kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно–исследовательская «Физика и Великая Отечественная война»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников событий Великой Отечественной войны почти не осталось в жизни, наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются.

Просмотр содержимого документа
«Проектно–исследовательская «Физика и Великая Отечественная война»»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Крестищенская средняя общеобразовательная школа"

Советского района Курской области







Проектно–исследовательская

«Физика и Великая Отечественная война»



Автор :

Болтенкова Анастасия, ученица 10 класса

Руководитель:

Ивасенко Зинаида Александровна,

учитель физики




с. Крестище

2020г


Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3


Глава 1. Теоретическая часть……...........................................................................5

1.1. “Всё для фронта, всё для победы!”……………………………………………5

1.2. Принцип размагничивания кораблей …………………………………………6

1.3.«Дорога жизни» ……………..….…….................................................................. 8

1.4. Советская авиационная техника...........................................................................9

1.5. Создание артиллерийской установки – БМ-13 , или «Катюши»…………… 11

1.6. Участие в боевых действиях ..........................................................................12


Глава 2. Практическая часть……....................................................................... 13

2.1. Анкетирование…………………………....................................................... 13

2.2.Подборка и составление задач по теме «Техника ВОВ в задачах по физике»……………………………………………………………………………... 14


Заключение.......................................................................................................... 15

Список литературы............................................................................................ 16

Приложения ....................................................................................................... 17


























Введение


Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников событий Великой Отечественной войны почти не осталось в жизни, наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее. Работая над проектом, из книг, энциклопедий, газетных и журнальных статей мы узнавали все новые факты о вкладе науки в Победу. Об этом надо рассказывать, этот материал надо приумножать и хранить, чтобы люди знали и помнили, кому мы обязаны годами мирной жизни без войны, кто спас мир от чумы фашизма.

Великая Отечественная война - одна из самых трагичных страниц в истории России. Выстоять в этой войне стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки. И я решила выяснить, что знают обучающие нашей школы по этому вопросу и провела опрос.

Опрос показал, что многие обучающие нашей школы имеют недостаточные знания о роли научных достижений в годы ВОВ, чтобы понять, насколько они  были дороги и значимы для победы. То, что делали ученые можно приравнивать к подвигу, которые должны жить в памяти поколений. Память об этих событиях неподвластна времени. И День Победы остаётся для нас современной молодёжи не менее значимым, чем 75 лет назад. Поэтому я выбрала тему проекта «Физика и Великая Отечественная война», она представляет интерес, как для физики, так и для истории.

Цель моей работы: 1. Определить вклад советских ученых в победу в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1. Показать уровень развития науки в период ВОВ.

  2. Доказать, что у нас есть научные достижениями, которыми мы можем гордиться.

  3. Выяснить, кто из учёных принимал участие в боевых действиях.

  4. Составить задачи по теме: «Техника ВОВ в задачах по физике».


Основополагающий вопрос проекта: «Действительно ли, что любая война, помимо разрушений, несёт в себе и созидательную функцию?»


Предмет исследования: научные разработки ученых - физиков в годы войны, материалы школьного музея.


Гипотеза: «Научные достижения времён Великой Отечественной войны, которыми мы можем гордиться »

Методы исследования: изучение, анализ литературы и интернет – ресурсов, сравнение и систематизация материала, анкетирование.


Проектным продуктом будет – проект, презентация проекта, подборка задач по теме «Техника ВОВ в задачах по физике». Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как полученные материалы могут быть использованы при проведении уроков и внеклассных мероприятий по физике и истории.

Практический выход:

  1. Оформление брошюры «Техника ВОВ в задачах по физике».



Исследование проводилось в течение 4-х месяцев в пять этапов:

  • I этап – организационный (декабрь), он состоял в определении темы и целей проекта, его исходного положения.

  • II этап – информационный (январь), изучение литературы по проблеме, исследование материалов Интернета.

