Программа адаптационного курса физико-математического направления Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова
Программа адаптационного курса физико-математического направления Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова
В статье представлены тезисы программы адаптационного курса физико-математического направления Уральского колледжа им.И.И. Ползунова, позволяющей студентам-первокурсникам легче адаптироваться в новом для них учебном заведении для успешного освоения образовательных программ математических и естественнонаучных дисциплин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа адаптационного курса физико-математического направления Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова »
6
Программа адаптационного курса физико-математического направления Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова
Разработчик программы - О.В.Корнилова, преподаватель физики кафедры математических и естественнонаучных дисциплин
«Если на органы чувств в течение некоторого времени действуют достаточно сильные раздражители, то чувствительность к этим раздражителям уменьшается. Если же раздражители очень слабы, или отсутствуют вовсе, чувствительность увеличивается».
«Изменение чувствительности под влиянием действующих на органы чувств раздражителей называется адаптацией».
В русле концепции адаптации учащихся, студентов-первокурсников адаптационная гибкость определяется как одна из характеристик личности. Адаптация, хотя и имеет физиологическую основу, поддайся коррекции и развитию.
Новое учебное заведение. На коротком отрезке времени развертывается напряженная психическая деятельность. В неразрывном единстве протекают познавательные процессы восприятия («пытался услышать», «старался рассмотреть», «подумал»), чувства («с горечью подумал», «успокоился»), волевые процессы («находил в себе силы», «не хочу», «не получается», «устал»). И все эти психические процессы, определяясь общей задачей деятельности, приводят к совершению важного и ответственного действия: «научился». А если нет?
Подростку 15-17 лет. Информационный поток «переход в новые условия, глубокие переживания, отрицательные эмоциональные состояния:
- снижают эффективность обучения и воспитания;
- повышают конфликтность во взаимоотношениях;
- способствуют возникновению и закреплению в структуре характера негативных черт, разрушающих здоровье;
- обусловливают высокую ситуативную напряженность, агрессивную самозащиту и слабую социальную адаптацию учащихся;
- подавляют творческую активность.
Создание, разработка адаптационного курса и его применение:
- обогатит педагогическое взаимодействие;
- сформирует у учащихся чувство психологической защищенности;
- окажет позитивное влияние на развитие индивидуальности учащихся.
Каждый человек имеет разную «манеру» воспринимать Одни люди склонны в процессе восприятия и наблюдения обращать внимание главным образом на самые факты, а другие на значение этих фактов. Первые интересуются описанием, вторые – объяснением того, что они воспринимают и наблюдают. Очень существенно различие между объективным и субъективным типом восприятия. Объективное восприятие отличается точностью и обстоятельностью, субъективное: к тому что человек видит и слышит, тотчас же присоединить образы, догадки, человек видит вещи такими, какими ему хочется видеть.
При создании адаптационного курса необходимо дать возможность учащимся изучить свой образ «я», изменить или создать новый, осмыслить способы видения других, развить навыки саморегуляции.
Совместная работа преподавателей и психологов должна включать следующие компоненты:
- мотивирующий – предполагает создание у участников мотивации активное усвоение новых знаний, приобретение умений и навыков;
- диагностический – основная задача заключается в том, чтобы каждый учащийся, студент-первокурсник получил возможность объективно оценить свои особенности как субъект педагогического воздействия;
- тренировочный – обеспечивает развитие определенных навыков. Здесь используются развивающие задания, логические упражнения и т.д.
Данные компоненты могут использоваться не поэтапно (каждый этап – группа упражнений), а одновременно при выполнении упражнений.
При работе со слабыми учащимися нужно «переломить» ситуацию. Изменить ее. Нельзя вызвать активную работу мысли простой рекомендацией «подумай». Нужно, чтобы перед человеком встал вопрос, для разрешения которого необходимо «думать» и чтобы человек испытал потребность разрешения вопроса.
Адаптационный курс может быть составной частью более широкой программы образовательного пространства колледжа.
Технология активизации познавательной деятельности учащихся
1. Уровень учебных умений и навыков.
2. Взаимоотношения с педагогом.
3. Характер взаимоотношений в коллективе.
4. Интеллектуальный фон коллектива.
5. Отношение родителей и референтных лиц (друзей и др.людей).
6. Социальная ориентация общественного мнения.
7. личная заинтересованность учащегося в получении знания.
Уровни активности детей
1) О-уровень – нет мотивации к учению. Педагогически запущенные, отсутствует начальная база. Дети не работают на уроке. Надо снять страх, зажатость, напряжение, включить в деятельность, нельзя предлагать задания, требующие немедленного ответа, проблемные задания. Надо давать время на обдумывание, установить благоприятные отношения, опора на похвалу.
Позитивное формулирование фраз. Эмоциональная подзарядка (шутки). Состояние комфортности, отсутствие страха → готовность встречи с педагогом)
2) Относительно активный уровень – активность в ситуации, когда им интересно, рутинную работу не выполняют.
Надо: система контроля за деятельностью, наличие консультаций. Выбор задания, таблиц, задавание вопросов учащимся и ответы. Необычное начало урока, нестандартные вопросы.
3) Исполнительно-активный уровень
Надо: индивидуальные задания, включить в деятельность, проблемное изучение, частично-поисковые формы. Привлечь в роли экспертов (подводят итоги в конце занятия).
Роль консультантов, наблюдатели. Прием втягивания материала. Деловые игры, дебаты, круглые столы, суды.
4) Творческий уровень. Оценки (индивидуально)
У - усилия; Р – результат.
