сила крыла самолёта.   |    Самостоятельная работа с учебником.  Решение задач.   |  
  |   15   |    Значение законов сохранения.   |    Беседа.   |    Обобщение изученного материала. Законы сохранения – важнейшие и наиболее общие законы природы. Практическое применение законов сохранения.   |    Заслушивание сообщений.                                       |  
  |   16   |    Обобщающее повторение. Решение задач.   |    Повторение законов сохранения и основных понятий темы. Решение основных типов задач на закон сохранения импульса и энергии.   |    Анализ задач, которые требуют применения следующих формул:  А=FS*cosά, N=Fv,    А=ΔЕк , А=-ΔЕп, Ек+Еп=const, ΔЕк=mv2/2, Еп=mgh,  Еп =kx2/2, а также знаний о законах кинематики и динамики. Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса в механике.   |    Выполнение тренировочных упражнений.   |  
  |   17   |    Контрольная работа.   |    Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности.   |    Контрольная работа по решению комплексных задач, требующих знаний из разных областей механики.   |    Самостоятельное решение задач.   |  
 
  1.А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. «Физика. 9 класс». М., 2007 г.
  2 И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. «Физика. Механика.10класс». М., 2004 г.
  3.Г.Н. Степанова. «Сборник задач по физике». М., 2005 г.
  4.А.И. Черноуцан. «Физика. Задачи с ответами и решениями». М., 2005 г.