  • III этап – практический (февраль), проведение исследований. Сбор и систематизация полученных теоретических и практических материалов.

  • IV этап – оценочно – аналитический (март), анализ результатов исследовательской работы, подведение итогов.

  • V этап – заключительный (март), защита проекта


























Глава 1. Теоретическая часть


1.1. “Всё для фронта, всё для победы!”

На рассвете 22 июня на нашу страну вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей и была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.
Работая над проектом, я узнала:

… что уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма.

В нем также говорилось: "В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству". Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков Абрама Федоровича Иоффе и Петра Леонидовича Капицы.
Лозунг – “Всё для фронта, всё для победы!” стал ведущим для всей научно-исследовательской работы.

Как сказал академик Игорь Васильевич Курчатов «Современная война - это не только война танков, самолетов, живой силы, это, помимо всего прочего, еще война научных лабораторий»

С первых дней войны началась эвакуация научных учреждений и вузов, прежде всего из прифронтовой полосы в более удалённые места. Наука была объявлена важнейшим государственным делом: нужно было, во что бы то ни стало сохранить и учёных, и научную базу страны.

Война сдвинула со своих мест 35 научных учреждений Академии наук СССР, переместились на новые места около 4000 научных сотрудников. К началу 1942 года учреждения Академии наук размещались в 45 пунктах страны.

Научные центры начали работать в новых условиях уже через 2-3 месяца после объявления войны. И уже это равносильно подвигу. В годы войны учёным и научно-исследовательским коллективам было присуждено около 950 Государственных премий.







1. 2. Принцип размагничивания кораблей

В своей работе я провела исследование принципа размагничивания кораблей.

И установила, что готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным мощным ударом, а другую – “запереть” на морских базах с помощью различного типа мин и уничтожать постепенно.

Уже с 18 июня гитлеровцы приступили к установке минных заграждений практически во всех бухтах и заливах и, тем самым, создали реальную угрозу уничтожения нашего флота. Но удалось обнаружить, что мины – магнитные.

Магнитные мины срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля. Уже в первые дни Великой Отечественной войны наш флот понес большие потери в технике и в людях. Поэтому идея размагничивания кораблей стала спасением для тысячи человеческих жизней.

Адмирал Н.Т. Кузнецов говорил, что кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла.

Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитными минами.



В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов.

Заключался он в следующем. На палубе прокладывали или подвешивали с наружной стороны бортов большую петлю (1) из специального кабеля, по которой пропускали электрический ток. Этот ток создавал вокруг корабля магнитное поле (2) противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю (3) корабля. В результате этого общее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.

27 июня 1941 года был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В их состав входили офицеры, учёные ленинградского физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен Анатолий Петрович Александров. В состав группы учёных добровольно вошел Игорь Васильевич Курчатов. Работа велась круглосуточно, в тяжелейших условиях: при нехватке оборудования, под бомбёжками и обстрелами. Но уже к августу 1941 года основная часть боевых кораблей была защищена от вражеских мин. Потом был создан и безобмоточный метод размагничивания. От магнитных мин были защищены и подводные лодки. Это была ещё одна победа учёных!

В процессе этих работ были сохранены для Родины сотни кораблей и многие тысячи жизней наших военных моряков. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе.

В ходе проведенного исследования я изучила историческое развитие теории размагничивания кораблей, раскрыла физическую суть обмоточного

и безобмоточного метода размагничивания кораблей. Установила, что в настоящее время этот принцип широко используется:

- в судостроении;

- электромагниты, используемые в электронных замках, реле и т.д. поддерживают их в рабочем состоянии;

- размагничивание, применённое к магнитному носителю, может уничтожить все данные быстро и эффективно;

- размагничивание нефти и газопроводных труб позволяет устранить вредные последствия действия намагниченности;

- размагничивание запчастей автомобиля, продлевает их срок службы.

Спустя десятки лет принцип размагничивания кораблей применяется в науке и технике и находит все новые и новые области применения. Ведь прогресс не стоит на месте.




















