от 02. 09. 2011 г.
Изучение в школьном курсе физики наиболее общих законов природы – законов сохранения – имеет не только большое образовательное значение, но и способствует выработке у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Данная программа уделяет этим вопросам большое внимание.
В данном курсе учащиеся получают первоначальные сведения о двух законах сохранения - законе сохранения импульса тела и законе сохранения энергии. Изучение этих законов в данном курсе создаёт благоприятные условия для того, чтобы подчеркнуть и довести до сознания школьников специфику законов сохранения, их большую важность и особую роль в науке.
Значение законов сохранения состоит ещё и в том, что во многих случаях решение задач на основе использование этих законов значительно быстрее приводит к цели и упрощает решение в сравнении с ранее изученными методами (например, на основе применения законов Ньютона или закона Гука и др.). При решении задач по механике на основе законов сохранения не возникает необходимости находить ускорение и знать силы. Используя понятие импульса, можно определять очень малые промежутки времени взаимодействия между телами, чего нельзя сделать непосредственным измерением. В этом состоит несомненное достоинство применения законов сохранения для решения задач.
Данный курс «Законы сохранения» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего, механизатора.
Программа рассчитана на 17 часов в год, по 1 уроку в неделю.
-расширить некоторые темы в содержании основного курса, придающие ему необходимую целостность;
-углубить знания учащихся путём решения разнообразных задач, в которых показываются многочисленные применения законов сохранения;
-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
-формировать качества мышления, характерные для физико-математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
решения задач.
Знаниями о природе.
образовательной дисциплины.
№ | Темы занятий | Методы, формы | Содержание, основные понятия | Деятельность учащегося. |
1 | Сила и импульс | Репродуктивный метод: объяснение. | Импульс тела, импульс силы, новая формулировка II закона ньютона. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа. |
2 | Закон сохранения импульса. | Объяснение. | Замкнутая система тел. Внутренние силы системы. Закон сохранения импульса. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа. |
3 | Реактивное движение. Значение работ К.Э. Циолковского. | Объяснение, беседа, Подготовка сообщений. | Понятие о реактивном движении. Его связь с законом сохранения импульса. Реактивное движение в природе, технике, быту. Принцип действия ракетных и воздушно-реактивных (самолётных) двигателей. Вклад К.Э. Циолковского, С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина в развитие отечественной космонавтики. Первые шаги человека на луне. | Выступление и заслушивание сообщений. |
4 | Механическая работа. | Объяснение, беседа. | Определение механической работы. Анализ случаев, когда работа положительна, отрицательна, равна нулю. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа. |
5 | Работа, совершаемая силами, приложенными к телу и изменение его скорости. Теорема о кинетической энергии тела. | Объяснение. Работа в парах. | Понятие о кинетической энергии. Связь работы силы, приложенной к телу, и его кинетической энергии. | Выполнение тренировочных упражнений. |
6 | Работа силы тяжести. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести. | Объяснение. Работа в парах. | Работа силы тяжести. Выбор нулевого уровня потенциальной энергии. | Выполнение тренировочных упражнений. |
7 | Работа силы упругости. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила упругости. | Объяснение. Работа в парах | Работа силы упругости. Выбор нулевого уровня потенциальной энергии. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа. |
8 | Закон сохранения полной механической энергии | Объяснение. Работа в парах. | Понятие полной механической энергии системы. Вывод закона сохранения полной механической энергии | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа. |
9 | Работа силы трения и механическая энергия. | Работа с учебником И.К. Кикоин и А.К. Кикоин: «Физика. Механика». Конспект § 49. | Нарушение закона сохранения энергии, если в системе действуют силы трения, и переход механической энергии в другие её виды. | Самостоятельная работа с учебником. Решение задач. |
10 | Мощность. | Объяснение. Работа в парах. | Механическая мощность, её связь с работой. | Выполнение тренировочных упражнений. |
11 | Решение задач на работу и мощность. | Разбор алгоритма решения задач. Работа в парах. | Анализ задач, которые требуют применения следующих формул: А=FS*cosά, N=Fv, А=ΔЕк , А=-ΔЕп, Ек+Еп=const, ΔЕк=mv2/2, Еп=mgh, Еп =kx2/2, а также знаний о законах кинематики и динамики. Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса в механике. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа. |
12 | Л/Р «Изучение закона сохранения энергии». | Инструктаж по выполнению Л/Р. Работа в парах. | Экспериментальное доказательство справедливости закона сохранения механической энергии на основе сравнения двух полученных результатов. | Выполнение лабораторной работы. |
13 | Превращение энергии и использование машин. К.П.Д. | Работа с учебником И.К. Кикоин и А.К. Кикоин: «Физика. Механика». Конспект § 51. | Закон сохранения энергии в механических процессах. Потери механической энергии в двигателях .Коэффициент полезного действия механизма. | Самостоятельная работа с учебником. Решение задач. |
14 | Движение жидкостей по трубам. Закон Бернулли. Подъемная сила. | Работа с учебником И.К. Кикоин и А.К. Кикоин: «Физика. Механика». Конспект § 52. | Зависимость давления жидкости от скорости течения и сечения трубы. Подъёмная сила крыла самолёта. | Самостоятельная работа с учебником. Решение задач. |
15 | Значение законов сохранения. | Беседа. | Обобщение изученного материала. Законы сохранения – важнейшие и наиболее общие законы природы. Практическое применение законов сохранения. | Заслушивание сообщений. |
16 | Обобщающее повторение. Решение задач. | Повторение законов сохранения и основных понятий темы. Решение основных типов задач на закон сохранения импульса и энергии. | Анализ задач, которые требуют применения следующих формул: А=FS*cosά, N=Fv, А=ΔЕк , А=-ΔЕп, Ек+Еп=const, ΔЕк=mv2/2, Еп=mgh, Еп =kx2/2, а также знаний о законах кинематики и динамики. Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса в механике. | Выполнение тренировочных упражнений. |
17 | Контрольная работа. | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности. | Контрольная работа по решению комплексных задач, требующих знаний из разных областей механики. | Самостоятельное решение задач. |
1.А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. «Физика. 9 класс». М., 2007 г.
2 И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. «Физика. Механика.10класс». М., 2004 г.
3.Г.Н. Степанова. «Сборник задач по физике». М., 2005 г.
4.А.И. Черноуцан. «Физика. Задачи с ответами и решениями». М., 2005 г.