Просмотр содержимого документа
«Преподавание физики в школе- интернат для детей с нарушениями зрения»
Преподавание физики в школе- интернат для детей с нарушениями зрения
Главное в стандарте нового поколения: системно- и активно-деятельностные подходы, основным результатом которых является развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий. УУД, его формирование и развитие тесно связано с высоким уровнем психофизиологического развития слабовидящего ребёнка. Готовность к обучению подразумевает:
-наличие базовых знаний и представлений об окружающем мире, самостоятельность умственных операций, действий и навыков, наличие речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и т.д, познавательную активность, проявляющуюся в интересах и мотивации, регуляцию поведения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всё это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексным нарушением развития.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Учитывая общие принципы работы с такими детьми, учитель должен уметь применять различные методы и формы по отношению к каждому конкретному ученику, используя творческий подход и современные технологии, из которых на первый план выходят коррекционно-развивающие.
Перед учителем-предметником возникает двойная проблема. Во-первых, когда приходится работать в одном классе с разноуровневыми учащимися, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности каждого ребёнка. И, во-вторых – когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из способов решения данной проблемы является адаптация учебных материалов для процесса инклюзивного образования, в котором обязанности учителя-предметника дополняются тьюторским сопровождением.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Концептуальный подход идеи инклюзии заключается в том, что детям с особенностями развития вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях. Напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить гуманизм и ответственность. По своей сути инклюзивное образование означает сложную и тонко подобранную систему, обеспечивающую соответствующее внимание и подход к способностям и проблемам инклюзируемого ребёнка, к пониманию его характера, личности и изменяющихся потребностей, к пониманию сути расстройств и к планированию правильной инклюзии, которая позволит ребёнку развиваться и откроет перед ним новые возможности. Не ребёнок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребёнка. Ведь гармоничное развитие ребёнка зависит от взаимодействия целого ряда участников: самого ребёнка, его семьи, тьютора, инклюзивной образовательной среды, директора и педагогического составa школы. Все они являются партнёрами, работающими вместе, поскольку для создания общей мозаики – успешной инклюзии – важна каждая деталь.
Роль учителя физики при обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС сводится к тьюторскому сопровождению и умению адаптировать учебные материалы для процесса инклюзивного образования.
Необходимо помнить, что каждый урок - это, прежде всего коррекция развития ребенка, его способностей и поэтому стараться включать детей с ОВЗ в разнообразную деятельность. И готовясь к урокам, одной из важнейших задач необходимо считать формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию: научиться учиться, а не только освоить ребёнком конкретные предметные знания.
Для того, чтобы обеспечить достижение данной задачи, обучение должно быть направлено на развитие познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения).
Физика – это такой предмет, в котором используется большое количество разных видов заданий. Это могут быть рисунки, чертежи, графики, таблицы, и различные формулы, и задачи с переводом в систему СИ и т.д. Если ребенок испытывает затруднения в овладении новым материалом, то на уроках физики просто необходим индивидуальный подход, причем не только к детям с ОВЗ.
Рассмотрим некоторые проблемы при изучении физики .
Так как физика тесно связана с математикой, а значит, ученики уже должны обладать достаточным уровнем математических знаний. К этому относится умение рисования различных фигурных скобок, выполнение чертежей, графиков, таблиц, владение калькулятором, написания различных дробей, а также перевод единиц измерения в систему СИ.
Здесь возникает первое затруднение. Выявлено, что учащиеся с ОВЗ обладают низким уровнемматематических знаний. Они плохо выполняют рисунки, чертежи, графики. Им трудно начертить таблицу и заполнить ее. Буквально с самого начала курса физики начинается решение задач. Обычно задания решаются в общем виде, т.е. всё сводится к общей формуле. Тут-то и возникают затруднения: ребёнок зачастую не может решить ее в общем виде. Однако, если разложить задачу по действиям, то можно добиться положительного результата.
Материал по физике содержит очень много терминов, которые не знакомы детям и трудны для понимания, подобрать объяснение этих терминов понятными и знакомыми детям словамизатруднительно. Если в учебных материалах встречается сразу несколько низкочастотных (т.е. редко употребляемых) слов, то каждое из них потребует разъяснений смысла, демонстрации предмета.
Выполнение задания может осложняться ещё и тем, что учащиеся плохо читают, не могутвникнуть в смысл прочитанного текста. Серьёзные проблемы возникают при изучении не только физики, но и математики, географии, истории, биологии и многих других предметов.
Под индивидуальным подходом к детям с ОВЗ понимают процесс адаптации материалов для инклюзивного обучения на уроках физики с целью максимального развития познавательной сферы личности ребенка.
Разберем подборку адаптированных материалов для конкретного предмета – физики, которые можно использовать на разных этапах урока для развития ребенка с ОВЗ..
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие способствует психическому развитию ребёнка в целом. Создание сенсорно насыщенной внешней сферы на уроке способствует решению учебных и развивающих задач.
Это и использование наглядных материалов (картинок, рисунков, карточек), и технических средств обучения (видеоуроки, презентации), проведение несложных практических работ, позволяющих "пощупать", "подвигать" изучаемый объект. Используемые при этом способы должны быть разнообразны по характеру, форме, цвету, размеру.
Например, при изучении темы «Что изучает физика» в 7 классе на первых уроках для понимания, запоминания физических явлений, используется наглядный материал (картинки с примерами физических явлений).