1.3. «Дорога жизни»

Работая над проектом, я узнала:

… что в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». “Дорога жизни” была проложена по льду замёрзшего Ладожского озера. Это была автотрасса, от которой зависела жизнь осаждённого Ленинграда, она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых и хоть как-то завозить продовольствие, материалы, оружие. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград, максимально нагруженные, лёд выдерживал, а на обратном пути с больными и истощёнными людьми, то есть, со значительно меньшим грузом, машины часто проваливались под лед.

Ученые под руководством Павла Павловича Кобеко провели исследования и выяснили причины: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда.

Они разработали методику регистрации колебаний льда в разных условиях и создали аппаратуру, которая позволяла регистрировать всё, что происходило со льдом под влиянием нагрузок, причём, делать это быстро и автоматически, ведь немцы передышек не давали.

Наконец, первая партия приборов (автоматических установок) была изготовлена и установлена вдоль всей дороги на кромке льда. Исследования проходили в темноте, на ветру, в тридцатиградусную стужу, под обстрелом. А надо было изучить пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы и грузоподъёмность, изменение амплитуды ветровых колебаний, суточные колебания ледяной толщи и многое другое.

На основе полученных данных учёные разработали правила безопасного движения по ледовой дороге, рассчитали допустимые скорости при движении с любым грузом. Таблицы и инструкции были размножены и неукоснительно использовались на всём фронте, ледовые аварии прекратились.

А в сентябре 1942 года инженеры Ленэнерго прорвали энергетическую блокаду Ленинграда, проложив линию электропередачи по дну Ладожского озера.

Эти и другие работы ленинградских учёных сыграла огромную роль в прорыве блокады и помогли выстоять Ленинграду. Автоматическая установка еще долгое время использовалась в мирное время.




1.4. «Советская авиационная техника»

Работая над проектом, я узнала также:

… что в ходе войны советская авиационная техника совершенствовалась, причём, небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь качественно лучшую технику. Требовалось увеличить высоту полёта, скорости подъёма и движения, маневренность машин, их огневую мощь, уменьшить посадочную скорость.

Знаменитый авиаконструктор Семён Алексеевич Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только С.А.Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники

Советские авиаконструкторы в разгар Великой Отечественной войны, в суровых условиях военного времени создали ряд новых машин. Назову лишь несколько:

а) истребители высокого класса Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью, большим потолком полета (более 11 км); самолет был прост в управлении и легок. Уже в сентябре 1942 года истребительные полки, оснащенные машинами Ла-5, участвовали в сражении под Сталинградом и добились крупных успехов. Бои показали, что новый советский истребитель обладает серьезными преимуществами перед фашистскими самолетами такого же класса;

б) самые легкие и маневренные истребители Второй мировой войны Як-3, созданные в конструкторском бюро А.С.Яковлева в 1943 г., появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений этого же года. Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением; его взлетная масса была равна 2650 кг, высота полета почти 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось 4, 1 мин.

Отличные летные данные машины, многочисленные вражеские самолеты, поверженные в боях на этом истребителе, и высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны способствовали тому, что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом советского истребителя предвестником Победы.

в) модифицированный штурмовик Ил-2 конструкции С.В.Ильюшина, созданный во второй половине 1942 г., имел форсированный двигатель и крупнокалиберный пулемет; развивал скорость до 430 км/ч; его хвостовая часть была защищена стрелковой установкой; фашисты прозвали его «черной смертью»;

самые легкие и маневренные истребители Второй мировой войны Як-3, созданные в конструкторском бюро А.С.Яковлева в 1943 г;

г) пикирующий бомбардировщик Ту-2 — детище конструкторского бюро А.Н.Туполева, имел два двигателя мощностью по 1850 л.с., потолок полета 9,5 км и дальность 2100 км; развивал скорость до 570 км/ч; его бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета - по горизонтали и пикировании;

д) высокоскоростной истребитель МиГ-3 (аббревиатура от "Микоян и Гуревич"), предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, нашел широкое применение на фронтах Второй мировой. "МиГ-3" по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошел зарубежные аналоги. После завершения производства МиГ-3 еще достаточно долго применялся в ВВС, в частности, в полках ПВО.

