Планируемые образовательные результаты : -личностные -метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) - предметные | - развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности; - выявлять причинно-следственные связи при изучении физических процессов и явлений, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; выражать свою точку зрения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога. - различать явления теплопередачи (теплопроводности, конвекции, излучения) по описанию их характерных свойств; объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера; выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1-2 логических шагов с опорой на 1-2 изученных свойства физических явлений и закономерностей. |
Основные виды деятельности обучающихся при изучении раздела/темы | Наблюдение и объяснение опытов, обсуждение практических ситуаций, демонстрирующих различные виды теплопередачи: теплопроводность, конвекцию, излучение. |
Условие практико-ориентированного задания | Внимательно прослушайте отрывок из рассказа: «Был погожий январский день. Шерлок Холмс пришёл в гости к старинному другу. Хозяин дома пригласил Шерлока разместиться в гостиной и провести вечер за игрой в шахматы. Спустя несколько часов с улицы послышался скрежет. Хозяин дома подошел к двери и впустил в комнату своего кота. Питомец был пушистее обычного. Посмотрев на кота, Шерлок Холмс сказал: - Погода на улице очень холодная. - С чего вы взяли? – недоуменно спросил друг. - Животные могут рассказать о погоде и без слов. Лишь научитесь за ними наблюдать, - ответил Шерлок». Ответьте на вопросы: По какому признаку Шерлок Холмс определил, что на улице очень холодно? Почему и зачем при холодной погоде шерсть животных становится особенно пушистой? Какие функции выполняет шерсть животных? Как эти функции зависят от времени года и местности обитания? Наблюдается ли аналогичная реакция на холод в человеческом организме? Чем объясняется плохая теплопроводность газов? |
Критерии оценивания учебного задания | 0 – ответ неправильный или отсутствует 1 – представлены корректные рассуждения, но ответ явно не сформулирован 2, 3 – представлен правильный ответ, но его обоснование некорректно или отсутствует 4 - представлен правильный ответ, но его обоснование недостаточное 5 - представлен правильный ответ и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок. |
Решение практико-ориентированного задания | 1. Шерсть кота. Шерлок Холмс определил, что на улице очень холодно, глядя на шерсть кота, которая стала пушистее обычного. 2. При холодной погоде шерсть животных становится особенно пушистой для защиты от переохлаждения. В пушистом мехе расстояние от кожи до концов волос больше, чем в гладком, поэтому слой воздуха, помещающийся между волосками, толще; а так как воздух обладает низкой теплопроводностью, то хорошо задерживает тепло. Поэтому пушистая шерсть теплее приглаженной и животные ставят ее дыбом на морозе. 3. Шерсть животных выполняет несколько функций: защитную (сохраняет тепло и защищает кожу животного от травм), маскировочную (у многих видов животных шерсть имеет камуфляжную окраску, что позволяет им быть малозаметными на фоне окружающей среды и сезонных условий. Например, так могут скрываться заяц-беляк и белый медведь), осязательную (шерсть может быть органами осязания, как усы у кота). 4. Да. У человека есть аналогичная реакция на холод. Так называемая «гусиная кожа». У человека, хотя и нет настоящей шерсти, но имеются маленькие, едва заметные волоски, покрывающие почти все тело. Каждый волосок, точно так же, как у животных, снабжен на нижнем конце мускулом, который точно также сокращается на холоде; словом, и у человека на холоде волоски становятся дыбом, причем они приподнимают участок кожи, вследствие чего на этом месте получается бугорок. Так как волоски почти невидимы, то видны бывают только эти бугорки, и кожа принимает шероховатый вид, напоминая собою кожу ощипанного гуся. Гусиная кожа получается у человека на холоде на таких местах тела, которые не привыкли к холоду, например, на груди, на плечах и т. д. 5. Плохая теплопроводность газов объясняется увеличением расстояния между молекулами. Так как передача тепла обусловлена передачей кинетической энергии между молекулами, то с увеличением межмолекулярного расстояния эта передача становится всё более затруднительной. |