При изучении темы «Температура» в 8 классе для развития кругозора и формирования умения использовать приборы в повседневной жизни (термометр) можно провести по группам небольшая практическая работа по определению температуры: воды, тела, воздуха в классной комнате, воздуха в коридоре.
Однако следует избегать сенсорной перегрузки: большого числа плакатов, стендов и т.д. При переходе от изучения одной темы к другой, рекомендуется менять оформление стендов в кабинете. Например, при изучении темы «Электрические явления» в 8 классе на стендах в кабинете от урока к уроку должна постепенно появляться изучаемая информация (портреты ученых, формулы, измерительные приборы), при этом важно использовать разную цветовую гамму для плакатов.
Развитию сенсорики также способствуют экскурсии, занятия "на природе".
Развитие восприятия.
У большинства учащихся с ОВЗ слабо развито восприятие (особенно такие его свойства, как осмысленность, обобщенность, целостность; специальные виды восприятия: пространства, движения, времени).
Развитие восприятия осуществляется через формирование умения наблюдать (опыты и эксперименты). Условиями успешного овладения методом наблюдения являются постановка цели, выработка и следование плану конкретного наблюдения.
Развитие памяти.
Для учащихся с ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый её объем и прочность. Работа по улучшению памяти школьника, включает три момента: запоминание, сохранение и воспроизведение запомненного.
Для улучшения запоминания нужно акцентировать внимания учащихся на материале, который необходимо запомнить; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение видеоуроков, видеоэкспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной литературы), запись (в рабочих тетрадях либо в тетрадях на печатной основе), наблюдение.
Так, для запоминания формул используются так называемые мнемонические треугольники. Для отработки новых физических величин, их названия, обозначения и единицы измерения можно воспользоваться карточками. При решении тренировочных задач можно разработать памятки. Они выдаются при выполнении самостоятельной работы тем учащимся, которые без них испытывают затруднения.
При работе с учащимися ОВЗ необходимо использовать все виды повторения:
А) вводное (в начале года после длительного повторения с целью восстановления знаний в памяти учащихся);
Б) текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти и подготовить детей к восприятия нового); Например, для повторения физических величин и формул можно составить таблицы с пропусками:
Название физической величины, обозначение физической величины, единица измерения физической величин.
В) периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);
Г) заключительное (в конце учебного года).
Развитие мышления.
У учащихся среднего звена для обеспечения усвоения знаний необходимо сформировать хотя бы элементы теоретического мышления: понятий, суждений, умозаключений, установление причинно-следственных связей. Для этого при введении понятий необходимо опираться на имеющиеся у учащихся виды мышления, использовать наглядность, как можно больше примеров, проявлений определяемого понятия, использовать деятельностный подход: изготовление моделей; проведение опытов самими учащимися, самостоятельную работу учащихся.
Составление адаптационного плана урока по физике.
Урок – одна из форм организации учебного процесса. Вносятся коррективы и при составлении плана урока при работе с детьми с ОВЗ. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в отдельном классе для детей с ОВЗ предполагает воспитательную и коррекционную цели.
Коррекционно-развивающая цель урока подразумевает применение наибольшего числа наглядных материалов, необходимых для развития учащихся:
-зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, мыслительных операций, наглядно-образного, словесно-логического мышления, моторики.
Коррекционная цель преследует следующее: что развивать у учащихся и с помощью чего.
Воспитательная цель урока воспитывает у них: трудолюбие, настойчивость и терпение, расширение кругозора, коллективизм, содействие социализации личности.
Все перечисленные цели подразумевают необходимость следующих требований к современному уроку:
-реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной функции обучения; соответствие урока принципам обучения; организационная четкость урока; оптимизация учебно-воспитательного процесса; соответствие содержания урока учебным программам; осуществление межпредметных и внутрипредметных связей; повышение самостоятельности учащихся.
Учитель должен продумывать формы и методы работы с такими детьми, опираясь на метапредметные технологии: научить работать с учебником и другой литературой по физике, находить в них что то новое для себя, составлять план ответа по прочитанному материалу, отвечать на поставленные вопросы.
С целью повышения самооценки учащихся давать опережающие задания. Это нужно применять, когда материал более или менее простой для усвоения. Дети должны прочитать параграф, составить план ответа, по возможности сделать рисунки и все это использовать в своих ответах устных и у доски. Как правило, большинство детей хорошо усваивают новый материал, что повышает их самооценку в глазах учителя и коллег по классу.
Необходимое условие для самореализации учащихся - умение работать в группах, где каждому даётся посильное задание каждому.
Вся работа детей с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку. Во время работы с детьми с ОВЗ нельзя забывать и про здоровьесберегающие технологии – физкультминутки, предупреждение усталости, смену форм работы и видов деятельности, корректирование программы, разгрузку для глаз. При изучении определенных тем можно использовать задачи, которые заставляют задуматься о вреде курения, об охране окружающей среды необходимости занятий спортом. Для этого используются задачи, корточки, плакаты и другой раздаточный материал.
Применение ИКТ на уроках значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ, так как более 90% информации поступает через зрение и слух. Помогает в работе учителя и применение электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) по физике, видеоматериалы, работа с интерактивной доской. Всё это делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся, уменьшает срок усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребёнка; повышает динамику и образность предлагаемого учебного материала и позволяет проверить объём и правильность знаний.