На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютным – в небе уничтожался любой самолёт врага! И в этом – героическая заслуга советских учёных, конструкторов и инженеров.

Работая над проектом, я узнала что, Михаил Иосифович Гуревич , наш земляк, уроженец Суджанского района Курской области. Его имя, как одного из создателей легендарных МиГов, покрыто неувядаемой славой. Создатель всех без исключения МиГов, от 1-го до 25-го, он всегда оставался как бы в тени своих знаменитых крылатых машин. Роль М.И. Гуревича в становлении и развитии ОКБ МиГ трудно переоценить и его имя прочно вошло в историю всей советской авиации.

А его МиГ-25 был первым в мире серийным истребителем, достигшим рубежа скорости 3000 км/ч. Он стал рекордсменом по числу установленных мировых рекордов (29), из них 3 – абсолютные, а в1975году Светланой Савицкой установлено 4 женских рекорда высоты и скорости полета.

При посещении школьного музея, я обратила внимание на фотографию летчика, выпускника нашей школы Бакланова Александра. Как оказалось, после окончания Ейского высшего авиационного училища он несколько лет летал на легендарных МиГах.(Приложение 1)

К осени 1944 г были построены боевые самолеты, на которых дополнительно к поршневым двигателям монтировались ракетные двигатели- ускорители, они служили для увеличения горизонтальной скорости полета, скороподъемности, облегчения старта, их установкой на самолетах Пе-2Р занимался С. П. Королев

На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютным – в небе уничтожался любой самолёт врага! И в этом – героическая заслуга советских учёных, конструкторов и инженеров.






1.5. «Создание артиллерийской установки – БМ-13 , или «Катюши»

Работая над проектом, я узнала :

… что главным достижением в Великую Отечественную войну было создание артиллерийской установки – БМ-13, или «Катюши».

По своей боевой мощи "Катюша" не имела себе равных. Каждый снаряд по

мощности был примерно равен гаубичному, но при этом сама установка могла практически одновременно выпустить, в зависимости от модели и величины боеприпасов, от восьми до 32 ракет.

В основе полёта снаряда лежит наука баллистика. Разработка и проектирование видов и систем баллистического оружия основываются на применении математики, физики, химии. Основателем современной баллистики принято считать Исаака Ньютона, который, опирался на математическую теорию динамики твердого тела, которую разработали немецкий учёный Иоганн Мюллер и итальянцы Фонтана и Галилео Галилей.

Как вспоминают очевидцы: «Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия».

Новое оружие было впервые применено в бою 14 июля 1941 года, батарея капитана И. А. Флерова произвела залп из семи пусковых установок на железнодорожной станции Орша. Очевидцы вспоминают об этом так: “Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным рёвом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно-чёрного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И всё это в какое-то мгновение. Уму непостижимо, что творилось в четырёх километрах от нас. Не то что там танки и машины – горела даже земля! Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия”.

Враг не знал устройства этого грозного оружия и любой ценой хотел раскрыть тайну. Когда батарея «катюш» под командованием И.А.Флерова попала под Смоленском в окружение и не могли выйти из окружения, воины по приказу своего командира взорвали боевые установки. При этом капитан И.А.Флеров и многие бойцы погибли.

За годы Великой Отечественной войны фронт получил более 10 тыс. многозарядных самоходных пусковых установок и более 12 млн. реактивных снарядов. А в боях за Берлин участвовало 219 дивизионов "Катюш".

В создании реактивного оружия – артиллерийской установки “Катюши” участвовали ученые и конструкторы: Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев, Б.С. Петропавловский, Г.Э. Лангеман, И.Т. Клейменов и многие другие.