1. У
2. У Р – наша недоработка.
3. У =Р ! – цель достигнута.
ТЕСТИРОВАНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ
Карточка № 1
Задание 1.
Сколько весит кирпич, если он весит столько же, сколько весит полкирпича плюс 1 кг?
Задание 2.
Решить неравенство: х
Задание 3.
Сторону квадрата увеличили на 3 см, после чего его площадь увеличилась
на 39 см2. Найти сторону квадрата.
Карточка № 1
Задание 1.
Сколько весит кирпич, если он весит столько же, сколько весит
полкирпича плюс I кг?
Задание 2.
Решить неравенство: х
Задание 3.
Сторону квадрата увеличили на 3 см, после чего его площадь увеличилась
на 39 см2. Найти сторону квадрата.
Карточка № 1
Задание 1.
Сколько весит кирпич, если он весит столько же, сколько весит
полкирпича плюс 1 кг?
Задание 2.
Решить неравенство: х
Задание 3.
Сторону квадрата увеличили на 3 см, после чего его площадь увеличилась
на 39 см2. Найти сторону квадрата.
Характеристика типов
Аналитический тип
Геометрический тип
Гармонический тип
Развитие словесно-логического компонента
Очень сильный
Выше среднего
Сильный
Развитие наглядно-образного компонента
Слабый
Очень сильный
Сильный
Соотношение компонентов
Преобладание словесно-логического
Преобладание наглядно-образного
Равновесие
Пространственные представления
Слабые
Очень хорошие
Хорошие
Использование в решении наглядных опор
Не может и не испытывает нужду
Может и испытывает нужду
Может
КОММЕНТАРИЙ
«Аналитики» страдают там, где успешность работы зависит от развития воображения. «Аналитик» легче рассуждает, чем действует, легче объясняет, как надо решать задачу, чем решает ее.
Трудности для «геометров» начинаются там, где им приходится работать без наглядной опоры. Даже когда их деятельность протекает в уме, она нуждается в опоре на образы, на работу представления и воображения. «Геометры» значительно лучше себя чувствуют при работе с зрительным материалом, чем со словесно-логическим. Словесное объяснение задач они понимают хуже, чем рисунок или чертеж. Действуя практически правильно, такие ученики испытывают затруднения при необходимости дать теоретические обоснования своим действиям.
Гармонический тип характеризуется относительным равновесием хорошо развитых словесно-логического и наглядно-образного компонентов. Оперируя наглядными образами, эти учащиеся четко осознают, что содержание обобщения не исчерпывается частными случаями. Успешно осуществляют они и аналитический и образно-геометрический подход к решению многих задач.
Анкета «Что тебе мешает более успешно заниматься по физике?»
Варианты ответов:
1. Недостаточная подготовка по математике.
2. Считаю предмет неинтересным.
3. Неинтересно излагается материал на уроке.
4. Не понимаю объяснение учителя.
5. Нерегулярно выполняю домашние задания.
6. Не работаю самостоятельно с учебником.
7. Не умею решать задачи.
8. Имею проблемы в знаниях за предыдущие годы.
9. Много пропускаю уроков по болезни.
10. Невнимателен на уроках.
11. Не понимаю материал учебника.
12. Не хватает времени, чтобы во всем хорошо разобраться.
13. Другие варианты ответов.
Результаты анализа ответов учащихся I курса на вопросы анкеты.
Диаграмма основных умений и навыков учащихся, полученная при анализе самостоятельной работы по кинематике в девятых классах.
η=КПД обучения
N1 – число учащихся, выполнивших данный этап задачи.
N – общее число учащихся, приступивших к данному этапу решения задачи.
Этапы решения
Основные умения и навыки
I этап
Краткая запись условия задачи с помощью буквенных обозначений
II этап
Перевод в систему СИ единиц измерения физических величин.
III этап
Запись основных уравнений кинематики в векторной и скалярной форме (в проекции на координат оси)
IV этап
Выражение из формулы неизвестной физической величины
V этап
Математическое вычисление
VI этап
Проверка правильности решения с помощью единиц измерения
Общий алгоритм решения задач
1. Внимательно прочитайте условие задачи и уясните основной вопрос; представьте процессы и явления, описанные в задаче.
2. Повторно прочитайте содержание задачи для того, чтобы четко представить основной вопрос задачи, цель решения ее, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.
3. Произведите краткую запись условия задачи с помощью общепринятых буквенных обозначений.
4. Выполните рисунок или чертеж к задаче.
5. Определите, каким методом будет решаться задача; составьте план ее решения.
6. Запишите основные уравнения, описывающие процессы, предложенные задачей.
7. Найдите решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.
8. Проверьте правильность решения задачи в общем виде, произведя действия с наименованиями величины.
9. Произведите оценку реальности полученного решения и произведите вычисления.
10. Запишите ответ.
Алгоритм решения задач по кинематике
1. Прочитайте условие задачи.
2. Выделите тела, находящиеся в движении и вид движения.
3. Кратко запишите условие задачи.
4. Запишите основные уравнения кинематики в векторной форме.
5. Выберите систему отсчета и покажите параметры движения тела.
6. Осуществите перевод уравнений кинематики в векторной форме в уравнения скалярной формы (запишите в проекциях на избранные направления координатных осей).
7. Решите полученную систему уравнений относительно искомых величин в общем виде.
8. Проверьте правильность решения в общем виде путем операций с наименованиями единиц величин, входящих в формулу.
9. Подставьте в решение общего вида заданные значения величин в системе СИ и произведите вычисления.