1.6. Участие в боевых действиях

Работая над проектом, я узнала :

… что многие из ученых, повинуясь своему патриотическому порыву, ушли на фронт, вступили в отряды народного ополчения, ушли в партизанские отряды, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину.

Участниками Великой Отечественной войны были авторы учебников физики, ученые, учителя. Исаак Константинович Кикоин и Борис Борисович Буховцев.

Вот что вспоминал академик И. К. Кикоин: «Война застала меня в Свердловске. Я занимался физикой металлов. С начала войны деятельность моей лаборатории была перестроена на оборону. К нам обратились военные, поставив цель – разработать противотранспортную мину. В декабре 1941 года испытания этой мины прошли успешно. Мина оказалась универсальной, пригодной почти для всех военно-транспортных средств. Она не обнаруживалась обычным миноискателем»

Автор современного учебника физики, преподаватель МГУ Борис Борисович Буховцев вспоминал: «В июне 1941 года, сдав экзамены за восьмой класс, я перешёл в девятый. А через несколько дней мир­ная жизнь всех советских людей была прервана. На­падение фашистской Германии на нашу Родину изменило и мою судьбу. О продолжении учебы нечего было и думать: стране нужны были рабочие. Я по­шёл на завод. Почти полтора года работал токарем. В 1943 году, когда мне исполнилось 18 лет, был призван в ряды Советской Армии. Попал в гвардей­ские минометные части, на вооружении которых находились орудия, зашифрованные загадочны­ми буквами РС (ракетные системы) и оказавшиеся грозными катюшами… Полк, с которым я выехал потом на фронт, сражался на Курской дуге…».

Бывший учитель, а впоследствии член-корреспондент Академии педагогических наук, известный специалист в области школьного физического эксперимента Б.С. Зворыкин в 1975 году вспоминал: «Когда началась Великая Отечествен­ная война, я работал учителем физики в 175-й мо­сковской школе. Так как я был радиолюбителем, имевшим довольно большой практический опыт, меня послали на специальные курсы и через 3 ме­сяца, весной 1942 года, я стал командиром радио­взвода… Мы обеспечивали бесперебойную радио­связь штаба батальона с ротами, находящимися на переднем крае. Одновременно вели постоянную и очень напряжённую учёбу… Мы стояли под Во­локоламском, затем прошли всю Белоруссию и вы­шли на север Латвии».

При посещении школьного музея, меня заинтересовал материал о Прасолове Митрофане Ивановиче. Прасолов Митрофан Иванович – ветеран Великой Отечественной войны. Участвовал в боевых действиях с 1942 по 1945 год, воевал на Курской дуге, в Белоруссии. Проработал в нашей школе учителем физики 30 лет. (Приложение 2)



Глава 2. Практическая часть

2.1.Анкетирование

При выполнении проекта «Физика и Великая Отечественная война» я узнала, что большую роль в достижении Победы сыграли деятели науки. То, что делали ученые можно приравнивать к подвигу, который должен жить в памяти поколений. Память об этих событиях неподвластна времени. И День Победы остаётся для нас современной молодёжи не менее значимым, чем 75 лет назад. Поэтому я выбрала тему проекта «Физика и Великая отечественная война», она представляет интерес, как для физики, так и для истории. И я решила выяснить, что знают обучающие 7 – 11 классов нашей школы по этому вопросу и провела анкетирование среди учеников этих классов. (Приложение 3)

В анкетировании приняли участие 28 обучающихся.

Проанализировав результаты анкетирования, были получены следующие результаты.


Таблица 1.Анкетирование.

вопроса

Вопрос

Ответ, в %

1

Интересовался ли ты, какую роль наука сыграла в годы ВОВ?



Да, мне это очень интересно

15


Слышал что-то, но особо не интересовался

35


Нет, не интересовался, но надо узнать

43


Мне это не интересно

7

2

Известны ли тебе фамилии ученых - физиков, внесших вклад в победу в годы ВОВ?



Да, я знаю несколько фамилий

18


Слышал, что-то об этом, но подробно не интересовался

52


Никогда не интересовался, но надо узнать

24


Мне это не интересно

6

3

Как ты считаешь, нужно ли знать о достижениях науки, которые помогли одержать победу над фашизмом?



Обязательно нужно знать

36


Хотел бы узнать

50


Никогда не задумывался об этом

10


Мне это не интересно

4

Результаты анкетирования представлены на диаграммах. (Приложения 4,5,6)




2.2. Подборка и составление задач по теме «Техника ВОВ в задачах по физике»

При работе над проектом были подобраны и составлены задачи по теме «Техника ВОВ в задачах по физике, которые можно использовать на уроках физики и во внеклассной деятельности. Напечатан сборник этих задач. (Приложение 7)

В данном сборнике составлены задачи с использованием исторических материалов «Вооружение времён ВОВ» по следующим сериям: «Стрелковое оружие», «Танки», «Самолёты», «Артиллерия» и «Корабли». В них отражены

исторические сведения, а также технические характеристики различных  видов  вооружения, причём не только СССР, но и Германии, Англии и др.
Данные задачи будут способствовать пробуждению у учащихся интереса к Российской Армии, уважения к её боевым традициям, воспитанию чувства глубокой ответственности перед страной. Мы всегда должны помнить, какой ценой была завоёвана ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА!





























Заключение


И так, работа над проектом позволила мне осмыслить значимость вклада ученых и конструкторов в победу в Великой Отечественной войне.

Ответом на основополагающий вопрос проекта: «Действительно ли, что любая война, помимо разрушений, несёт в себе и созидательную функцию?» стали мои исследования, которые подтвердили: да, война – это страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать.

Как писал один из президентов Академии наук СССР выдающийся физик академик С.И. Вавилов: «Советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки».


Работа «Физика и Великая Отечественная война» доказывает, что у нас есть научные достижения, о которых нужно знать и гордиться ими.

Но как бы хотелось, чтобы созидательная сила науки была направлена на осуществление только мирных целей.

Материалы проекта могут быть использованы при изучении тем: магнитное поле, резонанс, интерференция, деформация, динамика криволинейного движения.

При работе над проектом были подобраны и составлены задачи по теме «Техника ВОВ в задачах по физике, которые можно использовать на уроках физики и во внеклассной деятельности. Напечатан сборник этих задач.

Работа представляет интерес, как для физики, так и для истории.

В данной работе я рассказала лишь о некоторых героических делах, совершенных нашими учеными в годы ВОВ. В частности мало было изучено материала о средствах связи, о баллистическом оружии времен ВОВ. Поэтому есть над чем работать дальше.














Список литературы


1. Кикоин И.К. «Физики – фронту», журнал «Физика в школе» № 3,

1995 г

2. Журнал "Судостроение" № 2, 2007 год. Статья В. М. Йолтуховского и В. А. Козлова "Противоминная защита надводных кораблей и подводных лодок ВМФ СССР (1941-1945 гг.) (По материалам ЦВМА).

3. Плетнёв С. В.  Магнитное поле: свойства, применение. - Изд. ГУМАНИСТИКА, 2004 г.  - 624 с

4. Интернет-ресурсы:

carcont.ru/magnitnyj...kontrol

www.razvitie.kazan.ru/info.html

www.imach.uran.ru/conf/rkd/tezis/n177.doc

A Guide to Understanding Data Remanence in Automated Information Systems. - National Computer Security Center, (в переводе) 1991.

http://dic.academic.ru

Сайт: festival.1september.ru›Вклад ученых-физиков в дело великой Победы



























Приложения

Приложение 1.


Приложение 2




Прасолов М. И.






Приложение 3


Приложение 4



Приложение 5


Приложение 6









Приложение 7






Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Крестищенская средняя общеобразовательная школа"

Советского района Курской области





Сборник задач

"Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике"



Крестище - 2020


Сборник задач "Техника Великой Отечественной войны

в задачах по физике". Составители: Болтенкова А.

обучающаяся 9 класса «Крестищенская СОШ»,

руководитель: ИвасенкоЗ.А., учитель

физики МКОУ «Крестищенская СОШ»






Данный сборник предназначен для учащихся школ для

использования на уроках физики и во внеклассной деятельности.

В данном сборнике составлены задачи с использованием

исторических материалов «Вооружение времён ВОВ»

по следующим сериям: «Стрелковое оружие», «Танки»,

«Самолёты», «Артиллерия» и «Корабли». В них отражены

исторические сведения, а также технические характеристики

различных  видов  вооружения, причём не только СССР, но

и Германии, Англии и др.
Данные задачи будут способствовать пробуждению у

учащихся интереса к Советской Армии, уважения к её боевым

традициям, воспитанию чувства глубокой ответственности перед

страной. Мы всегда должны помнить, какой ценой была завоёвана

ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА!










Крестище- 2020



Движение и силы


  1. На каком расстоянии от советского воина находился немецкий танк «Пантера», если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 1000 м/с, настигла танк через 0,5 с?

  2. Скорость бронированного самолёта-штурмовика Ил-2 равна 440 км/ч. Какой путь преодолевал самолёт, если полёт по заданию командования продолжался 1ч 40 мин?

  3. Один из скоростных советских самолётов – истребитель Ла-5 мог развивать скорость 650 км/ч. За какое время он долетел бы от Москвы до Куровское?

  4. Скорость современного истребителя МиГ-21 около 2000 км/ч. Во сколько раз большее расстояние пролетит МиГ-21 по сравнению с Ла-5 за 2 часа?

  5. Во время ВОВ страшным для врагов смертоносным оружием зарекомендовал себя лучший в мире советский танк Т-34. Какую скорость развивал этот танк, если танковая колонна, перебрасываемая с одного участка фронта на другой, прошла 165 км за 3 ч?

  6. В начале ВОВ в частях Красной Армии появились первые истребители ЯК-1, а затем их модификация ЯК-3. Через сколько времени ЯК-3, летевший со скоростью 650 км/ч, мог догнать фашистский бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 3 км и двигавшийся со скоростью 500 км/ч?







  1. Штурмовик-бомбардировщик Ил-10М, появившийся на фронтах ВОВ в октябре 1944 года, летел на выполнение задания. Высота горизонтального полёта 2 км, скорость 500 км/ч. Летчик должен был бомбить захваченный фашистами ж/д узел, лежащий впереди него. Под каким углом ему нужно видеть цель в момент сбрасывания бомбы? Каково в этот момент расстояние до цели? Сопротивление воздуха не учитывать.

  2. Один из видов реактивного снаряда установки «катюша», снискавший славу на полях сражений с фашистами, имел массу 42,5 кг и запускался реактивной силой 19,6 кН. Какое ускорение он получал при этом?

  3. В ВОВ использовались гаубицы 122 мм; они предназначались для навесной стрельбы по целям, закрытым холмами и высотами. На какую дальность такая гаубица могла метать снаряд массой 10 кг при угле возвышения ствола орудия 650  и обеспечении начальной скорости снаряда 655 м/с?

 Давление

  1. В годы суровых боёв с фашистами использовались бронеавтомобили, созданные в предвоенные годы. Они предназначались для высокоманевренных разведывательных действий, преследования противника. Какова площадь опоры одной такой боевой машины пехоты – БМП, если при массе 11 т она оказывала давление на почву 59 кПа?


  1. Вычислите силу давления на крыло самолёта Як-3 при нормальном атмосферном давлении, если известно, что площадь крыла 14,83 м2 .

Плавание тел

  1. Водоизмещение гвардейского крейсера «Кавказ», проявившего чудеса героизма во время обороны Севастополя в минувшую войну, было равно 800т. Что это значит?

  2. Каково было водоизмещение торпедного катера Г-5, сражавшегося с фашистами на «голубых дорогах» Великой Отечественной войны, если его длина 20м, ширина 3,5 м, осадка 0,6 м?»

  3. Найдите архимедову силу, действующую на подводную лодку М-Х11, если её длина 45 м, ширина 3,5 м и погружена она на 3 м? Определите силу давления воды на корпус лодки, если глубина погружения 60 м.

Работа и мощность, энергия

  1. Сила, действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», громившей захватчиков с самого начала ВОВ, 19,6 кН. Выпущенный из неё снаряд летел на расстояние 8 км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если их у неё 16?

  2. Какова была мощность «катюши», если длительность залпа (время выпуска 16 снарядов) составляло 8 с?




  1. Какова кинетическая, потенциальная и полная энергия самолёта Як-3 при заданном потолке и максимальной скорости полёта?

  2. С какой скоростью должен был двигаться немецкий «Тигр». Чтобы обладать такой же кинетической энергией как английская САУ «Арчер»?

Импульс. Закон сохранения импульса

  1. Определите импульс танка Т-34 при максимальной скорости движения 55 км/ч?

  2. Определите скорость отдачи ствола пистолета-пулемёта ППС-43, созданного советским конструктором А.Судаевым в 1943 году. Это оружие прошло испытания в боевых условиях на Ленинградском фронте. Судаевский пулемёт был очень лёгок – масса без магазина 3,04 кг, ёмкость магазина 35 патронов, скорость вылета пули 500 м/с. А её масса 9,6 г.

Теплопередача и работа

  1. Теплота сгорания топлива для двигателей самолётов Пе-8, героически сражавшихся с фашистами в минувшую войну, равнялась 44 МДж/кг. Что это значит? Какое количество энергии выделялось при сгорании 20 кг топлива?




  1. Первый залп «катюши» раздался 1 июля 1941 года в 15ч 15мин в районе ж/д узла Орша. Удар был ошеломляющим. На станции бушевал пожар: горели вражеские танки, машины, цистерны. Определите количество теплоты, выделившееся при горении 10 цистерн с нефтью. Кстати,  впоследствии первая батарея реактивной артиллерии, которой командовал капитан И.А. Флёров, попала в окружение. Чтобы враг не раскрыл секрета грозного оружия, командир подал команду взорвать батарею.… И сам погиб вместе с нею.

Звук

  1. 85-мм зенитная пушка пережила ВОВ и ещё некоторое время стояла на вооружении Советской Армии. Некоторое количество было поставлено во Вьетнам. Через какое время артиллерист слышал звук разрыва снаряда, если выстрел производился под углом 450 , начальная скорость снаряда 800 м/с?

  2.  2 июля 1942 года стоящий у пристани Новороссийска «Ташкент» был атакован 30 бомбардировщиками. После 2-х прямых попаданий корабль пошёл на дно. Звук взрыва, произведённого в воде, приборы зарегистрировали с интервалом в 45 секунд. На каком расстоянии был произведён взрыв?



Сопротивление воздуха уменьшает дальность полета в

3,5 раза. Найдите дальность полета снаряда в воздухе.


  1. Ствол 57-миллиметровой пушки установлен так, что траектория снаряда не поднимается выше 1,5 метра над поверхностью земли и на всем своем протяжении будет поражающей для танка, высота которого примерно 2–2,5 метра. Рассчитайте наибольшая дальность, при которой траектория не поднимается выше цели, так называемую дальность прямого выстрела. Начальная скорость снаряда

700 м/с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Проектно–исследовательская «Физика и Великая Отечественная война»

Автор: Ивасенко Зинаида Александровна

Дата: 24.12.2020

Номер свидетельства: 568367

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства